Замужество в детском возрасте в Талмуде
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (добавлена категория «Устный Закон» с помощью HotCat) |
|||
Строка 44: | Строка 44: | ||
<references/> | <references/> | ||
[[Категория:Еврейская свадьба]] | [[Категория:Еврейская свадьба]] | ||
+ | [[Категория:Устный Закон]] |
Версия 06:54, 28 января 2011
Регулярная исправленная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
28/01/2011 | |
Вступать в брак в детском возрасте иудаистский закон позволяет только девушкам; несмотря на то, что мальчики (согласно раввинской литературе)считались половозрелыми уже к девяти годам, им позволено вступать в брак только по достижению совершеннолетнего возраста (13 лет).[1] Половая зрелость у девочек, по мнению евреев, наступает уже с трёхлетнего возраста. В связи с этим уже с этого возраста, согласно Талмуду, в случае свободы девушки от брачных уз взрослому мужчине позволялось иметь с ней сексуальную близость;[2] в 3 года девочкам так же позволено обручаться и выходить замуж.
Содержание |
Три возрастные группы
Иудаизм в целом разделят женщин на 3 возрастные группы:
- Ketannah («дитя») – к этой группе относились все девочки в возрасте от 3-х до 12-лет.
- Na'arah («девушка») - к этой группе относятся все девочки старше 12 лет, однако оставались они ими, как правило, не более 6 месяцев. Двенадцатилетний возраст считался возрастом наступления женского совершеннолетия, хотя при определённых обстоятельствах совершеннолетней девушка могла стать значительно позднее, например лет в 35.
- Bogeret («перезрелая») – к этой группе относятся девушки старше 12 лет, которые уже не относились к категории na'arah. A bogeret was essentially an adult in all respects[3] Такие девушки считались взрослыми по всем аспектам.
Девочки, относящиеся к первой группе, были полностью объектом власти своего отца, который мог выдать их замуж в независимости от их согласия. Аналогичную власть отец имел и при разводе.[4] В случае его смерти или отсутствия по тем или иным причинам, девочка переходила под контроль своих братьев, которые в сумме имели те же права, что и её мать на выдачу свой сестры за муж. Что же касается девушек (na'arah), то в Талмуде нет определённой точки зрения на то, имеют ли они те же права, что и ketannah или же они обладают полной свободой выбора как и bogeret.[5][6]
Аннулирование «детских» браков
Для ketannah первое вступление в брак, предопределённое её отцом, является полностью принудительным. Для разрыва такого брака необходимо пройти стандартную процедуру развода, как и в случае со взрослыми супругами. Тем не менее, согласно талмуду, если брак был расторгнут (в случае развода или смерти мужа), все дальнейшие свадьбы для ketannah могут быть только добровольными с возможностью последующего расторжения. Следуя талмуду, брак, инициируемый другими членами семьи (в случае отсутствия отца по тем или иным причинам), ketannah может расторгнуть, даже если он будет для неё первым.
Решение ketannah аннулировать свой брак, известное в иврите как mi'un («отрицание», «отказ», «протест»), ведёт к аннулированию, а не к официальному разводу. Официальный документ о разводе не оформлялся[7], вследствие чего ketannah, аннулировавшая свой брак, по закону не считалась разведённой.[8]
В отличие от развода, mi'un часто воспринимался с отвращением многими раввинскими писателями.[9] В раннем классическом иудаизме было описано, что подобного рода права по аннулированию действую только на период обручения (erusin), а после полноценного вступления в брак (nissu'in) уже не имеют силы.[10]
Для официального заявления об аннулировании брака ketannah нужно заявить о том, что она не хочет жить со своим мужем при двух свидетелях. Аннулирование вступает в силу сразу же после её слов.[8] В давние времена, в таких случаях выдавался документ о том, что mi'un был произведён. Тем не менее, для вступления в силу аннулирования не нужно было строго оформлять своё решение. Если ketannah демонстрировала, что она не в восторге от замужества, это уже было основой для аннулирования.[8] Например, она могла помолвить (erusin) себя с другим мужчиной, что автоматически аннулировало её предыдущий брак (за исключением того случая, когда предыдущий брак считался первым, инициированным её отцом).[8] Однако если замужество начиналось тогда, когда девочке было не менее 6 лет, и она выражала своё одобрение к нему, ей можно было аннулировать свой брак только за счёт официального документа, пока она не достигла десятилетнего возраста и понимания обстановки.[11][12].
На практике
В средние века культурное давление на еврейскую общественность привело к тому, что многие девочки вышли замуж ещё детьми (до того как они стали bogeret).[13] Мальчики тоже подвергались давлению. Некоторые раввины оговаривали, что мальчики должны жениться сразу по наступлению совершеннолетнего возраста, поскольку считалось, что каждый, кто ещё не был женат по достижению двадцати лет, будет проклят Богом.[14][15] Раввинские суды часто заставляли таких людей вступать в брак насильно.[16] Тем не менее, были исключения, древние раввины видели изучение еврейского закона причиной оставаться холостым.[17]
Полностью отрицались раввинами, и пренебрежение нижним порогом возраста по вступлению в брак, и браки с большой разницей в возрасте между супругами (например, между молодым парнем и старой женщиной).[18][19] В средние века многие пытались запретить детские свадьбы, однако отношение к ним было куда лучше, чем к возможным признакам педофилии.
На сегодняшний день детские свадьбы не распространены в еврейском обществе. Теперь это стало крайне редким явлением, поскольку во многих странах их запретили законом.
Примечания
- ↑ Kiddushin, 50b
- ↑ Niddah 44b
- ↑ Niddah 47a
- ↑ Ketubot, 64b
- ↑ Kiddushin 43b
- ↑ Kiddushin 44a
- ↑ Yebamot 107a
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 Yebamot 108a
- ↑ Yebamot 109a
- ↑ Yebamot 107a
- ↑ Yebamot 107b
- ↑ Gittin 65a
- ↑ Kiddushin (tosafot) 41a
- ↑ Sanhedrin 76b
- ↑ Kiddushin 29b
- ↑ Jewish Encyclopedia, Marriage Laws
- ↑ Yebamot 63b
- ↑ Yebamot 44a
- ↑ Sanhedrin 76a