Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: |
|
Двора (Дебора, ивр. דְּבוֹרָה, Двора, букв. «пчела»), жена Лапидота — героиня библейской книги Судей, судья и пророчица эпохи Судей (ок. ХII в. до н. э.). Стала вдохновительницей и руководительницей войны против ханаанейского царя Явина, правившего в Хацоре (ок. 1200—1125 гг. до н. э.). Как в повествовании об исторических событиях, так и в Песне Деборы Дебора предстает как народная предводительница, «судья Израиля» (Суд. 4:4) и «мать в Израиле» (Суд. 5:7).
Борьба за независимость
Согласно Библии, Двора была женщиной, вдохновлённой Богом: «сидела под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем (Бет-Элем), в горах Эфраима; и приходили к ней сыны Израилевы на суд» (Суд.4:5). Девора жила в смутную эпоху Судей: евреи сравнительно недавно завоевали Землю Израильскую (которая перед тем называлась Ханаан) под предводительством Иисуса Навина (Йегошуа Бин-Нуна), и со всех сторон на них нападали соседи, стремясь уничтожить народ, совсем недавно вышедший из египетского рабства. Ханаанейский царь Явин, правивший в то время в Хацоре, угрожал коленам Израиля, жившим на севере. Его полководец Сисера (Сисра) прославился своей силой.
Слыша мольбы своего народа, Двора не могла оставаться равнодушной, но, сознавая, что ей, как женщине, неудобно стать во главе войска, она искала человека, которому она могла бы доверить дело спасения родного народа. Выбор её пал на Барака, сына Авиноама, жившего в Кедеше Нафтали; ему она и послала приказ от имени Бога собрать мужчин из колен Нафтали и Зевулуна и двинуться с ними к горе Тавор. Однако Барак испугался той миссии, которую она возложила на него, и ответил, что согласен стать во главе народного ополчения лишь в том случае, если Двора сама примет участие в этой войне, даже если слава победы над врагом будет принадлежать не ему, мужчине, а женщине Дворе. Тогда к горе Тавор явилась и Двора, по-видимому, во главе колен Ефрема (Эфраима), Вениамина (Биньямина), Иссахара и Манассии (Менашше). Колено Реувена не трогалось с места, хотя и было извещено о всеобщем восстании; не откликнулись, по-видимому, также и колена Дан и Ашер, а про колена Иуды (Иеhуды) и Симеона (Шим`она) даже не упоминается. Насчет последних двух колен это может объясняться тем что в то время их наделы были отделены от остальных полосой вражеской территории - и соответственно помощи от них не ждали изначально.
У потока Кишон израильское ополчение встретилось с войском финикийского полководца Сисеры. Объединённые великой идеей народного освобождения и ободрённые счастливыми предсказаниями Дворы и её личным присутствием на поле брани, израильтяне близ Мегиддо наголову разгромили Сисеру, которому не помогли даже его многочисленные колесницы. Сам Сисера погиб во время бегства с поля брани от руки Иаили (Яэль) — женщины из кенитского племени, которое издавна было дружно с израильтянами. Сражение произошло в Таанахе, у вод Мегиддо (Суд. 5:19); расчет оказался правильным: колесницы Сисры увязли в болотистой почве, и ханаанейское войско было полностью разгромлено. Сам Сисра бежал с поля боя, бросив колесницу, и, преследуемый израильтянами, пытался укрыться в шатре кенита Хевера, где был убит женой Хевера Яэль.
Война против Явина являлась, по-видимому, последней кампанией израильских племен против ханаанеев. Согласно библейскому (см. Библия) повествованию, войско Явина под командованием Сисры включало 900 колесниц — средство, которым не располагали евреи и которое обеспечивало ханаанеям контроль над равнинами; опираясь на военную мощь «девятисот железных колесниц», Явин «жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет» (Суд. 4:3).
Победа израильтян сломила могущество царя Явина, угрожавшего израильским племенам; не будучи способно более оказывать эффективное сопротивление, Хацорское царство впоследствии пало под неослабевающим военным давлением израильтян (Суд. 4:24).
Песнь Деворы
В память этой блестящей победы Двора и Барак сложили благодарственный гимн Богу, известный под названием «Песнь Деворы» (Суд.5). Этот фрагмент датируется VIII веком до н. э. (некоторыми учёными — около 1200 года) и считается древнейшим сохранившимся образцом древнееврейской поэзии, равно как и одним из древнейших по происхождению мест в Библии.[1]
Наличие в Песни Деборы множества женских образов говорит в пользу того, что ее автором была женщина. В синагогальном ритуале Песнь Деборы читают как хафтару в заключение к разделу Бе-Шаллах (Исх. 13:17–17:16), содержащему Моисееву (см. Моисей) Песнь моря (Исх. 15), которая по духу, стилю и содержанию имеет много общего с Песнью Деборы. Влияние Песни Деборы видно в псалме 68 (см. Псалмы).
Образ Деворы
Как в повествовании об исторических событиях, так и в Песне Деворы она предстает как народная предводительница, «судья Израиля» (Суд.4:4) и «мать в Израиле» (Суд.5:7). О дальнейшей её судьбе ничего не известно. Неизвестно, где и когда она умерла и продолжала ли она и после этой битвы судить народ и руководить им своими пророчествами. Известно только, что её победа на 40 лет принесла спокойствие народу Израиля (Суд.5:31).
В искусстве
История Дворы вдохновляла художников и поэтов средневековья. Но и позднее многие композиторы, воодушевленные музыкальностью и поэтичностью «Песни Дворы», посвящали её героине свои произведения. Самое известное из них — оратория Генделя «Дебора» (англ. Deborah).
Примечания
Литература
Ссылки
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ДЕБОРА в ЭЕЭ