Еврейская казнь
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (переименовал «Poena cullei» в «Еврейская казнь») |
Версия 09:30, 17 декабря 2010
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
17/12/2010 | |
"Еврейская казнь", Poena cullei (досл. с лат. «казнь в мешке») — казнь, применявшаяся в средневековой Европе к преступникам-евреям. Является вариантом смертной казни, известной римскому уголовному праву.
Содержание |
Poena cullei в Римском государстве
Заключалась в зашивании казнимого в кожаный мешок вместе с живыми змеёй, обезьяной, петухом и собакой с последующим утоплением мешка в водоёме.
Применялась за убийство родственников, прежде всего — отца (parricidium).[1]
Носила сакрально-символический характер, так как преступник, подвергавшийся poena cullei, уподоблялся соответствующим животным.
По свидетельству Цицерона, такому же наказанию подвергались и святотатцы («Кто украдёт или похитит предмет священный или доверенный священной охране, да будет „паррицидой“»).[2]
С принятием христианства Римской империей данная казнь не исчезла. Так, она была подтверждена законами Константина Великого], хотя последний распространил эту казнь и на детоубийц.[3]
Poena cullei сохранялась и в Византии, в частности, она предусматривается Сводом Юстиниана (Dig. 48.9.9; Inst. 4.18.6).[4]
Средневековая рецепция
Под влиянием рецепции римского права в Средние века была усвоена (в несколько видоизменённом виде) в ряде европейских стран.
Так, во французском своде обычного права «Livres de Jostice et de Plet» (1260 г.), созданном на основе Дигест Юстиниана, говорится о «казни в мешке» с петухом, собакой и змеёй (обезьяна не упомянута, видимо, по причинам редкости этого животного для средневековой Европы).
Несколько позже казнь, основанная на poena cullei, появилась и в Германии, где применялась в виде повешения преступника (вора) вверх ногами (иногда подвешивание осуществлялось за одну ногу) вместе (на одной виселице) с собакой (либо двумя собаками, повешенными справа и слева от казнимого). Данная казнь получила название «еврейской казни», поскольку со временем стала применяться исключительно к преступникам-евреям (к христианам применялась в редчайших случаях в XVI—XVII вв.).
«Еврейская казнь» применялась в Германии вплоть до Нового времени. При этом еврей, приговорённый к данному виду наказания, мог его избежать, приняв христианство. В таком случае его либо миловали, либо заменяли мучительную «еврейскую казнь» отрубанием головы.
Во время колиивщины "в Лысянке мы нашли на одной виселице трупы ксендза, шляхтича, еврея и собаки с надписью: "всё одна вера"[5]
Средневековые глоссаторы, комментируя соответствующие положения римского права, так объясняли символизм poena cullei:
- Собака означает, что преступник не относился с должным уважением к своим родителям (поскольку собака бывает слепа первые девять дней своей жизни);
- Петух означает само преступление;
- Змея означает горе родителей казнимого;
- Обезьяна символизирует самого преступника (внешнее сходство с человеком, но отсутствие права называться человеком в силу чудовищности совершённого преступления).
Собака приобретала дополнительное символическое значение именно в контексте «еврейской казни», поскольку как в иудейской, так и в христианской традициях собака рассматривалась как нечистое животное, олицетворявшее грех зависти.[6] Кроме того, собака (наряду с ослом, кошкой, свиньёй и некоторыми другими животными) включалась средневековыми теологами в т. н. «Дьявольский бестиарий», то есть перечень живых существ, являющихся помощниками Дьявола в земном мире.
Примечания
- ↑ Цицерон. Речь в защиту Секста Росция из Америи. (XXV)
- ↑ Цицерон. Диалоги: О законах. Книга 2. (22)
- ↑ Рудоквас А. Д. Очерки религиозной политики Римской империи времени императора Константина Великого — Публикации Центра антиковедения СПбГУ
- ↑ Сб. История Византии. Т. 1. Отв. ред. С. Д. Сказкин — Гл. 11 — Законодательные реформы Юстиниана
- ↑ Ф.Кандель. Очерки времен и событий, 1:16
- ↑ См.: Тогоева О. И. «Истинная правда». Языки средневекового правосудия. М., 2006. С. 240.
Источники
- Тогоева О. И. «Истинная правда». Языки средневекового правосудия. — М.: Наука, 2006. — ISBN 5-02-010360-8
- Покровский И. А. История римского права
- The Hanged Man and the «Jewish Execution»