Слуцк (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Строка 3: Строка 3:
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
| АВТОР3 =  
| АВТОР3 =  
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
+
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| ПРОЕКТ =  
| ПРОЕКТ =  
| ПОДТЕМА =  
| ПОДТЕМА =  
| КАЧЕСТВО  =  
| КАЧЕСТВО  =  
-
| УРОВЕНЬ  =  
+
| УРОВЕНЬ  = 1
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}}  {{Полуфабрикат}}  {{другое значение|Это статья о городе в [[Белоруссия|Белоруссии]]. С [[1918 год|1918]] по [[1944 год]] такое же название носил город [[Павловск (Санкт-Петербург)|Павловск]], входящий в состав [[Санкт-Петербург]]а}}
+
}}   
{{НП
{{НП
  |статус                  = город
  |статус                  = город
Строка 107: Строка 107:
После [[Советско-польская война (1919—1921)|Советско-польской войны]] остался в [[Белорусская Советская Социалистическая Республика|БССР]]. С 1924 г. — центр Слуцкого района.
После [[Советско-польская война (1919—1921)|Советско-польской войны]] остался в [[Белорусская Советская Социалистическая Республика|БССР]]. С 1924 г. — центр Слуцкого района.
   
   
-
С июня 1941 по июнь 1944 г., во время [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]] был оккупирован немецко-фашистскими войсками. За время войны был фактически разрушен, поэтому сегодня в городской архитектуре преобладает послевоенная застройка. До войны в Слуцке проживало в основном еврейское население, которое, почти все, было уничтожено в двух [[гетто]] [[гетто в Слуцке|Слуцка]]. В целом, в городе и районе, за время оккупации погибло около 30 000 человек.
+
С июня 1941 по июнь 1944 г., во время [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]] был оккупирован немецко-фашистскими войсками. За время войны был фактически разрушен, поэтому сегодня в городской архитектуре преобладает послевоенная застройка.  
 +
== Евреи Слуцка до конца ХVIII в. ==
 +
Первые упоминания о евреях в Слуцке восходят к 1583 г. В начале 17 в. в городе образовалась еврейская община; постановлением Литовского ва‘ада от 1623 г. она была отнесена к юрисдикции Брест-Литовского кагала (см. Брест).
-
== Известные уроженцы - евреи ==
+
В 1655 г., когда в Белоруссию вторглись русские войска, евреи Слуцка бежали в Вильно. После окончания войны община Слуцка была восстановлена; ее численность значительно увеличилась, во многом благодаря тому, что князья Радзивиллы, владевшие городом с начала 17 в., приглашали в него еврейских торговцев и ремесленников, предоставляя им, вопреки протестам православного духовенства (см. Православие), различные льготы. Слуцк стал также одним из центров еврейской учености. В 1665–66 гг. евреи города, в отличие от евреев подавляющего большинства восточноевропейских общин, решительно отказались признать Саббатая Цви мессией и не приняли его эмиссаров. В 1691 г., учитывая численный рост общины Слуцка и то, что в ней было много знатоков Торы и Талмуда, Литовский ва‘ад признал ее главным кагалом одной из пяти мединот (областей), на которые делилась еврейская автономия в Литве; глава общины (рош медина) получил таким образом право решающего голоса при обсуждении вопросов, затрагивавших интересы всего литовского еврейства.
 +
В 18 в. община Слуцка — одна из крупнейших и наиболее влиятельных в Белоруссии. К 1766 г. численность еврейского населения города достигла 1577 человек. В 1761 г. в Слуцке состоялось последнее заседание Литовского ва‘ада перед его упразднением. С середины 18 в. Слуцк — оплот митнагдим; согласно бытовавшей здесь легенде, основатель хасидизма рабби Исраэль бен Эли‘эзер Ба‘ал-Шем-Тов (Бешт), пытавшийся в 1739 г. проповедовать в Слуцке свое учение, был подвергнут телесному наказанию во дворе главной синагоги города «Калте шул».
 +
 +
В 1755 г. в православную церковь Слуцка были перенесены из местечка Заблудув (ныне в Польше) мощи «[[Гавриил Белостокский|младенца Гавриила]]», которого евреи Белостока якобы умертвили в ритуальных целях в 1690 г. Документальные свидетельства об этом кровавом навете отсутствуют; в ходе обследований мощей Гавриила, проведенных в 1920–30-х гг., доказательства его насильственной смерти обнаружены не были. В конце 20 в. некоторые либерально настроенные деятели православной церкви (в частности, протоиерей А. Мень, 1934–90 гг.) выступили за деканонизацию Гавриила Заблудувского.
 +
 +
== В ХIX в. ==
 +
 +
С 1793 г. Слуцк — в составе России. В 19 в. численность еврейского населения города возрастала: в 1800 г. она составила 1584 человека (47 купцов и 1537 мещан, 71% всего населения), в 1847 г. — 5897 человек, в 1897 г. — 10 264 человека (71% всего населения). Они занимались мелкой торговлей, различными ремеслами, садоводством и огородничеством (в городе и его окрестностях выращивались «слуцкие беры» — высокосортные груши, выведенные, по имеющимся данным, во второй половине 1880-х гг. еврейским селекционером-самоучкой Т. Механиком; 1855–1927). Несмотря на то, что к началу 20 в. экономическое значение города значительно снизилось и уровень жизни большинства членов общины Слуцка был невысок, она содержала 18 синагог, школу талмуд-тора и несколько хедеров. Кроме того, к 1910 г. в Слуцке функционировали два частных мужских еврейских училища, в одном из них (двухклассном) была женская смена. Духовные руководители общины — раввин И. Пеймер (главный раввин Слуцка в 1829–64 гг.), раввин И. Б. Соловейчик (главный раввин Слуцка в 1865–74; см. Соловейчик, семья) и другие — оставались твердыми противниками хасидизма. В 1897 г. раввин [[Мелцер, Исер Залман|И. З. Мельцер]] (1870–1954) основал в Слуцке «литовскую» иешиву «Эц хаим» (первоначально как филиал Слободской иешивы), которая вскоре приобрела широкую известность; среди ее воспитанников были, в частности, поэт Э. Э. Лисицкий и раввин [[Шах, Элиэзер Менахем|Э. Шах]].
 +
 +
== В ХХ в. ==
 +
 +
На рубеже 19–20 вв. в Слуцке широко распространялись идеи сионизма, в пропаганде которых важную роль играл кружок Боней Цион, входивший во всемирную Сионистской организацию. В начале 20 в. в городе возникли секции По‘алей Цион и Бунда, в 1913 г. — группа Це‘ирей Цион. В 1905–1906 гг. действовал отряд самообороны. Вскоре после установления в городе советской власти (1919) еврейские политические организации были распущены; подпольные сионистские группы (среди которых выделялся внепартийный молодежный кружок Кадима) продолжали действовать до середины 1920-х гг., когда органы госбезопасности разгромили их. Одновременно осуществлялась постепенная ликвидация еврейских религиозных и общинных учреждений. Синагоги были закрыты; в здании «Калте шул» с середины 1920-х гг. размещалась пекарня. В 1920 г. власти конфисковали здание иешивы «Эц хаим»; вскоре после этого она закрылась. Зимой 1923 г. раввин Мельцер со своими учениками (в том числе Э. Шахом) были вынуждены бежать в Польшу. Некоторые из них погибли при нелегальном переходе границы, другие были схвачены польской контрразведкой и брошены в тюрьму по обвинению в шпионаже; лишь немногим удалось впоследствии добраться до Эрец-Исраэль.
 +
 +
В 1920–30-х гг., по мере выезда евреев в крупные города (Москву, Ленинград /см. Санкт-Петербург/, Минск и другие), численность еврейского населения Слуцка постепенно сокращалась; в 1926 г. она составила 8358 человек (53,3% всего населения).
 +
 +
== Холокост и послевоенное время ==
 +
 +
5 июля 1941 г. Слуцк заняли германские войска. Нескольким сотням евреев удалось к этому времени эвакуироваться из города; из-за отсутствия транспорта многие уходили пешком. 27 октября 1941 г. вошедший в Слуцк батальон военной полиции, наполовину состоявший из литовцев, устроил избиение евреев, в ходе которого погибли около 500 человек. Эта акция, осуществлявшаяся с крайней жестокостью, вызвала протест даже со стороны главы местной оккупационной администрации — гебитскомиссара Слуцка. В январе 1942 г. гитлеровцы согнали всех евреев Слуцка и окрестных местечек в два гетто, одно (вмещавшее около тысячи человек) — за городом, другое (около пяти тысяч человек) — в центре города. Первое из этих гетто было уничтожено в мае, второе — в ноябре 1942 г.; в обеих акциях активно участвовали литовцы. 25 евреев сумели бежать из гетто и присоединиться к партизанам.
 +
 +
По данным переписей населения, в 1959 г. в Слуцке жили 1275 евреев, в 1970 г. — 1009, в 1979 г. — 777, в 1989 г. — 606. В послевоенные годы синагоги в городе не было; до начала 1980-х гг. на частной квартире собирался миньян; те, кто входили в него, ухаживали за еврейским кладбищем.
 +
 +
Многочисленные документы и воспоминания о еврейской общине Слуцка собраны в «Пинкас Слуцк» (см. Пинкас), изданном в 1962 г. в Соединенных Штатах Америки (на иврите, идиш и английском языке).
 +
 +
 +
== Известные уроженцы - евреи ==
 +
* писатели И. Д. Беркович, Я. Кахан и другие,
 +
* маскил Ц. Х. Даинов (1837–77), которого называли «проповедником из Слуцка»,
 +
* оратор и публицист Ц. Х. Маслянский (1856–1943),
 +
* историк и философ Я. Н. Симхони (1884–1926),
* [[Косберг, Семен Ариевич]] ([[1903]]—[[1965]]) — советский конструктор авиационных и космических двигателей, [[доктор технических наук]], [[Герой Социалистического Труда]].
* [[Косберг, Семен Ариевич]] ([[1903]]—[[1965]]) — советский конструктор авиационных и космических двигателей, [[доктор технических наук]], [[Герой Социалистического Труда]].
* [[Неймарк, Израиль Исаевич]] ([[1915]]—[[1998]]) — учёный-хирург, [[доктор медицинских наук]], [[Заслуженный деятель науки Российской Федерации|заслуженный деятель науки РСФСР]].
* [[Неймарк, Израиль Исаевич]] ([[1915]]—[[1998]]) — учёный-хирург, [[доктор медицинских наук]], [[Заслуженный деятель науки Российской Федерации|заслуженный деятель науки РСФСР]].
Строка 118: Строка 148:
== См. также ==
== См. также ==
-
* [[Малые населённые пункты Белоруссии]]
 
-
* [[Городские посёлки Белоруссии]]
 
-
* [[Города Белоруссии]]
 
-
* [[Слуцкое восстание]]
 
-
* [[София Слуцкая]], княгиня
 
-
* [[Слуцкое княжество]]
 
-
* [[Анастасия Слуцкая]], княгиня
 
-
* [[Слуцкий пояс]]
 
== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 135: Строка 157:
== Ссылки ==
== Ссылки ==
 +
{{ЭЕЭ|13850|Слуцк}}
 +
* [http://brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/18-3/295.htm Статья "Слуцк" в Еврейской энциклопедии Брокгауза-Ефрона]
* [http://www.slutsk.minsk-region.by Слуцкий районный исполнительный комитет. Официальный сайт]
* [http://www.slutsk.minsk-region.by Слуцкий районный исполнительный комитет. Официальный сайт]
-
{{rq|source|wikify|img|style}}
+
[[Категория:История евреев Белоруссии]]
-
 
+
[[Категория:Евреи в СССР]]
-
{{Города Минской области}}
+
[[Категория:Холокост в СССР]]
-
 
+
[[Категория:Иешивы]]
-
+
[[Категория:Населенные пункты по алфавиту]]
-
 
+
-
[[be:Горад Слуцк]]
+
-
[[be-x-old:Слуцак]]
+
-
[[de:Sluzk]]
+
-
[[en:Slutsk]]
+
-
[[et:Słuck]]
+
-
[[fi:Slutsk]]
+
-
[[fr:Sloutsk]]
+
-
[[he:סלוצק]]
+
-
[[ja:スウツク]]
+
-
[[lt:Sluckas]]
+
-
[[pl:Słuck]]
+
-
[[uk:Слуцьк]]{{WikiCopyRight}}
+
-
 
+
-
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
+

Версия 10:33, 5 января 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Город
Слуцк
Слуцк
Флаг Герб
Файл:Flag of Słucak.jpg Файл:Coat of Arms of Słuck, Belarus.png
Страна Белоруссия
Область Минская
Район Слуцкий
Координаты Координаты: 53°01′00″ с. ш. 27°33′00″ в. д. / 53.016667° с. ш. 27.55° в. д. (G) (O) (Я)53°01′00″ с. ш. 27°33′00″ в. д. / 53.016667° с. ш. 27.55° в. д. (G) (O) (Я)
Первое упоминание 1116
Прежние названия Впервые в летописи - Случеск
Площадь 24.6 км²
Официальный язык белорусский
Население 62300 человек (2004)
Телефонный код +375 1795
Почтовый индекс 223 610
Автомобильный код 5
Реки Случь, Бычок


Слуцк (белор. Слуцк, Слуцак) — город в Белоруссии, административный центр Слуцкого района Минской области. Расположен на реке Случь[1] в центральной части Беларуси, в 105 км к югу от Минска в пределах Слуцкой равнины.


Содержание

История

Впервые упоминается в Повести временных лет как город Туровского княжества под 1116 годом.

В XII веке Слуцк становится столицей удельного княжества наследников туровского князя Юрия Ярославовича. В первой половине XIV века он входит в состав Великого княжества Литовского. XV веком датируется знаменитая Слуцкая летопись.

В 1441 году город получает Магдебургское право на самоуправление. На месте детинца летописного Случеска строится Верхний замок, деревянные стены и вежи которого были защищены рвом и земляным валом.

С 1502 по 1521 годы город неоднократно подвергается набегам крымских татар, в 1506 году оборону Слуцка возглавляла княгиня Анастасия Слуцкая. В 1508 году Верхний замок дважды выдерживает осаду войск мятежного князя Михаила Львовича Глинского. В этом же году возле Слуцка отряд гетмана Астрожского разбивает крымских конников. А в 1595 году в город врывается повстанческий отряд Северина Наливайко.

В 1582 году город и княжество были разделены между тремя братьями Олельковичами, а вновь соединила земли Слутчины последняя представительница этого рода - княжна София Юрьевна. После её смерти в 1612 году все владения перешли к мужу Софии — Янушу Радзивиллу.

Во время Северной войны в Слуцке трижды бывал Петр I.

С 1791 г. Слуцк — центр Случарецкого района Новогрудского воеводства. С 1793 — часть Минской губернии в составе Российской империи.

В годы Отечественной войны город был оккупирован войсками Наполеона. В 1915 году здесь размещался штаб 2-й армии Западного фронта во время Первой мировой войны.

С августа 1919 по ноябрь 1920 года город неоднократно оккупировался польскими войсками.

После Советско-польской войны остался в БССР. С 1924 г. — центр Слуцкого района.

С июня 1941 по июнь 1944 г., во время Второй мировой войны был оккупирован немецко-фашистскими войсками. За время войны был фактически разрушен, поэтому сегодня в городской архитектуре преобладает послевоенная застройка.

Евреи Слуцка до конца ХVIII в.

Первые упоминания о евреях в Слуцке восходят к 1583 г. В начале 17 в. в городе образовалась еврейская община; постановлением Литовского ва‘ада от 1623 г. она была отнесена к юрисдикции Брест-Литовского кагала (см. Брест).

В 1655 г., когда в Белоруссию вторглись русские войска, евреи Слуцка бежали в Вильно. После окончания войны община Слуцка была восстановлена; ее численность значительно увеличилась, во многом благодаря тому, что князья Радзивиллы, владевшие городом с начала 17 в., приглашали в него еврейских торговцев и ремесленников, предоставляя им, вопреки протестам православного духовенства (см. Православие), различные льготы. Слуцк стал также одним из центров еврейской учености. В 1665–66 гг. евреи города, в отличие от евреев подавляющего большинства восточноевропейских общин, решительно отказались признать Саббатая Цви мессией и не приняли его эмиссаров. В 1691 г., учитывая численный рост общины Слуцка и то, что в ней было много знатоков Торы и Талмуда, Литовский ва‘ад признал ее главным кагалом одной из пяти мединот (областей), на которые делилась еврейская автономия в Литве; глава общины (рош медина) получил таким образом право решающего голоса при обсуждении вопросов, затрагивавших интересы всего литовского еврейства.

В 18 в. община Слуцка — одна из крупнейших и наиболее влиятельных в Белоруссии. К 1766 г. численность еврейского населения города достигла 1577 человек. В 1761 г. в Слуцке состоялось последнее заседание Литовского ва‘ада перед его упразднением. С середины 18 в. Слуцк — оплот митнагдим; согласно бытовавшей здесь легенде, основатель хасидизма рабби Исраэль бен Эли‘эзер Ба‘ал-Шем-Тов (Бешт), пытавшийся в 1739 г. проповедовать в Слуцке свое учение, был подвергнут телесному наказанию во дворе главной синагоги города «Калте шул».

В 1755 г. в православную церковь Слуцка были перенесены из местечка Заблудув (ныне в Польше) мощи «младенца Гавриила», которого евреи Белостока якобы умертвили в ритуальных целях в 1690 г. Документальные свидетельства об этом кровавом навете отсутствуют; в ходе обследований мощей Гавриила, проведенных в 1920–30-х гг., доказательства его насильственной смерти обнаружены не были. В конце 20 в. некоторые либерально настроенные деятели православной церкви (в частности, протоиерей А. Мень, 1934–90 гг.) выступили за деканонизацию Гавриила Заблудувского.

В ХIX в.

С 1793 г. Слуцк — в составе России. В 19 в. численность еврейского населения города возрастала: в 1800 г. она составила 1584 человека (47 купцов и 1537 мещан, 71% всего населения), в 1847 г. — 5897 человек, в 1897 г. — 10 264 человека (71% всего населения). Они занимались мелкой торговлей, различными ремеслами, садоводством и огородничеством (в городе и его окрестностях выращивались «слуцкие беры» — высокосортные груши, выведенные, по имеющимся данным, во второй половине 1880-х гг. еврейским селекционером-самоучкой Т. Механиком; 1855–1927). Несмотря на то, что к началу 20 в. экономическое значение города значительно снизилось и уровень жизни большинства членов общины Слуцка был невысок, она содержала 18 синагог, школу талмуд-тора и несколько хедеров. Кроме того, к 1910 г. в Слуцке функционировали два частных мужских еврейских училища, в одном из них (двухклассном) была женская смена. Духовные руководители общины — раввин И. Пеймер (главный раввин Слуцка в 1829–64 гг.), раввин И. Б. Соловейчик (главный раввин Слуцка в 1865–74; см. Соловейчик, семья) и другие — оставались твердыми противниками хасидизма. В 1897 г. раввин И. З. Мельцер (1870–1954) основал в Слуцке «литовскую» иешиву «Эц хаим» (первоначально как филиал Слободской иешивы), которая вскоре приобрела широкую известность; среди ее воспитанников были, в частности, поэт Э. Э. Лисицкий и раввин Э. Шах.

В ХХ в.

На рубеже 19–20 вв. в Слуцке широко распространялись идеи сионизма, в пропаганде которых важную роль играл кружок Боней Цион, входивший во всемирную Сионистской организацию. В начале 20 в. в городе возникли секции По‘алей Цион и Бунда, в 1913 г. — группа Це‘ирей Цион. В 1905–1906 гг. действовал отряд самообороны. Вскоре после установления в городе советской власти (1919) еврейские политические организации были распущены; подпольные сионистские группы (среди которых выделялся внепартийный молодежный кружок Кадима) продолжали действовать до середины 1920-х гг., когда органы госбезопасности разгромили их. Одновременно осуществлялась постепенная ликвидация еврейских религиозных и общинных учреждений. Синагоги были закрыты; в здании «Калте шул» с середины 1920-х гг. размещалась пекарня. В 1920 г. власти конфисковали здание иешивы «Эц хаим»; вскоре после этого она закрылась. Зимой 1923 г. раввин Мельцер со своими учениками (в том числе Э. Шахом) были вынуждены бежать в Польшу. Некоторые из них погибли при нелегальном переходе границы, другие были схвачены польской контрразведкой и брошены в тюрьму по обвинению в шпионаже; лишь немногим удалось впоследствии добраться до Эрец-Исраэль.

В 1920–30-х гг., по мере выезда евреев в крупные города (Москву, Ленинград /см. Санкт-Петербург/, Минск и другие), численность еврейского населения Слуцка постепенно сокращалась; в 1926 г. она составила 8358 человек (53,3% всего населения).

Холокост и послевоенное время

5 июля 1941 г. Слуцк заняли германские войска. Нескольким сотням евреев удалось к этому времени эвакуироваться из города; из-за отсутствия транспорта многие уходили пешком. 27 октября 1941 г. вошедший в Слуцк батальон военной полиции, наполовину состоявший из литовцев, устроил избиение евреев, в ходе которого погибли около 500 человек. Эта акция, осуществлявшаяся с крайней жестокостью, вызвала протест даже со стороны главы местной оккупационной администрации — гебитскомиссара Слуцка. В январе 1942 г. гитлеровцы согнали всех евреев Слуцка и окрестных местечек в два гетто, одно (вмещавшее около тысячи человек) — за городом, другое (около пяти тысяч человек) — в центре города. Первое из этих гетто было уничтожено в мае, второе — в ноябре 1942 г.; в обеих акциях активно участвовали литовцы. 25 евреев сумели бежать из гетто и присоединиться к партизанам.

По данным переписей населения, в 1959 г. в Слуцке жили 1275 евреев, в 1970 г. — 1009, в 1979 г. — 777, в 1989 г. — 606. В послевоенные годы синагоги в городе не было; до начала 1980-х гг. на частной квартире собирался миньян; те, кто входили в него, ухаживали за еврейским кладбищем.

Многочисленные документы и воспоминания о еврейской общине Слуцка собраны в «Пинкас Слуцк» (см. Пинкас), изданном в 1962 г. в Соединенных Штатах Америки (на иврите, идиш и английском языке).


Известные уроженцы - евреи

  • писатели И. Д. Беркович, Я. Кахан и другие,
  • маскил Ц. Х. Даинов (1837–77), которого называли «проповедником из Слуцка»,
  • оратор и публицист Ц. Х. Маслянский (1856–1943),
  • историк и философ Я. Н. Симхони (1884–1926),
  • Косберг, Семен Ариевич (1903—1965) — советский конструктор авиационных и космических двигателей, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.
  • Неймарк, Израиль Исаевич (1915—1998) — учёный-хирург, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки РСФСР.


См. также

Примечания

Литература

  • Памяць: Гіст.-дакум. хроніка Слуцкага р-на і г. Слуцка: у 2 кн. / уклад. В. С. Відлога; рэдкал.: Г. К. Кісялёў (гал. рэд.) і інш.; маст. Э. Э. Жакевіч. — Мн.: БЕЛТА, 2000—2001.
  • Ткачев М. А. Укрепления средневекового Слуцка // Ткачев М. А. Замки Беларуси / М. А. Ткачев. — Мн.: Беларусь, 2002. ISBN 985-07-0418-7. — cc. 156—162.

Ссылки

Статья «Слуцк» в Электронной еврейской энциклопедии

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация