Иерусалимский Талмуд
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Kofman (Обсуждение | вклад) (→История составления и редактирования) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{О_статье | {{О_статье | ||
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
- | |СУПЕРВАЙЗЕР= | + | |СУПЕРВАЙЗЕР=2 |
- | |УРОВЕНЬ= | + | |УРОВЕНЬ=1 |
|КАЧЕСТВО= | |КАЧЕСТВО= | ||
|АВТОР1= | |АВТОР1= | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
|ДАТА СОЗДАНИЯ=14/11/2010 | |ДАТА СОЗДАНИЯ=14/11/2010 | ||
}} | }} | ||
- | + | {{main|Талмуд}} | |
'''Иерусалимский Талмуд''' (см. Талмуд) - собрание дискуссий амораев страны Израиля и Вавилонии, уточняющих и истолковывающих высказывания [[таннаи|таннаев]], [[ Мишна|Мишну ]], тосафот и барайтот . Составлен в Стране Израиля в ешивах Тверьи, Циппори и Кейсарии. Талмуд получил название Иерусалимский в расширенном смысле, поскольку был написан в стране Израиля, а не в Вавилонии. | '''Иерусалимский Талмуд''' (см. Талмуд) - собрание дискуссий амораев страны Израиля и Вавилонии, уточняющих и истолковывающих высказывания [[таннаи|таннаев]], [[ Мишна|Мишну ]], тосафот и барайтот . Составлен в Стране Израиля в ешивах Тверьи, Циппори и Кейсарии. Талмуд получил название Иерусалимский в расширенном смысле, поскольку был написан в стране Израиля, а не в Вавилонии. | ||
Иерусалимский Талмуд известен еще под другими названиями – «Талмуд Запада», «Талмуд страны Израиля» и, более позднее название: «Палестинский Талмуд». | Иерусалимский Талмуд известен еще под другими названиями – «Талмуд Запада», «Талмуд страны Израиля» и, более позднее название: «Палестинский Талмуд». | ||
- | == | + | == Структура == |
- | + | ||
- | Иерусалимский | + | {{main|Содержание трактатов Иерусалимского Талмуда}} |
+ | Иерусалимский талмуд следует структуре Мишны, хотя и не обязательно тому порядку Мишны, который содержится в Иерусалимском Талмуде. Иерусалимский Талмуд состоит из двух основных компонентов: вопросов, имеющих непосредственное отношение к тексту Мишны и высказываний таннаев: тосафот, барайтот, и мишнайот из других разделов Мишны, которые используются как отправной пункт для дальнейшей дискуссии. | ||
+ | Иерусалимский талмуд реконструирует текст Мишны, находит экзегетические подтверждения своим толкованиям в тексте Пятикнижия, проясняет текст Мишны. Тосефта выступает в ИТ не меньшим организационным принципом, чем Мишна, даже когда материал из Тосефты не цитируется напрямую и не парафразируется. Отсылки к Тосефте настолько часты, что можно было бы назвать ИТ комментарием к Тосефте, несмотря на то что ИТ интересуют в основном проблемы, проистекающие из текста Мишны. Известное нам издание Тосефты повторяет порядок Тосефты, цитируемой ИТ (по замечанию Виленского Гаона). | ||
- | + | == Особенности Иерусалимского Талмуда == | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | {{main|Вавилонский Талмуд и Иерусалимский Талмуд: сравнительная характеристика}} | |
- | + | Дискуссии в Иерусалимском Талмуде гораздо короче, чем в Вавилонском. кроме того в Иерусалимском Талмуде сильнее прослеживается связь между агадой и галахой (они не отделены друг от друга совершенно, как это в Вавилонском Талмуде), так что иногда при вынесении галахот учитываются доводы агады. | |
- | + | ||
- | |||
- | |||
- | |||
Многие выводы к которым Вавилонский талмуд приходит путем длительных рассуждений, в Иерусалимском Талмуде - даны непосредственно, без выведения. Многое из того, что в Вавилонском Талмуде считается «ми де рабанан» – в Иерусалимском Талмуде считается «ми де орайта». | Многие выводы к которым Вавилонский талмуд приходит путем длительных рассуждений, в Иерусалимском Талмуде - даны непосредственно, без выведения. Многое из того, что в Вавилонском Талмуде считается «ми де рабанан» – в Иерусалимском Талмуде считается «ми де орайта». | ||
Строка 40: | Строка 35: | ||
Часто мудрецы Ашкеназа, например (Маhарам из Роттенбурга) цитируя свои источники и указывают на Иерусалимский Талмуд, однако в дошедшей до наших дней версии ИТ нет этих отрывков , по видимому, они были утрачены. | Часто мудрецы Ашкеназа, например (Маhарам из Роттенбурга) цитируя свои источники и указывают на Иерусалимский Талмуд, однако в дошедшей до наших дней версии ИТ нет этих отрывков , по видимому, они были утрачены. | ||
+ | == Влияние на вынесение галахических постановлений == | ||
+ | Евреи страны Израиля не приняли Вавилонский Талмуд. Галаха в стране Израиля в течении сотен лет даже и после завершения Вавилонского Талмуда устанавливалась по Иерусалимскому Талмуду. Это продолжалось до разрушения еврейских поселений в стране Израиля крестоносцами. Преемственность была прервана, не существует бейт мидраша, который из поколения в поколение выносил бы постановления основываясь на Иерусалимском талмуде, (в отличие от Вавилонского Талмуда – где от мудрецов Вавилонии до наших дней сохраняется преемственность и это послужило одним из доводов в пользу предпочтения Вавилонского Талмуда Иерусалимскому при вынесении галахических решений). | ||
- | + | Следует заметить, что у евреев Ашкеназа ощущается намного более сильное влияние Иерусалимского Талмуда, чем у евреев Сфарада. По- видимому изначально галахической основой в Европе был Иерусалимский, а не Вавилонский Талмуд: мы встречаем множество древних обычаев у ашкеназов, у которых нет источника в Вавилонском Талмуде, но есть источник в Иерусалимском. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | Следует заметить, что у евреев Ашкеназа ощущается намного более сильное влияние Иерусалимского Талмуда, чем у евреев Сфарада. По- видимому изначально галахической основой в Европе был Иерусалимский, а не Вавилонский Талмуд: мы встречаем множество древних обычаев у ашкеназов, у которых нет источника в Вавилонском Талмуде, но есть источник в Иерусалимском | + | |
- | + | ||
Рамбам, например, пытался постановлять основываясь на Иерусалимском Талмуде настолько, насколько это было возможно, до такой степени, что Раавад замечает: «Этот рав постановляет по Иерусалимскому Талмуду в большинстве случаев». Так что уже во времена Рамбама мы видим, что возникает тенденция к возвращению к Иерусалимском Талмуду. | Рамбам, например, пытался постановлять основываясь на Иерусалимском Талмуде настолько, насколько это было возможно, до такой степени, что Раавад замечает: «Этот рав постановляет по Иерусалимскому Талмуду в большинстве случаев». Так что уже во времена Рамбама мы видим, что возникает тенденция к возвращению к Иерусалимском Талмуду. | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
== Издания == | == Издания == | ||
- | + | {{main|Издания Талмуда}} | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
== Комментаторы Иерусалимского Талмуда == | == Комментаторы Иерусалимского Талмуда == | ||
+ | {{main|Комментирование Талмуда}} | ||
16 век: Шмуэль Яффе Ашкенази, Элазар Азкари, Шломо Сирильо | 16 век: Шмуэль Яффе Ашкенази, Элазар Азкари, Шломо Сирильо | ||
Строка 107: | Строка 61: | ||
Неопубликованные комментарии: Моше бен Мордехай Закуто, Моше Файнштайн | Неопубликованные комментарии: Моше бен Мордехай Закуто, Моше Файнштайн | ||
- | == | + | Основной материал по этой теме находится в статье [[Талмуд]]. |
+ | |||
+ | == Ссылки == | ||
+ | |||
А Guide to the Jerusalem Talmud. Heshey Zelcer | А Guide to the Jerusalem Talmud. Heshey Zelcer | ||
- | + | [http://www.eleven.co.il/article/14021#05 Электронная еврейская энциклопедия, статья «Талмуд»] | |
- | http://www.eleven.co.il/article/14021#05 | + | |
- | |||
http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=32&letter=T | http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=32&letter=T | ||
- | |||
- | |||
- | + | [[Категория:Период Мишны и Талмуда]] | |
+ | [[Категория:Еврейское право]] | ||
+ | [[Категория:Иешивы]] | ||
+ | [[Категория:Талмуд]] | ||
+ | [[Категория:Иудаизм]] | ||
+ | [[Категория:Священные книги иудаизма]] | ||
+ | [[Категория:История иудаизма]] | ||
+ | [[Категория:Устный Закон]] | ||
+ | [[Категория:Иудейское богословие]] |
Версия 17:35, 20 декабря 2010
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
14/11/2010 | |
Иерусалимский Талмуд (см. Талмуд) - собрание дискуссий амораев страны Израиля и Вавилонии, уточняющих и истолковывающих высказывания таннаев, Мишну , тосафот и барайтот . Составлен в Стране Израиля в ешивах Тверьи, Циппори и Кейсарии. Талмуд получил название Иерусалимский в расширенном смысле, поскольку был написан в стране Израиля, а не в Вавилонии.
Иерусалимский Талмуд известен еще под другими названиями – «Талмуд Запада», «Талмуд страны Израиля» и, более позднее название: «Палестинский Талмуд».
Содержание |
Структура
Иерусалимский талмуд следует структуре Мишны, хотя и не обязательно тому порядку Мишны, который содержится в Иерусалимском Талмуде. Иерусалимский Талмуд состоит из двух основных компонентов: вопросов, имеющих непосредственное отношение к тексту Мишны и высказываний таннаев: тосафот, барайтот, и мишнайот из других разделов Мишны, которые используются как отправной пункт для дальнейшей дискуссии. Иерусалимский талмуд реконструирует текст Мишны, находит экзегетические подтверждения своим толкованиям в тексте Пятикнижия, проясняет текст Мишны. Тосефта выступает в ИТ не меньшим организационным принципом, чем Мишна, даже когда материал из Тосефты не цитируется напрямую и не парафразируется. Отсылки к Тосефте настолько часты, что можно было бы назвать ИТ комментарием к Тосефте, несмотря на то что ИТ интересуют в основном проблемы, проистекающие из текста Мишны. Известное нам издание Тосефты повторяет порядок Тосефты, цитируемой ИТ (по замечанию Виленского Гаона).
Особенности Иерусалимского Талмуда
Дискуссии в Иерусалимском Талмуде гораздо короче, чем в Вавилонском. кроме того в Иерусалимском Талмуде сильнее прослеживается связь между агадой и галахой (они не отделены друг от друга совершенно, как это в Вавилонском Талмуде), так что иногда при вынесении галахот учитываются доводы агады.
Многие выводы к которым Вавилонский талмуд приходит путем длительных рассуждений, в Иерусалимском Талмуде - даны непосредственно, без выведения. Многое из того, что в Вавилонском Талмуде считается «ми де рабанан» – в Иерусалимском Талмуде считается «ми де орайта».
Значительная часть дискуссий посвящена анализу законов, связанных с сельским хозяйством – это обусловлено проживанием мудрецов составителей Талмуда в стране Израиля (для их коллег в Вавилонии эта тема была нерелевантна).
Часто мудрецы Ашкеназа, например (Маhарам из Роттенбурга) цитируя свои источники и указывают на Иерусалимский Талмуд, однако в дошедшей до наших дней версии ИТ нет этих отрывков , по видимому, они были утрачены.
Влияние на вынесение галахических постановлений
Евреи страны Израиля не приняли Вавилонский Талмуд. Галаха в стране Израиля в течении сотен лет даже и после завершения Вавилонского Талмуда устанавливалась по Иерусалимскому Талмуду. Это продолжалось до разрушения еврейских поселений в стране Израиля крестоносцами. Преемственность была прервана, не существует бейт мидраша, который из поколения в поколение выносил бы постановления основываясь на Иерусалимском талмуде, (в отличие от Вавилонского Талмуда – где от мудрецов Вавилонии до наших дней сохраняется преемственность и это послужило одним из доводов в пользу предпочтения Вавилонского Талмуда Иерусалимскому при вынесении галахических решений).
Следует заметить, что у евреев Ашкеназа ощущается намного более сильное влияние Иерусалимского Талмуда, чем у евреев Сфарада. По- видимому изначально галахической основой в Европе был Иерусалимский, а не Вавилонский Талмуд: мы встречаем множество древних обычаев у ашкеназов, у которых нет источника в Вавилонском Талмуде, но есть источник в Иерусалимском. Рамбам, например, пытался постановлять основываясь на Иерусалимском Талмуде настолько, насколько это было возможно, до такой степени, что Раавад замечает: «Этот рав постановляет по Иерусалимскому Талмуду в большинстве случаев». Так что уже во времена Рамбама мы видим, что возникает тенденция к возвращению к Иерусалимском Талмуду.
Издания
Комментаторы Иерусалимского Талмуда
16 век: Шмуэль Яффе Ашкенази, Элазар Азкари, Шломо Сирильо
17 век: Йегошуа бен Исраэль Бенвенист
18 век: Элия из Фульда, Давид бен Нафтали Франкель, Яакоб бен Авраам Каhана, Моше Марголиот, Виленский Гаон
19 век: Йехиэль Михел Эпштейн, Меир Марим, Йосеф Шауль Натансон, Яаков Давид Виловски, Исроэль бен Шмуэль из Шклова
20 век: Йехиэль Бар-Лев, Исроэль Хаим Дайхес, Луи Гинзберг, Хаим Каневский, Ицхок Исаак Красильщиков, Шауль Либерман
Утраченные комментарии: Маймонид, Менахем Земба
Неопубликованные комментарии: Моше бен Мордехай Закуто, Моше Файнштайн
Основной материал по этой теме находится в статье Талмуд.
Ссылки
А Guide to the Jerusalem Talmud. Heshey Zelcer
Электронная еврейская энциклопедия, статья «Талмуд»
http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=32&letter=T