Сморгонь (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 80: | Строка 80: | ||
Еврейская община Сморгони впервые упоминается в 1628 г., хотя, возможно, она возникла и раньше. В 1631 г. Литовский ва‘ад признал Сморгонь центром округа (галиль), в который входили окрестные общины. В 1765 г. в местечке числились 649 евреев, плативших подушную подать. С включением Сморгони в состав России (1795 г.) положение местного еврейства практически не изменилось. В 19 в. численность еврейского населения Сморгони быстро росла: в 1847 г. она составила 1612 человек, в 1897 г. — 6743 человека (75,5% всего населения местечка). К концу 19 в. многие евреи Сморгони были заняты в кожевенном производстве, созданном в 1860-е гг. и вскоре ставшем основой экономики местечка; среди них было также немало крупных и мелких торговцев, коробейников, плотников и пекарей, выпекавших в Сморгони бейгеле («бублики»), которые пользовались спросом по всей России. С 1830-х гг. до начала Первой мировой войны близ Сморгони существовало еврейское сельскохозяйственное поселение Карка, насчитывавшее 30 дворов. | Еврейская община Сморгони впервые упоминается в 1628 г., хотя, возможно, она возникла и раньше. В 1631 г. Литовский ва‘ад признал Сморгонь центром округа (галиль), в который входили окрестные общины. В 1765 г. в местечке числились 649 евреев, плативших подушную подать. С включением Сморгони в состав России (1795 г.) положение местного еврейства практически не изменилось. В 19 в. численность еврейского населения Сморгони быстро росла: в 1847 г. она составила 1612 человек, в 1897 г. — 6743 человека (75,5% всего населения местечка). К концу 19 в. многие евреи Сморгони были заняты в кожевенном производстве, созданном в 1860-е гг. и вскоре ставшем основой экономики местечка; среди них было также немало крупных и мелких торговцев, коробейников, плотников и пекарей, выпекавших в Сморгони бейгеле («бублики»), которые пользовались спросом по всей России. С 1830-х гг. до начала Первой мировой войны близ Сморгони существовало еврейское сельскохозяйственное поселение Карка, насчитывавшее 30 дворов. | ||
- | В начале 20 в. в Сморгони было 16 синагог, два бет-мидраша, три училища талмуд-тора, еврейское начальное училище и больница. Часть еврейского населения местечка составляли последователи Хабада. С 1899 г. в Сморгони действовала сионистская группа, с 1905 г. — ячейка Сионистской социалистической рабочей партии; значительным влиянием пользовался также Бунд. Среди уроженцев Сморгони — Н. Слущ, А. Кабак, М. Кульбак, Д. Разиэль. В Сморгони родился один из величайших поэтов языка идиш — | + | В начале 20 в. в Сморгони было 16 синагог, два бет-мидраша, три училища талмуд-тора, еврейское начальное училище и больница. Часть еврейского населения местечка составляли последователи Хабада. С 1899 г. в Сморгони действовала сионистская группа, с 1905 г. — ячейка Сионистской социалистической рабочей партии; значительным влиянием пользовался также Бунд. Среди уроженцев Сморгони — Н. Слущ, А. Кабак, М. Кульбак, Д. Разиэль. В Сморгони родился один из величайших поэтов языка идиш — Авром Суцкевер. Его воспоминания о еврейской Сморгони составили "книгу памяти местечка". |
== ХХ в. == | == ХХ в. == | ||
Строка 90: | Строка 90: | ||
* [[Разиэль, Давид]] — командир еврейской подпольной вооружённой организации "[[ЭЦеЛь|Иргун Цваи Леуми]]". Родился в Сморгони. | * [[Разиэль, Давид]] — командир еврейской подпольной вооружённой организации "[[ЭЦеЛь|Иргун Цваи Леуми]]". Родился в Сморгони. | ||
* [[Блум, Петр]] — американский художник и скульптор, родился в Сморгони. | * [[Блум, Петр]] — американский художник и скульптор, родился в Сморгони. | ||
- | * [[ | + | * [[Кульбак, Мойше]] — идишский писатель и поэт, родился в Сморгони. |
* [[Кук, Авраам Ицхак hа-коhен]] — крупнейший раввин, каббалист и общественный деятель начала XX века, создатель философской концепции религиозного сионизма, согласно которой создание Государства Израиль является началом мессианского избавления. Жил в Сморгони. | * [[Кук, Авраам Ицхак hа-коhен]] — крупнейший раввин, каббалист и общественный деятель начала XX века, создатель философской концепции религиозного сионизма, согласно которой создание Государства Израиль является началом мессианского избавления. Жил в Сморгони. | ||
* [[Метт, Ида]] — активистка революционного анархо-синдикалистского движения начала 20 в. Автор ряда произведений, в том числе «Кронштадской коммуны». Родилась в Сморгони. | * [[Метт, Ида]] — активистка революционного анархо-синдикалистского движения начала 20 в. Автор ряда произведений, в том числе «Кронштадской коммуны». Родилась в Сморгони. | ||
- | * [[Суцкевер, | + | * [[Суцкевер, Авром]] - идишский поэт. |
Версия 11:10, 3 января 2011
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Город
Сморгонь
белор. Смаргонь, Смаргоні
|
Сморго́нь (белор. Смаргонь, Смаргоні, польск. Smorgonie) — город, центр Сморгонского района Гродненской области Республики Беларусь, на реке Оксна (левый приток реки Вилия) и её притоке реке Гервятка. Расположен в 110 км к северо-западу от Минска и в 260 км к северо-востоку от Гродно. Железнодорожная станция на линии Молодечно — Вильнюс, узел автодорог на Молодечно, Вильнюс, Свирь, Крево.
Известен с начала XVI века как частновладельческое местечко Зеновичей, Радзивиллов, Пшездецких. В XVII веке Радзивиллы основали здесь школу дрессировки медведей — «Сморгонскую медвежью академию». Во время войны 1812 года при отступлении французских войск в Сморгони Наполеон Бонапарт передал командование войсками маршалу Мюрату и отбыл в Париж. В конце XIX века Сморгонь — крупный центр кожевенной и обувной промышленности. Во время первой мировой войны город полностью разрушен. В 1960—80-е годы в городе построен ряд крупных промышленных предприятия. Население 36,9 тысяч жителей (2009).
Город Сморгонь расположен на северо-западе Белоруссии в пределах Нарочано-Вилейской равнины, в двух километрах юго-западнее реки Вилия.
Содержание |
До ХХ в.
Еврейская община Сморгони впервые упоминается в 1628 г., хотя, возможно, она возникла и раньше. В 1631 г. Литовский ва‘ад признал Сморгонь центром округа (галиль), в который входили окрестные общины. В 1765 г. в местечке числились 649 евреев, плативших подушную подать. С включением Сморгони в состав России (1795 г.) положение местного еврейства практически не изменилось. В 19 в. численность еврейского населения Сморгони быстро росла: в 1847 г. она составила 1612 человек, в 1897 г. — 6743 человека (75,5% всего населения местечка). К концу 19 в. многие евреи Сморгони были заняты в кожевенном производстве, созданном в 1860-е гг. и вскоре ставшем основой экономики местечка; среди них было также немало крупных и мелких торговцев, коробейников, плотников и пекарей, выпекавших в Сморгони бейгеле («бублики»), которые пользовались спросом по всей России. С 1830-х гг. до начала Первой мировой войны близ Сморгони существовало еврейское сельскохозяйственное поселение Карка, насчитывавшее 30 дворов.
В начале 20 в. в Сморгони было 16 синагог, два бет-мидраша, три училища талмуд-тора, еврейское начальное училище и больница. Часть еврейского населения местечка составляли последователи Хабада. С 1899 г. в Сморгони действовала сионистская группа, с 1905 г. — ячейка Сионистской социалистической рабочей партии; значительным влиянием пользовался также Бунд. Среди уроженцев Сморгони — Н. Слущ, А. Кабак, М. Кульбак, Д. Разиэль. В Сморгони родился один из величайших поэтов языка идиш — Авром Суцкевер. Его воспоминания о еврейской Сморгони составили "книгу памяти местечка".
ХХ в.
В 1915 г. значительная часть евреев была выслана из Сморгони, оказавшейся в прифронтовой полосе, во внутренние районы России. Ремесленники, изгнанные из Сморгони, положили начало кожевенному производству в Ростове-на-Дону, Харькове и некоторых других городах. С включением Сморгони в состав независимого Польского государства (1919) многие евреи вернулись в местечко. В 1920–30-х гг. в Сморгони действовали секции По‘алей Цион, Бунда, Хе-Халуца и Бетара, работали школа Тарбута, драматический кружок Бамати, еврейские спортивные клубы. В сентябре 1939 г. местечко было занято Красной армией и включено в состав Советского Союза; началась ликвидация еврейских организаций и учреждений. В июне 1941 г. в Сморгонь вступили германские войска; евреи были согнаны в два гетто, а летом 1942 г. депортированы в Каунас и Панеряй, где почти все они погибли. После войны община Сморгони не была восстановлена; в 1959 г. в городе жили лишь 64 еврея, в 1989 г. — 29 евреев. В Израиле действует объединение выходцев из Сморгони; в 1965 г. оно выпустило книгу, посвященную истории еврейской общины этого города.
Известные евреи - уроженцы и жители Сморгони
- Разиэль, Давид — командир еврейской подпольной вооружённой организации "Иргун Цваи Леуми". Родился в Сморгони.
- Блум, Петр — американский художник и скульптор, родился в Сморгони.
- Кульбак, Мойше — идишский писатель и поэт, родился в Сморгони.
- Кук, Авраам Ицхак hа-коhен — крупнейший раввин, каббалист и общественный деятель начала XX века, создатель философской концепции религиозного сионизма, согласно которой создание Государства Израиль является началом мессианского избавления. Жил в Сморгони.
- Метт, Ида — активистка революционного анархо-синдикалистского движения начала 20 в. Автор ряда произведений, в том числе «Кронштадской коммуны». Родилась в Сморгони.
- Суцкевер, Авром - идишский поэт.
Литература
- Памяць: Гісторыка-дакументальная хроніка Смаргонскага раёна / Рэд. кал.: Г. П. Пашкоў (гал. рэд.) і інш. — Мінск: БелЭн, 2004. — 640 с.
- Ковкель И. И., Мараш И. Я. Сморгонь: Историко-экономический очерк. — Минск: Беларусь, 1984. — 63 с. — (Города Белоруссии).
- Инвентари магнатских владений Белоруссии XVII — XVIII вв. Владение Сморгонь. — Минск: Наука и техника, 1977.
Примечания
См. также
Ссылки
- Статья «Сморгонь» в Электронной еврейской энциклопедии
- Сморгонский райисполком. Официальный сайт.(рус.) (англ.)
- Фотографии на сайте Radzima.org(белор.) (рус.) (польск.) (англ.)
- Фотографии на сайте «Глобус Беларуси»(рус.)
- Сморгонь в Электронной еврейской энциклопедии(рус.)