Менаше Бен-Исраэль
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (добавлена категория «Иудаизм в Нидерландах» с помощью HotCat) |
м (добавлена категория «Евреи в Европе» с помощью HotCat) |
||
Строка 40: | Строка 40: | ||
[[Категория:Персоналии:Иудаизм]] | [[Категория:Персоналии:Иудаизм]] | ||
[[Категория:Иудаизм в Нидерландах]] | [[Категория:Иудаизм в Нидерландах]] | ||
+ | [[Категория:Евреи в Европе]] | ||
{{checked_final}} | {{checked_final}} |
Версия 11:38, 29 января 2011
Регулярная статья | |
Л.Гроервейдл | |
09.04.2010 | |
Менаше́ (Манассе) бен Исраэль (Menasseh ben Israel; 1604, Мадейра, Португалия, – 1657, Мидделбург, Голландия), апологет иудаизма, общественный деятель и издатель.
Родился в семье марранов и получил при крещении имя Мануэл Диас Суэйру. Когда из-за преследований инквизиции семья бежала в Амстердам, ее члены взяли себе еврейские имена.
С 12 лет Менаше бен Исраэль занялся изучением еврейских наук и уже в 17 лет закончил свою первую книгу (оставшуюся в рукописи) — грамматический трактат на иврите «Сафа брура» («Ясный язык»). В 1622 г. Менаше бен Исраэль стал синагогальным проповедником общины «Неве-Шалом». В 1626 г. он основал первую в Амстердаме еврейскую типографию и до конца жизни занимался изданием книг на иврите, латинском, испанском и португальском языках. Был лично дружен с Гроциусом и Рембрандтом; последний написал и выгравировал его портрет.
В 1640 г. на Менаше бен Исраэля был наложен херем из-за его вмешательства в конфликт между лидерами общины и его шурином Ионой Абраванелем.
Менаше сыграл значительную роль в переговорах о возвращении евреев в Англию после происшедшей там пуританской революции (1649). Менаше бен Исраэль видел в возвращении евреев в Англию завершение рассеяния евреев «до конца земли» (кце hа-арец, что является также средневековым ивритским переводом названия Англии — Angle-terre), после чего должен наступить приход Мессии. Желая снискать благоволение английского парламента, Менаше бен Исраэль посвятил ему латинское издание своей книги «Надежда Израиля» (1650) об обнаружении в Южной Америке десяти исчезнувших колен.
В 1655 г. Менаше посетил Англию и подал О.Кромвелю петицию с просьбой об отмене запрета на въезд евреев в страну. Хотя просьба была формально отклонена, последующая петиция о разрешении открыть синагогу и основать еврейское кладбище была удовлетворена, что означало фактическое разрешение евреям селиться в Англии. Во время своего пребывания в Англии Менаше бен Исраэль написал трактат «Vindiciae Judaeorum» («В защиту евреев»), дававший отповедь антиеврейским нападкам.
Разочаровавшись в своих надеждах, Менаше покинул Англию, несмотря на благоволение Кромвеля, пожаловавшего его рентой в 100 фунтов в год. Осенью 1657 г. на пути в Амстердам Менаше бен Исраэль скончался в Мидделбурге.
Менаше бен Исраэль был в первую очередь апологетом и публицистом: его сочинения были большей частью рассчитаны на христианского читателя и стремились представить иудаизм в приемлемой для христианского мира форме. В этом Менаше предвосхитил еврейских апологетов XIX в. В числе его трудов, написанных на латыни: «О цели жизни» (1634), «О творении» (1635), «О воскресении мертвых» (1636), «О человеческой слабости» (1642).
Менаше бен Исраэль составил кодекс еврейских законов для возвратившихся в лоно иудаизма марранов «Сокровищница законов» (португальский язык, 1645–47). Его трактат «Камень славы» (португальский, 1655) был иллюстрирован гравюрами Рембрандта. Природе души посвящен трактат на иврите «Нишмат хаим» («Дух жизни», 1651).