Каббала

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
О.Э. (Обсуждение | вклад)
Строка 22: Строка 22:
'''Каббала́''' ({{lang-he|קַבָּלָה}}, «получение, принятие, предании») — [[эзотеризм|эзотерическое]] течение в [[иудаизм|иудаизме]], появившееся в [[XII век|XII веке]]
'''Каббала́''' ({{lang-he|קַבָּלָה}}, «получение, принятие, предании») — [[эзотеризм|эзотерическое]] течение в [[иудаизм|иудаизме]], появившееся в [[XII век|XII веке]]
-
Каббала связанна с осмыслением Творца и Творения, роли и целей Творца, природы человека, смысла существования.
+
Каббала связана с осмыслением Творца и Творения, роли и целей Творца, природы человека, смысла существования.
Термин «каббала» употреблялся в Талмуде для обозначения частей Библии, не входящих в Пятикнижие (РхШ. 7а), а в послеталмудическую эпоху — Устного Закона. Лишь в 12 в. он стал употребляться еврейскими мистиками для подчеркивания преемственной связи их учения с эзотерической мудростью прошлого.  
Термин «каббала» употреблялся в Талмуде для обозначения частей Библии, не входящих в Пятикнижие (РхШ. 7а), а в послеталмудическую эпоху — Устного Закона. Лишь в 12 в. он стал употребляться еврейскими мистиками для подчеркивания преемственной связи их учения с эзотерической мудростью прошлого.  
-
== Статус Каббалы ==
+
Следует особенно отметить, что мудрецы каббалы во всех поколениях были выдающимися раввинами, знатоками еврейского учения во всех его аспектах, Письменной и Устной Торы, строго соблюдающими все предписания иудаизма. Главные каббалистические авторитеты были одновременно авторитетами Галахи, и именно они сформировали иудаизм в течение поколений. Поэтому каббала  неотделима от иудаизма, его развития и реализации как в древности, так и сегодня.
 +
 
 +
 
 +
== Характеристика каббалы ==
 +
 
 +
Как и любая мистика, каббала основана на желании человека непосредственно воспринимать Божественность. Но кроме этого стремления и специфического каббалистического мистического опыта, который очень трудно передать словами (и который, однако, каббалисты пытались передать), есть  еще философский аспект каббалы, описывающий структуру Божественности (теософию) и взаимовлияние человека и Бога (теургию).
 +
 
 +
В теософии специфической особенностью каббалы является представление о сфирот – различных аспектах Божественности, через которые проявляется Божественное управление миром. Именно система сфирот является характеристическим признаком каббалы; поэтому элементы еврейской мистики, которые не содержат этой системы (или содержат ее в недостаточно развитом виде) относят скорее к источникам или предварительным элементам каббалы.
 +
 
 +
Классическая каббала Прованса и Испании содержала систему сфирот в  разработанном и развернутом виде. Каббалистический подход утверждает, что все уровни мироздания подобны друг другу. Это означает, что система Десяти  сфирот – не только система Божественного управления миром, но также система сотворения мира, а также система устройства человеческой души, и также система устройства национальной еврейской души. Более того, любая цельная  часть мироздания (в том числе, каждая из сфирот) содержит в себе ту же самую систему Десяти сфирот. Такая фрактальная (подобная себе на всех уровнях, где высшие уровни отражаются и в низших, и в деталях, и каждая деталь подобна общему) дает возможность каждому человеку, заглянув внутрь себя, понять устройство мира. Тем самым изучение каббалы сводится не к простому описанию сфирот, а к тому, чтобы прочувствовав их в самом себе, научиться чувствовать их в мироздании, и через это подобие правильно понимать мир и правильно с ним взаимодействовать.
 +
 
 +
 
 +
== Статус каббалы ==
Во все века своего развития каббала была интегральной частью иудаизма.
Во все века своего развития каббала была интегральной частью иудаизма.
Строка 36: Строка 48:
* «'''Сод'''» — тайна.
* «'''Сод'''» — тайна.
-
Иудаизм рассматривает Каббалу как четвёртый, наиболее глубокий уровень понимания [[Тора|Торы]].Тем самым, считается, что начинать изучение Каббалы может лишь тот, кто постиг все предыдущие уровни: знающий как Письменную [[Тора|Тору]], так и [[Устный Закон|Устную]] ([[Талмуд]]). Тем не менее, для тех, кто ещё не достиг этого уровня возможно постепенное знакомство с основами Каббалы, при условии, что оно сопровождается продвижением в других областях еврейского Закона. Изучение Каббалы, как правило, происходит в религиозных центрах: [[иешива]]х и [[бейт мидраш]]ах.
+
Иудаизм рассматривает Каббалу как четвёртый, наиболее глубокий уровень понимания [[Тора|Торы]]. Тем самым считается, что начинать изучение Каббалы может лишь тот, кто постиг все предыдущие уровни: знающий как Письменную [[Тора|Тору]], так и [[Устный Закон|Устную]] ([[Талмуд]]). Тем не менее, для тех, кто ещё не достиг этого уровня возможно постепенное знакомство с основами Каббалы, однако оно может быть успешным лишь при условии, что сопровождается продвижением в других областях еврейского Закона и Учения.  
 +
 
 +
 
 +
== Понятие "каббалист" ==
 +
 
 +
Каббалист  (на иврите – "мекубаль") – это носитель каббалы. Но "каббалист" не означает только, что человек изучил или знает каббалу. Это понятие включает в себя еще два важных аспекта. Во-первых, человек должен открыть миру какие-то новые аспекты каббалы. Открыть новые аспекты означает быть настолько в глубоком соединении с Высшими мирами, что он сможет понять и почувствовать аспекты, которые не были ранее сформулированы другими каббалистами, и может дать такие новые формулировки и аспекты каббалы, которые раньше не были известны.
 +
 
 +
При этом важнейшая сторона второго аспекта связана с тем, что слово "мекубаль", кроме значения "каббалист" означает также "принятый другими",  "подходящий для других", – поскольку сам термин "каббала" означает "получение", "принятие". Таким образом каббалист (мекубаль) – это не только человек, который предлагает новое в каббале: это новое должно быть таким, чтобы с ним согласились другие каббалисты. То новое, что он открыл, после того как прочувствовал и сформулировал, другие каббалисты также увидят в системе миров. Поэтому развитие каббалы происходит так: открывается (чувствуется и формулируется) нечто новое, но при этом каббалистическое общество признает это новое свой частью, поддерживает это новое. Так достигается равновесие – с одной стороны, продвижение и развитие, с другой – сохранение аутентичности.
 +
И, разумеется, человек, который просто изучает каббалу, или даже преподает ее в тех рамках, которые он изучил, не может быть назван каббалистом. Каббалист открывает новое, – но приемлемое для других каббалистов
 +
 
 +
 
 +
 
 +
== Ошибочное употребление термина "каббалист" ==
 +
 
== Ранняя еврейская мистика ==
== Ранняя еврейская мистика ==
 +
 +
Поскольку специфической особенностью каббалы является понятийный аппарат, основанный на системе сфирот, то мистические тексты, в которых еще нет этого аппарата, обычно не относят к каббале (хотя они могут быть отнесены к уровню "сод", т.е. тайное – внутреннее, эзотерическое - содержание еврейских текстов и учения). Мистические тексты, которые еще не имеют этого аппарата, считаются предварением или источниками каббалы, но их еще не относят к самой каббале.
Источниками каббалы считаются
Источниками каббалы считаются
Строка 45: Строка 72:
* Мистические отрывки ТаНаХа - прежде всего, книга [[Йехезкеля]]
* Мистические отрывки ТаНаХа - прежде всего, книга [[Йехезкеля]]
* Мистические визионерские эзотерические учения периода Второго Храма и Талмуда, "Маасе Берешит" ("Деяния Первотворения") и "Маасе Меркава" ("Деяния Престола"), а также [[Литература Чертогов ("hейхалот")]]
* Мистические визионерские эзотерические учения периода Второго Храма и Талмуда, "Маасе Берешит" ("Деяния Первотворения") и "Маасе Меркава" ("Деяния Престола"), а также [[Литература Чертогов ("hейхалот")]]
-
* [[Сефер Йецира]] ({{lang-he|ספר היצירה}} — «Книга творения»), вероятно написанная между 2 и 6 вв. н. э.в Стране Израиля  
+
* [[Сефер Йецира]] ({{lang-he|ספר היצירה}} — «Книга творения»), вероятно написанная между 2 и 6 вв. н. э.в Стране Израиля. В книге Сефер Йецира уже есть система сфирот, но здесь она находится еще в начальном  состоянии, не разработанном, как в последующей каббале
* [[Хасидей Ашкеназ]] - мистическое эзотерическое учение, действовавшее на севере Франции и юге Германии в 12 в.
* [[Хасидей Ашкеназ]] - мистическое эзотерическое учение, действовавшее на севере Франции и юге Германии в 12 в.
-
* Мистические течения в еврействе восточныхисламских стран в раннее средневековье
+
* Мистические течения в еврействе восточных исламских стран в раннее средневековье
== Проблема соотношения каббалы и гностики ==
== Проблема соотношения каббалы и гностики ==
-
Есть внешнее сходство некоторых элементов,поэтому многие исследователи считали что каббала происходит от гностических сект. Однако есть кардинальные различия, сводящие на нет эти элементы внешнего сходства.
+
Есть внешнее сходство некоторых элементов каббалы и гностики,поэтому многие исследователи считали что каббала происходит от гностических сект. Однако есть кардинальные различия, сводящие на нет эти элементы внешнего сходства.
Во-первых, в отличие от дуализма гностицизма, каббала полностью и строго монотеистическое учение. Еврейский эзотеризм всегда отвергал гностическую идею низшего демиурга, ответственного за творение и управление видимым миром.
Во-первых, в отличие от дуализма гностицизма, каббала полностью и строго монотеистическое учение. Еврейский эзотеризм всегда отвергал гностическую идею низшего демиурга, ответственного за творение и управление видимым миром.
-
Во-вторых, в отличие от гностицизма, видевшего в божестве-демиурге воплощение зла, которое царствует в сотворенном им мире, - каббала, в соответствии с традиционным представлением иудаизма, воспринимает мир как лучший из возможных миров, а сам факт его сотворения — как проявление Божественной доброты.  
+
Во-вторых, в отличие от гностицизма, видевшего в божестве-демиурге воплощение зла, которое царствует в сотворенном им мире, - каббала, в соответствии с традиционным представлением иудаизма, воспринимает мир как лучший из возможных миров, а сам факт его сотворения - проявлением Божественной доброты.  
Строка 61: Строка 88:
{{main|Каббалисты Прованса (12 в.) и Сефер hа-Баhир}}
{{main|Каббалисты Прованса (12 в.) и Сефер hа-Баhир}}
-
Каббалисты Прованса 12 в. обычно рассматриваются как "предварительная" школа каббалы, поскольку в их текстах еще нет многих важнейших понятий,характерных для классической каббалы последующих столетий.
+
Каббалисты Прованса 12 в. обычно рассматриваются как "предварительная" школа каббалы, поскольку в их текстах, хотя система сфирот здесь предстает в более развернутом виде, - в них еще нет многих важнейших понятий, характерных для классической каббалы последующих столетий.
=== Сефер hа-Баhир ===
=== Сефер hа-Баhир ===
Строка 75: Строка 102:
Испанская каббала в 13-15 вв. явилась важнейшей школой, в которой сформировались центральные концепции каббалы.  
Испанская каббала в 13-15 вв. явилась важнейшей школой, в которой сформировались центральные концепции каббалы.  
-
Нахманид
+
 
 +
== Нахманид ==
 +
 
 +
 
=== Книга Зогар ===
=== Книга Зогар ===
Строка 87: Строка 117:
== Цфатская школа (16 в.)  ==
== Цфатская школа (16 в.)  ==
-
На протяжении всех предыдущих веков каббала была эзотерическим занятием небольшой группы избранных индивидуумов. Однако очень важный толчок в развитии каббалы произошёл, когда евреи были изгнаны из Испании в 1492 г., что привело к мощному взрыву мессианского стремления к искуплению грехов, а в результате миграции несколько наиболее учёных испанских каббалистов оказались в городе Цфат в Галилее. Вскоре Цфат стал новым центром каббалы и удерживал эти позиции короткое, но замечательное время в XVI в.
+
На протяжении всех предыдущих веков каббала была эзотерическим занятием небольшой группы избранных индивидуумов. Однако очень важное изменение в развитии каббалы произошёл, когда евреи были изгнаны из Испании в 1492 г., что привело к мощному взрыву мессианского стремления. В результате миграции несколько наиболее учёных испанских каббалистов оказались в городе Цфат в Галилее. Вскоре Цфат стал новым центром каббалы и удерживал эти позиции в течение короткого, но очень важного периода в середине  XVI в.
Среди представителей этой группы столь разные каббалисты, как [[Моше Кордоверо]], [[Шломо Алкабец]], [[Иосеф Каро]] и [[Ицхак Лурия]].  
Среди представителей этой группы столь разные каббалисты, как [[Моше Кордоверо]], [[Шломо Алкабец]], [[Иосеф Каро]] и [[Ицхак Лурия]].  
Строка 95: Строка 125:
Огромнй и революционный вклад в развитие Каббалы внёс в XVI веке р.[[Ицхак Лурия|Ицхак бен Шломо Лурия Ашкенази]] (АРИЗАЛЬ или Ари) (1534−1572).
Огромнй и революционный вклад в развитие Каббалы внёс в XVI веке р.[[Ицхак Лурия|Ицхак бен Шломо Лурия Ашкенази]] (АРИЗАЛЬ или Ари) (1534−1572).
-
Он разработал принципиально новую систему изучения Каббалы ([[Лурианская каббала]]) и преподавал её группе своих учеников. Один из них р. [[Хаим Виталь]] (при помощи своего сына [[Шмуэль Виталь|Шмуэля Виталя]]) изложил учение Ари в трактате [[Писания Ари]] ({{lang-he|כתבי ארי}}). Эта книга стала второй по важности после [[Книга Зогар|Книги Зогар]]. [[Книга Эц Хаим]] («Древо Жизни») является одной из наиболее значимых частей «Писаний Ари».
+
Он разработал принципиально новую систему изучения Каббалы ([[Лурианская каббала]]) и преподавал её группе своих учеников. Один из них р. [[Хаим Виталь]] (при помощи своего сына [[Шмуэль Виталь|Шмуэля Виталя]]) изложил учение Ари в трактате [[Писания Ари]] ({{lang-he|כתבי ארי}}). Эта книга стала второй по важности после [[Книга Зогар|Книги Зогар]]. Одной из наиболее значимых частей «Писаний Ари» является [[книга Эц Хаим]] («Древо Жизни»).
-
Ари разработал учения о «цимцум» («сокращение» или «сопротивление»), «швират келим» (разбиении «сосудов»), «гилгулим» (переселениях душ), «иббур» (объединение душ), «тиккун» («исправлении»), технике каббалистической медитации «йихудим», «кавванот», «цаддиким» (праведниках) и т. п. В его учении делается акцент на ключевой роли человека в исправлении мира, в связи с концепциями изгнания, искупления, и переселения душ.
+
Ари разработал учения о «цимцум» («сокращение»), «швират келим» (разбиении «сосудов»), «гилгулим» (переселениях душ), «иббур» (объединение душ), «тиккун» («исправлении»), технике каббалистической медитации «йихудим», «кавванот», «цаддиким» (праведниках) и т. п. В его учении делается акцент на ключевой роли человека в исправлении мира, в связи с концепциями изгнания, искупления, и переселения душ.
-
В основе Лурианской каббалы лежат четыре идеи: бесконечность («Эйн-соф») сжалась, образуя пространство для творения; божественные сосуды (сфирот), удерживавшие божественную энергию, необходимую для того, чтобы мир был совершен, разрушились («разбиение сосудов»); после разрушения сосудов, когда большая часть Света уже была заключена в новые сосуды — сфирот, часть искр Божественного Света оказалась в плену в тварном мире у обманчиво самостоятельных сил зла, называемых скорлупами (клипот) или Другой стороной («ситра ахара»); задача человечества состоит в том, чтобы совершить возвращение божественных искр Божеству («тиккун»), для чего необходимо установить в мире божественный порядок и царство закона.
+
Наиболее знаменитыми являются четыре идеи Лурианской каббалы: бесконечность («Эйн-соф») сжалась ("цимцум"), образуя пространство для творения; божественные сосуды (сфирот), удерживавшие божественную энергию, необходимую для того, чтобы мир был совершен, разрушились («разбиение сосудов»); после разрушения сосудов, когда большая часть Света уже была заключена в новые сосуды — сфирот, часть искр Божественного Света оказалась в плену в тварном мире у обманчиво самостоятельных сил зла, называемых скорлупами (клипот) или Другой стороной («ситра ахара»); задача человечества состоит в том, чтобы совершить возвращение искр в систему («тикун»), для чего необходимо вернуть в мир Божественный порядок.
-
== Каббала с середины 16 до середины 18 вв. ==
+
== Каббала с середины XVI до середины XVIII вв. ==
-
Из Цфата каббала стремительно распространилась по азиатским, африканским и европейским центрам еврейской диаспоры. Вскоре она стала по-настоящему массовым учением. При этом каббала послужила базой как для лже-мессианского движения [[Цви, Шабтай|Шабтая Цви]] (1626—1676), вызвавшего огромный кризис всей еврейской жизни, так и, а веком позже — для восточноевропейского хасидизма. Таким образом, мистицизм каббалы стал одной из самых влиятельных сил, который вел еврейский народ его историческим путём, пока просвещение и эмансипация, а потом национализм и сионизм не взяли верх, чтобы служить жизненными стимуляторами.
+
Из Цфата каббала стремительно распространилась по азиатским, африканским и европейским центрам еврейской диаспоры. Вскоре она стала по-настоящему массовым учением. При этом каббала послужила базой как для лже-мессианского движения [[Цви, Шабтай|Шабтая Цви]] (1626—1676), вызвавшего огромный кризис всей еврейской жизни, так и, веком позже, — для восточноевропейского хасидизма. Таким образом, мистицизм каббалы стал одной из самых влиятельных сил, который вел еврейский народ его историческим путём.
-
Одним из первых, кто объявил об отмене всех ограничений на изучение Каббалы, был Марокканский Каббалист [[Авраам Азулай]](1570—1643) написавший в своей книге «Милосердие Авраама» («Хесед ле-Авраам»), что начиная с 1540 года запрещения на изучение Каббалы сняты.
+
В сефардских общинах наиболее выдающимися каббалистами были [[Авраам Азулай]],[[Шалом Шавази]], [[Шалом Шараби]], [[Хаим Бен Атар]].
-
Сефардские общины, помимо [[Авраам Азулай|Авраама Азулайя]], подарили миру целую плеяду выдающихся Каббалистов, таких как [[Шалом Шавази]], [[Шалом Шараби]], [[Хаим Бен Атар]].
+
В европейских странах наиболее известными представителями каббалы в этот период были [[Маhараль]], [[Исраэль Саруг]], [[Менахем Азарья де Фано]]. Важный вклад в развитие каббалы в первой половине XVIII в. внес [[Моше Хаим Луцатто]].
-
 
+
-
Изучение Каббалы получило широкое распространение на востоке, особенно в северной Африке.
+
-
Так к примеру большинство [[Марокко|Марокканских]] [[Еврей|Евреев]] имели в своих домах тексты
+
-
[[книга Зоар|книги Зоар]] и изучали их.
+
-
 
+
-
В Европейских странах наиболее известными представителями каббалы были [[Исраэль Саруг]], [[Менахем Азарья де Фано]].Но главный вклад в ее развитие в этот период внес [[Моше Хаим Луцатто]].
+
Строка 122: Строка 146:
Широкое распространение Каббалы в европейских общинах связывается с движением [[Хасидизм]]а. Поставив во главу угла духовные мотивы любви к ближнему, радости и милосердия, Хасидизм, основанный [[Бааль Шем Тов, Исраэль|Исраэлем Бааль Шем Товом]], открыл основы Каббалы желающим изучать их. [[Бааль Шем Тов, Исраэль|Бааль Шем Тов]], о духовной силе и чудесах которого написано сотни рассказов, оставил после себя многочисленных последователей, таких как [[Дов Бер из Межерича]], [[Шнеур Залман из Ляд]], [[Нахман из Брацлава]], [[Рабби Менахем из Чернобыля]], [[Элимелех из Лежайска|Элимелеха]] из [[Лежайск]]а и многих других.
Широкое распространение Каббалы в европейских общинах связывается с движением [[Хасидизм]]а. Поставив во главу угла духовные мотивы любви к ближнему, радости и милосердия, Хасидизм, основанный [[Бааль Шем Тов, Исраэль|Исраэлем Бааль Шем Товом]], открыл основы Каббалы желающим изучать их. [[Бааль Шем Тов, Исраэль|Бааль Шем Тов]], о духовной силе и чудесах которого написано сотни рассказов, оставил после себя многочисленных последователей, таких как [[Дов Бер из Межерича]], [[Шнеур Залман из Ляд]], [[Нахман из Брацлава]], [[Рабби Менахем из Чернобыля]], [[Элимелех из Лежайска|Элимелеха]] из [[Лежайск]]а и многих других.
-
Согласно учению хасидизма, Бог присутствует всюду, каждое явление и событие является непосредственным проявлением Его сущности. Задачей человека является преодоление ограниченности собственного бытия и слияние с Божественным светом. Хасиды считают радость величайшей добродетелью, рассматривают пение и танцы, как путь служения Всевышнему. В хасидизме существуют различные направления, во главе которых стоят цадики — адморы.
+
Этим хасидизм в некотором смысле посмотрел на каббалу "с противоположной стороны": существует предание о том, как некто спросил Великого Магида: «В чем главное открытие Вашего учителя Баал-Шем-Това»? Тот ответил: «В том, что сфирот заключены в человеке». В хасидском мировосприятии непрерывная последовательность актов творения разворачивается снизу вверх; основные события космической драмы разворачиваются в ходе еврейской истории и в жизни каждого из людей. Ни один из высших духовных миров не в состоянии отразить во всей полноте многоплановость происходящего в чувственном «мире действия» (Асия), где перемешались добро и зло, истина и ложь. Только в этом мире достижимо Избавление, охватывающее все мироздание. Но Избавление неотделимо от Исправления (тикун), оно рождается из диалога творения и Творца, и, вознеся бренную материю до уровня духа, достигает кульминации в воссоединении Пресвятого Благословенного и его Шехины. <ref>Яглом М. Предисловие. — Бубер М. Гог и Магог. СПб., 2002. С. 15.</ref>
-
Хасидизм, целиком восприняв каббалистическую картину мира, в некотором смысле вывернул её наизнанку: существует предание о том, как некто спросил Великого Магида: «В чем главное открытие Вашего учителя Баал-Шем-Това»? Тот ответил: «В том, что сфирот заключены в человеке». В хасидском мировосприятии непрерывная последовательность актов творения разворачивается снизу вверх; основные события космической драмы разворачиваются в ходе еврейской истории и в жизни каждого из людей. Ни один из высших духовных миров не в состоянии отразить во всей полноте многоплановость происходящего в чувственном «мире действия» (Асия), где перемешались добро и зло, истина и ложь. Только в этом мире достижимо Избавление, охватывающее все мироздание. Но Избавление неотделимо от Исправления (тикун), оно рождается из диалога творения и Творца, и, вознеся бренную материю до уровня духа, достигает кульминации в воссоединении Пресвятого Благословенного и его Шехины. (Яглом М. Предисловие. — Бубер М. Гог и Магог. СПб., 2002. С. 15).
 
 +
=== Каббала Литовской школы ===
-
=== Другие направления в каббале===
+
Наиболее выдающийся каббалистиеский лидер "литовского" направления в иудаизме был [[Виленский Гаон]]. Другими выдающимися каббалистами 18-19 вв. были р. [[Менахем Мендель]] из Шклова и далее его ученики, и р. [[Шломо Эльяшив(Лешем)]].
-
Наиболее выдающийся каббалистиеский лидер "литовского" (= не-хасидского) направления в иудаизме был [[Виленский Гаон]]. Другими выдающимися каббалистами 18-19 вв. были р.[[Эльяшив, Шломо бен Хаим (Лешем)|Шломо Эльяшив (Лешем)]] и .....
 
-
 
+
== Каббала в первой половине ХХ в. ==
-
== Каббала в 20 в ==
+
.
.
=== р.[[Кук, Авраам Ицхак|Авраам-Ицхак Кук]] ===
=== р.[[Кук, Авраам Ицхак|Авраам-Ицхак Кук]] ===
Строка 141: Строка 163:
=== р. [[Бааль Сулам|Йегуда Ашлаг — Бааль Сулам]] ===
=== р. [[Бааль Сулам|Йегуда Ашлаг — Бааль Сулам]] ===
-
Большое влияние на развитие Каббалы в XX и XXI веках оказал каббалист Йегуда Ашлаг называемый также [[Бааль Сулам]] (Бааль Сулам-хозяин лестницы (ивр)). Йегуда Ашлаг написал ряд важных каббалистических книг и являлся сторонником массового распространения Каббалы и основателем нового каббалистического направления, последователями которого являются большинство изучаюших каббалу в наше время. Ему принадлежит основной современный учебник по каббале „[[Талмуд эсэр сфирот]]“, своего рода комментарий на [[Книга Эц Хаим|Книгу Эц Хаим]], которая, в свою очередь комментирует Зоар. Здесь наблюдается многовековая цепочка передачи каббалистических знаний и разъяснение каждому поколению, согласно их потребности .
 
-
=== Учение рава [[Гинзбург, Ицхак|Ицхака Гинзбурга]] ===
+
Большое влияние на развитие Каббалы оказал каббалист Йегуда Ашлаг, [[Бааль Сулам]]. Ему принадлежит важный современный учебник по каббале „[[Талмуд эсэр сфирот]]“. Йегуда Ашлаг являлся сторонником массового распространения каббалы, что было осуществлено его учениками. Однако это привело также к тому, что современные школы вульгаризации и профанации каббалы (Лайтман, Берг) также основаны на системе р. Ашлага.
-
Учение Рава Ицхака Гинзбурга (родился в 1946 году, проживает в настоящее время в Кфар Хабаде)  представляет собой оригинальный синтез каббалы Аризаля, хасидизма Баал Шем Това и современной науки.
 
-
Центральная идея его учения, проходящая через многие его книги и лекции – это применение аппарата Торы и, особенно, тайной Торы – каббалы и хасидизма – к решению актуальных проблем современности – начиная от проблем отдельной личности или проблем религиозного общества, и вплоть до актуальных проблем современного Израильского общества.
+
== Каббала во второй половине ХХ века ==
-
Рав Гинзбург – один из наиболее активных и творческих учителей Торы последнего поколения. Тысячи его лекций уже записаны на магнитофонную ленту, и он продолжает вести свои еженедельные лекции на иврите в Святой Земле и на английском в своих поездках по северной и Южной Америке.
+
Во второй половине ХХ века наиболее выдающимися представителями каббалы можно считать: Любавичского Ребе – рава Менахема-Мендла Шнеерсона, рава Иеhуду-Леона Ашкенази-Маниту, рава Ицхака Кадури, рава Моше Лурию, рава Ицхака Гинзбурга.
-
Рав Гинзбург издал уже более 60 книг (на иврите и английском) по самой разнообразной тематике: еврейская семья, воспитание детей, Мошиах и геула, каббала, психология.
+
Для второй половины ХХ в. характерно более широкое, чем ранее, распространение каббалы. Первоначально это распространение было инициировано хасидизмом, в дальнейшем оно расширилось, возникло множество ешив и отдельных раввинов, довольно широко преподающих каббалу. Для сохранения аутентичности соблюдаются два принципа:
 +
1). Каббала рассматривается как интегральная часть иудаизма, связанная с галахой, соблюдением заповедей, изучением Торы и т.д. Такой подход не является просто волюнтаристским – он необходим, потому что настоящее изучение каббалы невозможно для тех, кто не разбирается в системе еврейского учения в целом, Талмуде, законах и т.д.; не может продвинуться в каббале также и тот, кто не соблюдает заповеди.  Так, выводы и общие принципы теории относительности известны очень широкому кругу людей, однако  по-настоящему знают эту теорию, включая выведение формул и вычисления  те, кто успешно изучил курс высшей математики.
-
== Профанация какббалы ==
+
2). Широкой общественности преподаются базовые понятия и общие принципы каббалы – "популярная каббала"; при этом настоящая система остается уделом небольшой группы.
 +
 
-
{{Заготовка_раздела}}
+
== Профанация каббалы ==
-
== Основные понятия в Каббале ==
+
Первая половина ХХ в. стала также временем широкой профанации каббалы. Профанация каббалы – это не просто ее широкое изучение: широкое преподавание основ каббалы происходит также в рамках классического иудаизма. Профанация каббалы отличается от просто широкого преподавания следующими аспектами:
-
{{main|Основные понятия в Каббале}}
+
-
=== Предназначение Каббалы ===
+
1)каббала отрывается от иудаизма и объявляется отдельной наукой, существующей вне религии или даже до религии;
-
Каббала раскрывает [[тайный смысл]] [[Тора|Торы]], которая рассматривается в качестве глубокого мистического кода. С точки зрения изучающих Каббалу, причиной всех проблем человечества в целом и каждого индивидуума в частности является несоответствие законам мироздания. Целью изучения Каббалы является духовное совершенствование личности, которое позволит человеку понять свое предназначение в материальном и духовном мирах.
+
-
Согласно Каббале, [[перевоплощение душ|душа воплощается]] в материальном мире до тех пор пока не «выучит свой урок» и не выполнит той функции, для которой она была создана. (Считается, что каждая душа имеет какую-то свою, только ей присущую особенность, которую она и должна осознать). Когда — посредством обучения Каббале — эта цель достигается, душа перестаёт воплощаться. Состояние, в котором достигается цель каждой души, называется «Гмар Тикун» ({{lang-he|גמר תיקון}}) — конечное (окончание) исправление (я). Достижение этого состояния и есть цель Каббалы.
+
2)утверждается, что каббала не имеет никакой связи с поведением человека, с соблюдением заповедей и т.д., – якобы ничего менять в своей жизни и соблюдать заповеди  не нужно, а само изучение каббалы повлияет на жизнь;
-
=== Изучение Каббалы ===
+
3)каббала объявляется разновидностью абстрактной науки, помогающей жить и получать от мира то, что нужно. Адепты профанированной каббалы парадоксальным образом утверждают, что они являются сторонниками альтруизма, стремления давать ближнему – и одновременно объясняют, что давать ближнему необходимо для того, чтобы  можно было получать, т.е. в конечном счете работают на эгоизм своих приверженцев.
-
Целью изучения каббалы является постижение индивидуумом единства действительности в своём ощущении и сознании. Передача постигнутого осуществляется по каббалистической методике, адаптированной к свойствам каждого последующего
+
Наиболее активно профанацией каббалы занимаются Лайтман и Берг. Профанация каббалы в наше время является высокодоходным бизнесом, поскольку современное общество жаждет духовного.
-
поколения: при помощи книг, в группе изучающих, под руководством Учителя.
+
Ввиду их  многочисленности и активности, группы, занимающиеся профанацией каббалы, широко представлены в сети Интернет, и искажают материалы связанные с каббалой, выложенные в таких открытых сетевых источниках, как Википедия, для того, чтобы они соответствовали их идеологии.  
-
Целью Каббалы также является более глубокое понимание законов жизни и мира, что позволяет человеку, народу и человечеству правильно ориентироваться в жизни.
+
В наше время во многих серьезных университетах открыты кафедры каббалы.
-
== Каббала в современном мире ==
+
Университетские исследователи каббалы не признают идеи  движения профанации каббалы аутентичными и подчеркивают искажение ими каббалистических источников и концепций.
-
Каббала прямо или косвенно повлияла на многих философов и учёных на протяжении истории и приобрела значительную популярность в последние годы. На Каббале основаны многие еврейские движения последних столетий — в частности, такие значительные, как [[хасидизм]] и [[сионизм|религиозный сионизм]]. [[Альберт Пайк]] говорил о важности каббалы как ключа к масонскому эзотеризму.
+
-
<!-- Разобраться со ссылками
 
-
http://www.sem40.ru/rest/rumour/12303/
 
-
http://pogrom.org.il/forum/viewtopic.php?p=4404936&sid=fa24bca82c7333b67528cebc952e0fa6
 
-
Желающим получить объективные (со стороны) сведения о каббале лучше обращаться к трудам учёных, посвятивших ее изучению свою жизнь (таким как Гершом Шолем или Моше Идель).
+
== Научное изучение каббалы ==
-
http://abuss.narod.ru/Biblio/sholem/sholem.htm
+
В эпоху научного изучения еврейских текстов в XIX в. властвовали рациональные концепции, поэтому учение каббалы считалось чем-то второстепенным. Лишь в начале XX научное изучение каббалы стало развиваться широко. В наше время во многих серьезных университетах открыты кафедры каббалы.
-
О научном взгляде на каббалу, ее происхождении и истории можно прочитать, например, здесь:
+
Наиболее серьезный вклад в  научное изучение каббалы внесли Гершом Шолем и Моше Идель, книги которых были переведены на русский язык. Между этими главными авторитетами есть серьезные разногласия о древности каббалистических текстов: Г. Шолем, поскольку не существует текстов, указывающих на более раннее появление каббалы,  следовательно, она появилась тогда, когда появились эти тексты, следовательно книга Зоhар была написана Моше де Леоном в конце XIII в. В то время как, по мнению Моше Иделя, мистические и каббалистические воззрения передавались устно на протяжении нескольких веков, прежде чем были записаны, и что без этого невозможно понять, как эта идея приобрела множество сторонников среди раввинов той эпохи: такие фигуры, как, например, Нахманид, были величайшими знатоками иудаизма, галахи, Талмуда, и, если бы каббала не передавалась по традиции, ее бы не приняли. И это произошло не с одним или несколькими людьми, а с огромной массой еврейского религиозного истеблишмента.
-
http://www.eleven.co.il/article/11899
 
-
Имена современных нам «некоммерческих» каббалистов перечислены здесь:
+
== Влияние Каббалы на современную культуру ==
-
http://www.arcto.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1372
+
Общее распространение Каббалы в конце ХХ в начале XXI века привлекло к изучению Каббалы многих деятелей культуры и искусства.{{нет АИ|16|12|2009}}
-
-->
+
-
=== Центр изучения Каббалы ===
+
Наиболее известной поклонницей Каббалы является певица [[Мадонна (певица)|Мадонна]], чьи последние альбомы наполнены каббалистическими мотивами. В частности, в своём последнем альбоме Мадонна исполняет песню «Исаак»<ref>[http://www.youtube.com/watch?v=ExZzhAN-pQU Мадонна исполняет песню «Исаак»]</ref>, в которой используется [[шофар]], а также израильский певец Ицхак Синуани, сопровождающий Мадонну, исполняет на [[иврит]]е мотив «Эль Хай» (букв. «Бог Живой»), автором которого является каббалист [[Шавази, Шалом|Шалом Шавази]].
-
* [[Центр изучения Каббалы]] — это крупнейшая в мире образовательная организация, изучающая мудрость Каббалы. <blockquote>«Наша цель состоит в том, чтобы сделать древнюю мудрость и инструменты Каббалы доступными для умов и сердец отдельных людей, групп, и организаций — независимо от веры, политической ориентации и национальной принадлежности. Центр по изучению Каббалы — это организация, которая мотивирована исключительно духовным ростом человечества, и которая преобразует жизнь людей, помогая им понять и соединиться с духовной природой Вселенной.''(с официального сайта Центр изучения Каббалы [[Филлип Берг|Ф.Берга]])''»</blockquote>
+
-
=== Бней Барух ===
 
-
* [[Бней Барух]]-Международная Академия Каббалы основана в [[1991 год]]у каббалистом [[Михаэль Лайтман|Михаэлем Лайтманом]] с целью «распространения каббалистических знаний во всем мире для повышения духовного уровня человечества». <blockquote>«Международная Академия Каббалы — некоммерческая организация, вся работа в которой проводится добровольцами, исследователями науки каббала, преследующими лишь одну цель: раскрытие человечеству общих законов мироздания, причины всего существующего, постижение которых приведет весь мир к наивысшему уровню существования, управлению своей судьбой и прекращению человеческих страданий и глобальных катастроф. Филиалы академии открыты в 20 странах мира и проводят научно-образовательную работу согласно общему уставу академии.''(с официального сайта Бней Барух)''»</blockquote>
 
-
=== Разногласия среди современных течений в Каббале ===
+
== Каббала в христианском мире ==
-
* По мнению сторонников подхода ортодоксального иудаизма, человек не Богобоязненный, не обладающий достаточным уровнем знания [[иудаизм]]а и не живущий в соответствии с еврейскими законами, может получить только общее представление об идеях каббалы, но его знания о ней никогда не будут серьёзными. Они также утверждают, что все каббалисты прошлых веков рассматривали Каббалу как неотъемлемую часть еврейской традиции. Они не приветствуют широкое распространение общих знаний и представлений о каббале и против того, чтобы эти популярные представления подменяли собой действительную, по их мнению, каббалу. Проблема, с их точки зрения, возникает, когда эти популярные изложения начинают искажать каббалу — например, отрывая её от иудаизма, от других уровней познания Торы или от соблюдения заповедей. Такие искажения, по их мнению, требуют исправления.
+
-
 
+
-
* Сторонники массового распространения Каббалы считают, что она оказывает положительное влияние на духовное развитие каждого индивидуума в частности и на человечество в целом. По их утверждению большинство влиятельных каббалистов последних веков были сторонниками распространения учения Каббалы и духовная работа нашего поколения зависит именно от массового процесса самосовершенствования посредством изучения Каббалы. Лидеры движений распространяющих Каббалу [[Филлип Берг|Ф.Берг]] и [[Михаэль Лайтман|М.Лайтман]] являются учениками авторитетных каббалистов(соответственно [[Йегуда Брайндвейн|Йегуды Брандвайна]] и [[Рабаш|Б.Ашлага]]) и считают, что на основе учения [[Бааль Сулам|Йегуды Ашлага]] они создали подходящие для простого человека и в то же время глубокие системы изучения Каббалы. Они также приветствуют усиление интереса к Каббале в ортодоксальном Иудаизме, однако считают, что попытки сторонников данного подхода монополизировать «правильный» подход к Каббале абсолютно неприемлемыми.
+
-
<!--copyvio http://www.beseder.net/board/list.php?part=187-->
+
Начиная с эпохи позднего средневековья элементы каббалы начинают проникать в нееврейский мир. Впервые – через Пико де Мирандола, затем некоторые ее элементы были переведены на латынь под названием "Каббала денудата", которое является, видимо, искаженным еврейским /.../ и распространялась в мистически настроенных европейско-христианских кругах. В частности,  она повлияла на таких европейских мистиков, как Беме и др. В более позднее время, с расширением преподавания каббалы, ее элементы вошли в европейскую культурную парадигму и стали восприниматься как часть еврейско-европейского культурного пространства. Например, в романе У. Эко "Маятник Фуко" главы называются именами сфирот без особого объяснения и комментария – предполагается, что образованному читателю все и так понятно.
-
<!--copyvio http://www.sunhome.ru/journal/1897-->
 
-
<!--copyvio http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=599-->
+
=== Критика Каббалы в иудаизме ===
-
 
+
-
<!--copyvio http://www.kabbalahgroup.info/~nightkab/uroki/May_2004/urokMay13_2004.html-->
+
-
 
+
-
== Влияние Каббалы на знаменитых философов и учёных ==
+
-
Утверждения о том, что якобы такие греческие философы как Пифагор и Платон испытали влияние Каббалы, в последнее время отвергаются историками. Они полагают, что некоторые сходства между идеями греческих философов и Каббалой, объясняются тем, что Каббала, как и иудейский мистицизм сформировались под сильным влиянием неоплатонизма и неопифагорейства,
+
-
Влияние каббалы прямо или опосредованно испытали такие философы, как [[Шеллинг|Ф. Шеллинг]],{{Нет АИ|18|05|2009}} [[Баадер, Франц Ксавер фон|Ф. Баадер]],{{Нет АИ|18|05|2009}} [[Соловьёв, Владимир Сергеевич|В. С. Соловьев]],{{Нет АИ|18|05|2009}} [[Бердяев|Н. А. Бердяев]],{{Нет АИ|18|05|2009}} психолог [[Юнг, Карл Густав|К. Г. Юнг]],{{Нет АИ|18|05|2009}} [[Исаак Ньютон]] и многие другие мыслители.
+
-
 
+
-
=== [[Бенедикт Спиноза]] и Каббала ===
+
-
[[Маймон, Соломон|Соломон Маймон]], в молодости изучавший каббалу, обратил внимание на близость к ней спинозизма: «Каббала — это только расширенный спинозизм» («erweiterter Spinozismus»). Впоследствии К. Зигварт, А. Крохмаль, Я. Фройденталь, Г. Вольфсон, С. Дунин-Борковский, И. Сонн, так же как Г. Шолем, были очень внимательны к каббалистическим следам в философии Спинозы. Как отмечал еврейский исследователь Исайя Сонн, в 17 в. противники Спинозы утверждали, что философское содержание его «еретической» философии было почерпнуто из каббалы, в то время как ее математическая форма унаследована от философии Декарта. Спинозизм, таким образом, — это «каббала в геометрической одежде». В те времена связь спинозизма с каббалой использовалась как обоснование для его суровой критики. Например, картезианцы считали, что Спиноза исказил философию Декарта из-за своей зависимости от каббалистических идей, и даже такой выдающийся мыслитель как Н. Мальбранш соглашался с этим обвинением. Одна из первых и наиболее известных попыток связать философию Спинозы с каббалой была заявлена двумя книгами И. Г. Вахтера, вышедшими в самом начале XVIII века. Первая — «Der Spinozismus im Judenthums, oder, die von dem heutigen Judenthumb und dessen Geheimen Kabbala, vergoetterte Welt, an Mose Germano sonsten Johann Peter Spaeth von Augsburg geburtig befunden under widerleget» — появилась в Амстердаме в 1699 году. В ней Вахтер занял очень отрицательную позицию по отношению к каббале, и тем самым также осудил еретика Спинозу и атеистическую философию, предположительно проистекающую из каббалы. Однако во второй книге — «Elucidarius Cabalisticus sive reconditae Hebraeorum philosophiae recensio» (Romae, 1706) — Вахтер дает краткий очерк еврейской оккультной философии и ее связи со Спинозой. В этой книге он утверждает, что каббала — это «спинозизм до Спинозы» («Spinozismo ante Spinozam»), и тем самым реабилитирует Спинозу от своих прежних обвинений. Лейбница также заинтересовала эта проблема. В «Теодицее» он пишет: «Один немец, уроженец Швабии, несколько лет тому назад ставший иудеем и распространявший свое догматическое учение под именем Моисея Германуса, смешав это учение с воззрениями Спинозы, думал, что Спиноза возродил древнюю Каббалу евреев; кажется также, что один учёный [Вахтер], опровергавший этого еврейского прозелита, разделял такое мнение о Спинозе». Сам Спиноза признавал, что изучал каббалистические книги, но выразил чрезвычайно отрицательное отношение к ним: «Читал также и, кроме того, знал некоторых болтунов-каббалистов, безумию которых я никогда не мог достаточно надивиться». Однако Дунин-Борковский правильно прокомментировал это место: «Контрасты иногда бывают источником подстрекательства и возбуждения». Уничижительное замечание Спинозы в «Богословско-политическом трактате» было адресовано каббалистической экзегезе Библии; оно не имеет никакого отношения к вопросу о влиянии каббалы на его философию, например, на концепцию имманентности.(См.: Нечипуренко В. Н. Спиноза в зеркале еврейской философской и мистической традиции // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2005, № 1. С.13-21).
+
-
=== [[Исаак Ньютон]] и Каббала ===
+
Каббалу принимали не всегда и не все. С самого начала ее возникновения были отдельные раввины, выступавшие против нее. Однако абсолютное большинство из них ее приняло и поддержало. Отдельные возражения высказывались и позднее, впрочем, с точки зрения иудаизма, допускающего весьма широкий спектр взглядов, отрицание человеком каббалы не выводит его за пределы иудаизма.
-
[[Файл:newtonzohar.jpg|127px|thumb|left|латинский перевод книги Зоар, принадлежавшей Исааку Ньютону]]
+
-
В библиотеке Ньютона был найден латинский перевод книги [[Зоар]] «Kabbala Denudata», хранящийся ныне в «Trinity College» в [[Кембридж]]е.{{нет АИ|2|03|2010}}
+
Каббала не является всеобщей и обязательной вещью –  есть люди, которые без каббалы чувствуют неполноту иудаизма, но есть и те, которые этого не чувствуют. Иудаизм не может существовать без Божественного текста – Танаха, без устной традиции соблюдения заповедей и своих центральных философско-религиозных воззрений, но и другие детали иудаизма, например, те или иные агады,  или мидраши, или каббала, могут быть приняты или отвергнуты разными его последователями.  
-
Исаак Ньютон основывал свои научные исследования на философских постулатах. В частности он писал:<ref>«Математические начала натуральной философии» (1686 г.) Ньютона Книга III. О СИСТЕМЕ МИРА. (стр.501)</ref>
 
-
<blockquote>
 
-
«В предыдущих книгах я изложил начала философии, не столько чисто философские, поскольку математические, однако такие, что на них могут быть обоснованы рассуждения о вопросах физических. Таковы законы и условия движений и сил, имеющие прямое отношение к физике. Чтобы они не казались бесплодными, я пояснил их некоторыми физическими поучениями»
 
-
</blockquote>
 
-
 
-
== Христианство и Каббала ==
 
-
{{main|Христианская каббала}}
 
-
В XV в. в Европе появляется движение, утверждающее, что истинный, скрытый смысл каббалы — [[христианство|христианский]] {{нет АИ|18|11|2009}}, Основоположником «христианской» каббалы стал один из интереснейших представителей эпохи Возрождения [[Пико делла Мирандола]]. «Христианские» каббалисты видели в каббале откровение, с помощью которого можно постигнуть тайны [[Пифагор]]а и [[Платон]]а. С этой каббалой, просуществовавшей до 18 в., связано также имя христианского мистика [[Бёме, Якоб|Я. Бёме]] (конец XVI в. — начало XVII в.).
 
-
{{нет источников}}
 
-
 
-
=== Римские папы XVI века и Каббала ===
 
-
Римские Папы эпохи XVI века не усматривали противоречий между Каббалой и Христианством{{нет АИ|18|11|2009}}. Так например, первое печатное издание книги Зоар было издано христианами по личному указанию папы Пия IV в 1559 году {{нет АИ|18|11|2009}}. В отличие от Зоара, книги [[Талмуд]]а обвинялись инквизицией в клевете на христиан, ереси и сжигались инквизиторами. Некоторые исторические источники {{нет АИ|18|11|2009}} считают, что поддерживая распространение каббалистической литературы папы хотели привлечь евреев к крещению.
 
-
{{нет источников}}
 
-
 
-
== Масонский орден и Каббала ==
 
-
Изучение Каббалы являлось одной из тайн некоторых направлений символического [[масоны|масонства]], членами которого были в Средние века многие видные представители знати, дворянства и духовенства.{{нет АИ|16|12|2009}}
 
-
 
-
== Влияние Каббалы на современную культуру ==
 
-
Общее распространение Каббалы в конце ХХ в начале XXI века привлекло к изучению Каббалы многих деятелей культуры и искусства.{{нет АИ|16|12|2009}}
 
-
 
-
Наиболее известной поклонницей Каббалы является певица [[Мадонна (певица)|Мадонна]], чьи последние альбомы наполнены каббалистическими мотивами. В частности, в своём последнем альбоме Мадонна исполняет песню «Исаак»<ref>[http://www.youtube.com/watch?v=ExZzhAN-pQU Мадонна исполняет песню «Исаак»]</ref>, в которой используется [[шофар]], а также израильский певец Ицхак Синуани, сопровождающий Мадонну, исполняет на [[иврит]]е мотив «Эль Хай» (букв. «Бог Живой»), автором которого является каббалист [[Шавази, Шалом|Шалом Шавази]].
 
-
 
-
== Критика Каббалы ==
 
-
 
-
=== Критика Каббалы в иудаизме ===
 
* В начале XX века один из лидеров йеменских раввинов [[Ихие Капах]] выступил против Каббалы в целом, объявив Зоар и писания Ари лжеучениями. Он написал книгу «Войны Всевышнего» (Мильхамот ха-Шем), посвящённую этим мировоззрениям. Многие раввины подвергли его анафеме из-за подобных воззрений. Главный раввин Израиля в те годы [[Кук, Авраам Ицхак|Авраам Кук]] критиковал Капаха, но не подвергал его анафеме. Небольшая группа его последователей существует в Израиле и в наше время.
* В начале XX века один из лидеров йеменских раввинов [[Ихие Капах]] выступил против Каббалы в целом, объявив Зоар и писания Ари лжеучениями. Он написал книгу «Войны Всевышнего» (Мильхамот ха-Шем), посвящённую этим мировоззрениям. Многие раввины подвергли его анафеме из-за подобных воззрений. Главный раввин Израиля в те годы [[Кук, Авраам Ицхак|Авраам Кук]] критиковал Капаха, но не подвергал его анафеме. Небольшая группа его последователей существует в Израиле и в наше время.
* [[Йешаягу Лейбович]] известный израильский религиозный философ с крайне левыми политическими взглядами поддержал многие воззрения Капаха{{Нет АИ|18|05|2009}}.
* [[Йешаягу Лейбович]] известный израильский религиозный философ с крайне левыми политическими взглядами поддержал многие воззрения Капаха{{Нет АИ|18|05|2009}}.
-
=== Критика Каббалы в Христианстве ===
 
-
Ряд православных священников и публицистов высказали критические мнение о каббале <ref>православный богослов [[Лев Тихомиров]] [http://www.netda.ru/belka/text_mil/kabbala_tihomirov.htm Каббала]</ref><ref>Протоиерей Анатолий Триггер [http://subscribe.ru/archive/religion.apologetica/200704/18121820.html Каббалистическое учение]</ref><ref> Питанов В. Ю. [http://apologet.narod.ru/apologetika/oglavlenie/kabbala.htm Каббала: предание Божественное или человеческое?]</ref>. Они считают, что каббала является эзотерическим учением использующим астрологию, магию и отрицающим единого Творца.
 
-
 
-
Протодиакон [[Кураев, Андрей Вячеславович|Андрей Кураев]], б. пресс-секретарь [[Патриарх Московский и всея Руси|Патриарха Московского и всея Руси]] [[Алексий II|Алексия Второго]], связывает появление каббалы с отказом евреев принять [[христианство]].{{начало цитаты}}
 
-
«Религия [[Ветхий Завет|Завета]] навязывается Израилю, а не творится им. И когда Израиль не принял [[Новый Завет]], когда ушли [[пророк]]и и ушла Благодать Божия — он наконец вполне предался желаниям своего сердца и создал себе религию. Он создал Каббалу. Всё то, что было запрещено Ветхим Заветом, есть в Каббале — [[магия]] и [[оккультизм]], [[астрология]] и отрицание Единого Личного Бога-Творца».
 
-
{{конец цитаты|источник=Можно ли спастись вне Церкви?<ref>Диакон [[Андрей Кураев]]. [http://otrok-ua.ru/sections/art/show/mozhno_li_spastis_vne_cerkvi.html Можно ли спастись вне Церкви?]</ref>}}
 
-
 
-
Жёсткую оценку каббале дал Михаил Воробьёв, настоятель храма в честь Воздвижения Честного [[Животворящий Крест|Животворящего Креста Господня]] г.[[Вольск]]а, назвав её «чуждым и враждебным христианству [[оккультизм|оккультным]] учением».<ref>http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_questions&task=view_quest&q_id=1025 Михаил Воробьёв. Как Православная Церковь относится к еврейской науке «каббала»?</ref>
 
-
 
-
=== Ответ на критику ===
 
-
С точки зрения сторонников каббалы, многие воззрения (отсутствие единого творца, сравнение каббалы с магией, придание каббале сугубо эзотерического характера и.т.д), высказываемые христианскими критиками, являются некомпетентными. «Учение каббалы скрывается от глупцов», чтобы не было неверных толкований учения («Как является обязанностью раскрывать то, что будет правильно понято, так является нашей обязанностью не раскрывать того, что правильно понято не будет»). То есть, по мнению каббалистов, критика основана на поверхностном ознакомлении с каббалой, а критика, и, тем более, понимание сути и смысла учения, возможны только после его изучения.
 
-
 
-
Православная критика обусловлена также, по мнению сторонников каббалы, опасениями в связи с возросшим интересом к ней современного светского (в том числе российского) общества.
 
== См. также ==
== См. также ==
-
{{Навигация
 
-
|Тема        = Каббала
 
-
|Портал =
 
-
|Викисловарь =
 
-
|Викиучебник =
 
-
|Викицитатник = Категория:Каббала
 
-
|Викитека = Категория:Каббала
 
-
|Викивиды =
 
-
|Викиновости = Категория:Каббала
 
-
|Викисклад = Category:Cabalism
 
-
|Метавики =
 
-
|Проект =
 
-
|Родовод =
 
-
}}
 
-
* [[Иудаизм]]
 
-
* [[Каббалистическая музыка]]
 
* [[Основные понятия в Каббале]]
* [[Основные понятия в Каббале]]
* [[Примеры мистических практик]]
* [[Примеры мистических практик]]

Версия 20:33, 19 января 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Пинхас Полонский


Дата создания: 30/12/2010




Каббала

Святые книги
Сефер ЕцираКнига ЗогарЭц Хаим
Основы

Основы КаббалыДрево ЖизниСфирот
КетерХохма • Бина • Даат
Хесед • Гвура • Тиферет • Нецах
Ход • Есод • Малхут

Каббалисты

РАШБИАРИЗАЛЬХаим Виталь
РамбанБааль Сулам

Миры Абеа

Адам КадмонАцилутБрия
Ецира • Асия

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить


Каббала́ (ивр. קַבָּלָה‎, «получение, принятие, предании») — эзотерическое течение в иудаизме, появившееся в XII веке

Каббала связана с осмыслением Творца и Творения, роли и целей Творца, природы человека, смысла существования.

Термин «каббала» употреблялся в Талмуде для обозначения частей Библии, не входящих в Пятикнижие (РхШ. 7а), а в послеталмудическую эпоху — Устного Закона. Лишь в 12 в. он стал употребляться еврейскими мистиками для подчеркивания преемственной связи их учения с эзотерической мудростью прошлого.

Следует особенно отметить, что мудрецы каббалы во всех поколениях были выдающимися раввинами, знатоками еврейского учения во всех его аспектах, Письменной и Устной Торы, строго соблюдающими все предписания иудаизма. Главные каббалистические авторитеты были одновременно авторитетами Галахи, и именно они сформировали иудаизм в течение поколений. Поэтому каббала неотделима от иудаизма, его развития и реализации как в древности, так и сегодня.


Содержание

Характеристика каббалы

Как и любая мистика, каббала основана на желании человека непосредственно воспринимать Божественность. Но кроме этого стремления и специфического каббалистического мистического опыта, который очень трудно передать словами (и который, однако, каббалисты пытались передать), есть еще философский аспект каббалы, описывающий структуру Божественности (теософию) и взаимовлияние человека и Бога (теургию).

В теософии специфической особенностью каббалы является представление о сфирот – различных аспектах Божественности, через которые проявляется Божественное управление миром. Именно система сфирот является характеристическим признаком каббалы; поэтому элементы еврейской мистики, которые не содержат этой системы (или содержат ее в недостаточно развитом виде) относят скорее к источникам или предварительным элементам каббалы.

Классическая каббала Прованса и Испании содержала систему сфирот в разработанном и развернутом виде. Каббалистический подход утверждает, что все уровни мироздания подобны друг другу. Это означает, что система Десяти сфирот – не только система Божественного управления миром, но также система сотворения мира, а также система устройства человеческой души, и также система устройства национальной еврейской души. Более того, любая цельная часть мироздания (в том числе, каждая из сфирот) содержит в себе ту же самую систему Десяти сфирот. Такая фрактальная (подобная себе на всех уровнях, где высшие уровни отражаются и в низших, и в деталях, и каждая деталь подобна общему) дает возможность каждому человеку, заглянув внутрь себя, понять устройство мира. Тем самым изучение каббалы сводится не к простому описанию сфирот, а к тому, чтобы прочувствовав их в самом себе, научиться чувствовать их в мироздании, и через это подобие правильно понимать мир и правильно с ним взаимодействовать.


Статус каббалы

Во все века своего развития каббала была интегральной частью иудаизма.

Согласно Талмуду, в Торе есть четыре уровня понимания, называемые: «Пардес» (букв. «Сад»). Это понятие является аббревиатурой:

  • «Пшат» — простое, непосредственное понимание текста;
  • «Ремез» — букв. «намёк»;
  • «Драш» — толкование;
  • «Сод» — тайна.

Иудаизм рассматривает Каббалу как четвёртый, наиболее глубокий уровень понимания Торы. Тем самым считается, что начинать изучение Каббалы может лишь тот, кто постиг все предыдущие уровни: знающий как Письменную Тору, так и Устную (Талмуд). Тем не менее, для тех, кто ещё не достиг этого уровня возможно постепенное знакомство с основами Каббалы, однако оно может быть успешным лишь при условии, что сопровождается продвижением в других областях еврейского Закона и Учения.


Понятие "каббалист"

Каббалист (на иврите – "мекубаль") – это носитель каббалы. Но "каббалист" не означает только, что человек изучил или знает каббалу. Это понятие включает в себя еще два важных аспекта. Во-первых, человек должен открыть миру какие-то новые аспекты каббалы. Открыть новые аспекты означает быть настолько в глубоком соединении с Высшими мирами, что он сможет понять и почувствовать аспекты, которые не были ранее сформулированы другими каббалистами, и может дать такие новые формулировки и аспекты каббалы, которые раньше не были известны.

При этом важнейшая сторона второго аспекта связана с тем, что слово "мекубаль", кроме значения "каббалист" означает также "принятый другими", "подходящий для других", – поскольку сам термин "каббала" означает "получение", "принятие". Таким образом каббалист (мекубаль) – это не только человек, который предлагает новое в каббале: это новое должно быть таким, чтобы с ним согласились другие каббалисты. То новое, что он открыл, после того как прочувствовал и сформулировал, другие каббалисты также увидят в системе миров. Поэтому развитие каббалы происходит так: открывается (чувствуется и формулируется) нечто новое, но при этом каббалистическое общество признает это новое свой частью, поддерживает это новое. Так достигается равновесие – с одной стороны, продвижение и развитие, с другой – сохранение аутентичности. И, разумеется, человек, который просто изучает каббалу, или даже преподает ее в тех рамках, которые он изучил, не может быть назван каббалистом. Каббалист открывает новое, – но приемлемое для других каббалистов


Ошибочное употребление термина "каббалист"

Ранняя еврейская мистика

Поскольку специфической особенностью каббалы является понятийный аппарат, основанный на системе сфирот, то мистические тексты, в которых еще нет этого аппарата, обычно не относят к каббале (хотя они могут быть отнесены к уровню "сод", т.е. тайное – внутреннее, эзотерическое - содержание еврейских текстов и учения). Мистические тексты, которые еще не имеют этого аппарата, считаются предварением или источниками каббалы, но их еще не относят к самой каббале.

Источниками каббалы считаются

  • Мистические отрывки ТаНаХа - прежде всего, книга Йехезкеля
  • Мистические визионерские эзотерические учения периода Второго Храма и Талмуда, "Маасе Берешит" ("Деяния Первотворения") и "Маасе Меркава" ("Деяния Престола"), а также Литература Чертогов ("hейхалот")
  • Сефер Йецира (ивр. ספר היצירה‎ — «Книга творения»), вероятно написанная между 2 и 6 вв. н. э.в Стране Израиля. В книге Сефер Йецира уже есть система сфирот, но здесь она находится еще в начальном состоянии, не разработанном, как в последующей каббале
  • Хасидей Ашкеназ - мистическое эзотерическое учение, действовавшее на севере Франции и юге Германии в 12 в.
  • Мистические течения в еврействе восточных исламских стран в раннее средневековье

Проблема соотношения каббалы и гностики

Есть внешнее сходство некоторых элементов каббалы и гностики,поэтому многие исследователи считали что каббала происходит от гностических сект. Однако есть кардинальные различия, сводящие на нет эти элементы внешнего сходства.

Во-первых, в отличие от дуализма гностицизма, каббала полностью и строго монотеистическое учение. Еврейский эзотеризм всегда отвергал гностическую идею низшего демиурга, ответственного за творение и управление видимым миром.

Во-вторых, в отличие от гностицизма, видевшего в божестве-демиурге воплощение зла, которое царствует в сотворенном им мире, - каббала, в соответствии с традиционным представлением иудаизма, воспринимает мир как лучший из возможных миров, а сам факт его сотворения - проявлением Божественной доброты.


Каббала в Провансе 12 в.

Каббалисты Прованса 12 в. обычно рассматриваются как "предварительная" школа каббалы, поскольку в их текстах, хотя система сфирот здесь предстает в более развернутом виде, - в них еще нет многих важнейших понятий, характерных для классической каббалы последующих столетий.

Сефер hа-Баhир

Важнейшей книгой каббалы, опубликованной в Провансе (в конце 12 в.) является Сефер hа-Баhир. Традиция возводит авторство книги к выдающемуся танаю I века н. э. Рабби Нехуния бен hа-Кана. Согласно исследователям, Баhир был написан незадолго до своего опубликования.

Из всех каббалистических текстов книга «Баhир» является одной из самых древних и самых важных. До публикации «Зогара» «Багир» был наиболее влиятельным и цитируемым первичным источником каббалы. Фактически «Багир» цитировали во всех важнейших книгах по каббале, а ранее всего — в комментарии Раавада на книгу «Сефер Йецира». К нему постоянно обращался в своем комментарии к Торе раби Моше бен Нахман (Рамбан). Кроме того, «Баhир» многократно цитируется и пересказывается в книге «Зогар».

Испанская каббала 13-15 вв.

Испанская каббала в 13-15 вв. явилась важнейшей школой, в которой сформировались центральные концепции каббалы.


Нахманид

Книга Зогар

Основная статья: Книга Зогар

Наиболее знаменитой каббалистической книгой является Книга Зогар (ивр. זוהר‎, «Сияние»), опубликованная ок. 1300 г. раби Моше де-Леоном.

Зохар оказал огромное влияние на развитие каббалы, на все мистические течения в иудаизме и на духовную жизнь еврейства вообще.


Цфатская школа (16 в.)

На протяжении всех предыдущих веков каббала была эзотерическим занятием небольшой группы избранных индивидуумов. Однако очень важное изменение в развитии каббалы произошёл, когда евреи были изгнаны из Испании в 1492 г., что привело к мощному взрыву мессианского стремления. В результате миграции несколько наиболее учёных испанских каббалистов оказались в городе Цфат в Галилее. Вскоре Цфат стал новым центром каббалы и удерживал эти позиции в течение короткого, но очень важного периода в середине XVI в.

Среди представителей этой группы столь разные каббалисты, как Моше Кордоверо, Шломо Алкабец, Иосеф Каро и Ицхак Лурия.

Учение Ари

Основная статья: Лурианская Каббала

Огромнй и революционный вклад в развитие Каббалы внёс в XVI веке р.Ицхак бен Шломо Лурия Ашкенази (АРИЗАЛЬ или Ари) (1534−1572).

Он разработал принципиально новую систему изучения Каббалы (Лурианская каббала) и преподавал её группе своих учеников. Один из них р. Хаим Виталь (при помощи своего сына Шмуэля Виталя) изложил учение Ари в трактате Писания Ари (ивр. כתבי ארי‎). Эта книга стала второй по важности после Книги Зогар. Одной из наиболее значимых частей «Писаний Ари» является книга Эц Хаим («Древо Жизни»).

Ари разработал учения о «цимцум» («сокращение»), «швират келим» (разбиении «сосудов»), «гилгулим» (переселениях душ), «иббур» (объединение душ), «тиккун» («исправлении»), технике каббалистической медитации «йихудим», «кавванот», «цаддиким» (праведниках) и т. п. В его учении делается акцент на ключевой роли человека в исправлении мира, в связи с концепциями изгнания, искупления, и переселения душ.

Наиболее знаменитыми являются четыре идеи Лурианской каббалы: бесконечность («Эйн-соф») сжалась ("цимцум"), образуя пространство для творения; божественные сосуды (сфирот), удерживавшие божественную энергию, необходимую для того, чтобы мир был совершен, разрушились («разбиение сосудов»); после разрушения сосудов, когда большая часть Света уже была заключена в новые сосуды — сфирот, часть искр Божественного Света оказалась в плену в тварном мире у обманчиво самостоятельных сил зла, называемых скорлупами (клипот) или Другой стороной («ситра ахара»); задача человечества состоит в том, чтобы совершить возвращение искр в систему («тикун»), для чего необходимо вернуть в мир Божественный порядок.

Каббала с середины XVI до середины XVIII вв.

Из Цфата каббала стремительно распространилась по азиатским, африканским и европейским центрам еврейской диаспоры. Вскоре она стала по-настоящему массовым учением. При этом каббала послужила базой как для лже-мессианского движения Шабтая Цви (1626—1676), вызвавшего огромный кризис всей еврейской жизни, так и, веком позже, — для восточноевропейского хасидизма. Таким образом, мистицизм каббалы стал одной из самых влиятельных сил, который вел еврейский народ его историческим путём.

В сефардских общинах наиболее выдающимися каббалистами были Авраам Азулай,Шалом Шавази, Шалом Шараби, Хаим Бен Атар.

В европейских странах наиболее известными представителями каббалы в этот период были Маhараль, Исраэль Саруг, Менахем Азарья де Фано. Важный вклад в развитие каббалы в первой половине XVIII в. внес Моше Хаим Луцатто.


Каббала в 18-19 вв.

Движение Хасидизма

Широкое распространение Каббалы в европейских общинах связывается с движением Хасидизма. Поставив во главу угла духовные мотивы любви к ближнему, радости и милосердия, Хасидизм, основанный Исраэлем Бааль Шем Товом, открыл основы Каббалы желающим изучать их. Бааль Шем Тов, о духовной силе и чудесах которого написано сотни рассказов, оставил после себя многочисленных последователей, таких как Дов Бер из Межерича, Шнеур Залман из Ляд, Нахман из Брацлава, Рабби Менахем из Чернобыля, Элимелеха из Лежайска и многих других.

Этим хасидизм в некотором смысле посмотрел на каббалу "с противоположной стороны": существует предание о том, как некто спросил Великого Магида: «В чем главное открытие Вашего учителя Баал-Шем-Това»? Тот ответил: «В том, что сфирот заключены в человеке». В хасидском мировосприятии непрерывная последовательность актов творения разворачивается снизу вверх; основные события космической драмы разворачиваются в ходе еврейской истории и в жизни каждого из людей. Ни один из высших духовных миров не в состоянии отразить во всей полноте многоплановость происходящего в чувственном «мире действия» (Асия), где перемешались добро и зло, истина и ложь. Только в этом мире достижимо Избавление, охватывающее все мироздание. Но Избавление неотделимо от Исправления (тикун), оно рождается из диалога творения и Творца, и, вознеся бренную материю до уровня духа, достигает кульминации в воссоединении Пресвятого Благословенного и его Шехины. [1]


Каббала Литовской школы

Наиболее выдающийся каббалистиеский лидер "литовского" направления в иудаизме был Виленский Гаон. Другими выдающимися каббалистами 18-19 вв. были р. Менахем Мендель из Шклова и далее его ученики, и р. Шломо Эльяшив(Лешем).


Каббала в первой половине ХХ в.

.

р.Авраам-Ицхак Кук

Огромное влияние на развитие Каббалы в 20 в. оказал р. А. И. Кук (1865—1935, Главный раввин Израиля в 1921—1935),который построил на ее базе учение религиозного сионизма. Школа р. Кука на сегодня самая большая религиозная группа в Израиле, подход которой основан на Каббале.

Каббала рава Кука — это каббала личностного Диалога Бога с еврейским народом; это новый этап развития каббалы, связанный с возрождением еврейской национальной жизни в Стране Израиля. Рав Кук рассматривает еврейский народ как единый организм (и применяет понятийный аппарат Каббалы для понимания динамики социальных процессов внутри народа, то есть дает „социологическую проекцию Каббалы“); и, во вторых, рассматривает нас самих не как „исходно пустые сосуды“, не имеющие собственного содержания и наполненные только тем светом, который они восприняли сверху», — но подчеркивает личностный характер каждого субъекта, его неповторимое Я, Я индивидуума и Я народа. Реализуя творческий потенциал этого своего «Я», человек и народ обретают смысл своей жизни.

р. Йегуда Ашлаг — Бааль Сулам

Большое влияние на развитие Каббалы оказал каббалист Йегуда Ашлаг, Бааль Сулам. Ему принадлежит важный современный учебник по каббале „Талмуд эсэр сфирот“. Йегуда Ашлаг являлся сторонником массового распространения каббалы, что было осуществлено его учениками. Однако это привело также к тому, что современные школы вульгаризации и профанации каббалы (Лайтман, Берг) также основаны на системе р. Ашлага.


Каббала во второй половине ХХ века

Во второй половине ХХ века наиболее выдающимися представителями каббалы можно считать: Любавичского Ребе – рава Менахема-Мендла Шнеерсона, рава Иеhуду-Леона Ашкенази-Маниту, рава Ицхака Кадури, рава Моше Лурию, рава Ицхака Гинзбурга.

Для второй половины ХХ в. характерно более широкое, чем ранее, распространение каббалы. Первоначально это распространение было инициировано хасидизмом, в дальнейшем оно расширилось, возникло множество ешив и отдельных раввинов, довольно широко преподающих каббалу. Для сохранения аутентичности соблюдаются два принципа:

1). Каббала рассматривается как интегральная часть иудаизма, связанная с галахой, соблюдением заповедей, изучением Торы и т.д. Такой подход не является просто волюнтаристским – он необходим, потому что настоящее изучение каббалы невозможно для тех, кто не разбирается в системе еврейского учения в целом, Талмуде, законах и т.д.; не может продвинуться в каббале также и тот, кто не соблюдает заповеди. Так, выводы и общие принципы теории относительности известны очень широкому кругу людей, однако по-настоящему знают эту теорию, включая выведение формул и вычисления те, кто успешно изучил курс высшей математики.

2). Широкой общественности преподаются базовые понятия и общие принципы каббалы – "популярная каббала"; при этом настоящая система остается уделом небольшой группы.


Профанация каббалы

Первая половина ХХ в. стала также временем широкой профанации каббалы. Профанация каббалы – это не просто ее широкое изучение: широкое преподавание основ каббалы происходит также в рамках классического иудаизма. Профанация каббалы отличается от просто широкого преподавания следующими аспектами:

1)каббала отрывается от иудаизма и объявляется отдельной наукой, существующей вне религии или даже до религии;

2)утверждается, что каббала не имеет никакой связи с поведением человека, с соблюдением заповедей и т.д., – якобы ничего менять в своей жизни и соблюдать заповеди не нужно, а само изучение каббалы повлияет на жизнь;

3)каббала объявляется разновидностью абстрактной науки, помогающей жить и получать от мира то, что нужно. Адепты профанированной каббалы парадоксальным образом утверждают, что они являются сторонниками альтруизма, стремления давать ближнему – и одновременно объясняют, что давать ближнему необходимо для того, чтобы можно было получать, т.е. в конечном счете работают на эгоизм своих приверженцев. Наиболее активно профанацией каббалы занимаются Лайтман и Берг. Профанация каббалы в наше время является высокодоходным бизнесом, поскольку современное общество жаждет духовного. Ввиду их многочисленности и активности, группы, занимающиеся профанацией каббалы, широко представлены в сети Интернет, и искажают материалы связанные с каббалой, выложенные в таких открытых сетевых источниках, как Википедия, для того, чтобы они соответствовали их идеологии.

В наше время во многих серьезных университетах открыты кафедры каббалы.

Университетские исследователи каббалы не признают идеи движения профанации каббалы аутентичными и подчеркивают искажение ими каббалистических источников и концепций.


Научное изучение каббалы

В эпоху научного изучения еврейских текстов в XIX в. властвовали рациональные концепции, поэтому учение каббалы считалось чем-то второстепенным. Лишь в начале XX научное изучение каббалы стало развиваться широко. В наше время во многих серьезных университетах открыты кафедры каббалы.

Наиболее серьезный вклад в научное изучение каббалы внесли Гершом Шолем и Моше Идель, книги которых были переведены на русский язык. Между этими главными авторитетами есть серьезные разногласия о древности каббалистических текстов: Г. Шолем, поскольку не существует текстов, указывающих на более раннее появление каббалы, следовательно, она появилась тогда, когда появились эти тексты, следовательно книга Зоhар была написана Моше де Леоном в конце XIII в. В то время как, по мнению Моше Иделя, мистические и каббалистические воззрения передавались устно на протяжении нескольких веков, прежде чем были записаны, и что без этого невозможно понять, как эта идея приобрела множество сторонников среди раввинов той эпохи: такие фигуры, как, например, Нахманид, были величайшими знатоками иудаизма, галахи, Талмуда, и, если бы каббала не передавалась по традиции, ее бы не приняли. И это произошло не с одним или несколькими людьми, а с огромной массой еврейского религиозного истеблишмента.


Влияние Каббалы на современную культуру

Общее распространение Каббалы в конце ХХ в начале XXI века привлекло к изучению Каббалы многих деятелей культуры и искусства.

Наиболее известной поклонницей Каббалы является певица Мадонна, чьи последние альбомы наполнены каббалистическими мотивами. В частности, в своём последнем альбоме Мадонна исполняет песню «Исаак»[2], в которой используется шофар, а также израильский певец Ицхак Синуани, сопровождающий Мадонну, исполняет на иврите мотив «Эль Хай» (букв. «Бог Живой»), автором которого является каббалист Шалом Шавази.


Каббала в христианском мире

Начиная с эпохи позднего средневековья элементы каббалы начинают проникать в нееврейский мир. Впервые – через Пико де Мирандола, затем некоторые ее элементы были переведены на латынь под названием "Каббала денудата", которое является, видимо, искаженным еврейским /.../ и распространялась в мистически настроенных европейско-христианских кругах. В частности, она повлияла на таких европейских мистиков, как Беме и др. В более позднее время, с расширением преподавания каббалы, ее элементы вошли в европейскую культурную парадигму и стали восприниматься как часть еврейско-европейского культурного пространства. Например, в романе У. Эко "Маятник Фуко" главы называются именами сфирот без особого объяснения и комментария – предполагается, что образованному читателю все и так понятно.


Критика Каббалы в иудаизме

Каббалу принимали не всегда и не все. С самого начала ее возникновения были отдельные раввины, выступавшие против нее. Однако абсолютное большинство из них ее приняло и поддержало. Отдельные возражения высказывались и позднее, впрочем, с точки зрения иудаизма, допускающего весьма широкий спектр взглядов, отрицание человеком каббалы не выводит его за пределы иудаизма.

Каббала не является всеобщей и обязательной вещью – есть люди, которые без каббалы чувствуют неполноту иудаизма, но есть и те, которые этого не чувствуют. Иудаизм не может существовать без Божественного текста – Танаха, без устной традиции соблюдения заповедей и своих центральных философско-религиозных воззрений, но и другие детали иудаизма, например, те или иные агады, или мидраши, или каббала, могут быть приняты или отвергнуты разными его последователями.

  • В начале XX века один из лидеров йеменских раввинов Ихие Капах выступил против Каббалы в целом, объявив Зоар и писания Ари лжеучениями. Он написал книгу «Войны Всевышнего» (Мильхамот ха-Шем), посвящённую этим мировоззрениям. Многие раввины подвергли его анафеме из-за подобных воззрений. Главный раввин Израиля в те годы Авраам Кук критиковал Капаха, но не подвергал его анафеме. Небольшая группа его последователей существует в Израиле и в наше время.
  • Йешаягу Лейбович известный израильский религиозный философ с крайне левыми политическими взглядами поддержал многие воззрения Капаха.


См. также

Примечания

  1. Яглом М. Предисловие. — Бубер М. Гог и Магог. СПб., 2002. С. 15.
  2. Мадонна исполняет песню «Исаак»

Ссылки

  • Статья «Каббала» в Электронной еврейской энциклопедии


Каббалистические группы и направления

Дополнительные ссылки

af:Kabbalah ar:قبالة az:Kabbala bar:Kabbalah be-x-old:Кабала bg:Кабала ca:Càbala cs:Kabala cy:Cabbala da:Kabbalael:Καββάλαeo:Kabaloet:Kabala fa:کابالا fi:Kabbalaga:Cabalahr:Kabala hu:Kabbala id:Kabala io:Kabaloja:カバラ ka:კაბალა (იუდაიზმი) ko:카발라 lt:Kabala lv:Kabala mk:Кабала ms:Kabbalah nl:Kabbala nn:Kabbala no:Kabbala oc:Cabala pl:Kabała pt:Cabala ro:Cabala sh:Kabala sk:Kabala sl:Kabala sq:Kabala sr:Kabala sv:Kabbala tr:Kabbalazh:卡巴拉 zh-yue:喀巴拉

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация