Ойербах, Шломо Залман

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Спивак Евгений
Дата создания: 21 марта 2011


Файл:Rabbi Shlomo Zalman Auerbach.jpg
р. Шломо Залман Ойербах

Рав Шломо Залман Ойербах (ивр. שלמה זלמן אוירבך) ( 30 июля 1910 – 19 февраля 1995) один из важнейших харедимных религиозных авторитетов второй половины 20 века; глава ешиви Коль Тора.

Содержание

Биография

Родился в Иерусалиме в 1910. Его отец, рав Хаим Иегуда Лейб Ойербех, одна из важнейших личностей старого ишува; глава каббалистической иешивы Шаар hа-Шамаим в Иерусалиме. Рав Ойербах обучался в иешиве Эц Хаим.

В 24 года им была написана книга "Мэорей Эш", взгляды изложенные им в этой книге нашли поддержку у его преподавателя рава Исера Залмана Мелцера, а также рава Хаима Озера Гродзенским из Вильнюса.

В 1929 Женился на Хае Ривке Рохамкин, почле чего продолжил свое обучение в колеле рава Цви Песаха Франка, Мидраш Бней Цион, который специализировался на седер зраим и законах привязанных к земле. Его нововведения вошли в книги Керем Цион и Мааданей Арец.

Учился также у рава Дова Бериша Вейденфельда, рава Шимшона Аhарона Полански и рава Зелига Реувена Бенгиса.

Прославился своими новаторскими и всеобъемлющими взглядами на постановления галахи, особенно тех, что касаются новых технологий.

В 1948 году был назначен главой иешиви Коль Тора, которой управлял 40 лет, вплоть до своей смерти.

Всю свою жизнь прожил в Иерусалиме, в квартале Шаарей Цедек.

Был известен своей деликатностью, чуткостью и приветливостью по отношению к кого бы встретил.

Раву Ойербаху не раз были предложены разные высокопоставленные должности рава, в том числе и главного рава Иерусалима, но он отказывался от них.

С созданием "Бейт hа-Дин hа-Гадоль ле-ирурим" (Высший религиозный апелляционный суд) рав Ицхак Айзик Герцог пригласил рава Ойербаха быть одним из главных судей, но он отказался. Но, не смотря на это, к нему все равно обращались за решением галахических вопросов.

Несмотря на то, что рав Ойербах сам относился к течению харедим, он был признаваем как религиозный авторитет и другими ортодоксальными течениями иудаизма.

Большим уважением пользовался у него р. А.И. Кук, с которым он познакомился через своего отца. Рав Кук проводил церемонию его бракосочетания, а также дал свою hаскаму на книгу "Мэорей эш".

Поддерживал поселенческое движение в Иудее и Самарии.

Галаха рава Ойербаха

Несмотря на то, что его отец был каббалистом, данное обстоятельство никак не повлияло на галахические постановления рава Ойербаха, кроме того нет свидетельств о том что он вообще когда либо занимался.

В основном, его галахические постановления не печатались в книгах, а издавались в статьях, а также давались в устной или письменной форме, некоторые из них в дальнейшем вошли в книги. Среди них ответы на личные вопросы людей, касающиеся галахических дилемм, взгляд на различные талмудические темы, как практические, так и теоретические, а также обсуждение заповедей привязанных к земле. Но все, же основной темой его постановлений была повседневная жизнь отдельно взятого человека.

Он уделял особое внимание решению галахических вопросов связанных с новыми технологиями и медициной. Был инициатором научных опытов, целью которых было установление принципов галахи. Например, установления точного [[Определение "момента смерти" с точки зрения иудаизма |момента смерти]] или минимальной температуры для приготовления пищи в случаях, в которых до этого готовка была запрещена. Свою первую книгу, "Меорей эш", посвятил проблеме использования электричества в шабат.

В своих постановлениях рав Ойербах кроме классических источников, опирается также на моральные и человеческие соображения. Он акцентирует внимание на надобности разделять между собственно законом и гзерот и довольно часто склонялся вынести более мягкое решение, так как на сегодняшний день не создаются новые гзерот.

В иногда применял довольно новаторский подход к решению вопросов галахи , но в определенных случах с уточнением, что он не собирается устанавливать новую галаху, только лишь с согласия других авторитетных религиозных деятелей.

Книги

Изданные до его смерти

  • "Меорей эш" 1935
  • "Мааданей арец" 1946
  • "Мааданей арец" 1952
  • "Минхат Шломо" первый том 1986

Изданные после его смети

  • "Минхат Шломо" второй и третий том 1999
  • "Минхат авот"
  • "ШУлхан Шломо"
  • "Галихот Шломо"

Амир Машиах, рав Нарья Гутель и некоторые другие утверждают, что книги изданные после смерти рава Ойербаха подверглись редактированию, которое идет вразрез с его идеями. Их оппоненты утверждают что редактирование не идет вразрез с написанным изначально и объясняют их возмущение непониманием того, что язык рава с годами изменился - отсюда и претензии к редакторам его книг. [1] [2]

Источники

Примечания

  1. Докторат Амира Машиаха на тему מחשבת ההלכה במשנתו של הרשז"א
  2. http://www.haaretz.co.il/hasite/spages/1091513.html
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация