Гилельс, Эмиль Григорьевич

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
м (добавлена категория «Евреи в СССР» с помощью HotCat)
Строка 105: Строка 105:
{{checked_final}}
{{checked_final}}
 +
 +
[[Категория:Евреи в СССР]]

Версия 17:31, 25 января 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Эмиль Григорьевич Гилельс
Дата рождения

19 октября 1916

Место рождения

Одесса

Дата смерти

14 октября 1985

Место смерти

Москва

Страна

Союз Советских Социалистических Республик СССР

Профессии

исполнитель, педагог

Инструменты

фортепиано

Награды
Файл:Hero of Socialist Labor medal.png
Орден Ленина | | Орден Ленина | | Орден Ленина
Орден Трудового Красного Знамени | | Файл:Order friendship of peoples rib.png | | Файл:Order badge of honor rib.png
Народный артист СССР— 1954 | | Сталинская премия — 1946 | | Файл:Medal Lenin Prize.png
www.emilgilels.com

Эми́ль Григо́рьевич Ги́лельс (19 октября 1916, Одесса — 14 октября 1985, Москва) — советский пианист, один из величайших пианистов XX века.

Содержание

Биография

Родился в музыкальной еврейской семье в Одессе. Заниматься игрой на фортепиано начал в возрасте 6 лет, его первым педагогом был Яков Ткач. Быстро добившись значительных успехов, Гилельс впервые выступает на публике в мае 1929 года, исполняя сочинения Листа, Шопена, Скарлатти и других композиторов. В 1930 году Гилельс поступает в Одесский Институт музыки (ныне Одесская консерватория) в класс Берты Рейнгбальд (по классу специальной гармонии Гилельс занимался у профессора Н.Н.Вилинского), и в следующем году побеждает на Всеукраинском конкурсе пианистов, а ещё через год знакомится с Артуром Рубинштейном, который одобрительно отзывается об его исполнении.

Известность пришла к музыканту после его победы в 1933 году на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, за которым последовали многочисленные концерты по СССР. Окончив Одесскую консерваторию в 1935, Гилельс поступил в аспирантуру Московской консерватории в класс Генриха Нейгауза. Во второй половине 1930-х пианист добивается крупных международных успехов: он занимает второе место на международном конкурсе в Вене (1936), уступив лишь Якову Флиеру, а уже через два года берёт у него реванш, выигрывая Конкурс имени Изаи в Брюсселе, где Флиер остался на третьем месте. Вернувшись в Москву, Гилельс начинает преподавать в консерватории в качестве ассистента у Нейгауза.

В годы войны Гилельс участвовал в военно-шефской работе, осенью 1943 года дал концерты в блокадном Ленинграде, после окончания войны вернулся к активной концертной и преподавательской деятельности. Часто выступал со своей младшей сестрой, скрипачкой Елизаветой Гилельс, а также с Яковом Флиером. В 1945 году сформировал фортепианное трио вместе с Леонидом Коганом (скрипка) и Мстиславом Ростроповичем (виолончель), а в 1947 — впервые выступил с концертами за рубежом (став одним из первых советских музыкантов, которым было разрешено это сделать), гастролировал в Италии, Швейцарии, Франции и странах Скандинавии. В 1955 пианист дебютировал на американской сцене, исполнив Первый фортепианный концерт Чайковского с Филадельфийским оркестром под управлением Юджина Орманди, а вскоре дал сольный концерт в Карнеги-холле, прошедший с огромным успехом. В 1960—1970-х годах Гилельс был одним из наиболее востребованных в мире советских музыкантов, проводя на концертах и зарубежных гастролях около девяти месяцев в год. В 1973 г. он был удостоен Премии Роберта Шумана (ГДР). В 1981 году после одного из концертов в Амстердаме у него случился инфаркт, от которого ему так и не удалось полностью оправиться, несмотря на то, что он вернулся к концертной деятельности. Последнее выступление Гилельса состоялось в сентябре 1985 в Хельсинки.

Творчество

Гилельс — один из крупнейших музыкантов XX века. Необычайно широкий репертуар пианиста охватывал фортепианные произведения от эпохи барокко (Иоганн Себастьян Бах, Доменико Скарлатти) до музыки XX века. Особое значение в его творчестве имели произведения Бетховена. Гилельс неоднократно исполнял и записывал все фортепианные концерты композитора, но не успел завершить работу по записи всех его фортепианных сонат. Его игру отличали безупречная техника, яркость и сила исполнения и в то же время глубокая лиричность и деликатность интерпретации, тонкое чувство стиля.

За выдающиеся заслуги Гилельс неоднократно получал различные советские и зарубежные награды и премии, среди которых — Сталинская премия (1946), звание Народного артиста СССР (1954)[1], два Ордена Ленина (1961, 1966), Ленинская премия (1962), французский Орден заслуг в культуре и искусстве (1967), бельгийский Орден Леопольда (1968) и др.

С 1938 по 1974 год Гилельс преподавал в Московской консерватории (с 1952 — профессор), среди его учеников наиболее известны Валерий Афанасьев и Феликс Готлиб. Возглавлял жюри по специальности «фортепиано» на первых четырёх Международных конкурсах им. П. И. Чайковского (1958, 1962, 1966, 1970).

Примечания

  1. Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Том 1. М.: Советская энциклопедия, 1973 год

Библиография

  • Баренбойм Л. А. Эмиль Гилельс. Творческий портрет артиста. — М.: Музыка, 1990;

Ссылки

Файл:Hero of Socialist Labor medal.png  Гилельс, Эмиль Григорьевич на сайте «Герои страны»

fi:Emil Gilelsja:エミール・ギレリス

ko:에밀 길렐스 mk:Емил Гилељс nl:Emil Gilels no:Emil Gilels pl:Emil Gilels pt:Emil Gilels ro:Emil Gilels sv:Emil GilelsУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация