ПОСЛАНИЕ «ОБ ОСВЯЩЕНИИ ИМЕНИ ВСЕВЫШНЕГО» (Маймонид)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Лембрик (Обсуждение | вклад)
Лембрик (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «Маймонид» с помощью HotCat)
Строка 1: Строка 1:
-
== Время и причины написания послания ==
+
<h2>Время и причины написания послания</h2>
-
 
+
<p><span style="font-size: 12pt">В период гонений Маймонид написал послание-ответ на заявление человека, имя которого Раби Моше не упоминает. Точная дата послания не известна, предполагается, что оно было составлено или в Марокко, или вскоре после переезда в Святую Землю.</span></p>
-
<span style="font-size: 12pt">В период гонений Маймонид написал послание-ответ на заявление человека, имя которого Раби Моше не упоминает. Точная дата послания не известна, предполагается, что оно было составлено или в Марокко, или вскоре после переезда в Святую Землю.</span>
+
<p style="text-align: justify; line-height: normal; unicode-bidi: embed; direction: ltr"><span style="font-size: 12pt">Послание было предназначено для поддержки единоверцев, которые под давлением режима альмогадов были вынуждены признать истинность их учения, а Мухаммада – пророком, оставаясь втайне приверженцами иудейского вероисповедания.</span></p>
<p style="text-align: justify; line-height: normal; unicode-bidi: embed; direction: ltr"><span style="font-size: 12pt">Послание было предназначено для поддержки единоверцев, которые под давлением режима альмогадов были вынуждены признать истинность их учения, а Мухаммада – пророком, оставаясь втайне приверженцами иудейского вероисповедания.</span></p>
-
== Обвинения в адрес евреев принявших ислам ==
+
<h2>Обвинения в адрес евреев принявших ислам</h2>
-
 
+
<p><span style="line-height: 115%; font-size: 12pt">&#160;Оппонент РаМБаМа обвинял признававшего Мухаммада пророком в отречении от Б-га: такой еврей приобретал статус язычника со всеми вытекающими последствиями. Даже если еврей продолжал придерживаться своей традиции дома, то, по мнению обвинителя, такой человек не мог считаться евреем, поскольку публично выдавал себя за не еврея. Самым безжалостным стало заявление о совершении двойного греха одновременного поклонения и идолу, и Б-гу в случае, если преследуемый за религиозные убеждения еврей заходил в мечеть, где он оставался безучастным в молитве мусульман, а затем возвращался домой молиться по всем правилам еврейского закона. На Небесах такая молитва не могла быть принята, а на земле таких евреев, ведших двойную жизнь, не следовало допускать в качестве свидетелей в суде, как не допускают к судопроизводству злодеев.</span></p>
-
<span style="line-height: 115%; font-size: 12pt">&nbsp;Оппонент РаМБаМа обвинял признававшего Мухаммада пророком в отречении от Б-га: такой еврей приобретал статус язычника со всеми вытекающими последствиями. Даже если еврей продолжал придерживаться своей традиции дома, то, по мнению обвинителя, такой человек не мог считаться евреем, поскольку публично выдавал себя за не еврея. Самым безжалостным стало заявление о совершении двойного греха одновременного поклонения и идолу, и Б-гу в случае, если преследуемый за религиозные убеждения еврей заходил в мечеть, где он оставался безучастным в молитве мусульман, а затем возвращался домой молиться по всем правилам еврейского закона. На Небесах такая молитва не могла быть принята, а на земле таких евреев, ведших двойную жизнь, не следовало допускать в качестве свидетелей в суде, как не допускают к судопроизводству злодеев.</span>
+
<h2>Ответ РаМБаМа</h2>
-
 
+
<p><span style="font-size: 12pt">В ответном послании РаМБаМ демонстрирует всеобъемлющие познания в Торе, аргументировано полемизируя с неизвестным.</span></p>
-
== Ответ РаМБаМа ==
+
<p><span style="line-height: 115%; font-size: 12pt">Открывая послание, Маймонид резко критикует автора обвинительных речей в адрес притесненных режимом альмогадов евреев, подкрепляя свои слова историей с самим Моше Рабейну, который был наказан за то, что позволил себе усомниться в праведности еврейского народа.</span></p>
-
 
+
<h3>На принявших Ислам не распостроняется статус язычников</h3>
-
<span style="font-size: 12pt">В ответном послании РаМБаМ демонстрирует всеобъемлющие познания в Торе, аргументировано полемизируя с неизвестным.</span>
+
<p><span style="font-size: 12pt">Касательно обозначенной оппонентом непосредственной связи между признанием Мухаммада пророком и статусом язычника, Маймонид на основании Устной Традиции разъясняет, что все заповеди Торы делятся на две фундаментальные группы:</span></p>
-
 
+
<p style="text-align: justify; line-height: normal; unicode-bidi: embed; direction: ltr"><span style="font-size: 12pt">&#160; <b>Первая группа</b> - идолопоклонство, разврат, убийство другого человека. Здесь действует правило: в случае принуждения преступить одну из них, человек обязан отдать жизнь, но не преступить. Это правило действует для еврея всегда и везде, независимо от преследуемой цели, где под словом «всегда» имеется в виду как во время гонений, так и в мирное время, а под словом «везде» имеется в виду как публично (десять и более евреев), так и тайно (менее десяти евреев); под фразой «независимо от преследуемой цели» имеется в виду цель преследователя, то есть желает ли он лишь простого послушания со стороны преследуемого, или - специально ввести в грех преследуемого, зная о запрете этого деяния для него, иными словами, есть ли умысел.</span></p>
-
<span style="line-height: 115%; font-size: 12pt">Открывая послание, Маймонид резко критикует автора обвинительных речей в адрес притесненных режимом альмогадов евреев, подкрепляя свои слова историей с самим Моше Рабейну, который был наказан за то, что позволил себе усомниться в праведности еврейского народа.</span>
+
<p style="text-align: justify; line-height: normal; unicode-bidi: embed; direction: ltr"><b><span style="font-size: 12pt">&#160;Вторая группа</span></b> <span style="font-size: 12pt">– все остальные заповеди. Они, в зависимости от умысла со стороны преследователя, делятся&#160;на две группы:</span></p>
-
 
+
<p style="text-align: justify; line-height: normal; unicode-bidi: embed; direction: ltr"><span style="font-size: 12pt">&#160;&#160;а) если умысла нет, то еврей обязан преступить, но сохранить свою жизнь, независимо от наличия гонений (фактор времени) и публичности события (фактор места);&#160;</span></p>
-
=== На принявших Ислам не распостроняется статус язычников ===
+
<p style="text-align: justify; line-height: normal; unicode-bidi: embed; direction: ltr"><span style="font-size: 12pt">&#160;&#160;б) если&#160;есть&#160;умысел со стороны преследователя ввести преследуемого в грех, то <b>во время гонений</b> на еврейскую религию обязан отдать жизнь, но не преступить, независимо от того, публично это происходит или тайно, <b>в мирное время</b> <b>и тайно</b> – обязан преступить, но сохранить жизнь, <b>в мирное время и публично</b> – обязан расстаться с жизнью, но не преступить, даже если это касается несущественной детали.</span></p>
-
 
+
<p><span style="line-height: 115%; font-size: 12pt">&#160;Далее Раби Моше уточняет, что все эти правила распространяются на случаи, когда от преследуемых требуется совершения конкретных действий или воздержания от них. Там, где этого не требуется, а достаточно лишь произнести словесные формулы, выражающие веру в Мухаммада, тайно имея возможность соблюдать все 613 заповедей, перечисленных в Торе, то такое поведение не называется идолопоклонством, так как он опровергает своими действиями слова, произносимые им лишь для успокоения властей.</span></p>
-
<span style="font-size: 12pt">Касательно обозначенной оппонентом непосредственной связи между признанием Мухаммада пророком и статусом язычника, Маймонид на основании Устной Традиции разъясняет, что все заповеди Торы делятся на две фундаментальные группы:</span>
+
<h3><span style="line-height: 115%; font-size: 12pt"><span lang="RU" xml:lang="RU">Человек, совершивший что-либо под принуждением – освобожден от ответственности</span></span></h3>
-
<p style="text-align: justify; line-height: normal; unicode-bidi: embed; direction: ltr"><span style="font-size: 12pt">&nbsp; '''Первая группа''' - идолопоклонство, разврат, убийство другого человека. Здесь действует правило: в случае принуждения преступить одну из них, человек обязан отдать жизнь, но не преступить. Это правило действует для еврея всегда и везде, независимо от преследуемой цели, где под словом «всегда» имеется в виду как во время гонений, так и в мирное время, а под словом «везде» имеется в виду как публично (десять и более евреев), так и тайно (менее десяти евреев); под фразой «независимо от преследуемой цели» имеется в виду цель преследователя, то есть желает ли он лишь простого послушания со стороны преследуемого, или - специально ввести в грех преследуемого, зная о запрете этого деяния для него, иными словами, есть ли умысел.</span></p><p style="text-align: justify; line-height: normal; unicode-bidi: embed; direction: ltr">'''<span style="font-size: 12pt">&nbsp;Вторая группа</span>''' <span style="font-size: 12pt">– все остальные заповеди. Они, в зависимости от умысла со стороны преследователя, делятся&nbsp;на две группы:</span></p><p style="text-align: justify; line-height: normal; unicode-bidi: embed; direction: ltr"><span style="font-size: 12pt">&nbsp;&nbsp;а) если умысла нет, то еврей обязан преступить, но сохранить свою жизнь, независимо от наличия гонений (фактор времени) и публичности события (фактор места);&nbsp;</span></p><p style="text-align: justify; line-height: normal; unicode-bidi: embed; direction: ltr"><span style="font-size: 12pt">&nbsp;&nbsp;б) если&nbsp;есть&nbsp;умысел со стороны преследователя ввести преследуемого в грех, то '''во время гонений''' на еврейскую религию обязан отдать жизнь, но не преступить, независимо от того, публично это происходит или тайно, '''в мирное время''' '''и тайно''' – обязан преступить, но сохранить жизнь, '''в мирное время и публично''' – обязан расстаться с жизнью, но не преступить, даже если это касается несущественной детали.</span></p>
+
<p><span style="line-height: 115%; font-size: 12pt">Общее талмудическое правило гласит, что «человек, совершивший что-либо под принуждением – освобожден от ответственности». &#160;Данное правило, конечно же, предполагает исключения. Например, человеку запрещено убивать другого человека, независимо от принуждения, так как в том же самом источнике, в Вавилонском Талмуде, трактате «Санэдри</span><span style="line-height: 115%; font-size: 12pt">́</span><span style="line-height: 115%; font-size: 12pt">н», 74а, сформулировано другое правило: «…Кто сказал, что твоя кровь краснее? Может быть, кровь того человека краснее…»&#160;&#160;</span></p>
-
<span style="line-height: 115%; font-size: 12pt">&nbsp;Далее Раби Моше уточняет, что все эти правила распространяются на случаи, когда от преследуемых требуется совершения конкретных действий или воздержания от них. Там, где этого не требуется, а достаточно лишь произнести словесные формулы, выражающие веру в Мухаммада, тайно имея возможность соблюдать все 613 заповедей, перечисленных в Торе, то такое поведение не называется идолопоклонством, так как он опровергает своими действиями слова, произносимые им лишь для успокоения властей.</span>
+
<h2>Рекомендации РаМБаМа</h2>
-
 
+
<p><span style="font-size: 12pt">В конце своего послания Раби Моше рекомендует всем тем, кто подвергся преследованиям, постараться покинуть места гонений, а до тех пор, пока эти люди находятся здесь, они рассматриваются как близкие к статусу «богохульник по доброй воле». При этом исполнение заповеди во время гонений в большей степени ценно, чем в мирное время, потому что человек исполняет ее бескорыстно, не для собственного возвеличивания, когда все вокруг восхищаются его набожностью, как сказано в Священном Писании: «Когда воззовешь ко Мне всем сердцем твоим и всей душой твоей».</span></p>
-
=== <span style="line-height: 115%; font-size: 12pt"><span lang="RU" xml:lang="RU">Человек, совершивший что-либо под принуждением – освобожден от ответственности</span></span> ===
+
<h2>Источники</h2>
-
 
+
<p><span style="font-size: 16pt">А. Барановский, "<a href="http://abi-05042005.narod.ru/">Моше бен Маймон</a>", Москва 2006&#160;</span></p>
-
<span style="line-height: 115%; font-size: 12pt">Общее талмудическое правило гласит, что «человек, совершивший что-либо под принуждением – освобожден от ответственности». &nbsp;Данное правило, конечно же, предполагает исключения. Например, человеку запрещено убивать другого человека, независимо от принуждения, так как в том же самом источнике, в Вавилонском Талмуде, трактате «Санэдри</span><span style="line-height: 115%; font-size: 12pt">́</span><span style="line-height: 115%; font-size: 12pt">н», 74а, сформулировано другое правило: «…Кто сказал, что твоя кровь краснее? Может быть, кровь того человека краснее…»&nbsp;&nbsp;</span>
+
<p>Маймонид</p>
-
 
+
-
== Рекомендации РаМБаМа ==
+
-
 
+
-
<span style="font-size: 12pt">В конце своего послания Раби Моше рекомендует всем тем, кто подвергся преследованиям, постараться покинуть места гонений, а до тех пор, пока эти люди находятся здесь, они рассматриваются как близкие к статусу «богохульник по доброй воле». При этом исполнение заповеди во время гонений в большей степени ценно, чем в мирное время, потому что человек исполняет ее бескорыстно, не для собственного возвеличивания, когда все вокруг восхищаются его набожностью, как сказано в Священном Писании: «Когда воззовешь ко Мне всем сердцем твоим и всей душой твоей».</span>
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
<span style="font-size: 16pt">А. Барановский, "[http://abi-05042005.narod.ru/ Моше бен Маймон]", Москва 2006&nbsp;</span>
 
-
<span style="font-size: 16pt" />Маймонид
+
[[Категория:Маймонид]]

Версия 08:15, 23 января 2011

Содержание

Время и причины написания послания

В период гонений Маймонид написал послание-ответ на заявление человека, имя которого Раби Моше не упоминает. Точная дата послания не известна, предполагается, что оно было составлено или в Марокко, или вскоре после переезда в Святую Землю.

Послание было предназначено для поддержки единоверцев, которые под давлением режима альмогадов были вынуждены признать истинность их учения, а Мухаммада – пророком, оставаясь втайне приверженцами иудейского вероисповедания.

Обвинения в адрес евреев принявших ислам

 Оппонент РаМБаМа обвинял признававшего Мухаммада пророком в отречении от Б-га: такой еврей приобретал статус язычника со всеми вытекающими последствиями. Даже если еврей продолжал придерживаться своей традиции дома, то, по мнению обвинителя, такой человек не мог считаться евреем, поскольку публично выдавал себя за не еврея. Самым безжалостным стало заявление о совершении двойного греха одновременного поклонения и идолу, и Б-гу в случае, если преследуемый за религиозные убеждения еврей заходил в мечеть, где он оставался безучастным в молитве мусульман, а затем возвращался домой молиться по всем правилам еврейского закона. На Небесах такая молитва не могла быть принята, а на земле таких евреев, ведших двойную жизнь, не следовало допускать в качестве свидетелей в суде, как не допускают к судопроизводству злодеев.

Ответ РаМБаМа

В ответном послании РаМБаМ демонстрирует всеобъемлющие познания в Торе, аргументировано полемизируя с неизвестным.

Открывая послание, Маймонид резко критикует автора обвинительных речей в адрес притесненных режимом альмогадов евреев, подкрепляя свои слова историей с самим Моше Рабейну, который был наказан за то, что позволил себе усомниться в праведности еврейского народа.

На принявших Ислам не распостроняется статус язычников

Касательно обозначенной оппонентом непосредственной связи между признанием Мухаммада пророком и статусом язычника, Маймонид на основании Устной Традиции разъясняет, что все заповеди Торы делятся на две фундаментальные группы:

  Первая группа - идолопоклонство, разврат, убийство другого человека. Здесь действует правило: в случае принуждения преступить одну из них, человек обязан отдать жизнь, но не преступить. Это правило действует для еврея всегда и везде, независимо от преследуемой цели, где под словом «всегда» имеется в виду как во время гонений, так и в мирное время, а под словом «везде» имеется в виду как публично (десять и более евреев), так и тайно (менее десяти евреев); под фразой «независимо от преследуемой цели» имеется в виду цель преследователя, то есть желает ли он лишь простого послушания со стороны преследуемого, или - специально ввести в грех преследуемого, зная о запрете этого деяния для него, иными словами, есть ли умысел.

 Вторая группа – все остальные заповеди. Они, в зависимости от умысла со стороны преследователя, делятся на две группы:

  а) если умысла нет, то еврей обязан преступить, но сохранить свою жизнь, независимо от наличия гонений (фактор времени) и публичности события (фактор места); 

  б) если есть умысел со стороны преследователя ввести преследуемого в грех, то во время гонений на еврейскую религию обязан отдать жизнь, но не преступить, независимо от того, публично это происходит или тайно, в мирное время и тайно – обязан преступить, но сохранить жизнь, в мирное время и публично – обязан расстаться с жизнью, но не преступить, даже если это касается несущественной детали.

 Далее Раби Моше уточняет, что все эти правила распространяются на случаи, когда от преследуемых требуется совершения конкретных действий или воздержания от них. Там, где этого не требуется, а достаточно лишь произнести словесные формулы, выражающие веру в Мухаммада, тайно имея возможность соблюдать все 613 заповедей, перечисленных в Торе, то такое поведение не называется идолопоклонством, так как он опровергает своими действиями слова, произносимые им лишь для успокоения властей.

Человек, совершивший что-либо под принуждением – освобожден от ответственности

Общее талмудическое правило гласит, что «человек, совершивший что-либо под принуждением – освобожден от ответственности».  Данное правило, конечно же, предполагает исключения. Например, человеку запрещено убивать другого человека, независимо от принуждения, так как в том же самом источнике, в Вавилонском Талмуде, трактате «Санэдри́н», 74а, сформулировано другое правило: «…Кто сказал, что твоя кровь краснее? Может быть, кровь того человека краснее…»  

Рекомендации РаМБаМа

В конце своего послания Раби Моше рекомендует всем тем, кто подвергся преследованиям, постараться покинуть места гонений, а до тех пор, пока эти люди находятся здесь, они рассматриваются как близкие к статусу «богохульник по доброй воле». При этом исполнение заповеди во время гонений в большей степени ценно, чем в мирное время, потому что человек исполняет ее бескорыстно, не для собственного возвеличивания, когда все вокруг восхищаются его набожностью, как сказано в Священном Писании: «Когда воззовешь ко Мне всем сердцем твоим и всей душой твоей».

Источники

А. Барановский, "<a href="http://abi-05042005.narod.ru/">Моше бен Маймон</a>", Москва 2006 

Маймонид

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация