Литература Чертогов ("hейхалот")
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
О.Э. (Обсуждение | вклад) |
О.Э. (Обсуждение | вклад) (→Характеристика) |
||
Строка 5: | Строка 5: | ||
- | Одним из древнейших источников каббалы является литература мистического характера, сложившаяся в 1–3 вв. н. э. в Эрец-Исраэль и Вавилонии на основании первой главы книги Бытие (''ма‘асе брешит'')и первой главы книги пророка Иехезкеля (''ма‘асе меркава''), которая известна под названием ''сифрут һа-меркава'' ("литература колесницы"), или ''сифрут һа-һейхалот'' ("литература чертогов"). В отличие от классической, более поздней каббалы, стремящейся к постижению сущности и внутренней диалектики Божества, центральной темой ''сифрут һа-һейхалот'' являются видения мистиков (''йордей меркава''), чья душа вознеслась к престолу Божьей Славы (''кавод''), визуальные аспекты Бога, восседающего на небесном престоле. Этой литературе присущ описательный характер, а также специфическая терминология, унаследованная впоследствии каббалой, однако она лишена характерной для каббалы символики ''сфирот''. | + | Одним из древнейших источников каббалы является литература мистического характера, сложившаяся в 1–3 вв. н. э. в Эрец-Исраэль и Вавилонии на основании первой главы книги Бытие (''ма‘асе брешит'') и первой главы книги пророка Иехезкеля (''ма‘асе меркава''), которая известна под названием ''сифрут һа-меркава'' ("литература колесницы"), или ''сифрут һа-һейхалот'' ("литература чертогов"). В отличие от классической, более поздней каббалы, стремящейся к постижению сущности и внутренней диалектики Божества, центральной темой ''сифрут һа-һейхалот'' являются видения мистиков (''йордей меркава''), чья душа вознеслась к престолу Божьей Славы (''кавод''), визуальные аспекты Бога, восседающего на небесном престоле. Этой литературе присущ описательный характер, а также специфическая терминология, унаследованная впоследствии каббалой, однако она лишена характерной для каббалы символики ''сфирот''. |
+ | |||
Мистические настроения этого времени отражены в некоторых отрывках из Талмуда (самый известный из них — рассказ о четырех мудрецах, вошедших в ''Пардес'' — Хагига, 14б) и в так называемой апокалиптической литературе (книга Эноха, четвертая книга Эзры), в которой важную роль играет образ ангела Метатрона (см. Ангелы). <ref>http://www.eleven.co.il/article/11899#01 | Мистические настроения этого времени отражены в некоторых отрывках из Талмуда (самый известный из них — рассказ о четырех мудрецах, вошедших в ''Пардес'' — Хагига, 14б) и в так называемой апокалиптической литературе (книга Эноха, четвертая книга Эзры), в которой важную роль играет образ ангела Метатрона (см. Ангелы). <ref>http://www.eleven.co.il/article/11899#01 | ||
</ref> | </ref> | ||
+ | |||
Мистический опыт ''йордей меркава'' описывается в нескольких небольших по объему произведениях, по-видимому, написанных в Вавилонии в 6–8 веках: «Большие һейхалот», «Малые һейхалот», «Шиур кома», «Алфавит рабби Акивы», «Мидраш Конен». Для этих произведений характерно чувство благоговейного трепета перед величием Божества. Часто в них описывается опыт прохождения через различные чертоги небесных дворцов (''һейхалот''), охраняемых ангельским воинством, на пути к Престолу Славы. Книги содержат экстатические гимны, ссылки на сложную систему ангелологии, размышления о мистическом значении чисел и букв, указания на посты и очистительные обряды, которые предшествуют экстатическим видениям, и т. д. Эта литература оставила след в еврейской литургии (например, молитва ''Кдуша'' и многие гимны, включенные в литургию Десяти дней покаяния). <ref>http://www.eleven.co.il/article/11899#01</ref> | Мистический опыт ''йордей меркава'' описывается в нескольких небольших по объему произведениях, по-видимому, написанных в Вавилонии в 6–8 веках: «Большие һейхалот», «Малые һейхалот», «Шиур кома», «Алфавит рабби Акивы», «Мидраш Конен». Для этих произведений характерно чувство благоговейного трепета перед величием Божества. Часто в них описывается опыт прохождения через различные чертоги небесных дворцов (''һейхалот''), охраняемых ангельским воинством, на пути к Престолу Славы. Книги содержат экстатические гимны, ссылки на сложную систему ангелологии, размышления о мистическом значении чисел и букв, указания на посты и очистительные обряды, которые предшествуют экстатическим видениям, и т. д. Эта литература оставила след в еврейской литургии (например, молитва ''Кдуша'' и многие гимны, включенные в литургию Десяти дней покаяния). <ref>http://www.eleven.co.il/article/11899#01</ref> |
Версия 15:01, 2 января 2011
Литература Чертогов ("hейхалот") - раннемистическая литература в иудаизме
Характеристика
Одним из древнейших источников каббалы является литература мистического характера, сложившаяся в 1–3 вв. н. э. в Эрец-Исраэль и Вавилонии на основании первой главы книги Бытие (ма‘асе брешит) и первой главы книги пророка Иехезкеля (ма‘асе меркава), которая известна под названием сифрут һа-меркава ("литература колесницы"), или сифрут һа-һейхалот ("литература чертогов"). В отличие от классической, более поздней каббалы, стремящейся к постижению сущности и внутренней диалектики Божества, центральной темой сифрут һа-һейхалот являются видения мистиков (йордей меркава), чья душа вознеслась к престолу Божьей Славы (кавод), визуальные аспекты Бога, восседающего на небесном престоле. Этой литературе присущ описательный характер, а также специфическая терминология, унаследованная впоследствии каббалой, однако она лишена характерной для каббалы символики сфирот.
Мистические настроения этого времени отражены в некоторых отрывках из Талмуда (самый известный из них — рассказ о четырех мудрецах, вошедших в Пардес — Хагига, 14б) и в так называемой апокалиптической литературе (книга Эноха, четвертая книга Эзры), в которой важную роль играет образ ангела Метатрона (см. Ангелы). [1]
Мистический опыт йордей меркава описывается в нескольких небольших по объему произведениях, по-видимому, написанных в Вавилонии в 6–8 веках: «Большие һейхалот», «Малые һейхалот», «Шиур кома», «Алфавит рабби Акивы», «Мидраш Конен». Для этих произведений характерно чувство благоговейного трепета перед величием Божества. Часто в них описывается опыт прохождения через различные чертоги небесных дворцов (һейхалот), охраняемых ангельским воинством, на пути к Престолу Славы. Книги содержат экстатические гимны, ссылки на сложную систему ангелологии, размышления о мистическом значении чисел и букв, указания на посты и очистительные обряды, которые предшествуют экстатическим видениям, и т. д. Эта литература оставила след в еврейской литургии (например, молитва Кдуша и многие гимны, включенные в литургию Десяти дней покаяния). [2]
Книга "Шиур кома"
В трактате "Шиур Кома" приводится учение о «размерах тела Бога». Размеры антропоморфного Бога поражают: основная единица измерения, парасанг, равна 180 триллионам «перстов», а каждый «перст» равен протяженности Земли от края до края. «Шиур кома» стремится показать, что Бога невозможно ни измерить, ни вместить в рамки человеческих представлений. Медитация на эти чудовищные размеры приносит новый опыт запредельности Бога, пребывающего выше всех человеческих понятий. Его святость бесконечно трансцендентна.
Сноски
[[Категория:]]