Главный раввинат Израиля
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
17/03/2011 | |
Главный раввинат Израиля (ивр. הרבנות הראשית לישראל) — главный орган государства Израиля, ответственный за регулирование еврейской религиозной жизни.
Содержание |
Создание
Когда Страна Израиля входила в состав Османской империи, высшим административным и духовным авторитетом её жителей для властей был сефардский Главный раввин - хахам-баши или "Ришон ле-цион". Он отвечал за сбор налогов и представлял евреев Страны Израиля перед турецкими властями. Ашкеназские евреи в основном решали свои религиозные нужды в рамках колелей (организаций евреев по странам исхода), а административно пользовались покровительством консулов своих стран, в соответствии с "капитуляциями" Османской империи. С началом действия Британского мандата в Палестине происходило формирование органов еврейской автономии внутри Британского мандата, которые в дальнейшем были преобразованы в органы функционирования и управления Государства Израиль. В связи с этим р. А.И.Кук считал очень важным создать главные органы религиозного управления в Стране и инициировал создание Главного раввината.
Первыми главными раввинами в 1921 г. были избраны р. А.И.Кук и р. Яаков Меир. Выборщиками были главы ешив, раввины общин и другие представители религиозного еврейства. В 1972 г. каденция главных раввинов стала 10-летней.
Сионистское движение воспринимало Главный раввинат как один из элементов своей организационной структуры. Религиозный сионизм вначале рассматривал Главный раввинат как свой главный религиозный и галахический авторитет, и Главный раввинат позиционировал себя как сионистскую организацию.
Функции
Рав Кук считал, что Главный раввинат должен быть неполитической структурой, вовлечённой во всё, что происходит в Стране Израиля. Поэтому к сфере компетенции Главного раввината были отнесены: проблемы брака, развода, гиюра, а также проблемы налаживания кашрута, соблюдения шабата, еврейских праздников и религиозной жизни в Стране, взаимодействие с исполнительной и законодательной властью для этого. Главный раввинат руководил также местными религиозными советами. Однако британские мандатные власти ограничивали полномочия Главного раввината, не желая передавать в руки евреев слишком много властных полномочий в Стране Израиля. С другой стороны, и светское сионистское политическое руководство не желало видеть слишком много власти в руках религиозных, но было готово сотрудничать с Главным раввинатом.
После создания Государства Израиль
После создания Государства Израиль Главный раввинат (сохраняя все свои предыдущие функции) был преобразован в одну из сфер государственного управления, ответственную за религиозную жизнь. Это означает, что он служит для исполнительной власти Государства Израиль авторитетом, определяющим нормы Галахи (По принципам «статус-кво» Государство не должно нарушать галаху). Главный раввинат сотрудничает с Министерством по делам религий (или со структурой, его заменившей).
Главный раввинат (в сотрудничестве с Главным раввином армии, возглавлявшимся р. Ш. Гореном) наладил соблюдение еврейских религиозных аспектов в армии.
Один из главных раввинов Израиля председательствует в Главном раввинском суде, являющемся органом Главного раввината и занимающемся рассмотрением жалоб и кассаций на деятельность и решения местных раввинских судов.
Руководство
Высший орган Главного раввината - Совет главного раввината. В него входят два главных раввина, один из двух главных раввинов каждого из четырёх больших городов Израиля (Тель-Авив, Иерусалим, Хайфа и Беэр-Шева) и десять известных раввинов. Половина членов Совета должны быть ашкеназами, половина - сефардами.
Главные раввины и десять членов Совета избираются коллегией выборщиков, в которую входят 80 раввинов и 70 представителей власти и парламента. Члены Совета обязаны подписать декларацию верности государству.
В ведении Совета находятся выдача сертификатов о кошерности, надзор над завозом кошерного мяса, над соблюдением заповедей, связанных со Страной Израиля, аттестация раввинов (проведение экзаменов, выдача раввинских дипломов и подтверждение дальнейших уровней компетентности, например статус "моhель", "раввин города", "рав, осуществляющий бракосочетание" или "даян"). Назначать на эти должности Главный раввинат возможности не имеет. (В небольших общинах, например в поселках или районных синагогах, назначение раввинов регулируется самими членами общины путем прямых выборов. В городах назначение раввинов города делается по согласованию между муниципалитетом и министерством религий).
Главные раввины читают лекции, проповеди, а также встречаются с представителями других религий, осуществляя неофициальную дипломатию.
Важные решения Главного раввината
- Из первых действий в качестве раввината Государства можно упомянуть создание молитвы за Государство Израиль, провозглашающей его «решит цмихат геулатейну» - «началом роста Мессианского спасения».
- Р.Овадья Йосеф постановил, что фалаши (Бета Исраэль) являются евреями и не нуждаются в гиюре, вследствие чего Сохнут в сотрудничестве с израильскими властями привёз их в Израиль (см. Операция Моше, Операция Шломо).
- В 1944 г. р.Герцог и р.Узиэль постановили, что деверь, отказывающийся осуществить обряд халица, обязан содержать свою невестку, которой он таким образом не позволяет выйти замуж.
- Отец обязан содержать своих детей до 15-летнего возраста - в силу закона, а не в силу благотворительности.
- Запрет выхода замуж девушки до 16 лет.
Харедимное еврейство и Главный раввинат
В начальный момент выборов главных раввинов в 1921 г. не было четкого разделения между харедимными и сионистскими раввинами. Крайнее харедимное еврейство (Эда Харедит) уже тогда относилось отрицательно к выборам Главного раввината, но основная масса раввинов сотрудничала с главными раввинами подмандатной Палестины.
В первые десятилетия Государства Израиль харедимное еврейство не имело большого влияния на Главный раввинат, но затем, с начала 1990-х гг., оно начало активно влиять на выбор главных раввинов. Это привело к тому, что стали избираться главные раввины более харедимной ориентации, и вследствие этого они перестали быть авторитетом для религиозно-сионистского общества. (В частности, нынешние главные раввины не являются галахическими авторитетами ни для сионистского, ни для харедимного общества, а являются компромиссными фигурами.)
Влияние харедим в Главном раввинате выразилось, например, в вопросе шмиты. В начале сионистского движения Главный раввинат пол руководством р.Кука полностью поддерживал "hетер мехира" (т.е. продажу земли на субботний год, с тем, чтобы было возможно пользоваться урожаем. Эта мера необходима для того, чтобы продукция нерелигиозных кибуцев и других сельскохозяйственных субъектов была кошерной; в противном случае некоторая часть общества будет полностью соблюдать шмиту, но другая, менее религиозная, будет глобально ее нарушать). В последние несколько десятилетий Главный раввинат все более проблемно относится к "hетер мехира", хотя под давлением общества все же допускает ее.
Список Главных раввинов Израиля (и сроки их каденции)
Ашкеназские
- Авраам Ицхак Кук (1921-1935)
- Ицхак Ха-Леви Герцог (1936-1959)
- Исер Йегуда Унтерман (1964-1972)
- Шломо Горен (1972-1983)
- Авраам Элкана Каhана Шапира (1983-1993)
- Исраэль Меир Лау (1993-2003)
- Йона Мецгер (с 2003 по настоящее время)
Сефардские (Ришон ле-Цион)
- Яаков Меир (1921-1939)
- Бен-Цион Меир Хай Узиэль (1939-1953)
- Ицхак Ниссим (1955-1972)
- Овадья Йосеф (1972-1983) (не сложил титул Ришон ле-Цион)
- Мордехай Элияху (1983-1993)
- Элияху Бакши Дорон (1993-2003)
- Шломо Амар (с 2003 по настоящее время)