"Imitatio Dei" ("Уподобление Богу")

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск


"Imitatio Dei" ("Уподобление Богу") - принцип монотеистических религий, состоящий в приближении к Богу через подобие Ему.


Содержание

Сотворение человека в образе и по подобию Бога

Сотворение человека в образе и по подобию Бога является основой для продвижения в сторону большего подобия, поэтому монотеизму присуща идея "Imitatio Dei"

первоначальную точку отсчета для подобия Богу человек имеет уже с самого начала, ибо человек создан "по образу и подобию Бога" (Бытие 1:27), и лишь поэтому вообще имеет смысл говорить о том, что человек может улучшить свое уподобление Богу и приблизиться к Нему.

Принцип "Imitatio Dei" в Танахе

Представление о том, что человеческая этика включает в себя принцип подражания Богу (лат. Initiatio Dei) появляется уже находится в Библии: "Будьте святы, ибо свят Я"[1]. Этот принцип сбалансирован страхом перед Богом[2] и ограничен ранмками соблюдения заповедей[3].

Принцип "Imitatio Dei" в Талмуде

Талмуд, в основном, призывает подражать добрым делам Всевышнего: как он одевал нагих (Адама и Хаву после изгнания из Сада), так и ты давай одежду тем, у кого нет. Как он посещал больных (Авраама после обрезания), так и ты...[источник?]


Принцип "Imitatio Dei" в средневековой рационалистической философии

По многим средневековым авторитетам стремление к человеческому совершенству и есть подражание Богу, который соврешенен и неизменен[4].

Маймонид затрагивате вопрос о подражании Богу в трёх местах[5]. Одно из объяснений Маймонида, зачем для описания Бога используются человеческие слова, в том, что они нам указывают как подражать Богу[источник?]. Помимо этого, Маймонид считает, что человек подражает Богу, когда сам достигает интеллектуального совершенства и помогает другим приобрести хорошие качества, как говорится, например, в конце "Путеводителя растерянных".

В отличие от него, Герсонид считает, что подражание Богу — приобретение интеллектуального совершенства и помощь другим в достижении этого совершенства. У Герсонида, тем самым, получается более последовательная картина, чем у Маймонида. На практике это выражается у Герсонида в двух вещах: написании книг и призывы к другм учёным к обмену знаниями.

Более того, не подобает оставлять только для себя знания, который некто приобрёл. Это будет вопиющей неблагодарностью. В самом деле, вся Вселенная произошла от Господа, не принеся ему никакого особенного преимущества, поэтому подобает любому, кто как-то продвинулся к совершенству, поделиться совершенством с другими. Таким образом он подражет Богу настолько, насколько он может (Предисловие к «Войнам Господним»).

Тем самым, научное сотрудничество приобретает у Герсонида не только утилитарную или моральную, но и религиозную мотивировку[4].

Принцип "Imitatio Dei" в Каббале

Принцип "Imitatio Dei" в современной еврейской мысли

Сноски

  1. Лев.19:2
  2. Втор.10:2
  3. Втор.28:9
  4. 4,0 4,1 Menachem Kellner Герсонид об Imitatio Dei и распространении научного знания (англ.) = Gersonides on Imitatio Dei and the Dissemination of Scientific Knowledge // The Jewish Quarterly Review. — University of Pennsylvania Press, 1995. — Т. 85. — № 3-4. — С. 275-296.
  5. Menachem Kellner, Maimonides on Human Perfection (Atlanta, 1990), pp. 41-45.



См. также

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация