Евреи в Казахстане

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 1
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
| АВТОР3 =  
| АВТОР3 =  
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
+
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| ПРОЕКТ =  
| ПРОЕКТ =  
| ПОДТЕМА =  
| ПОДТЕМА =  
| КАЧЕСТВО  =  
| КАЧЕСТВО  =  
-
| УРОВЕНЬ  =  
+
| УРОВЕНЬ  = 1
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
}}   
}}   
 +
КАЗАХСТА́Н (Республика Казахстан), государство в центральной части Евразии. В 18–19 вв. все казахские земли вошли в состав России. В 1920 г. в составе РСФСР образована Киргизская АССР, переименованная в 1925 г. в Казахскую АССР. С 1936 г. — союзная республика в составе СССР. С декабря 1991 г. — независимое государство — Республика Казахстан.
-
{{Полуфабрикат}}
+
== До установления советской власти ==
-
 
+
-
== Евреи в Казахстане  ==
+
Различные исторические исследования дают разные оценки времени появления и периодов пребывания евреев на территории [[Центральная Азия|Центральной Азии]]. Очевидно, что евреи появились здесь не позднее эпохи активного функционирования [[Великий шелковый путь|Великого шелкового пути]].
Различные исторические исследования дают разные оценки времени появления и периодов пребывания евреев на территории [[Центральная Азия|Центральной Азии]]. Очевидно, что евреи появились здесь не позднее эпохи активного функционирования [[Великий шелковый путь|Великого шелкового пути]].
-
В 1827 году российский император [[Николай I]] подписал указ о натуральной воинской повинности для евреев ([[кантонисты]]), в соответствии с которым ежегодно царскую армию должны были пополнять по 10 [[рекрут]]ов возрастом от 12 до 25 лет с каждой тысячи еврейских мужчин. Совершеннолетних определяли на действительную службу, а малолетних направляли в кантонистские школы «для приготовления к службе» в отдаленные, зачастую с суровыми климатическими условиями регионы Российской империи. Таким образом, множество еврейских юношей оказались в Казахстане.
+
Первыми евреями на территории Казахстана были так называемые николаевские солдаты и их потомки, которые поселились в городе Верный (сейчас Алматы) после предоставления крепости статуса города в 1867 г. В мае 1884 г. была открыта синагога, находившаяся в маленьком деревянном здании. В 1897 г. в Верном проживали 99 евреев, в уезде вместе с городом — 177. В 1908 г. в Верном было зарегистрировано еврейское молитвенное общество. В 1910 г. в Верном было 206 евреев, в Актюбинске — 35, в Акмолинске (ныне Астана) — 154. На территории Казахстана оседали только те евреи, которые имели право жительства за пределами черты оседлости. Среди евреев, проживавших на территории Казахстана в начале 20 в., было много врачей: А. Рязанский, создавший в Верном больницу Красного Креста, М. Розенблюм и другие; фармацевты, владельцы промышленных и ремесленных предприятий: Гирш Гамбург (завод по производству безалкогольных напитков), М. Л. Бленд (большая мебельная мастерская) и другие.  
-
Примерно в 1870 году в городе Верном (нынешнем [[Алматы]]) сложилась первая еврейская община, состоявшая из николаевских солдат и их потомков. Их было немного — не более ста человек. Они открыли первую синагогу в простой деревянной избе в 1884 году и добились регистрации еврейского молитвенного общества в 1907 году.
+
== Довоенный период ==
-
В современной истории евреи массово прибывали в Центральную Азию в связи с разнообразными событиями исторического масштаба. Например, известно, что в царской [[Россия|России]] [[Казахстан]] был одним из мест ссылки неугодных власти лиц. Немало евреев, принимавших активное участие в общественной жизни того времени, оказались здесь по этой причине.
+
В 1920–30-х гг. еврейское население увеличивалось как за счет молодежи, приезжавшей из местечек черты оседлости на стройки пятилеток, так и благодаря большому числу политических ссыльных, отправленных в Казахстан. В 1926 г. в Казахстане проживали 3600 евреев, в 1939 г. — 19 200. В Алма-Ате жил накануне последнего ареста М. Гоц, в 1928–29 гг. находился в ссылке Л. Троцкий. В Актюбинске в ссылке жил член ЦК Бунда М. Губин (1886–1937), арестованный и расстрелянный в ноябре 1937 г. В Алма-Ате был расстрелян М. Либер.
-
В ходе реализации грандиозных советских проектов, в числе которых строительство [[Турксиб]]а, освоение [[Целина|Целины]] и другие, в Казахстан прибыли и остались на долгое время многочисленные специалисты с семьями.
+
=== Р.Леви-Ицхак Шнеерсон ===
-
Значительное увеличение численности евреев в Центральной Азии произошло во время [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]]. В Казахстан, так же как и в соседние республики, приехали люди, в большинстве своем имеющие высшее образование или обладающие различными профессиональными навыками. Они сыграли немаловажную роль в интенсивном развитии многих областей человеческой жизнедеятельности, в частности, промышленности, медицине, искусстве, кино, образовании, науке.
+
Раввин [[Шнеерсон, Леви Ицхак|Леви-Ицхак Шнеерсон]] родился в Украине в 1871 году. Многие годы являлся главным раввином г. [[Днепропетровск]]а. Его старший сын раввин Менахем-Мендл Шнеерсон, — седьмой Любавичский Ребе. В период сталинских репрессий, несмотря на опасность быть арестованным, раввин Л.-И. Шнеерсон всячески поддерживал религиозную жизнь евреев Днепропетровска. Раввин Шнеерсон был арестован [[Народный комиссариат внутренних дел СССР|НКВД]] в марте [[1939 год]]а за религиозную деятельность, обвинен в антисоветской пропаганде, сослан в Казахстан, в поселок [[Чиили]] [[Кызылорда|Кызылординской области]]. Находясь в ссылке, несмотря на все страдания, до конца своих дней продолжал деятельность раввина, продолжал учиться [[Тора|Торе]] сам и обучал ей других.
-
Наконец, в долгие годы сталинских репрессий в Казахстан были насильно переселены тысячи еврейских семей из [[Украина|Украины]], [[Белоруссия|Белоруссии]], [[Кавказ]]а, России, [[Прибалтика|Прибалтики]]. Они обрели здесь свой второй дом и сегодня, с горечью вспоминая о трагедии тех лет, благодарят Всевышнего за то, что он отправил их в гостеприимные казахские степи.
+
Раввин Л.-И. Шнеерсон похоронен в г. [[Алматы]]. Он умер в [[1944 год]]у, вскоре после его перевода из п. Чиили. В 1989 году раввин Леви-Ицхак Шнеерсон был реабилитирован.
-
== Дополнительная инфор. ==
+
19 декабря 1999 г. Президент Республики Казахстан [[Назарбаев, Нурсултан Абишевич|Н. А. Назарбаев]] лично передал 3 тома материалов дела раввина Л.-И. Шнеерсона из архивов [[КГБ]] библиотеке Любавичского Ребе в [[Нью-Йорк]]е.
-
В [[1827 год]]у российский император [[Николай I]] подписал указ о натуральной воинской повинности для евреев ([[кантонисты]]), в соответствии с которым ежегодно царскую армию должны были пополнять по 10 рекрутов возрастом от 12 до 25 лет с каждой тысячи еврейских мужчин. Совершеннолетних определяли на действительную службу, а малолетних направляли в кантонистские школы «для приготовления к службе» в отдаленные, зачастую с суровыми климатическими условиями регионы Российской империи. Таким образом, множество еврейских юношей оказались в Казахстане.
+
== Война и эвакуация ==
-
Примерно в 1870 году в городе Верном (нынешнем Алматы) сложилась первая еврейская община, состоявшая из николаевских солдат и их потомков. Их было немного — не более ста человек. Они открыли первую [[синагога|синагогу]] в простой деревянной избе в 1884 году и добились регистрации еврейского молитвенного общества в 1907 году.
+
В 1941–45 гг. многие евреи были эвакуированы в Казахстан, в первую очередь в Алма-Ату. Среди них были известные кинорежиссеры, операторы, работавшие в Центральной объединенной киностудии: Г. Рошаль, С. Эйзенштейн, Ю. Райзман (1903–91); в Алма-Атинской студии кинохроники: Д. Вертов. Евреи, приехавшие из западных регионов страны, жили и работали в Казахстане и в послевоенные годы. Многие из них сыграли выдающуюся роль в развитии искусства республики, среди них: Е. Брусиловский — один из основоположников казахского музыкального искусства; П. Зальцман (1912–85), художник, ученик П. Филонова, главный художник Казахфильма; главные режиссеры Алма-Атинского театра русской драмы Я. Штейн (в 1945–57 гг.), А. Локшин (в 1960-х гг.).
-
Сегодня в Казахстане действует движение [[Хабад]] Любавич.
+
В 1959 г. еврейское население Казахстана составляло 28 тысяч человек, в 1970 г. — 27 700.
-
С 1994 г. главным раввином Казахстана является [[раввин]] [[Коген, Ешая Элазар|Ешая Элазар Коген]].
+
В 1948–53 гг. во время борьбы с «космополитами» в Казахстан, в частности в Караганду, были сосланы многие евреи-интеллигенты, среди них: Н. Коржавин, переводчик Ю. Айхенвальд (1928–93), поэт, математик А. Есенин-Вольпин (родился в 1924 г.).
-
Открылись синагоги в [[Алмата|Алмате]], [[Астана|Астане]], [[Усть-Каменогорск]]е, [[Павлодар]]е и [[Кустанай|Кустанае]]. В каждом из этих городов теперь есть раввин, общинный центр, сеть синагог, учебные заведения для детей, поставка кашерных продуктов.<ref>[http://www.chabad.kz/index.asp?lang=russian/ Хабад в Казахстане]</ref> В Казахстане в настоящее время представлена лишь одна ветвь иудаизма — ортодоксальная.
+
В 1950–60-х гг. рост еврейского населения Казахстана был связан с приездом евреев в составе групп, посланных на освоение целинных и залежных земель (1954–1960), на развитие промышленности, науки и культуры Казахстана. Так, управляющим треста «Целинтрансстрой» был Л. Лямин, начальником «Целинэнерго» В. Левин. Первыми целинными совхозами руководили Лия Гольдберг, И. Пимштейн, С. Франк. В создании первого вуза города Акмолинска (Целинограда) — Акмолинского сельскохозяйственного института — активно участвовал профессор М. Гендельман (родился в 1913 г.), в 1961–83 гг. был ректором института. В этом институте кафедру почвоведения в 1958–65 гг. возглавлял М. Половицкий (родился в 1918 г.), кафедру планировки сельскохозяйственных районов и населенных мест — М. Спектор (родился в 1934 г.). Значительное число ученых-евреев возглавляли кафедры в других вузах Казахстана.
-
== Настоящее время ==
+
В 1970–80-х гг. численность еврейского населения Казахстана сократилась. Многие евреи репатриировались в Израиль или выехали в США, Канаду, Австралию и другие страны мира. В 1968–91 гг. из Казахстана выехали на постоянное место жительства в различные страны 4 800 евреев. Некоторые еврейские семьи уезжали в Россию, в первую очередь в Москву и Ленинград. По переписи 1979 г., в Казахстане проживали 23 500 евреев, по переписи 1989 г. — 19 900.
-
Современный активный этап возрождения еврейской жизни в Казахстане начался в 1994 году с приезда [[раввин]]а [[Коген, Ешая Элазар|Ешаи Когена]]. Молодой посланник [[Шнеерсон, Менахем Мендл|Любавичского Ребе]] прибыл в страну по просьбе казахстанской еврейской общины, чтобы возглавить общину и наладить полноценную религиозную жизнь.
+
-
Однако начало этого этапа, вероятно, правильнее будет отсчитывать с момента прибытия в Казахскую ССР раввина [[Шнеерсон, Леви Ицхак|Леви-Ицхака Шнеерсона]].
+
С конца 1980-х гг. началось возрождение еврейской жизни Казахстана. В 1989 г. в Алма-Ате был создан еврейский культурный центр «Шалом». В 1990 г. начала выходить газета «Шалом». В 1990-х гг. создавались различные организации евреев Казахстана: Региональный центр Ва‘ада СССР (впоследствии Ва‘ад Казахстана), Ассоциация еврейской молодежи Казахстана, межреспубликанский фонд содействия изучению и развитию еврейской культуры «Дрор» (президент А. Фиглин, родился в 1948 г.), отделений «Маккаби», Бней-‘Акива, Бней-Брит. В Алматы были открыты еврейский детский сад, две воскресные школы. Были созданы культурный центр «Бет Исраэль», общество дружбы Казахстан—Израиль. Создавались еврейские общины и культурные центры в других городах Казахстана. В начале 1993 г. в Астане был организован еврейский культурный центр «Алеф». В апреле 1994 г. была открыта еврейская воскресная школа «Мехина».
-
Раввин Шнеерсон родился в Украине в 1871 году. Многие годы являлся главным раввином г. [[Днепропетровск]]а. Его старший сын раввин Менахем-Мендл Шнеерсон, — седьмой Любавичский Ребе. (Любавичский Ребе — лидер движения «[[Хабад]]», которое зародилось в конце XVIII в. в России в местечке [[Любавичи]], глава нынешнего поколения хасидов "Хабад". Движение «Хабад» — всемирное еврейское движение, деятельность которого направлена на поддержание полноценной еврейской жизни во всех её сферах.)
+
В 1994 г. главным раввином Казахстана стал представитель движения хасидов Хабада И. Э. Кохен (родился в 1972 г.). С 1997 г. начал действовать Еврейский общинный дом, в котором разместились синагога и библиотека.
-
В период сталинских репрессий, несмотря на опасность быть арестованным,
+
-
раввин Л.. Шнеерсон всячески поддерживал религиозную жизнь евреев Днепропетровска. В своих речах он призывал ни на йоту не отступать от законов [[иудаизм]]а, оставаться верными тысячелетним традициям еврейского народа в любых условиях и в любых ситуациях.
+
-
Раввин Шнеерсон был арестован [[Народный комиссариат внутренних дел СССР|НКВД]] в марте [[1939 год]]а за религиозную деятельность, обвинен в антисоветской пропаганде, сослан в Казахстан, в поселок [[Чиили]] [[Кызылорда|Кызылординской области]]. Находясь в ссылке, несмотря на все страдания, до конца своих дней продолжал деятельность раввина, продолжал учиться [[Тора|Торе]] сам и обучал ей других.
+
В 1990–2000-х гг. многие евреи Казахстана уехали в Израиль, США, Канаду, Австралию и другие страны. Так, в Казахстане, согласно переписи 1999 г., проживали 6800 евреев (местные еврейские организации называют более значительное число). В начале 2000-х гг. ведущими еврейскими организациями Казахстана были: Еврейский конгресс Казахстана (ЕКК) и Ассоциация «Мицва». Выходили три еврейские газеты: «Давар», «Шалом», «Мабат». Еврейские общины функционируют в Алматы, Астане, Караганде, Кокештау, Кзыл-Орде, Уральске, Чимкенте, Темиртау, Излучинске, Семипалатинске и в других населенных пунктах. Большую помощь еврейскому населению оказывает Джойнт, поддерживающий в различных городах Казахстана благотворительные центры «Хесед».
-
Раввин Л.. Шнеерсон похоронен в г. [[Алматы]]. Он умер в [[1944 год]]у, вскоре после его перевода из п. Чиили. В 1989 году раввин Леви-Ицхак Шнеерсон был реабилитирован.
+
В 2002 г. президент Еврейского конгресса Казахстана, президент Евразийской промышленной ассоциации, председатель Совета директоров Евразийского банка А. Машкевич) на учредительном съезде Евро­азиатского еврейского конгресса (ЕАЕК) в Москве был избран его президентом. Штаб-квартира ЕАЕК находится в Казахстане. ЕАЕК играет большую роль в развитии иудейско-исламского диалога, в поисках путей улучшения отношений между евреями и мусульманами. Этой цели была посвящена Первая международная конференция мира и согласия, созванная по инициативе президента Казахстана Н. Назарбаева 13–16 февраля 2003 г., в которой участвовали президенты Таджикистана, Киргизстана, министры иностранных дел Азербайджана, Афганистана, Турции, руководители ряда международных еврейских организаций.
-
19 декабря 1999 г. Президент Республики Казахстан [[Назарбаев, Нурсултан Абишевич|Н. А. Назарбаев]] лично передал 3 тома материалов дела раввина Л.-И. Шнеерсона из архивов [[КГБ]] библиотеке Любавичского Ребе в [[Нью-Йорк]]е.
+
В сентябре 2004 г. в Астане была открыта крупнейшая в Центральной Азии синагога «Бейт Рахель—Хабад Любавич», названная в честь матери А. Машкевича (на средства возглавляемой им организации ЕАЕК и ЕКК эта синагога была построена).
-
Раввин Шнеерсон поддерживал духовную жизнь евреев во время ссылки и умер, исполняя свою святую обязанность.
+
-
Город Алматы хорошо известен еврейскому сообществу благодаря находящейся здесь могиле великого праведника, являющейся местом паломничества и источником духовных сил. Имя раввина Леви-Ицхака Шнеерсона носит Центральная [[синагога]] Казахстана, построенная неподалеку от его могилы.
+
12–13 ноября 2002 г. ЕАЕК и «Мицва» организовали в Алматы международную конференцию «Из истории евреев в Казахстане». 1–2 мая 2004 г. прошла Вторая международная конференция «Евреи в Казахстане. История, религия, культура».
 +
 
 +
Дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Государством Израиль были установлены 10 мая 1992 г. Посольство Израиля в Казахстане функционирует с августа 1992 г., посольство Казахстана в Израиле — с мая 1996 г. В декабре 1995 г. и в апреле 2000 г. президент Казахстана Н. Назарбаев посетил Израиль с однодневным визитом. Были подписаны различные соглашения об укреплении двусторонних связей. В 2003 г. израильский экспорт в Казахстан равнялся 28,2 миллиона долларов, а импорт из Казахстана в Израиль — 1,1 миллиона долларов, в 2004 г. объем взаимной торговли составлял 300 миллионов долларов.
-
 
-
Сегодня казахстанская еврейская община, черпая силы в крепкой вере и мужестве раввина Шнеерсона, развивается быстрыми темпами. Налаживаются связи с общинами и еврейскими организациями других стран, строятся синагоги, издается собственная газета, налажено кашерное производство некоторых продуктов питания, нуждающиеся члены общины получают необходимую помощь, действует специальная группа, осуществляющая еврейские похороны, во всех казахстанских городах работают еврейские организации, открыты клубы для людей разных возрастов и интересов.
 
== Ссылки ==
== Ссылки ==
 +
* {{ЭЕЭ|15520|Казахстан}}
* [http://www.chabad.kz\ официальный сайт Хабад Любавич Казахстан]
* [http://www.chabad.kz\ официальный сайт Хабад Любавич Казахстан]
* [http://www.chabad.kz/contentManagment//newsPage.asp?articleID=2554&tableName=general_news_table&lang=russian\ "Фокус": Ешая Коген, главный раввин Казахстана]
* [http://www.chabad.kz/contentManagment//newsPage.asp?articleID=2554&tableName=general_news_table&lang=russian\ "Фокус": Ешая Коген, главный раввин Казахстана]
-
 
-
{{Европа по темам 2|Иудаизм|цвет=Иудаизм}}
 
   
   
-
[[Категория:История евреев Казахстана]]{{WikiCopyRight}}
+
[[Категория:История евреев Казахстана]]
-
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
+
[[Категория:Евреи в СССР]]
 +
[[Категория:Хабад]]

Версия 07:48, 29 декабря 2010

Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


КАЗАХСТА́Н (Республика Казахстан), государство в центральной части Евразии. В 18–19 вв. все казахские земли вошли в состав России. В 1920 г. в составе РСФСР образована Киргизская АССР, переименованная в 1925 г. в Казахскую АССР. С 1936 г. — союзная республика в составе СССР. С декабря 1991 г. — независимое государство — Республика Казахстан.

Содержание

До установления советской власти

Различные исторические исследования дают разные оценки времени появления и периодов пребывания евреев на территории Центральной Азии. Очевидно, что евреи появились здесь не позднее эпохи активного функционирования Великого шелкового пути.

Первыми евреями на территории Казахстана были так называемые николаевские солдаты и их потомки, которые поселились в городе Верный (сейчас Алматы) после предоставления крепости статуса города в 1867 г. В мае 1884 г. была открыта синагога, находившаяся в маленьком деревянном здании. В 1897 г. в Верном проживали 99 евреев, в уезде вместе с городом — 177. В 1908 г. в Верном было зарегистрировано еврейское молитвенное общество. В 1910 г. в Верном было 206 евреев, в Актюбинске — 35, в Акмолинске (ныне Астана) — 154. На территории Казахстана оседали только те евреи, которые имели право жительства за пределами черты оседлости. Среди евреев, проживавших на территории Казахстана в начале 20 в., было много врачей: А. Рязанский, создавший в Верном больницу Красного Креста, М. Розенблюм и другие; фармацевты, владельцы промышленных и ремесленных предприятий: Гирш Гамбург (завод по производству безалкогольных напитков), М. Л. Бленд (большая мебельная мастерская) и другие.

Довоенный период

В 1920–30-х гг. еврейское население увеличивалось как за счет молодежи, приезжавшей из местечек черты оседлости на стройки пятилеток, так и благодаря большому числу политических ссыльных, отправленных в Казахстан. В 1926 г. в Казахстане проживали 3600 евреев, в 1939 г. — 19 200. В Алма-Ате жил накануне последнего ареста М. Гоц, в 1928–29 гг. находился в ссылке Л. Троцкий. В Актюбинске в ссылке жил член ЦК Бунда М. Губин (1886–1937), арестованный и расстрелянный в ноябре 1937 г. В Алма-Ате был расстрелян М. Либер.

Р.Леви-Ицхак Шнеерсон

Раввин Леви-Ицхак Шнеерсон родился в Украине в 1871 году. Многие годы являлся главным раввином г. Днепропетровска. Его старший сын раввин Менахем-Мендл Шнеерсон, — седьмой Любавичский Ребе. В период сталинских репрессий, несмотря на опасность быть арестованным, раввин Л.-И. Шнеерсон всячески поддерживал религиозную жизнь евреев Днепропетровска. Раввин Шнеерсон был арестован НКВД в марте 1939 года за религиозную деятельность, обвинен в антисоветской пропаганде, сослан в Казахстан, в поселок Чиили Кызылординской области. Находясь в ссылке, несмотря на все страдания, до конца своих дней продолжал деятельность раввина, продолжал учиться Торе сам и обучал ей других.

Раввин Л.-И. Шнеерсон похоронен в г. Алматы. Он умер в 1944 году, вскоре после его перевода из п. Чиили. В 1989 году раввин Леви-Ицхак Шнеерсон был реабилитирован.

19 декабря 1999 г. Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев лично передал 3 тома материалов дела раввина Л.-И. Шнеерсона из архивов КГБ библиотеке Любавичского Ребе в Нью-Йорке.

Война и эвакуация

В 1941–45 гг. многие евреи были эвакуированы в Казахстан, в первую очередь в Алма-Ату. Среди них были известные кинорежиссеры, операторы, работавшие в Центральной объединенной киностудии: Г. Рошаль, С. Эйзенштейн, Ю. Райзман (1903–91); в Алма-Атинской студии кинохроники: Д. Вертов. Евреи, приехавшие из западных регионов страны, жили и работали в Казахстане и в послевоенные годы. Многие из них сыграли выдающуюся роль в развитии искусства республики, среди них: Е. Брусиловский — один из основоположников казахского музыкального искусства; П. Зальцман (1912–85), художник, ученик П. Филонова, главный художник Казахфильма; главные режиссеры Алма-Атинского театра русской драмы Я. Штейн (в 1945–57 гг.), А. Локшин (в 1960-х гг.).

В 1959 г. еврейское население Казахстана составляло 28 тысяч человек, в 1970 г. — 27 700.

В 1948–53 гг. во время борьбы с «космополитами» в Казахстан, в частности в Караганду, были сосланы многие евреи-интеллигенты, среди них: Н. Коржавин, переводчик Ю. Айхенвальд (1928–93), поэт, математик А. Есенин-Вольпин (родился в 1924 г.).

В 1950–60-х гг. рост еврейского населения Казахстана был связан с приездом евреев в составе групп, посланных на освоение целинных и залежных земель (1954–1960), на развитие промышленности, науки и культуры Казахстана. Так, управляющим треста «Целинтрансстрой» был Л. Лямин, начальником «Целинэнерго» В. Левин. Первыми целинными совхозами руководили Лия Гольдберг, И. Пимштейн, С. Франк. В создании первого вуза города Акмолинска (Целинограда) — Акмолинского сельскохозяйственного института — активно участвовал профессор М. Гендельман (родился в 1913 г.), в 1961–83 гг. был ректором института. В этом институте кафедру почвоведения в 1958–65 гг. возглавлял М. Половицкий (родился в 1918 г.), кафедру планировки сельскохозяйственных районов и населенных мест — М. Спектор (родился в 1934 г.). Значительное число ученых-евреев возглавляли кафедры в других вузах Казахстана.

В 1970–80-х гг. численность еврейского населения Казахстана сократилась. Многие евреи репатриировались в Израиль или выехали в США, Канаду, Австралию и другие страны мира. В 1968–91 гг. из Казахстана выехали на постоянное место жительства в различные страны 4 800 евреев. Некоторые еврейские семьи уезжали в Россию, в первую очередь в Москву и Ленинград. По переписи 1979 г., в Казахстане проживали 23 500 евреев, по переписи 1989 г. — 19 900.

С конца 1980-х гг. началось возрождение еврейской жизни Казахстана. В 1989 г. в Алма-Ате был создан еврейский культурный центр «Шалом». В 1990 г. начала выходить газета «Шалом». В 1990-х гг. создавались различные организации евреев Казахстана: Региональный центр Ва‘ада СССР (впоследствии Ва‘ад Казахстана), Ассоциация еврейской молодежи Казахстана, межреспубликанский фонд содействия изучению и развитию еврейской культуры «Дрор» (президент А. Фиглин, родился в 1948 г.), отделений «Маккаби», Бней-‘Акива, Бней-Брит. В Алматы были открыты еврейский детский сад, две воскресные школы. Были созданы культурный центр «Бет Исраэль», общество дружбы Казахстан—Израиль. Создавались еврейские общины и культурные центры в других городах Казахстана. В начале 1993 г. в Астане был организован еврейский культурный центр «Алеф». В апреле 1994 г. была открыта еврейская воскресная школа «Мехина».

В 1994 г. главным раввином Казахстана стал представитель движения хасидов Хабада И. Э. Кохен (родился в 1972 г.). С 1997 г. начал действовать Еврейский общинный дом, в котором разместились синагога и библиотека.

В 1990–2000-х гг. многие евреи Казахстана уехали в Израиль, США, Канаду, Австралию и другие страны. Так, в Казахстане, согласно переписи 1999 г., проживали 6800 евреев (местные еврейские организации называют более значительное число). В начале 2000-х гг. ведущими еврейскими организациями Казахстана были: Еврейский конгресс Казахстана (ЕКК) и Ассоциация «Мицва». Выходили три еврейские газеты: «Давар», «Шалом», «Мабат». Еврейские общины функционируют в Алматы, Астане, Караганде, Кокештау, Кзыл-Орде, Уральске, Чимкенте, Темиртау, Излучинске, Семипалатинске и в других населенных пунктах. Большую помощь еврейскому населению оказывает Джойнт, поддерживающий в различных городах Казахстана благотворительные центры «Хесед».

В 2002 г. президент Еврейского конгресса Казахстана, президент Евразийской промышленной ассоциации, председатель Совета директоров Евразийского банка А. Машкевич) на учредительном съезде Евро­азиатского еврейского конгресса (ЕАЕК) в Москве был избран его президентом. Штаб-квартира ЕАЕК находится в Казахстане. ЕАЕК играет большую роль в развитии иудейско-исламского диалога, в поисках путей улучшения отношений между евреями и мусульманами. Этой цели была посвящена Первая международная конференция мира и согласия, созванная по инициативе президента Казахстана Н. Назарбаева 13–16 февраля 2003 г., в которой участвовали президенты Таджикистана, Киргизстана, министры иностранных дел Азербайджана, Афганистана, Турции, руководители ряда международных еврейских организаций.

В сентябре 2004 г. в Астане была открыта крупнейшая в Центральной Азии синагога «Бейт Рахель—Хабад Любавич», названная в честь матери А. Машкевича (на средства возглавляемой им организации ЕАЕК и ЕКК эта синагога была построена).

12–13 ноября 2002 г. ЕАЕК и «Мицва» организовали в Алматы международную конференцию «Из истории евреев в Казахстане». 1–2 мая 2004 г. прошла Вторая международная конференция «Евреи в Казахстане. История, религия, культура».

Дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Государством Израиль были установлены 10 мая 1992 г. Посольство Израиля в Казахстане функционирует с августа 1992 г., посольство Казахстана в Израиле — с мая 1996 г. В декабре 1995 г. и в апреле 2000 г. президент Казахстана Н. Назарбаев посетил Израиль с однодневным визитом. Были подписаны различные соглашения об укреплении двусторонних связей. В 2003 г. израильский экспорт в Казахстан равнялся 28,2 миллиона долларов, а импорт из Казахстана в Израиль — 1,1 миллиона долларов, в 2004 г. объем взаимной торговли составлял 300 миллионов долларов.


Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация