Еврейское присутствие в Шхеме
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Содержание |
В древнее время
Город Шхем известен с библейских времён (1200 до н. э.), как крупный центр племени хивийцев. Сын шхемского правителя изнасиловал Дину, единственную дочь Яакова, и за это город был вырезан его сыновьями. В Шхеме находится гробница её брата Йосефа. В библейские времена Шхем был крупным культовым центром северной части Страны Израиля. После раздела земли между коленами Израиля попал в надел колена Манассии (Менаше). Шхем окружают горы Гризим и Эйвал, на которых, по указу Моше вскоре после перехода евреев через Иордан был подтверждён завет между Богом и еврейским народом. В Шхеме был объявлен царём Израиля Авимелех сын Гидеона. После разделения царства — центр северных колен и первая столица Иеровоама.
Во времена Второго Храма Шхем был центром самаритянской общины, евреев в городе оставалось всё меньше. Во времена правления арабов, крестоносцев и турок в Шхеме жили лишь отдельные еврейские торговцы.
В Новое время
Всего еврейское поселение в Шхеме восстанавливалось в новое время больше дюжины раз.
Подворье Кляйн
В конце XIX века в старой Касбе в Шхеме жили 11 еврейских семей. Все они жили в одном дворе, вместе платя аренду. Жили они в ужасающей бедности. Сейчас уже и не осталось того двора, поддворья Кляйн, где они жили. Старые дома не выдержали землетрясения 1927-го года, а евреи не выдержали бедности и враждебности населения. Глава общины Наблуса, Лейзер Клайн был главой налоговой службы в городе. Это была неблагодарная работа с мизерной зарплатой в сто сорок турецких грошей. В том же дворе находилась и синагога и здесь же, в маленькой комнатке, школа для мальчиков. Мяса на кухнях у здешних евреев почти не видели - резник приезжал раз в год, а никакого другого мяса есть евреи не могли. Возможно это причина распространенного среди арабских стариков Шхема мнения, что раньше те, настоящие евреи, не если мяса. Резник появился в общине только в 1908 году. Переезд пражского резника Йосефа Шварца спонсировал Мартин Бубер (Шварц об этом писал для варшавской газеты "Хайнт"(היינט)).
Гостевой двор
Шхем находился на пути из Иерусалима в Цфат, и местные евреи могли бы открыть гостинный двор для приезжих. С такой просьбой, Авром Янун обращался к главе города, шейху Мохамаду Хусейни в 1871 году:
Гостевой двор нужен нам для приема паломников, приезжающих в город, ибо здесь молитва Иосифа, которого весь народ наш чтит как великого праведника, с сыновиями его. И здесь же моглила семидесяти старцев...
Отднако шейх открывать отдельный гостиный дом не разрешил, поэтому паломники были редки, евреи бедны и принимали они паломников в своих домах. Платы за это никакой не взымалось, хотя еще в 1831-м году раввин из Иерусалима Шломо Моше Сузин постановил, что любой проезжающий должен платить жителям за прием пять с половиной грошей ежедневно. Но уже несколько лет спустя после смерти Сузина проезжие платить перестали. Гостиный двор для приема паломников появился у евреев Шхема только в 1907 году, стараниями известного спонсора еврейского присутствия в Стране Израиля Мордехая Эдельмана, более известного под псевдонимом "Меюхас". Эдельман выделил деньги на покупку гостинного дома, напротив немецкой гостинницы, у самого круга в центре Шхема.
Попытки переселения в Шхем
Эдельман пытался организовать переселение бедных ремесленников в арабские города, в которых на тот момент не жили евреи или в которых еврейское из-за малочисленности и бедности евреев было под вопросом. Он смог организовать переселение в Газу, Шхем и Рамлу. В Шхем приехало только 25 семей. Причина видимо в том, что город Шхем считался среди многих евреев непригодным для жилья, так как это город разбоя и разврата:
Место, предопределенное для бедствия: там согрешили родоначальники колен, там мучили Дину, там разделено былс царство дома Давидова, как сказано: "и пошел Рехавам в Шехем" [I Кн. Царей 12, 1] [Санhедрин 102а ]. (Раши на Берешит 37:14)
Ехать сюда евреи не хотели. Те кто приехали, поселились вне квартала Кляйна, в Дабуре (там за пару сот лет до этого жил саббатианец рав Фатуха, см. дальше). Местные жители встретили переселенцев недобро. По всей Палестине уже ходили слухи о том, что евреи скупают арабскую землю, задумав выселить арабов с самых плодородных земель. Дома семей Злобин и Фирстер постоянно забрасывали камнями - они стояли так, что камень можно было без труда забросить в окно. Фирстер пытался открыть в городе сапожную мастерскую, но клиенты к нему не шли, а вскоре и мастерская была разгромлена, при этом он лишлися нехитрых сапожных инструментов. Несколько месяцев спустя были изнасилованы и убиты две еврейские девушки Хава Лаппа и Фейга Альтштадт. Семьи переселенцев из России стали понемногу покидать Шхем.
Еще одну группу снарядил Калонимус Высоцкий, известный торговец чаем среднего качества. Как и другие меценаты, он заплатил двадцати или тридцати семьям, чтобы они переселились в Шхем. Один из переселенцев даже открыл в городе первый магазин игрушек. Магазин пользовался большой популярностью, но через несколько месяцев сгорел дотла.
Еще один меценат - Мозес Монтифиори купил несколько десятоков дунамов земли рядом с еврейским кладбищем, чтобы расширить его, так как на нем уже не осталось места. Кроме того он принял участи в арендной плате евреев, взяв на себя, например, две тысячи грошей ежегодно из двух с половиной тысяч годовой аренды. Но это не особо помогло. Жители города постоянно чувствовали себя в опасности. Последняя еврейская семья покинула Шхем в 1919 году, переехав в город Лод.
История рава Фатухи
Дауд Фатухи жил в Шхеме, куда видимо перебрался из Галилеи. В районе "Дабура" у него была небольшая группа учеников. Он занимался астрологией, увлекался мистикой и называл себя "йоред меркава" - "мистик". Однажды в Шхем приехал некий человек из Константинополя, который искал работу в качестве учителя для детей. У него рабби Фатуха купил несколько рукописей, содержащих некие прозрения нового пророка и мессии из Константинополя. Дауд Фатухи этими трудами очень увлекся и вскоре решил совершить поездку в Константинополь, чтобы лично познакомиться с тем, от кого исходит это учение (один из учеников Шабтая Цви).
В Константинополе обнаружилось, что этот человек принял ислам, утверждая, что это соответствует великому замыслу. В личной беседе он расскрыл Дауду Фатухи "тайну саббатианства": "сотворяя мир, святой Творец делал все дыханием уст. Уста Его изыгали пламя и оно, это пламя, основа всего живого. И так как открылся теперь в мире божественный посланник, значит и пришло время вернуть это пламя в первоначальный источник, очистив его от всякой кожуры плоти. И самым верным из праведников дано спуститься с этой целью во тьму ислама. Ибо тьма эта упряма и не отдаст пламени, которое прячет в себе простому человеку".
Видимо, общение с этим человеком оказало сильное влиянин на Фатухи, так как вернувшись, он советовал своим ученикам посещать мечеть и дочерей своих с чистой верой выдавать замуж за мусульман. Видимо, большинство учеников покинули свого учителя, но не все. В конце девятнадцатого века около полудюжины арабских семей считали себя потомками рабби Фатухи.
Примечания
Ссылки
- История еврейского присутствия в Шхеме
- История рава Давида Фатухи
- Статья в еженедельнике השבוע, недельная глава Берешит, год תשנ"ז