Пастернак, Леонид Осипович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 14:20, 10 июля 2012; Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Пастернак, Леонид Осипович
Файл:Pasternak self wife.jpg
Имя при рождении:

Ицхок-Лейб Пастернак

Дата рождения:

22 марта (3 апреля) 1862

Место рождения:

Одесса

Дата смерти:

31 мая 1945

Место смерти:

Оксфорд

Леони́д О́сипович Пастерна́к (согласно документам Ицхок-Лейб, или Исаак Иосифович, Пастернак, также Постернак; 1862, Одесса —1945, Оксфорд) — российский живописец и график, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации; педагог. Отец поэта Бориса Пастернака.

Содержание

Биография

Ицхок-Лейб Пастернак родился 22 марта (3 апреля) 1862 г. в Одессе, в еврейской семье содержателя небольшой гостиницы. Помимо него в семье было пять детей. В раннем детстве проявил любовь к рисованию, хотя родители поначалу не одобряли этого увлечения.

С 1874 г. сочетал занятия в Одесской рисовальной школе с учебой в гимназии, по окончании которой (1881) безуспешно пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1881 г. он поступил в Московский университет и два года занимался на медицинском факультете. В 1883–86 гг. учился в Мюнхенской Академии художеств и параллельно на юридическом факультете Новороссийского университета в Одессе (окончил в 1885 г.).

Параллельно с университетской учёбой Пастернак продолжал заниматься живописью. В 1882 г. он занимался в московской школе-студии Е. С. Сорокина. В середине 1880-х также занимался в мюнхенской Академии художеств, где учился у Гертериха и Лицен-Мейера, кроме того, брал уроки офорта у И. И. Шишкина.

После приоберетения его картины «Письмо из дому» П. М. Третьяковым для Третьяковской галереи, Пастернак решает перехать в Москву, где в 1889 г. женится на пианистке Розалии Исидоровне (Райце, или Розе, Срулевне) Кауфман(1868–1939).

В том же году Пастернак поселился в Москве, где открыл свою рисовальную школу. Сотрудничал с театральным и музыкальным иллюстрированным журналом «Артист» (1889–95; Москва).

Участвовал в ежегодных выставках передвижников. Был членом объединения «Мир искусства».

В 1894 г., несмотря на отказ креститься, был утвержден в должности профессора в Училище живописи, ваяния и зодчества (где преподавал до 1921 г.).

В эти годы сблизился с Л. Толстым, Р. М. Рильке.

В 1917–1921 гг. Пастернак создал ряд портретных зарисовок В. Ленина и набросок похорон Я. Свердлова. В 1921 г. Пастернак вместе с женой и дочерями уехал на лечение в Германию. Однако и после операции Пастернака семья не вернулась в СССР. В эмиграции создал портреты А. Эйнштейна, Р. М. Рильке, Д. Осборна. В 1924 г. участвовал в историко-этнографической экспедиции в Палестину, организованной А. Э. Коганом.

В 1938 г. покинул Германию и поселился в Англии. Он умер в Оксфорде 31 мая 1945 г. Розалия Пастернак умерла раньше - в 1939.

Творчество

Картина Леонида Пастернака «Студенты перед экзаменом» (1895) выставлялась на международных выставках в Мюнхене (в том же году награждена золотой медалью) и в Париже (1900; ее приобрело правительство Франции для Люксембургского музея).

Пастернак — автор картин «Муки творчества» (1893), «К родным» (около 1891 г.), «Семья Л. Н. Толстого в Ясной Поляне» (1902), «Портрет В. О. Ключевского» (1908) и других. Широко известны его иллюстрации к роману Л. Толстого «Воскресение» (1898; выставлялись в 1900 г. на международной выставке в Париже), выполненные по просьбе писателя. В 1905 г. Пастернак получил звание академика живописи.

Произведения Пастернака отличают точность психологической характеристики, выверенность композиции, мастерство изображения интерьера, своеобразная передача световоздушной среды, при которой наиболее важные части картины выявляются светом, а окружающее пространство погружено в полутень.

Пастернаку принадлежат также портреты Г. Штрука (1906), С. Юшкевича (1911), С. Кусевицкого (1913), И. Бродского (1920), Ш. Черниховского и М. Гнесина (оба 1923 г.), А. Эйнштейна (1924), М. Либермана (1927), А. Штыбеля, Л. Шестова, Г. Когена, М. Эльмана и других.

Воспоминания Пастернака «Записки разных лет» изданы в Москве в 1975 г.

Еврейская тематика

Пастернак проявлял постоянный интерес к еврейской тематике (рисунки «Еврейка, вяжущая чулок», 1889, «Музыканты», «Этюд», оба — 1891 г., и другие), сотрудничал в еврейском детском иллюстрированном журнале «Колосья» (Одесса, 1913–18). В его семье бытовало предание о происхождении от Ицхака Абраванеля. Не будучи сионистом, Пастернак сочувствовал идеям сионизма и следил за развитием поселенческой деятельности в Эрец-Исраэль.

Длительная дружба связывала Пастернака с Х. Н. Бяликом, Г. Штруком, А. Штыбелем и другими деятелями еврейской культуры. В 1922–33 гг. Пастернак часто в Берлине присутствовал на встречах сионистских деятелей с участием Х. Вейцмана, Н. Соколова и других. В 1920-х гг. Пастернак руководил художественным отделом берлинского филиала издательства «Явне» (Иерусалим), где в 1923 г. вышел его альбом портретов (Н. Соколов, М. Гершензон, Х. Н. Бялик, С. Ан-ский, Д. Фришман, И. Энгель, Я. Мазе, а также автопортрет) с предисловием Г. Штрука на иврите и русском языке. В том же году в Берлине было опубликовано философско-эстетическое эссе Пастернака «Рембрандт и еврейство в его творчестве» (на русском языке — издательство С. Зальцмана; в переводе на иврит — «Явне») — своего рода гимн еврейскому мировосприятию, отражение которого Пастернак усматривал и в произведениях великого голландца. В 1923 г. в журнале «hа-Олам» (№2, Берлин), посвященном 50-летию Х. Н. Бялика, были опубликованы воспоминания Пастернака об их встречах.

А. И. Штыбель выпустил в Берлине монографию художественного критика М. Осборна (1870–1946) о Пастернаке (немецкий язык, 1923), в которой приводились четыре фрагмента из автобиографии художника и около 150 репродукций его работ, а в 1924 г. — альбом (148 репродукций; текст на иврите) с предисловием М. Осборна и статьей Х. Н. Бялика «А. Л. Пастернак» (инициалы — по еврейскому имени Пастернака), писавшего, что это художник, «вернувшийся к еврейским истокам».

В 1924 г. Пастернак участвовал в художественной экспедиции в Эрец-Исраэль и Египет, организованной А. Э. Коганом (1878–1949), редактором художественного журнала «Жар-птица» (1921–23). На основании зарисовок и этюдов, сделанных в Эрец-Исраэль, Пастернак создал несколько картин («Палестинский ландшафт», «Палестина. Жара и ослик» и другие). Пастернак выполнил обложку для сборника детских песен И. Энгеля («Ширей иеладим» — «Детские песни», 1925, Иерусалим).

Работы

  • За работой. Этюд. Масло
  • Портрет А. Г. Рубинштейна (1886),
  • Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
  • Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Воскресение». 1899
  • Иллюстрации к драме «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1891),
  • Иллюстрации к поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтова (1891)
  • «Заседание совета преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества» (1902)
  • Л. Н. Толстой с семьёй в Ясной Поляне (1902)
  • «Вести с родины»,
  • Портрет С. С. Шайкевича
  • Портрет А. Б. Высоцкой. 1912. Пастель
  • Портрет А. Б. Высоцкой. 1912. Пастель
  • Портрет М.Горького (1906),
  • Портрет А. Н. Скрябина (1909),
  • Портрет Ил. М. Мечникова (1911),
  • Портрет Вяч. Иванова (1915)
  • Уроки музыки. 1909. Пастель

Ссылки

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПАСТЕРНАК Леонид Осипович в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация