Карфаген

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 22.07.2010

Карфаге́н (Qart-ḥada(št)) — финикийское государство со столицей в одноимённом городе, существовавшее в древности на севере Африки, на территории современного Туниса. Представляет особый интерес для евреев из-за финикийского происхождения его жителей, его правителей, называвшихся "суфеты" (ср. ивритское "שופטים" (судьи)), и из-за религии жителей.

Содержание

Происхождение названия и упоминание в еврейских источниках

Название Qart-ḥadašt (в пунической записи без гласных Qrtḥdšt) переводится с финикийского языка как «новый город».

Название города в старинных еврейских документах

Город, называемый "קרת חדשת" ("Новый город") в исходном написании,[1] упоминается в еврейских документах талмудических времён только как "קרתגיני" ("Ḳarthigini"), Название эквивалентно византийской форме Kαρθαγένη и согласно Сириаку,[2] греческая форма Kαρχηδών была введена позже.

Несмотря на своеобразную форму, может быть, выбранную со ссылкой на основательницу Дидона ("קרתא" + γυνή, "Женщина-город"), еврейское слово, безусловно, определяет Карфаген в Африке, а не Картахену в Испании. Более поздние еврейские хроники, которые относят основание Карфагена ко временам Давида, используют вариант "Ḳarṭagena"[3] "Ḳarṭigini" (с ט вместо ח, иногда даже в Талмуде, "Давид Ганс" к 3882 году), "Ḳartini" и "Ḳartigni",[4] иногда добавив курьёзное замечание, что Талмуд ссылается на два города Карфаген, которое, однако, ошибочно.

Карфаген в книгах Иосифа Флавия

Иосиф Флавий пишет "Kαρχηδών" как греки. Он говорит, что записано в официальных документах Тира, что царь Соломон построил Храм в Иерусалиме за 143 года и восемь месяцев до того, как Тир основали Карфаген[5]. Иосиф был намерен доказать этим утверждением древность еврейского народа. Рассчитывает то же самое по летописи Менандра о царствовании Хирама, согласно которому Хирам вступил на престол за 155 лет и восемь месяцев до основания Карфагена, и храм был построен в двенадцатый год его царствования[6]. Этим расчётом Иосиф опровергал грамматика Апиона, который помещал исход из Египта в то время, когда финикийцы основали Карфаген[7].

Иуда Маккавей заключил договор с римлянами, среди прочего, потому, что он слышал, что римляне победил карфагенян.[8] Иосиф не говорит, что какие-либо евреи жили в Карфагене.

Упоминания в ТАНАХе и Талмуде

Хотя Карфаген не упоминается в ТАНАХе, современные ученые склонны отождествлять библейский Фарсис с Карфагеном, так как он, таким образом, переводится в Септуагинте, Таргуме и Вульгате (Иез. XXVII. 12). Единственное упоминание в Талмуде, основанный, вероятно, на легенде об эмиграции Гиргашитов, отождествляет Кениззи (Kenizzi) (Быт. XV 19.) с Карфагеном.[9]

Но широко распространённая раввинская легенда отождествляет землю амазонок с Карфагеном (Лев. XXVII Р.1) или с Африкой (Tamid 32b), в обоих случаях согласно классической традиции.

Карфаген был признан одним из четырех крупнейших городов Римской империи.[10] Амора третьего века дал следующее любопытное предложение: "От Тира до Карфагена Израиль и его "отец на небесах" известны; от Тира на запад и от Карфагена на восток Израиль и Бог его не известны",[11] что, вероятно, обозначает указание области распространения семитской расы.

История

Карфаген основан в 814 году до н. э. колонистами из города Тир на месте нынешнего города Тунис. Расположение города (практически в центре Средиземного моря) сделало его лидером морской торговли Средиземноморья.

После падения финикийского влияния в Западном Средиземноморье Карфаген переподчинил себе бывшие финикийские колонии. К III веку до н. э. он стал крупнейшим государством на западе Средиземного моря, подчинив Южную Испанию, Северную Африку, Сицилию, Сардинию, Корсику.

После серии войн против Рима потерял свои завоевания и был разрушен в 146 году до н. э., его территория превращена в провинцию Африка. Юлий Цезарь предложил основать на его месте колонию (была основана после его смерти). После завоевания Северной Африки Византией Карфаген стал столицей Карфагенского экзархата.

Окончательно потерял своё значение после завоевания арабами.

Пунический период

Карфаген был основан выходцами из финикийского города Тира в конце IX века до н. э. Судя по предметам, найденным во время археологических раскопок, в начале своей истории торговые связи соединяли Карфаген с метрополией, а также Кипром и Египтом.

В VIII веке до н. э. Финикия была захвачена Ассирией, и многочисленные колонии стали независимыми. Ассирийское владычество вызвало массовый отток населения из древних финикийских городов в колонии. Вероятно, население Карфагена пополнилось беженцами до такой степени, что Карфаген смог, в свою очередь сам образовывать колонии.

На рубеже VII и VI вв. до н. э. началась греческая колонизация. С целью противостояния продвижению греков финикийские колонии начали объединяться в государства. На Сицилии — Панорм, Солуент, Мотия в 580 году до н. э. успешно противостояли грекам. В Испании союз городов, возглавляемый Гадесом, боролся с Тартессом. Но основой единого финикийского государства на западе стал союз Карфагена и Утики.

Выгодное географическое положение позволило Карфагену стать крупнейшим городом западного Средиземноморья (население достигало 700000 человек), объединить вокруг себя остальные финикийские колонии в Северной Африке и Испании и вести обширные завоевания и колонизацию.

В VI веке греки были разбиты. Вскоре был уничтожен Тартесс и присоединены все финикийские города Испании.

Карфаген стремился монополизировать товарооборот. С этой целью все подданные были обязаны торговать только при посредничестве карфагенских купцов. Это приносило огромные доходы, но сильно тормозило развитие подвластных территорий и способствовало росту сепаратистских настроений.

Основным противником пунийцев были Сиракузы, война продолжалась с промежутками почти сто лет 394—306 годы до н. э.) и закончилась почти полным завоеванием Сицилии пунийцами.

Устройство города

Карфаген был построен на мысе с входами к морю на севере и юге. В черте города были вырыты две большие искусственные гавани: одна для военного флота, способная вместить 220 военных кораблей, другая для коммерческой торговли. На перешейке, отделявшем гавани, была построена огромная башня, окружённая стеной.

Протяженность массивных городских стен составляла 37 километров, а высота в некоторых местах достигала 12 метров. Большинство стен было расположено на берегу, что делало город неприступным со стороны моря.

Город имел огромное кладбище, культовые места, рынки, муниципалитет, башни и театр. Он был разделен на четыре одинаковых жилых области. Примерно в середине города стояла высокая цитадель, которая называлась Бирса. Это был один из самых больших городов в эллинистические времена (по некоторыми оценками, больше была только Александрия), и числился среди крупнейших городов древности.

Государственное устройство

У власти Карфагена стояла аристократия. Высший орган — совет старейшин, во главе которого стояли 10 (позднее 30) человек. Народное собрание формально также играло значительную роль, но фактически к нему обращались редко.

Примерно в 450 до н.э. был создан совет судей. Он состоял из 104 человек и первоначально должен был судить остальных должностных лиц по истечении срока их полномочий, но впоследствии сосредоточил в своих руках всю полноту власти.

Исполнительную (и высшую судебную) власть исполняли два суффета, они, как и совет старейшин, избирались ежегодно путём открытой покупки голосов (вероятнее всего, существовали и другие чиновники, но сведений об этом не сохранилось).

Совет 104-х не избирался, а назначался специальными комиссиями — пентархиями, которые сами пополнялись по признаку принадлежности к тому или иному аристократическому роду. Совет старейшин также избирал главнокомандующего — на неопределённый срок и с самыми широкими полномочиями.

Выполнение обязанностей чиновников не оплачивалось, кроме того, существовал ценз знатности. Демократическая оппозиция усилилась только ко времени пунических войн и не успела сыграть в истории почти никакой роли.

Вся система была в высшей степени коррупционной, но колоссальные государственные доходы позволяли стране довольно успешно развиваться.

По словам Полибия (т.е. с точки зрения римлян), решения в Карфагене принимались народом (плебсом), а в Риме - лучшими людьми, то есть сенатом.[12] И это притом, что по мнению многих историков Карфагеном правила олигархия.[12]

Религия

Карфагеняне унаследовали ханаанскую религию от своих финикийских предков. Ежегодно на протяжении веков Карфаген отправлял посланников в Тир для совершения там жертвоприношения в храме Мелькарта. В Карфагене главными божествами была пара Ваал Хаммон, чье имя означает «хозяин-жаровик», и Танит, отождествляемая с Астартой.

Самой печально известной особенностью религии Карфагена было приношение в жертву детей. Согласно словам Диодора Сицилийского, в 310 году до н. э., во время атаки города, чтобы умиротворить Ваал Хаммона, карфагеняне принесли в жертву более 200 детей из знатных семей. В «Энциклопедии религии» говорится: «Принесение невинного ребенка в жертву искупления было величайшим актом умилостивления богов. По всей видимости, этот акт был призван обеспечить благосостояние как семьи, так и общества».

В 1921 году археологи обнаружили место, где были найдены несколько рядов урн с обуглившимися останками как животных (их приносили в жертву вместо людей), так и маленьких детей. Место назвали Тофет. Захоронения находились под стелами, на которых были записаны просьбы, сопровождавшие жертвоприношения.

Подсчитано, что в этом месте находятся останки более 20 000 детей, принесенных в жертву всего лишь за 200 лет. Сегодня некоторые ревизионисты утверждают, что место погребения было просто кладбищем для детей, родившихся мертвыми или не достигших возраста, позволявшего похоронить их в некрополе. Однако нельзя с полной уверенностью утверждать, что в Карфагене не приносили в жертву людей.

Социальная система

Всё население по своим правам делилось на несколько групп по этническому признаку.

В наиболее тяжёлом положении находились ливийцы. Территория Ливии была разделена на области, подчинявшиеся стратегам, налоги были очень высоки, их сбор сопровождался всяческими злоупотреблениями. Это привело к частым восстаниям, которые жестоко подавлялись. Ливийцы насильно набирались в армию — надёжность подобных подразделений, конечно же, была очень низкой.

Сикулы — сицилийские жители — составляли другую часть населения. Их права в области политического управления были ограничены «сидонским правом» (его содержание неизвестно). Сикулы, однако, пользовались свободой торговли.

Выходцы из финикийских городов, присоединённых к Карфагену, пользовались полными гражданскими правами, а остальное население (вольноотпущенники, переселенцы — словом, не финикийцы) аналогично сикулам — «сидонским правом».

Богатство Карфагена

Карфаген создал свою торговую сеть и развил ее до небывалых размеров. В основном он занимался ввозом металлов. Свою монополию на торговлю Карфаген поддерживал посредством мощного флота и наемного войска.

Карфагенские купцы постоянно искали новые рынки. Приблизительно в 480 году до н. э. мореплаватель Гимилькон высадился в британском Корнуолле, богатом оловом.

А через 30 лет Ганнон, выходец из влиятельной карфагенской семьи, возглавил экспедицию из 60 кораблей, на которых было 30000 мужчин и женщин. Людей высаживали в разных частях побережья, чтобы они основывали новые колонии. Не исключено, что, проплыв через Гибралтарский пролив и вдоль Африканского побережья, Ганнон достиг Гвинейского залива и даже берегов Камеруна.

Предприимчивость и деловая хватка его жителей помогли Карфагену стать, по общему признанию, богатейшим городом древнего мира. «В начале III века до н. э. благодаря технологиям, флоту и торговле... город выдвинулся на передовые позиции»,— говорится в книге «Карфаген» («Carthage»). Греческий историк Аппиан писал о карфагенянах: «Могущество их в военном отношении стало равным эллинскому, по богатству же находилось на втором месте после персидского».

Военные силы

Армия Карфагена была главным образом наёмной. Основу пехоты составляли испанские, африканские, греческие, галльские наёмники. Карфагенская аристократия служила в «священном отряде» — тяжеловооружённой коннице. Наёмная кавалерия состояла из нумидийцев, считавшихся в античности искуснейшими воинами, и иберийцев.

В целом по составу пунийская армия была похожа на армии эллинистических государств. Во главе армии находился главнокомандующий, избираемый советом старейшин, но к концу существования государства это избрание проводилось и войском, что свидетельствует о монархических тенденциях.

Войны с Римом

В III веке до н. э. интересы Карфагена вошли в конфликт с усилившейся Римской республикой. Отношения, прежде союзнические, стали ухудшаться. Наконец в 264 году до н. э. началась Первая пуническая война.

В 241 году до н. э. Рим смог выставить новый флот и армию. Карфаген уже не мог им противостоять и после поражения был вынужден заключить мир.

Карфагенское правительство сделало попытку уменьшить плату наёмникам. Они восстали, что едва не закончилось гибелью страны.

Явная неспособность аристократического правительства к эффективному управлению привела к усилению демократической оппозиции, возглавляемой Гамилькаром. Народное собрание наделило его полномочиями главнокомандующего. В 236 году до н. э., покорив всё африканское побережье, он перенёс боевые действия в Испанию. За 16 лет (236-220 годы до н. э.) большая часть Испании была завоёвана и прочно привязана к метрополии.

Новая война велась на территории Италии в 218-202 гг до н. э. и закончилась поражением Карфагена.

Третья пуническая война привела к разрушению Карфагена и захвату Римом всех прочих финикийских колоний в Африке и Испании.

Рим в Африке

100 лет спустя после разрушения Карфагена Юлий Цезарь решил основать на месте города колонию. Этим планам было суждено осуществится только после его смерти. Через какое-то время Карфаген стал «одним из самых роскошных городов Римского мира», по величине вторым после Рима городом Запада.

До начала IV в. уровень жизни евреев Карфагена был сравнительно высоким. Многие еврейские семьи принадлежали к наиболее состоятельным слоям общества. Евреи там занимались преимущественно коммерцией. Экспорт зерна и оливкового масла из провинции Африка Проприя находился под почти полным контролем крупных еврейских судовладельцев, живших в Риме и объединенных в корпорацию навикуляриев.

Христианство достигло Карфагена приблизительно в середине II века н. э. и быстро распространилось в городе. Положение евреев значительно ухудшилось.

Конец античности и раннее средневековье

В 439 году н. э. город был захвачен и разграблен вандалами. Они, по всей видимости, не притесняли евреев.

Завоевание города византийцами (534) на время приостановило его окончательное падение. С приходом Византии начались жестокие гонения на евреев, продолжавшиеся несколько десятилетий. Во исполнение указа императора Юстиниана (535 г.) власти объявили иудаизм вне закона, запретили евреям занимать государственные должности и публично совершать богослужения, превратили синагоги в церкви. Многие евреи бежали на Сицилию и в Южную Италию, другие переселились во внутренние области континента, в частности, в горы Аурес, где нашли убежище у берберов, среди которых было немало прозелитов.

В 698 году н. э. город был взят арабами, его камни послужили материалом для строительства города Туниса.

Евреи в Карфагене

Многие исследователи полагают, что евреи могли жить в Карфагене, однако следы их пребывания в этом городе появляются только после его завоевания римлянами (146 г. до н. э.) и большей частью относятся к II–IV вв. н. э. Это, по всей видимости, указывает на массовую еврейскую иммиграцию после разрушения Второго храма (70), подавления антиримского восстания евреев в Киренаике в 115–117 гг. и восстания Бар-Кохбы (132–135).

При раскопках в Карфагене были обнаружены еврейские светильники, на расположенном близ города кладбище — большое число надгробий с изображением меноры и с надписями на латыни (значительно реже — на иврите). Карфагенские мудрецы — рабби Хинна, рабби Ханан, рабби Ицхак и рабби Абба — упоминаются в Талмуде.

Мавритания, как, впрочем, весь север Африки, как представляется, были заселены еврейскими колонистами ещё до разрушения храма. Неопределенные и сказочные традиции в отношении таких ранних поселений распространены среди берберских евреев Атласа и Эр-Рифа, района Сус, оазиса Taфилет и многих других оазисов западных регионов.[13] Этих евреев можно рассматривать как потомков тех первых поселенцев. Еврейские колонисты Бориона относят свои первые поселения в стране ко времени Соломона, утверждая, что он сам построил их синагогу, которая в шестом веке была преобразована в церковь императором Юстинианом.[14] Дэвидсон, который путешествовал по региону Атласа и познакомился с евреями, говорит, что они утверждают, что их предки все покинули Иерусалим до его разрушения и не пошли в изгнание в Вавилон, и что они делают вид, будто никогда не слышали об Иисусе из Назарета.[15] Эти традиции в некоторой степени подтверждаются существованием надписей на иврите в провинции Фес,[16] в Волюбилисе, на крайнем западе Мавритании вблизи того, что позже назвали "Фес"[17] в Аль-Хамаде, в южной части провинции Тафилет,[18] и, как утверждает Мораиш,[19] в Teментите.[20] Из статьи Joseph Jacobs, Max Schloessinger, Gotthard Deutsch, Budgett Meakinю "MOROCCO" in Jewish Encyclopedia

Все перечисленные еврейские колонии появились в те времена, когда северо-запад Африки контролировался финикийскими колониями, впоследствии объединёнными в единое государство Карфагеном.

Как видно из введения к работе "Adversum Judæos", приписываемой Тертуллиану, евреи жили в Карфагене, и они найдены еще дальше на запад.[21] Мюнтер[22] упоминает некоего рабби Ицхака (того же, что в Талмуде?). Евреи в Африке часто упоминаются в связи с перепиской между Иеронимом и Августином.

От завоевания Карфагена вандалами (439) до его попадания под власть византийцев (533), священные сосуды из Иерусалимского храма, которые были взяты из Рима, держали в Карфагене.[23] Иудеи попали под власть Юстиниана, который поручил Соломону, губернатору Африки, превратить синагоги в православные церкви.[24][25]. Соломон, однако, вскоре был вынужден бежать от мятежных африканцев.

Источники

Библиография:

  • Юстин Марк Юниан. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiae Philippicae» / Пер. с лат. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.
  • Кораблев И.Ш. Ганнибал. М.: Наука, 1976.
  • Моммзен Т. История Рима. СПб.: Наука, Ювента, 1997.
  • Зелинский Ф.Ф. Римская республика / Пер. с польского. СПб., 2002.
  • Böttger, Lexikon zu den Schriften des Flavius Josephus, p. 79;
  • Delattre, Gamart ou la Nécropole Juive de Carthage, Lyons, 1895;
  • Huß W. Geschichte der Karthager. München, 1985.
  • Krauss, Lehnwörter, ii. 572;
  • Movers, Phönicier, ii. part i. 142, 144, 350;
  • Neubauer, G. T. p. 411;
  • Rev. Et. Juives, xliv. 2-28.G. S. Kr.

Примечания

  1. Lidzbarski, "Nordsemitische Epigraphik," I. 365
  2. Payne Smith, "Thes. Syr." cols. 3744, 3765
  3. Yuḥasin, ed. London, 236b
  4. Seder ha-Dorot," s.v. "David"
  5. "Contra Apion" I. § 17
  6. там же. I. § 18
  7. там же II. § 2
  8. "Иудейские древности". XII 10, § 6;. сравните "Bibliotheca Judaica" II 16, § 4. VI. 6, § 2
  9. Yer. Sheb. 36b; Yer. Ḳid. 61d; Gen. R. xliv. 23
  10. Sifre, Num. 131; p. 47b, ed. Friedmann
  11. Men. 110a
  12. 12,0 12,1 С. И. Ковалев «История Рима»
  13. Речь идёт о состоянии на конец XIX века, когда писали Еврейскую энциклопедию. Л.Гроервейдл
  14. Neubauer, "Where Are the Ten Tribes?" in "Jewish Quarterly Review" i. 23
  15. Andrée, "Zur Volkskunde der Juden", p. 197
  16. "Ha-Lebanon", iii. 110; Neubauer, l.c.
  17. Schürer, " Gesch." iii. 26; P. Berger, in "Bulletin Archéologique du Comité des Traveaux Historiques et Scientifiques", No. i., pp. 64 et seq., Paris, 1892
  18. Horowitz, "Marokko", p. 205, Leipsic, 1887; Henry S. Morais, "The Daggatouns", p. 9, Philadelphia, 1882
  19. Morais, там же
  20. comp. Jewish Encyclopedia iv. 562, s.v. Diaspora
  21. Schürer, "Gesch." 3d ed., iii. 26, note 64
  22. "Primordia Eccl. Afric." p. 165, Copenhagen, 1829
  23. Evagrius, "Scholasticus," Fragment iv. p., 17; Procopius, "Bellum. Vand." ii. § 9
  24. Evagrius, "Scholasticus", Fragment iv. p., 17; Procopius, "Bellum. Vand." ii. § 9
  25. Новеллы, № 37

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация