Субботники
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
СУББО́ТНИКИ — распространенное название русских иудействующих, простонародного религиозного движения, возникшего во второй половине 18 в. в Воронежской губернии. К началу 19 в. это движение отличалось от других направлений "старого русского сектантства" (духоборцев и молокан-воскресников) празднованием субботы вместо воскресенья. К этому же времени относятся первые свидетельства о контактах субботников с евреями и, чуть позже, с караимами. В результате ссылок и добровольных переселений в течение 19 в. движение субботников распространилось в Центральной и Южной России, в Нижнем Поволжье, на Северном Кавказе, в Закавказье и в Сибири. Во второй половине 19 в. движение разделилось на толки "талмудистов" и "караимов". В конце 19 - начале 20 в. происходило массовое переселение субботников в Палестину. Некоторые из них вернулись назад, другие остались и сыграли важную роль в создании сельскохозяйственных поселений ЕКО и отрядов еврейской самообороны. Новая волна переселений началась в 1970-е гг. и продолжается по сей день. В настоящее время в России имеется несколько крупных общин субботников, проживающих в сельской местности и в большей или меньшей степени сохраняющих свои религиозные традиции. Множество потомков субботников живет в городах; некоторые из них входят в местные еврейские общины, другие хранят в семейной памяти смутные предания о связи их предков с евреями.
Содержание |
Название
В отличие от духоборцев и молокан, принявших и сохранивших свои конфессионимы до наших дней, субботники использовали множество самоназваний (иудействующие, пришельцы, геры, субботники, молокане-субботники, молокане, евреи, талмудисты, караимы и др.), ни одно из которых не стало общепринятым. Иногда различные названия использовались для разграничения различных толков движения, сосуществовавших в рамках одной или нескольких соседних общин. Так, например, «талмудисты» Поволжья и Закавказья, противопоставляя себя «караимам», чаще использовали самоназвание геры, а за «караимами» закрепилось наименование субботники. Однако в других регионах эти же термины использовались в ином смысле. Устойчивая связь между характером религиозных практик и тем или иным конфессионимом не сложилась. В документах 18 - начала 19 в. субботников называли иногда духоборцами, молоканами или просто раскольниками. Дополнительную путаницу внесло появление в конце 19 в. адвентистов седьмого дня, которых в западных губерниях Российской империи называли так же субботниками.
Движение субботников в России в XVIII и XIX веках
Факты, подтверждающие преемственную связь движения субботников с новгородско-московской ересью жидовствующих, отсутствуют. То же относится и к часто цитируемым упоминаниям "субботников" в начале 18 в. - в письмах 1700-х гг. публициста и экономиста И. Посошкова и в «Розыске о раскольничьей барынской вере...» (написан в 1709 г., опубликован в 1745 г.) митрополита Дмитрия Ростовского, который писал о сектантах-щельниках (на Дону): «... иже по-жидовски субботу постят». Документированная история этого движения начинается в 1760-е гг., когда в нескольких селах Воронежской губернии (в Тамбовском, Козловском, Бобровском и Павловском уездах) практически одновременно обнаружились группы крестьян, отказывавшихся от почитания икон и крестов, от участия в церковных таинствах и в праздниках крестьянской общины, от употребления алкогольных напитков и свиного мяса. Свои собственные религиозные практики они называли «духовными» и связывали их с письменным «законом» (Библия и другие книги), в котором видели свою главную опору и основание для пересмотра привычных норм жизни. Эти ранние иконоборческие движения не имели определенных названий. Лишь в начале XIX в. власти стали различать в них три отдельные «секты»: духоборцев, молокан и субботников. Характерной особенностью последних, отраженной в их названии, является празднование субботы вместо воскресенья и связанное с этой практикой предпочтение Ветхого завета – Новому. Это предпочтение не требовало теологических, догматических заявлений – Новый завет был просто не нужен субботникам, искавшим в «законе» не моральные поучения, но основания для своих практик. В силу этих особенностей субботники довольно устойчиво воспринимались своими православными соседями и властями как «евреи» или «жиды». Это восприятие было официально закреплено в 1825 г. указом «О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников», который предписывал «именовать субботников жидовскою сектою и оглашать, что они подлинно суть жиды» (ПСЗ-1, т. XL, № 30456). Центром, в котором возникло и откуда началось распространение движения иудействующих, были села Мечетки Бобровского, Гвазда и Пузево Павловского уездов Воронежской губернии. Это распространение можно проследить по немногочисленным документам и, главным образом, по фамилиям, впервые зафиксированным в этих селах, а затем встречающимся на протяжении XIX – XXI веков практически во всех известных общинах иудействующих. В первом из известных нам свидетельств об иудействующих, относящемся к 1765 г., упоминается однодворец с. Мечетки Матвей Звездилин, который «был научен зловредному суеверию» Федором Жабиным из с. Козловки Козловского уезда. Допрошенные крестьяне сообщили также, что другим их учителем был некий «житель Тамбовского уезда».
Статья-полуфабрикат:
На настоящий момент эта статья является полуфабрикатом для дальнейшей работы. Вы можете помочь проекту, превратив еe в нормальную полноценную статью |
До конца 1820-х годов субботники сосредоточивались преимущественно в Губерниях Воронежской (в Уездах Павловском и Бобровском в 1818 г. их было 503 чел., а в 1823 г. — 3771, в 1889 г. — 903), Орловской, Московской, Тульской, Саратовской. После правительственных мероприятий 1806, 1825 (когда был издан Синодский указ «о мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников» — П. С. 3. т. XL, № 30436а) и 1826 гг. Субботники, открыто признававшие свою принадлежность к этому религиозному движению, были переселены в северное предгорье Кавказа, Закавказье и губернии Иркутскую, Тобольскую, Енисейскую.
В царствование Александра I
В начале 19 в. многие жители города Александрова на Кавказской линии (позже город Александровская Станция Ставропольской губернии) из купечества и мещанства по субботам уклонялись от исполнения общественных повинностей; составляя большинство населения, они добились освобождения от всяких работ в святой для них день (позже все население города было зачислено в Хоперский казачий полк). Однако подобное терпимое отношение администрации к субботникам было исключением. Когда в начале 19 в. стали открываться новые центры субботничества в губерниях, не входивших в черту оседлости (Московская, Тульская, Орловская, Рязанская, Тамбовская, Воронежская, Архангельская, Пензенская, Саратовская, Ставропольская, Область Войска Донского), власти стали применять репрессивные меры. В Воронежской губернии в 1806 г. была обнаружена группа субботников; большинство из них насильственно обратили в православие, а не сломленных «зачинщиков» сдали в солдаты. Обнаруженные в 1811 г. в Тульской губернии (Каширский уезд) субботники заявили, что веру свою «содержат издревле». Еще в 1805 г. субботники появились в Броницком уезде Московской губернии, в 1814 г. возникло дело о субботниках в Орловской губернии (в городе Елец община субботников существовала с 1801 г.), в 1818 г.– в Бессарабской губернии (город Бендеры). В 1820 г. решением кабинета министров пропагандисты из числа субботников города Бендеры были переселены в Кавказскую губернию, куда в том же году были высланы с семьями субботники Екатеринослава.
После того, как министр духовных дел и народного просвещения князь А. Голицын подал представление, что евреи распространяют свое учение среди местного населения Воронежской губернии, последовало утвержденное Александром I положение кабинета министров «О недержании евреями в домашнем услужении христиан». В 1823 г. министр внутренних дел граф В. Кочубей представил в кабинет министров записку о жидовствующих (то есть субботниках) и о мерах борьбы с этой сектой, которая, по его сведениям, насчитывала около 20 тыс. человек в разных регионах России. По его предложению в 1825 г. был издан синодский указ «О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников». По этому указу всех распространителей ереси немедленно призывали в армию, а непригодных к военной службе ссылали на поселение в Сибирь; евреев изгоняли из уездов, в которых была обнаружена секта, и «впредь ни под каким предлогом пребывание их там» не дозволялось. Субботникам не выдавали паспорта, чтобы затруднить им передвижение по стране и, таким образом, общение с евреями; им запрещали молитвенные собрания и «исполнение обрядов обрезания, венчания, погребения и прочих, не имеющих сходства с православными». В результате этих преследований многие субботники формально вернулись в лоно православной церкви, продолжая, однако, тайно соблюдать обряды и обычаи своей веры.
В царствование Николая I
Положение субботников ухудшилось с вступлением на престол Николая I (указ от 18 декабря 1826 г. о присоединенных к православию и снова предавшихся ереси). Субботников, открыто признававших свою принадлежность к секте, переселяли (иногда целыми деревнями) в северное предгорье Кавказа, Закавказье и в Иркутскую, Тобольскую и Енисейскую губернии, а после присоединения в 1858 г. Приамурья к России и в Амурскую губернию. В 1842 г. были разработаны правила о переселении субботников на Кавказ, где им отводили земли. В 1850-х гг. секта получила широкое распространение в Кубанской области. Трудолюбие и предприимчивость субботников, основавших процветающие деревни, способствовавших оживлению торговой жизни Закавказья, привели к тому, что они преуспели в распространении своей веры среди русских колонистов, чаще всего таких же, как и они, сосланных сектантов.
Во второй половине XIX в.
На прежних местах жительства также осталось немало скрытых субботников. После воцарения Александра II, когда репрессивные законы против всех сектантов применялись мало, большая часть субботников в центральной России (особенно в местах концентрации — Воронежской, Тамбовской и других губерниях) перестали скрывать свою веру. В Ставропольской губернии субботники открыто заявили о себе в 1866 г., сославшись на свободы, данные манифестом по случаю коронации. В Воронежской губернии субботники вышли из подполья в 1873 г.; когда 90 членов секты (в Павловском уезде) были приговорены к лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в Закавказье, ревизующий сенатор С. Мордвинов, дав благоприятный отзыв о них, ходатайствовал об отмене приговора. В 1887 г. последовал указ о признании наиболее важных актов в личной жизни сектантов законными (с гражданской точки зрения). Хотя манифест о свободе совести (17 апреля 1905 г.) положил конец всем законам, направленным против субботников, администрация, часто смешивая их с евреями, применяла к ним ограничения; министерство внутренних дел было вынуждено в циркулярах от 1908 г. и 1909 г. разъяснить, что иудействующие имеют одинаковые права с коренным населением. К началу 20 в. общины субботников существовали в 30 губерниях Российской империи и насчитывали десятки тысяч человек (официальная статистика до манифеста о свободе совести от 17 апреля 1905 г. заведомо неполна, так как сектанты, и особенно субботники, которых власти считали «вредной сектой», уклонялись от регистрации).
С конца 1880-х – начала 1890-х гг. в среде субботников возникло движение за переселение в Эрец-Исраэль, и они целыми семьями (Дубровины, Куракины, Протопоповы, Матвеевы и др.) селились в еврейских сельскохозяйственных поселениях, главным образом в Галилее, где через два-три поколения растворились среди еврейского населения.
Учение, обычаи
Первые официальные данные об их учении (в синодском указе 1825 г. и в сообщении архимандрита Григория) весьма неопределенны. По словам указа, «существо секты не представляет полного тождества с еврейской верой», хотя она и признает Обрезание, "устанавливает празднование субботы, допускает произвольные браки. По сообщению Архимандрита Григория, московские субботники не производят обрезания, но вообще держатся чисто еврейских Догматов. По позднейшим исследованиям, в одних местах субботники соблюдали обряды по закону Моисееву, но не признавали Талмуда и молитвы читали на русском и церковно-славянском языках; в других (напр. в Пятигорске и Иркутской губ.) носили русскую одежду и вообще придерживались русских обычаев. Одни субботники вовсе не признавали Иисуса как Христа и ждали пришествия Мессии, Мошиаха, Христа, как царя земного; другие считали Иисуса святым человеком, Пророком и смеялись над ожидавшими пришествия царя земного. Одни вовсе не признавали Евангелие, другие только ставили его ниже ТаНаХа. Общих признаков учения субботников можно затем установить очень немного: это — Обрезание, признание Божества в одном лице, то есть отрицали Троицу, наибольшее преклонение пред Ветхим Заветом и Празднование субботы, отрицание икон, Клира. Все почти единогласно, и частные, и официальные исследователи, сообщают, что субботники трудолюбивы, грамотны и беспрекословно исполняют требования начальства и что в их среде не замечается пьянства, разврата и бедности. Ср. Н. Астырев, «Субботники в России и в Сибири» («Северный вестник», 1891, № 6).
На начальном этапе субботничество развивалось как типичное радикально-антитринитарное движение. Субботники отвергали христианское вероучение и культ, в основе их вероучения был Ветхий завет. В нем их привлекали запрет пожизненного рабства, мотивы обличения господствующих классов, а также идея единобожия (а не Троицы) и отрицание «кумиров» (икон). Некоторые группы субботников считали Иисуса не Богом, а одним из пророков. В культе они стремились выполнять библейские предписания (обрезание, празднование субботы и еврейских праздников, пищевые и др. запреты и т. д.), что по форме сближало их с иудаизмом. Однако исповедуемое ими учение в разных губерниях имело свои специфические особенности, и как свидетельствует синодский указ от 1825 г., «существо секты не представляет полного тождества с еврейской верой». Этим объясняется усилившееся, особенно со второй половины 19 в., стремление субботников заимствовать формы учения непосредственно у евреев. В субботничестве сложились различные и часто несовместимые толки. Их возникновению способствовал ряд причин: отсутствовали постоянные контакты субботников с евреями (не имевшими права жительства вне черты оседлости); субботники проживали разбросанно, связь между ними была затруднена; группы субботников появились в разное время и имели разный генезис. Все эти толки можно разделить на две группы: собственно субботники (то есть иудействующие или перешедшие в иудаизм по Галахе) и христианские секты, празднующие субботу, соблюдающие некоторые предписания и обряды иудаизма.
К первой группе относятся:
Субботники
называвшиеся на Кубани также псалтирщиками, которые в российском законодательстве начала 20 в. именовались «субботниками иудейского вероисповедания». Они отвергали все положения христианства и стремились выполнять ветхозаветные предписания, включая обрезание. Еще в конце 18 в. – начале 19 в. они пытались установить контакты с евреями, а некоторые из них даже проходили гиюр. В середине 19 в. субботники представляли организационно оформленное (общины, учителя, наставники, устная традиция) отдельное религиозное учение. Большинство из них продолжало эволюцию в сторону иудаизма: многие общины заимствовали элементы еврейского культа (таллит, тфиллин, соблюдение мицвот в соответствии с Галахой) и литургии (богослужение на иврите). Это процесс усилился в конце 19 в. – начале 20 в. По официальной статистике, на 1 января 1912 г. таких субботников насчитывалось 8412 человек.
Геры
называемые также талмудистами или шапочниками (за обычай даже в доме носить головной убор). Еврейские источники говорят о многочисленных случаях прозелитизма среди русских и украинцев еще в конце 18 в. – начале 19 в. Так, в жизнеописании рабби Нахмана из Брацлава «Хаей Махаран» (1874) Н. Штернхарца (1780–1845) говорится о том, что в 1805 г. было много случаев обращения христиан в иудаизм из-за того, что они находили противоречия в своих священных книгах. Официальная российская статистика обычно не отличала геров от субботников, строго соблюдавших мицвот без формального прохождения гиюра. На 1 января 1912 г. иудействующих, вероятно, геров, насчитывалось 12 305 человек, по переписи 1897 г. — 9232 человека. Они стремились к полному слиянию с евреями, поощряли браки с ними (не вступая в браки даже с субботниками), посылали детей в иешивы. В центрах их концентрации (Кубань, Закавказье) существовали в начале 20 в. сионистские кружки (на 1-й конференции сионистов Кавказа в Тифлисе в 1901 г. был делегат от станицы Михайловской Кубанской области З. Лукьяненко), а в селе Зима (Иркутской губернии) была сионистская организация, пославшая своих представителей на состоявшийся в 1919 г. в Томске 3-й Всесибирский сионистский съезд. Хотя их число в советское время значительно уменьшилось, в 1970–80-х гг. они продолжали существовать в Сибири (в Зиме был миньян до конца 1970-х гг.), в Воронежской и Тамбовской областях, на Северном Кавказе (район Майкопа) и в Закавказье (город Севан, бывшая Еленовка в Армении, село Привольное в Азербайджане (сейчас - один из главных центров субботников в СНГ), город Сухуми и другие населенные пункты).
Ильинка
Особое явление представляет эволюция субботничества под руководством геров в Воронежской области (где в 1920 г. субботники проживали в 27 деревнях) в советское время. В 1920–21 гг. субботники из селений Озерки, Клеповка, Гвазда, Бутурлиновка, Верхняя Тишанка и др. переселились на бывшие помещичьи земли, где образовали два отдельных селения — Ильинка и поселок Высокий. Изолированность проживания, сплоченность и сильное духовное руководство привели к тому, что большая их часть полностью восприняла ортодоксальный иудаизм и отождествила себя с евреями. В 1920-х гг. в Ильинке возникла сельскохозяйственная коммуна (с субботним выходным днем) под названием «Еврейский крестьянин» (так первоначально назывался и колхоз, который после укрупнения вошел в колхоз «Россия»). В 1920-е гг. туда для помощи в религиозном воспитании и налаживании религиозной жизни неоднократно приезжали евреи. Примерно в 1929 г. в Ильинку прибыл Залман Либерман, исполнявший обязанности шохета (см. Убой ритуальный), мохела (см. Обрезание), меламеда (учителя) и хаззана. Он наладил в поселении производство цицит и таллитов (для Москвы, Ленинграда и других городов), а также поставку кашерного мяса (см. Кашрут) в Воронеж и близлежащие населенные пункты. В 1937 г. Либерман был репрессирован и погиб в заключении, синагога закрыта, изъяты четыре свитка Торы (см. Сефер-Тора), два из которых позже были возвращены. В 1930-е гг. во время оформления документов некоторые жители этих поселков (особенно Ильинки) настаивали на записи «еврей» в актах гражданского состояния в графе «национальность». По данным исследования, проведенного в 1960-х гг. Институтом этнографии АН СССР, даже в менее ортодоксальном Высоком в 1963 г. из 247 мальчиков дошкольного возраста лишь 15 не были обрезаны, а в 1965 г. в Иом-Киппур в этом поселении никто не вышел на работу. В Ильинке обязательно обрезали всех новорожденных мальчиков (для этого ездили в Воронеж и на Кавказ), не было ни одного случая смешанного брака, соблюдались суббота и праздники, а также частично кашрут (только в домашних условиях). В 1973–91 гг. большинство жителей Ильинки уехали в Израиль.
Субботники-караимиты
В Тамбовской губернии их называли староиудеями или бесшапочными. Они не признают Талмуд и единственным источником веры считают Ветхий завет. Секта возникла около 1880 г. под влиянием крымских караимов. На 1 января 1912 г. их насчитывалось 4092 человек В 1905–12 гг. в секту по официальным данным перешло 30 человек (в этот период, правда, со значительными оговорками, допускалось принятие христианами нехристианских вероисповеданий, с 1913 г. правила ужесточились). В 1910-х гг. у этих субботников была религиозная и литургическая караимская литература на русском языке, они проживали в Саратовской, Тамбовской и Астраханской губерниях, на Алтае и в Кубанской области. В 1960-х гг. были случаи, когда представители секты, проживавшие в Астрахани и Волгограде, записывались караимами.
К христианским толкам субботников относятся:
Субботники-молокане
представляют один из толков в молоканстве. Еще в ранний период в молоканстве, основанном С. Уклеиным в 18 в., было заметно сильное влияние иудаизма. Однако Уклеин из-за трудности исполнения законов и запретов иудаизма не решился предписать их исполнение всей общине, хотя наиболее близкие его ученики стали их соблюдать. Его преемник Сундуков (Саратовская губерния) выступил за более решительное сближение с иудаизмом, чем вызвал раскол в секте. Последователи Сундукова получили название субботники-молокане, они ввели в обычай празднование субботы и др. иудейских праздников и придерживались ветхозаветных пищевых запретов, хотя признавали и Евангелие. На 1 января 1912 г. субботников-молокан насчитывалось 4423 человек. По сути, субботники-молокане представляли собой секту, промежуточную между христианством и субботничеством (иудействующими). В другом молоканском толке — прыгунов — в 1860–70-х гг. возникло движение за принятие Закона Моисеева, появились библейские имена, отмечались суббота и некоторые ветхозаветные праздники и велись споры о необходимости обрезания. Как отмечал Н. Дингельштадт («Закавказские сектанты в их семейном и религиозном быту», СПб., 1885), многие прыгуны «серьезно подумывают о переходе в субботники, признавая их веру более правою и согласною с Писанием». Многие из субботников-молокан и прыгунов впоследствии переходили в иудейское субботничество и даже становились герами.
Христианские субботники
секта, возникшая в Тамбовской области в 1926 г. как ответвление адвентизма
Субботники и евреи
Уже с самого начала XIX в. субботники вступают в контакты с ашкеназскими евреями, жившими вне черты оседлости, и с крымскими караимами. В конце XIX — первой половине XX в. почти в каждой общине субботников (иудействующих) жили евреи, выполнявшие обязанности учителей, шойхетов, раввинов. С другой стороны, во многих еврейских общинах за пределами черты оседлости иудействующие, переселявшиеся в города, были приняты в качестве полноправных членов. Однако полной ассимиляции иудействующих ашкеназскими евреями не произошло: вступая в браки с ашкеназами и с горскими евреями, считая себя частью еврейского народа, иудействующие сохранили свое особое групповое самосознание. Это проявляется, в частности, в самоназваниях «геры» или «гейрим» (ими часто пользуются субботники, чтобы отличить себя от «природных евреев») и в нарративных практиках современных геров и субботников, противопоставляющих свою приверженность религии недостаточно ревностному, с их точки зрения, соблюдению «закона» или даже атеизму нынешних евреев. Эти и другие особенности группового самосознания иудействующих воспринимаются зачастую современными русскими или израильскими евреями (особенно — далекими от религии) как признак «сектантства».
Субботники в XX веке
Манифест о свободе совести (17 апреля 1905 г.) положил конец всем законам, направленным против субботников. Однако администрация, часто смешивая их с евреями, применяла к ним ограничения и министерство внутренних дел было вынуждено в циркулярах от 1908 г. и 1909 г. разъяснить, что иудействующие имеют одинаковые права с коренным населением. К началу XX века общины субботников существовали в 30 губерниях Российской империи и насчитывали десятки тысяч человек.
В 1920–21 гг. субботники Воронежской губернии из селений Озерки, Клеповка, Гвазда, Бутурлиновка, Верхняя Тишанка и др. переселились на бывшие помещичьи земли, где образовали два отдельных селения — Ильинка и поселок Высокий. Изолированность проживания, сплоченность и сильное духовное руководство привели к тому, что большая их часть полностью восприняла ортодоксальный иудаизм и отождествила себя с евреями. В 1920-х гг. в Ильинке возникла сельскохозяйственная коммуна (с субботним выходным днем) под названием «Еврейский крестьянин» (так первоначально назывался и колхоз, который после укрупнения вошел в колхоз «Россия»). В 1920-е гг. туда для помощи в религиозном воспитании и налаживании религиозной жизни неоднократно приезжали евреи.
В 1937 г. синагога в Ильинке была закрыта, изъяты четыре свитка Торы, два из которых позже были возвращены. В 1930-е гг. во время оформления документов некоторые жители вышеуказанных поселков (особенно Ильинки) настаивали на записи «еврей» в актах гражданского состояния в графе «национальность». По данным исследования, проведенного в 1960-х гг. Институтом этнографии АН СССР, даже в менее ортодоксальном Высоком в 1963 г. из 247 мальчиков дошкольного возраста лишь 15 не были обрезаны, а в 1965 г. в Йом-Киппур в этом поселении никто не вышел на работу. В Ильинке обязательно обрезали всех новорожденных мальчиков (для этого ездили в Воронеж и на Кавказ), не было ни одного случая смешанного брака, соблюдались суббота и праздники, а также частично Кашрут (только в домашних условиях).
В 1973–91 гг. большинство жителей Ильинки уехали в Израиль.
В настоящее время еврейские обряды среди субботников СНГ частично соблюдают только немногие старухи. Многие субботники после распада СССР и либерализации религиозной жизни присоединились к протестантским движениям в христианстве.
Литература
Ссылки
- Статья «Субботники» в Электронной еврейской энциклопедии
- Субботники
- Статья "Геры" в Еврейской энциклопедии Брокгауза-Ефрона
- Стать "Жидовствующие" в Еврейской энциклопедии Брокгауза-Ефрона
- «Русская религия: царь духов и вождь сионского народа», Авраам Шмулевич. «Русский журнал», 12 февраля 2007 г.
- Андрей Литвин "Еврейский Иван.Русские иудаисты из-под Воронежа"Категория:Иудаизм в Российской империи