Кишинев (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Строка 3: Строка 3:
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
| АВТОР3 =  
| АВТОР3 =  
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
+
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| ПРОЕКТ =  
| ПРОЕКТ =  
| ПОДТЕМА =  
| ПОДТЕМА =  
| КАЧЕСТВО  =  
| КАЧЕСТВО  =  
-
| УРОВЕНЬ  =  
+
| УРОВЕНЬ  = 1
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}}  {{Полуфабрикат}}
+
}}   
-
 
+
'''История евреев [[Кишинёв]]а''' — столицы [[Молдавия|Молдавии]].
-
'''История [[Кишинёв]]а''' — столицы [[Молдавия|Молдавии]].
+
   
   
-
== Молдавское княжество (1436—1812) ==
+
КИШИНЁВ, столица Республики Молдова (с начала 16 в. по 1812 г. — в составе княжества Молдавия; в 1812 г. в составе Бессарабии присоединен к России; с 1818 г. — центр Бессарабской области, с 1873 г. губернии; в 1918–1940 гг. в составе Румынии; в 1940–1991 гг. — столица Молдавской ССР.  
-
 
+
-
Впервые в исторических документах Кишинёв упоминается [[17 июля]] [[1436 год]]а в грамоте [[список правителей Молдавского княжества|воевод Молдавии]] [[Илья I|Ильи]] и [[Стефан II|Стефана]] Оанчя [[логофет]]у, главе господарской канцелярии, в которой уточняются границы земли у реки [[Реут (река)|Реут]], жалованной ему за верную службу. Там же упоминается и Кишинёв: «…и на реке [[Бык (река, приток Днестра)|Бык]], по ту сторону, в долине, спускающейся к Кешенэулуй луй Акбаш, у источника, где находится татарское селение возле лесочка…». На вершине этого холма родник, возможно, давший имя городу «фонтан» — использовался в качестве источника для питьевой воды до [[1935]] года.
+
-
 
+
-
По советской историографии населённый пункт на месте современного Кишинёва упоминается в [[1466]] году в жалованной грамоте молдавского [[господарь|господаря]] [[Стефан III Великий|Штефана Великого]] своему дяде, боярину Влайкулу, на право владения селищем Кишинёв у колодца Албишоара. Более 100 лет потомки Влайкула владели этими местами.
+
-
 
+
-
В условиях [[Османская империя|османского]] ига, установившегося в Молдавии в середине [[XVI век]]а, постоянных набегов [[турки|турок]] и [[крымские татары|крымских татар]], роста поборов экономическое развитие города шло замедленными темпами, а страна в [[XVII век|XVII]] начале [[XVIII век|XVIII]] веков переживала упадок. Вначале боярская [[вотчина]], а затем с [[1641 год]]а вотчина монастырей румынского города [[Яссы]], Кишинёв неоднократно разрушался.
+
-
 
+
-
В старину вокруг Кишинёва размещались сёла Боюканы, Мунчешты, Вистерничены, Хруска, Вовинцены, постепенно присоединившиеся к городу. Во время [[Русско-турецкие войны|русско-турецких войн]] город дважды, в [[1739]] и [[1788 год]]ах, сжигался отступающими турками.
+
-
 
+
-
В 1800—1810 гг. Кишинёв располагался примерно по периметру нынешних улиц [[Петру Рареш]], Антон Панн, Армянская, [[Александр I Добрый|Александру чел Бун]] (не достигая её) и реки [[Бык (река, приток Днестра)|Бык]].  
+
-
== Бессарабская губерния (1812—1918) ==
+
== До конца XIX в. ==
-
В результате серии русско-турецких войн территория междуречий [[Днестр (река)|Днестра]], [[Прут (река)|Прута]] и [[Дунай (река)|Дуная]] в [[1812 год]]у отходит к [[Россия|России]], получает название [[Бессарабия]]. Кишинёв, принадлежавший в то время монастырю св. Гроба, получает официальный статус города в [[1818]] году  и становится центром Бессарабской области, а с [[1873 год]]а — центром [[Бессарабская губерния|Бессарабской губернии]].
+
Первое упоминание о проживании евреев в Кишинёве содержится в «Хронике стародавности романо-молдо-валахов» Д. Кантемира и относится к началу 18 в. О существовании в 18 в. еврейской общины в Кишинёве свидетельствует дошедший до нас устав погребального братства (см. Хевра каддиша), датированный 1774 г. и подписанный 144 членами. В то время в Кишинёве проживало 540 евреев (7% населения города). Первым раввином общины был Залман, сын Мордехая Шаргородского, ученика рабби Исраэля бен Эли‘эзера Ба‘ал-Шем-Това. В [[1817]] году была избрана ''городская дума'' Кишинёва, состоявшая из пяти представителей различных национальностей: молдаванина, русского, болгара, грека и еврея.
 +
В 1812 г. рабби Хаим бен Шломо Тирер из Черновиц (1760?–1816) основал в Кишинёве Большую синагогу. Спустя некоторое время в городе открылась еврейская больница, а в 1838 г. по инициативе местных приверженцев Хаскалы — первое еврейское училище с широкой общеобразовательной программой (преобразованное впоследствии в два казенных еврейских училища). Среди смотрителей училища были математик и поэт Я. Эйхенбаум и Я. Гольденталь (1815–68; с 1849 г. профессор востоковедения Венского университета). В 1858 г. в Кишинёве, кроме двух казенных еврейских училищ и одного частного женского, было 46 хедеров, а с 1860 г. существовала хасидская (см. Хасидизм) иешива, одна из первых на юге России. В 1867 г. в Кишинёве проживало свыше восемнадцать тысяч евреев, помимо синагоги имелось 28 молитвенных домов. В 1897 г. еврейское население Кишинёва превысило пятьдесят тысяч человек (46,3% населения).
 +
В 1898 г., по данным Еврейского колонизационного общества, из 38 фабрично-заводских предприятий Кишинёва 29 принадлежали евреям; из семи паровых мельниц шесть были еврейскими со 120 рабочими (в большинстве евреями); из семи табачных фабрик и складов пять были еврейскими со 170 рабочими (почти все евреи). Из пяти типографий Кишинёва четыре принадлежали евреям (см. Книгопечатание). Из ремесел среди еврейского населения было особенно развито швейное и деревообделочное. Евреи Кишинёва занимались торговлей сельскохозяйственными продуктами (2470 человек), тканями и одеждой (свыше одной тысячи человек); извозным промыслом занималось 450 евреев, носильщиков и грузчиков было 400, сезонных рабочих на виноградниках — около 500. В Кишинёве было 16 еврейских учебных заведений (свыше двух тысяч учащихся), среди них четыре школы талмуд-тора, одна из которых — реформированная (основана в 1872 г.) с 300 учащимися. С 1886 г. в Кишинёве действовала группа Ховевей Цион во главе с М. Дизенгофом, с 1897 г. — сионисты (см. Сионизм) во главе с Я. Бернштейн-Коганом. В начале 20 в. в Кишинёве были организации Бунда и Агуддат Исраэль.
[[Изображение:Chisinau bublik seller.jpg|thumb|left|Продавец бубликов]]
[[Изображение:Chisinau bublik seller.jpg|thumb|left|Продавец бубликов]]
Строка 36: Строка 27:
[[Изображение:Chisinau jew.jpg|thumb|right|Кишинёвский еврей]]
[[Изображение:Chisinau jew.jpg|thumb|right|Кишинёвский еврей]]
-
6—7 апреля [[1903]] года произошёл [[Кишинёвский погром 1903 года|Кишинёвский погром]], в результате которого убиты 47 [[евреи|евреев]], множество ранено, 700 домов сожжено и разграблено. 19—20 октября 1905 года — антицарские выступления обернулись [[Кишинёвский погром 1905 года|вторым погромом]], в ходе которого погибло 19 евреев.
+
== Кишинёвский погром ==
-
В [[1913]] году строится [[Кишинёвская хоральная синагога|Хоральная Синагога]] при городской Талмуд-Торе (общинной еврейской школе) — монументальное здание с жестяным покрытием, общей площадью 1350 квадратных метров, с богатыми декором фасадами, арками и карнизами. Ныне в этом здании располагается [[Государственный Русский Драматический Театр им. А. П. Чехова|Русский драматический театр им. А. П. Чехова]].
+
В дни христианской Пасхи 6—7 апреля [[1903]] года произошёл [[Кишинёвский погром 1903 года|Кишинёвский погром]], в результате которого убиты 47 [[евреи|евреев]], множество ранено, 700 домов сожжено и разграблено. Непосредственным поводом к нему послужил кровавый навет в близлежащих Дубоссарах, а вдохновителями были редактор антисемитской газеты «Бессарабец» П. Крушеван, публиковавший в этой газете злобные антисемитские статьи, и жандармский офицер Левендаль. Погромщиками были в основном молдаване, а также несколько специально для этого приехавших в Кишинёв русских. Группы еврейской самообороны под руководством Я. Бернштейн-Когана были разоружены полицией и войсками, а их участники арестованы. Ужасы Кишинёвского погрома (убито 49 человек, ранено 586, разгромлено более полутора тысяч еврейских домов и лавок) взволновали общественное мнение Европы и Америки, и в пользу пострадавших со всех концов света поступали пожертвования. Дело о погроме рассматривалось в Кишинёве сессией особого присутствия Одесской судебной палаты в конце 1903 г. и начале 1904 г. Интересы потерпевших защищали О. Грузенберг и С. Е. Калманович, а также адвокаты-христиане Н. П. Карабчевский, А. С. Зарудный, С. С. Соколов и другие. Признанные виновными погромщики получили легкие наказания. Х. Н. Бялик посвятил Кишинёвскому погрому поэму «Бе-‘ир hа-hарега» («Сказание о погроме»), В. Г. Короленко описал эти события в очерке «Дом №13», Л. Толстой выразил сочувствие жертвам погрома и обвинил царское правительство в прямом к нему подстрекательстве.
-
=== Городское управление ===
+
== XX век ==
-
В [[1817]] году была избрана ''городская дума'' Кишинёва, состоявшая из пяти представителей различных национальностей: молдаванина, русского, болгара, грека и еврея.
+
 +
19—20 октября 1905 года — антицарские выступления обернулись [[Кишинёвский погром 1905 года|вторым погромом]], в ходе которого погибло 19 и ранено 56 евреев. Группы еврейской самообороны оказали сопротивление погромщикам. Погромы и общий упадок экономического благосостояния евреев Бессарабии привели к усиленной их эмиграции из Кишинёва и замедлению роста еврейского населения города (в 1910 г. — около пятидесяти двух тысяч человек; данные на 1897 г. см. выше). С 1909 г. главным раввином Кишинёва был И. Л. Цирельсон. С конца 19 в. в Кишинёве печаталось много книг на иврите. В 1912 выходил сионистский еженедельник на русском языке «Еврейская хроника».
-
== В составе Румынии (1918—1940) ==
+
В [[1913]] году строится [[Кишинёвская хоральная синагога|Хоральная Синагога]] при городской Талмуд-Торе (общинной еврейской школе) — монументальное здание с жестяным покрытием, общей площадью 1350 квадратных метров, с богатыми декором фасадами, арками и карнизами. Ныне в этом здании располагается [[Государственный Русский Драматический Театр им. А. П. Чехова|Русский драматический театр им. А. П. Чехова]].
-
После [[Великая Октябрьская социалистическая революция|октябрьской революции 1917]] года [[21 ноября]] начал свою деятельность «[[Сфатул Цэрий]]» (Совет края), который [[2 декабря]] провозгласил создание [[Молдавская Демократическая Республика|Молдавской Демократической Республики]].  
+
-
[[8 января]] румынские войска начали наступление на северные и южные районы Молдавской Демократической Республики. После нескольких дней кровопролитных боёв революционный штаб покинул Кишинёв и [[13 января]] его заняли румынские войска.  
+
Во время Первой мировой войны отступавшие русские войска грабили в Кишинёве еврейские дома. В установлении советской власти в Кишинёве активную роль сыграли первый советский начальник гарнизона Ф. Левензон (1893–1938) и И. Якир. При румынской власти (1918–40) евреи Кишинёва страдали от антисемитизма, однако численность их увеличилась за счет евреев, бежавших от украинских погромов времен гражданской войны. Лишив многих евреев Кишинёва (как и всей Бессарабии) гражданства (1924), власти тем самым обрекли их на нищету. Однако, несмотря на правительственный и общественный антисемитизм, в Кишинёве развивалась бурная общинная и культурная еврейская деятельность. В румынском Кишинёве работала еврейская средняя школа (90 учащихся). Среди евреев города были представлены почти все направления сионистского движения, действовали организации Хе-Халуц, помогавшая многим халуцим из Советского Союза репатриироваться в Эрец-Исраэль, спортивное общество «Маккаби». В 1921 г. была основана религиозная гимназия «Маген-Давид» с преподаванием на иврите. Существовали также гимназия сети Тарбут и школы с преподаванием на идиш. В 1922–32 гг. (с короткими перерывами) выходила ежедневная газета на идиш «Унзер цайт». В 1926 г. еврейское население Кишинёва составляло 41 400 человек. После перехода Бессарабии под власть Советского Союза (1940) большинство еврейских учреждений Кишинёва были закрыты и сионистская деятельность запрещена. Среди многих жителей Кишинёва, арестованных и высланных в это время, были тысячи евреев.
-
[[27 марта]] [[1918]] года Кишинёв вошёл в состав[[Румыния|Румынии]].
+
== Холокост ==
 +
16 июля 1941 г. немецко-румынские войска оккупировали Кишинёв. Часть еврейского населения смогла эвакуироваться. [[17 июля]] подразделение эйнзацгруппен «Д» и часть румынской жандармерии уничтожили около 14 тысяч мужчин — евреев. [[1 августа]] были отобраны якобы для отправки на работы 450 молодых людей и девушек; 411 из них были расстреляны через несколько дней; позднее под тем же предлогом было собрано 500 человек, 300 из них расстреляно.
-
=== Образование ===
+
[[25 июля]] комендант Кишинёва отдал приказ о создании [[гетто]]. Евреям были даны два дня на переселение. Согласно румынским источникам, [[11 августа]] в гетто было заключено 10 578 человек. К середине сентября 1941 года численность узников гетто увеличилась до 11 525 человек. В гетто были направлены евреи из окружавших Кишинёв сёл. С [[5 августа]] евреи города были обязаны носить [[Звезда Давида|шестиконечную звезду]] в качестве отличительного знака.
-
В румынском Кишинёве работала еврейская средняя школа (90 учащихся).
+
-
== Молдавская ССР (1940—1991) ==
+
В конце июля 1941 румынские власти создали еврейский комитет, в составе 22 «интеллектуальных евреев». Комитет организовал суповые кухни, которые отпускали около 200 обедов в день. 11 сентября был открыт детский дом для 28 сирот.  
-
[[28 июня]] 1940 года советские войска вошли в Кишинёв, а [[2 августа]] этого года была сформирована [[Молдавская Советская Социалистическая Республика]] со столицей в Кишинёве.  
+
-
Кишинёв сильно пострадал от [[землетрясение|землетрясения]] в 1940 году.  
+
В октябре 1941 года после расстрела части узников гетто румынские власти стали осуществлять депортацию евреев в [[Транснистрия|Транснистрию]]. Еврейская община Румынии и еврейский комитет предпринимали отчаянные попытки добиться отмены депортации. Доктор Г. Ландау отказался представить списки евреев, предназначенных к депортации, и вместе с женой покончил жизнь самоубийством. Его заместитель А. Шапиро незадолго до ликвидации гетто тайно в форме румынского офицера прибыл в Бухарест и пытался при помощи еврейской общины Румынии отменить приказ о депортации. Были направлены обращения к королеве-матери и к высшему духовенству Румынии. Но министр внутренних дел М. Антонеску согласился оставить в Кишинёве только сто крестившихся евреев. Депортация осуществлялась путём так называемых «маршей смерти» — пеших шествий, по ходу которых расстреливались заболевшие и немощные. Только последние партии депортируемых отправляли на подводах. Большинство погибли по дороге. Из 2500 кишинёвских евреев, отправленных в концентрационный лагерь [[Доманевка]] в [[Одесская область|Одесской области]], прибыло только 160 человек; остальные были расстреляны румынскими жандармами в дороге.<ref>[http://www.achievementsnews.co.uk/index.php?action=razdel&article_id=376 К. Л. Жигня. Холокост бессарабских евреев]</ref>
-
 
+
-
=== Война ===
+
-
С первых часов [[Великая Отечественная война|войны]] 22 июня 1941 Кишинёв стал прифронтовым городом, на рассвете он подвергся авиационной бомбардировке и вскоре был занят румынскими войсками. [[16 июля]] [[1941]] года румынский флаг был водружён над куполом Кафедрального Собора. [[18 августа]] 1941 король Румынии Михай и маршал [[Антонеску, Ион|Ион Антонеску]] осматривали Кишинёв.
+
-
 
+
-
[[17 июля]] подразделение эйнзацгруппен «Д» и часть румынской жандармерии уничтожили около 14 тысяч мужчин — евреев. [[1 августа]] были отобраны якобы для отправки на работы 450 молодых людей и девушек; 411 из них были расстреляны через несколько дней; позднее под тем же предлогом было собрано 500 человек, 300 из них расстреляно.
+
-
 
+
-
[[25 июля]] комендант Кишинёва отдал приказ о создании [[гетто]]. Евреям были даны два дня на переселение. Согласно румынским источникам, [[11 августа]] в гетто было заключено 10 578 человек. К середине сентября 1941 года численность узников гетто увеличилась до 11 525 человек. В гетто были направлены евреи из окружавших Кишинёв сёл. С [[5 августа]] евреи города были обязаны носить [[Звезда Давида|шестиконечную звезду]] в качестве отличительного знака.
+
-
В конце июля 1941 румынские власти создали еврейский комитет, в составе 22 «интеллектуальных евреев». Комитет организовал суповые кухни, которые отпускали около 200 обедов в день. 11 сентября был открыт детский дом для 28 сирот. В октябре 1941 года после расстрела части узников гетто румынские власти стали осуществлять депортацию евреев в [[Транснистрия|Транснистрию]]. Депортация осуществлялась путём так называемых «маршей смерти» — пеших шествий, по ходу которых расстреливались заболевшие и немощные. Из 2500 кишинёвских евреев, отправленных в концентрационный лагерь [[Доманевка]] в [[Одесская область|Одесской области]], прибыло только 160 человек; остальные были расстреляны румынскими жандармами в дороге.<ref>[http://www.achievementsnews.co.uk/index.php?action=razdel&article_id=376 К. Л. Жигня. Холокост бессарабских евреев]</ref>
+
В гетто Кишинёва действовало еврейское сопротивление Был создан городской подпольный центр, в который вошли в основном евреи. Б. Дейч, один из руководителей подполья, создал боевую группу в гетто.
В ночь с 23 на 24 августа 1944 года 5-я ударная армия под командованием генерала [[Берзарин]]а в ходе проведения [[Ясско-Кишинёвская операция|Ясско-Кишинёвской операции]] перешла в наступление и к четырём часам утра овладела городом.  
В ночь с 23 на 24 августа 1944 года 5-я ударная армия под командованием генерала [[Берзарин]]а в ходе проведения [[Ясско-Кишинёвская операция|Ясско-Кишинёвской операции]] перешла в наступление и к четырём часам утра овладела городом.  
-
=== От Победы до развала СССР ===
+
Многие евреи Кишинёва вернулись в город из эвакуации и Транснистрии. В 1959 г. еврейское население Кишинёва составляло 42,9 тыс. человек, в 1970 г. — 49,9 тыс., в 1979 г. — 42,4 тыс. По данным переписи 2004 г. — 2603 человека.
-
После [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]] город начинает быстро восстанавливаться и расти. Если в 1944 году он насчитывал всего 25 тысяч жителей, то к 1950 году в нём было уже 134 тысячи человек.  
+
-
Решающим толчком в развитии города явилось постановление Совмина СССР [[1971]] года «О мерах по дальнейшему развитию города Кишинёва», когда городу из союзных фондов было выделено около миллиарда рублей.
+
Среди евреев, подписавших в 1956 г. опубликованный в газете «Известия» официальный протест против Синайской кампании, значится и имя раввина Кишинёва. В начале 1960-х гг. власти препятствовали совершению ритуальных обрядов, в том числе обрезанию. Однако в 1965 г. была разрешена выпечка мацы. В 1958 г. старое еврейское кладбище Кишинёва было разделено на две части, одну из которых власти отвели под рыночную площадь. Окончательно еврейское кладбище было закрыто в 1960-х гг., надгробные плиты повреждены или уничтожены. В 1962 г. по обвинению в «экономических преступлениях» был арестован 31 еврей Кишинёва. В 1967 г. несколько студентов-евреев были исключены из местного университета за отказ публично осудить «израильскую агрессию».
-
В середине [[1980-е|1980-х]] годов был объявлен конкурс на лучший проект детальной планировки центра города. В [[1987]] году в [[Союз архитекторов Молдавии|Союзе архитекторов Молдавии]] состоялось общественное обсуждение выставленных на конкурс проектов. Но последующий распад Советского Союза помешал претворению в жизнь планов масштабного строительства.
+
Основанная в 1966 г. самодеятельная Еврейская музыкально-драматическая студия Кишинёва (около ста человек) поставила спектакль «Гершеле Острополер».
-
== Республика Молдова (1991—наши дни) ==
+
С конца 1960-х гг. евреи Кишинёва участвовали в борьбе евреев Советского Союза за право выезда в Израиль. Некоторые еврейские активисты были арестованы и приговорены к разным срокам лишения свободы на Кишинёвском процессе, проходившем 21–30 июня 1971 г. и явившемся продолжением ленинградских процессов. В конце 1976 г. еврейские активисты Кишинёва провели семинар по вопросам еврейской культуры. В 1989–2004 гг. многие евреи Кишинёва выехали в Израиль, США, Германию и другие страны мира. По данным Министерства абсорбции Израиля, в 1989–2003 гг. из Кишинёва в Израиль выехали 24 990 человек.
-
[[23 мая]] [[1991]] года Парламент изменил название Молдавская Советская Социалистическая Республика на [[Республика Молдова]]. [[27 августа]] 1991 была принята декларация независимости Республики Молдова, которая провозгласила Молдову суверенным государством со столицей в Кишинёве…
+
 +
С конца 1980-х гг. в Кишинёве начался процесс восстановления общественных, религиозных, культурных организаций. Функционируют представительства Джойнта, Еврейского агентства, Израильский информационно-культурный центр. В Кишинёве находится центр Ассоциации еврейских организаций и общин (председатель С. Шойхет), синагога (раввин З. Абельский). Функционируют Еврейский народный университет, две школы, в том числе Технологический колледж ОРТа имени Т. Герцля. Выходит большое количество изданий еврейской периодической печати: «Израильский калейдоскоп» (издание Израильского информационно-культурного центра), «Гешер» — бюллетень еврейских общин Молдовы, «Еврейское местечко» — издание благотворительного фонда «Дор ле-дор», «Наш голос» (издание Ассоциации еврейских организаций и общин), «Истоки жизни», «Маген».
== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 86: Строка 67:
== См. также ==
== См. также ==
-
* [[История Молдавии]]
+
 
== Источники ==
== Источники ==
Строка 118: Строка 99:
}}
}}
-
+
[[Категория:Евреи в СССР]]
-
[[Категория:История Молдавии]]{{WikiCopyRight}}
+
[[Категория:Еврейские погромы]]
-
 
+
[[Категория:История евреев Молдавии]]
-
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
+
[[Категория:Евреи стран СНГ]]
 +
[[Категория:Сионистское движение в СССР, отказники]]
 +
[[Категория:Холокост в СССР]]

Версия 08:50, 28 декабря 2010

Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


История евреев Кишинёва — столицы Молдавии.

КИШИНЁВ, столица Республики Молдова (с начала 16 в. по 1812 г. — в составе княжества Молдавия; в 1812 г. в составе Бессарабии присоединен к России; с 1818 г. — центр Бессарабской области, с 1873 г. — губернии; в 1918–1940 гг. в составе Румынии; в 1940–1991 гг. — столица Молдавской ССР.

Содержание

До конца XIX в.

Первое упоминание о проживании евреев в Кишинёве содержится в «Хронике стародавности романо-молдо-валахов» Д. Кантемира и относится к началу 18 в. О существовании в 18 в. еврейской общины в Кишинёве свидетельствует дошедший до нас устав погребального братства (см. Хевра каддиша), датированный 1774 г. и подписанный 144 членами. В то время в Кишинёве проживало 540 евреев (7% населения города). Первым раввином общины был Залман, сын Мордехая Шаргородского, ученика рабби Исраэля бен Эли‘эзера Ба‘ал-Шем-Това. В 1817 году была избрана городская дума Кишинёва, состоявшая из пяти представителей различных национальностей: молдаванина, русского, болгара, грека и еврея. В 1812 г. рабби Хаим бен Шломо Тирер из Черновиц (1760?–1816) основал в Кишинёве Большую синагогу. Спустя некоторое время в городе открылась еврейская больница, а в 1838 г. по инициативе местных приверженцев Хаскалы — первое еврейское училище с широкой общеобразовательной программой (преобразованное впоследствии в два казенных еврейских училища). Среди смотрителей училища были математик и поэт Я. Эйхенбаум и Я. Гольденталь (1815–68; с 1849 г. профессор востоковедения Венского университета). В 1858 г. в Кишинёве, кроме двух казенных еврейских училищ и одного частного женского, было 46 хедеров, а с 1860 г. существовала хасидская (см. Хасидизм) иешива, одна из первых на юге России. В 1867 г. в Кишинёве проживало свыше восемнадцать тысяч евреев, помимо синагоги имелось 28 молитвенных домов. В 1897 г. еврейское население Кишинёва превысило пятьдесят тысяч человек (46,3% населения).

В 1898 г., по данным Еврейского колонизационного общества, из 38 фабрично-заводских предприятий Кишинёва 29 принадлежали евреям; из семи паровых мельниц шесть были еврейскими со 120 рабочими (в большинстве евреями); из семи табачных фабрик и складов пять были еврейскими со 170 рабочими (почти все евреи). Из пяти типографий Кишинёва четыре принадлежали евреям (см. Книгопечатание). Из ремесел среди еврейского населения было особенно развито швейное и деревообделочное. Евреи Кишинёва занимались торговлей сельскохозяйственными продуктами (2470 человек), тканями и одеждой (свыше одной тысячи человек); извозным промыслом занималось 450 евреев, носильщиков и грузчиков было 400, сезонных рабочих на виноградниках — около 500. В Кишинёве было 16 еврейских учебных заведений (свыше двух тысяч учащихся), среди них четыре школы талмуд-тора, одна из которых — реформированная (основана в 1872 г.) с 300 учащимися. С 1886 г. в Кишинёве действовала группа Ховевей Цион во главе с М. Дизенгофом, с 1897 г. — сионисты (см. Сионизм) во главе с Я. Бернштейн-Коганом. В начале 20 в. в Кишинёве были организации Бунда и Агуддат Исраэль.

Файл:Chisinau bublik seller.jpg
Продавец бубликов
Файл:Chisinau jew.jpg
Кишинёвский еврей

Кишинёвский погром

В дни христианской Пасхи 6—7 апреля 1903 года произошёл Кишинёвский погром, в результате которого убиты 47 евреев, множество ранено, 700 домов сожжено и разграблено. Непосредственным поводом к нему послужил кровавый навет в близлежащих Дубоссарах, а вдохновителями были редактор антисемитской газеты «Бессарабец» П. Крушеван, публиковавший в этой газете злобные антисемитские статьи, и жандармский офицер Левендаль. Погромщиками были в основном молдаване, а также несколько специально для этого приехавших в Кишинёв русских. Группы еврейской самообороны под руководством Я. Бернштейн-Когана были разоружены полицией и войсками, а их участники арестованы. Ужасы Кишинёвского погрома (убито 49 человек, ранено 586, разгромлено более полутора тысяч еврейских домов и лавок) взволновали общественное мнение Европы и Америки, и в пользу пострадавших со всех концов света поступали пожертвования. Дело о погроме рассматривалось в Кишинёве сессией особого присутствия Одесской судебной палаты в конце 1903 г. и начале 1904 г. Интересы потерпевших защищали О. Грузенберг и С. Е. Калманович, а также адвокаты-христиане Н. П. Карабчевский, А. С. Зарудный, С. С. Соколов и другие. Признанные виновными погромщики получили легкие наказания. Х. Н. Бялик посвятил Кишинёвскому погрому поэму «Бе-‘ир hа-hарега» («Сказание о погроме»), В. Г. Короленко описал эти события в очерке «Дом №13», Л. Толстой выразил сочувствие жертвам погрома и обвинил царское правительство в прямом к нему подстрекательстве.

XX век

19—20 октября 1905 года — антицарские выступления обернулись вторым погромом, в ходе которого погибло 19 и ранено 56 евреев. Группы еврейской самообороны оказали сопротивление погромщикам. Погромы и общий упадок экономического благосостояния евреев Бессарабии привели к усиленной их эмиграции из Кишинёва и замедлению роста еврейского населения города (в 1910 г. — около пятидесяти двух тысяч человек; данные на 1897 г. см. выше). С 1909 г. главным раввином Кишинёва был И. Л. Цирельсон. С конца 19 в. в Кишинёве печаталось много книг на иврите. В 1912 выходил сионистский еженедельник на русском языке «Еврейская хроника».

В 1913 году строится Хоральная Синагога при городской Талмуд-Торе (общинной еврейской школе) — монументальное здание с жестяным покрытием, общей площадью 1350 квадратных метров, с богатыми декором фасадами, арками и карнизами. Ныне в этом здании располагается Русский драматический театр им. А. П. Чехова.

Во время Первой мировой войны отступавшие русские войска грабили в Кишинёве еврейские дома. В установлении советской власти в Кишинёве активную роль сыграли первый советский начальник гарнизона Ф. Левензон (1893–1938) и И. Якир. При румынской власти (1918–40) евреи Кишинёва страдали от антисемитизма, однако численность их увеличилась за счет евреев, бежавших от украинских погромов времен гражданской войны. Лишив многих евреев Кишинёва (как и всей Бессарабии) гражданства (1924), власти тем самым обрекли их на нищету. Однако, несмотря на правительственный и общественный антисемитизм, в Кишинёве развивалась бурная общинная и культурная еврейская деятельность. В румынском Кишинёве работала еврейская средняя школа (90 учащихся). Среди евреев города были представлены почти все направления сионистского движения, действовали организации Хе-Халуц, помогавшая многим халуцим из Советского Союза репатриироваться в Эрец-Исраэль, спортивное общество «Маккаби». В 1921 г. была основана религиозная гимназия «Маген-Давид» с преподаванием на иврите. Существовали также гимназия сети Тарбут и школы с преподаванием на идиш. В 1922–32 гг. (с короткими перерывами) выходила ежедневная газета на идиш «Унзер цайт». В 1926 г. еврейское население Кишинёва составляло 41 400 человек. После перехода Бессарабии под власть Советского Союза (1940) большинство еврейских учреждений Кишинёва были закрыты и сионистская деятельность запрещена. Среди многих жителей Кишинёва, арестованных и высланных в это время, были тысячи евреев.

Холокост

16 июля 1941 г. немецко-румынские войска оккупировали Кишинёв. Часть еврейского населения смогла эвакуироваться. 17 июля подразделение эйнзацгруппен «Д» и часть румынской жандармерии уничтожили около 14 тысяч мужчин — евреев. 1 августа были отобраны якобы для отправки на работы 450 молодых людей и девушек; 411 из них были расстреляны через несколько дней; позднее под тем же предлогом было собрано 500 человек, 300 из них расстреляно.

25 июля комендант Кишинёва отдал приказ о создании гетто. Евреям были даны два дня на переселение. Согласно румынским источникам, 11 августа в гетто было заключено 10 578 человек. К середине сентября 1941 года численность узников гетто увеличилась до 11 525 человек. В гетто были направлены евреи из окружавших Кишинёв сёл. С 5 августа евреи города были обязаны носить шестиконечную звезду в качестве отличительного знака.

В конце июля 1941 румынские власти создали еврейский комитет, в составе 22 «интеллектуальных евреев». Комитет организовал суповые кухни, которые отпускали около 200 обедов в день. 11 сентября был открыт детский дом для 28 сирот.

В октябре 1941 года после расстрела части узников гетто румынские власти стали осуществлять депортацию евреев в Транснистрию. Еврейская община Румынии и еврейский комитет предпринимали отчаянные попытки добиться отмены депортации. Доктор Г. Ландау отказался представить списки евреев, предназначенных к депортации, и вместе с женой покончил жизнь самоубийством. Его заместитель А. Шапиро незадолго до ликвидации гетто тайно в форме румынского офицера прибыл в Бухарест и пытался при помощи еврейской общины Румынии отменить приказ о депортации. Были направлены обращения к королеве-матери и к высшему духовенству Румынии. Но министр внутренних дел М. Антонеску согласился оставить в Кишинёве только сто крестившихся евреев. Депортация осуществлялась путём так называемых «маршей смерти» — пеших шествий, по ходу которых расстреливались заболевшие и немощные. Только последние партии депортируемых отправляли на подводах. Большинство погибли по дороге. Из 2500 кишинёвских евреев, отправленных в концентрационный лагерь Доманевка в Одесской области, прибыло только 160 человек; остальные были расстреляны румынскими жандармами в дороге.[1]

В гетто Кишинёва действовало еврейское сопротивление Был создан городской подпольный центр, в который вошли в основном евреи. Б. Дейч, один из руководителей подполья, создал боевую группу в гетто.

В ночь с 23 на 24 августа 1944 года 5-я ударная армия под командованием генерала Берзарина в ходе проведения Ясско-Кишинёвской операции перешла в наступление и к четырём часам утра овладела городом.

Многие евреи Кишинёва вернулись в город из эвакуации и Транснистрии. В 1959 г. еврейское население Кишинёва составляло 42,9 тыс. человек, в 1970 г. — 49,9 тыс., в 1979 г. — 42,4 тыс. По данным переписи 2004 г. — 2603 человека.

Среди евреев, подписавших в 1956 г. опубликованный в газете «Известия» официальный протест против Синайской кампании, значится и имя раввина Кишинёва. В начале 1960-х гг. власти препятствовали совершению ритуальных обрядов, в том числе обрезанию. Однако в 1965 г. была разрешена выпечка мацы. В 1958 г. старое еврейское кладбище Кишинёва было разделено на две части, одну из которых власти отвели под рыночную площадь. Окончательно еврейское кладбище было закрыто в 1960-х гг., надгробные плиты повреждены или уничтожены. В 1962 г. по обвинению в «экономических преступлениях» был арестован 31 еврей Кишинёва. В 1967 г. несколько студентов-евреев были исключены из местного университета за отказ публично осудить «израильскую агрессию».

Основанная в 1966 г. самодеятельная Еврейская музыкально-драматическая студия Кишинёва (около ста человек) поставила спектакль «Гершеле Острополер».

С конца 1960-х гг. евреи Кишинёва участвовали в борьбе евреев Советского Союза за право выезда в Израиль. Некоторые еврейские активисты были арестованы и приговорены к разным срокам лишения свободы на Кишинёвском процессе, проходившем 21–30 июня 1971 г. и явившемся продолжением ленинградских процессов. В конце 1976 г. еврейские активисты Кишинёва провели семинар по вопросам еврейской культуры. В 1989–2004 гг. многие евреи Кишинёва выехали в Израиль, США, Германию и другие страны мира. По данным Министерства абсорбции Израиля, в 1989–2003 гг. из Кишинёва в Израиль выехали 24 990 человек.

С конца 1980-х гг. в Кишинёве начался процесс восстановления общественных, религиозных, культурных организаций. Функционируют представительства Джойнта, Еврейского агентства, Израильский информационно-культурный центр. В Кишинёве находится центр Ассоциации еврейских организаций и общин (председатель С. Шойхет), синагога (раввин З. Абельский). Функционируют Еврейский народный университет, две школы, в том числе Технологический колледж ОРТа имени Т. Герцля. Выходит большое количество изданий еврейской периодической печати: «Израильский калейдоскоп» (издание Израильского информационно-культурного центра), «Гешер» — бюллетень еврейских общин Молдовы, «Еврейское местечко» — издание благотворительного фонда «Дор ле-дор», «Наш голос» (издание Ассоциации еврейских организаций и общин), «Истоки жизни», «Маген».

Примечания

См. также

Источники

  • Ştefan Ciobanu Chişinăul. — Chişinău: Museum, 1996. — ISBN 9975-906-09-5
  • Gheorghe Bezviconi Semimileniul Chişinăului. — Chişinău: Museum, 1996. — ISBN 9975-906-11-7
  • Chişinăul în 1941. — Chişinău: Museum, 1996. — ISBN 9975-906-13-3
  • Кишинёв // Электронная еврейская энциклопедия.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация