Еврейская казнь

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «{{IsFromWiki}}'''Poena cullei''' (''с {{lang-la|''«казнь в мешке»}}) — квалифицированный вид [[Смертная казнь|см…»)
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
-
{{IsFromWiki}}'''Poena cullei''' (''с {{lang-la|''«казнь в мешке»}}) — квалифицированный вид [[Смертная казнь|смертной казни]], известный [[Римское право|римскому]] уголовному праву.
+
{{О_статье
 +
|ТИП СТАТЬИ=1
 +
|СУПЕРВАЙЗЕР=2
 +
|УРОВЕНЬ=1
 +
|КАЧЕСТВО=
 +
|АВТОР1=
 +
|АВТОР2=
 +
|АВТОР3=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ПРОЕКТ=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
|ПОДТЕМА=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=17/12/2010
 +
}}
 +
 
 +
"'''Еврейская казнь'''", '''Poena cullei''' (досл. ''с {{lang-la|''«казнь в мешке»}}) — казнь, применявшаяся в средневековой Европе к преступникам-евреям. Является вариантом смертной казни, известной римскому уголовному праву.
== Poena cullei в Римском государстве ==
== Poena cullei в Римском государстве ==
-
Заключалась в зашивании казнимого в кожаный мешок вместе с живыми [[Змеи|змеёй]], [[Приматы|обезьяной]], [[петух]]ом и [[Домашняя собака|собакой]] с последующим утоплением мешка в водоёме.
+
Заключалась в зашивании казнимого в кожаный мешок вместе с живыми змеёй, обезьяной, петухом и собакой с последующим утоплением мешка в водоёме.
Применялась за убийство родственников, прежде всего — отца (''parricidium'').<ref>Цицерон. [http://www.fidel-kastro.ru/classika/cicero/ciceron1.htm Речь в защиту Секста Росция из Америи]. (XXV)</ref>
Применялась за убийство родственников, прежде всего — отца (''parricidium'').<ref>Цицерон. [http://www.fidel-kastro.ru/classika/cicero/ciceron1.htm Речь в защиту Секста Росция из Америи]. (XXV)</ref>
Строка 9: Строка 24:
Носила сакрально-символический характер, так как преступник, подвергавшийся poena cullei, уподоблялся соответствующим животным.
Носила сакрально-символический характер, так как преступник, подвергавшийся poena cullei, уподоблялся соответствующим животным.
-
По свидетельству [[Цицерон]]а, такому же наказанию подвергались и [[Святотатство|святотатцы]] (''«Кто украдёт или похитит предмет священный или доверенный священной охране, да будет „паррицидой“»'').<ref>Цицерон. Диалоги: О законах. [http://www.humanities.edu.ru/db/msg/41790#z2_051 Книга 2]. (22)</ref>
+
По свидетельству [[Цицерон]]а, такому же наказанию подвергались и святотатцы (''«Кто украдёт или похитит предмет священный или доверенный священной охране, да будет „паррицидой“»'').<ref>Цицерон. Диалоги: О законах. [http://www.humanities.edu.ru/db/msg/41790#z2_051 Книга 2]. (22)</ref>
-
С принятием [[Христианство|христианства]] [[Римская империя|Римской империей]] данная казнь не исчезла. Так, она была подтверждена законами [[Константин I Великий|Константина Великого]], хотя последний распространил эту казнь и на детоубийц.<ref>Рудоквас А. Д. [http://www.centant.pu.ru/aristeas/monogr/rudokvas/rud013.htm Очерки религиозной политики Римской империи времени императора Константина Великого] — Публикации Центра антиковедения [[СПбГУ]]</ref>
+
С принятием [[Христианство|христианства]] Римской империей данная казнь не исчезла. Так, она была подтверждена законами Константина Великого], хотя последний распространил эту казнь и на детоубийц.<ref>Рудоквас А. Д. [http://www.centant.pu.ru/aristeas/monogr/rudokvas/rud013.htm Очерки религиозной политики Римской империи времени императора Константина Великого] — Публикации Центра антиковедения [[СПбГУ]]</ref>
-
''Poena cullei'' сохранялась и в [[Византия|Византии]], в частности, она предусматривается [[Corpus iuris civilis|Сводом Юстиниана]] (Dig. 48.9.9; Inst. 4.18.6).<ref>Сб. История Византии. Т. 1. Отв. ред. [[С. Д. Сказкин]] — Гл. 11 — [http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000047/st019.shtml Законодательные реформы Юстиниана]</ref>
+
''Poena cullei'' сохранялась и в Византии, в частности, она предусматривается Сводом Юстиниана (Dig. 48.9.9; Inst. 4.18.6).<ref>Сб. История Византии. Т. 1. Отв. ред. [[С. Д. Сказкин]] — Гл. 11 — [http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000047/st019.shtml Законодательные реформы Юстиниана]</ref>
== Средневековая рецепция ==
== Средневековая рецепция ==
-
Под влиянием [[Рецепция римского права|рецепции римского права]] в [[Средние века]] была усвоена (в несколько видоизменённом виде) в ряде европейских стран.
+
Под влиянием рецепции римского права в [[Средние века]] была усвоена (в несколько видоизменённом виде) в ряде европейских стран.
-
Так, во [[Франция|французском]] своде [[Правовой обычай|обычного права]] «Livres de Jostice et de Plet» ([[1260]] г.), созданном на основе [[Corpus iuris civilis|Дигест Юстиниана]], говорится о «казни в мешке» с петухом, собакой и змеёй (обезьяна не упомянута, видимо, по причинам редкости этого животного для средневековой Европы).
+
Так, во французском своде обычного права «Livres de Jostice et de Plet» ([[1260]] г.), созданном на основе Дигест Юстиниана, говорится о «казни в мешке» с петухом, собакой и змеёй (обезьяна не упомянута, видимо, по причинам редкости этого животного для средневековой Европы).
-
Несколько позже казнь, основанная на ''poena cullei'', появилась и в [[Германия|Германии]], где применялась в виде повешения преступника ([[вор]]а) вверх ногами (иногда подвешивание осуществлялось за одну ногу) вместе
+
Несколько позже казнь, основанная на ''poena cullei'', появилась и в Германии, где применялась в виде повешения преступника ([[вор]]а) вверх ногами (иногда подвешивание осуществлялось за одну ногу) вместе (на одной [[Виселица|виселице]]) с собакой (либо двумя собаками, повешенными справа и слева от казнимого). Данная казнь получила название «еврейской казни», поскольку со временем стала применяться исключительно к преступникам-[[Евреи|евреям]] (к христианам применялась в редчайших случаях в XVI—XVII вв.).
-
(на одной [[Виселица|виселице]]) с собакой (либо двумя собаками, повешенными справа и слева от казнимого). Данная казнь получила название «еврейской казни», поскольку со временем стала применяться исключительно к преступникам-[[Евреи|евреям]] (к христианам применялась в редчайших случаях в XVI—XVII вв.).
+
[[Файл:Jewish-execution-1553.jpg|thumb|250px|«Еврейская казнь». Средневековая миниатюра.]]
[[Файл:Jewish-execution-1553.jpg|thumb|250px|«Еврейская казнь». Средневековая миниатюра.]]
-
«Еврейская казнь» применялась в Германии вплоть до [[Новое время|Нового времени]]. При этом еврей, приговорённый к данному виду наказания, мог его избежать, приняв [[христианство]]. В таком случае его либо миловали, либо заменяли мучительную «еврейскую казнь» [[Обезглавливание|отрубанием головы]].
+
«Еврейская казнь» применялась в Германии вплоть до Нового времени. При этом еврей, приговорённый к данному виду наказания, мог его избежать, приняв [[христианство]]. В таком случае его либо миловали, либо заменяли мучительную «еврейскую казнь» отрубанием головы.
-
Средневековые [[глоссатор]]ы, комментируя соответствующие положения римского права, так объясняли символизм ''poena cullei'':
+
Во время [[колиивщина|колиивщины]] "в Лысянке мы нашли на одной виселице трупы ксендза, шляхтича, еврея и собаки с надписью: "всё одна вера"<ref>[http://jhistory.nfurman.com/russ/kandel1_16.htm Ф.Кандель. Очерки времен и событий, 1:16]</ref>
 +
 
 +
Средневековые глоссаторы, комментируя соответствующие положения римского права, так объясняли символизм ''poena cullei'':
* Собака означает, что преступник не относился с должным уважением к своим родителям (поскольку собака бывает слепа первые девять дней своей жизни);
* Собака означает, что преступник не относился с должным уважением к своим родителям (поскольку собака бывает слепа первые девять дней своей жизни);
* Петух означает само преступление;
* Петух означает само преступление;
Строка 33: Строка 49:
Собака приобретала дополнительное символическое значение именно в контексте «еврейской казни», поскольку как в [[Иудаизм|иудейской]], так и в [[Христианство|христианской]] традициях собака рассматривалась как нечистое животное, олицетворявшее [[грех]] [[Зависть|зависти]].<ref>См.: Тогоева О. И. «Истинная правда». Языки средневекового правосудия. М., 2006. С. 240.</ref> Кроме того, собака (наряду с [[Осёл|ослом]], [[Кошка|кошкой]], [[Свиньи|свиньёй]] и некоторыми другими животными) включалась средневековыми теологами в т. н. «Дьявольский [[бестиарий]]», то есть перечень живых существ, являющихся помощниками [[Дьявол]]а в земном мире.
Собака приобретала дополнительное символическое значение именно в контексте «еврейской казни», поскольку как в [[Иудаизм|иудейской]], так и в [[Христианство|христианской]] традициях собака рассматривалась как нечистое животное, олицетворявшее [[грех]] [[Зависть|зависти]].<ref>См.: Тогоева О. И. «Истинная правда». Языки средневекового правосудия. М., 2006. С. 240.</ref> Кроме того, собака (наряду с [[Осёл|ослом]], [[Кошка|кошкой]], [[Свиньи|свиньёй]] и некоторыми другими животными) включалась средневековыми теологами в т. н. «Дьявольский [[бестиарий]]», то есть перечень живых существ, являющихся помощниками [[Дьявол]]а в земном мире.
-
 
-
== См. также ==
 
-
* [[Damnatio ad bestias]]
 
== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 44: Строка 57:
* [http://civil.consultant.ru/elib/books/25/page_28.html Покровский И. А. История римского права]
* [http://civil.consultant.ru/elib/books/25/page_28.html Покровский И. А. История римского права]
* [http://www.tarotforum.net/showthread.php?t=93371 The Hanged Man and the «Jewish Execution»]
* [http://www.tarotforum.net/showthread.php?t=93371 The Hanged Man and the «Jewish Execution»]
-
 
+
[[Категория:Антисемитизм]]
-
{{Смертная казнь}}
+
[[Категория:История евреев в средневековье]]
-
 
+
-
+
-
+
-
+
-
 
+
-
[[it:Poena cullei]]{{WikiCopyRight}}
+

Версия 09:27, 17 декабря 2010

Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 17/12/2010


"Еврейская казнь", Poena cullei (досл. с лат. «казнь в мешке») — казнь, применявшаяся в средневековой Европе к преступникам-евреям. Является вариантом смертной казни, известной римскому уголовному праву.

Содержание

Poena cullei в Римском государстве

Заключалась в зашивании казнимого в кожаный мешок вместе с живыми змеёй, обезьяной, петухом и собакой с последующим утоплением мешка в водоёме.

Применялась за убийство родственников, прежде всего — отца (parricidium).[1]

Носила сакрально-символический характер, так как преступник, подвергавшийся poena cullei, уподоблялся соответствующим животным.

По свидетельству Цицерона, такому же наказанию подвергались и святотатцы («Кто украдёт или похитит предмет священный или доверенный священной охране, да будет „паррицидой“»).[2]

С принятием христианства Римской империей данная казнь не исчезла. Так, она была подтверждена законами Константина Великого], хотя последний распространил эту казнь и на детоубийц.[3]

Poena cullei сохранялась и в Византии, в частности, она предусматривается Сводом Юстиниана (Dig. 48.9.9; Inst. 4.18.6).[4]

Средневековая рецепция

Под влиянием рецепции римского права в Средние века была усвоена (в несколько видоизменённом виде) в ряде европейских стран.

Так, во французском своде обычного права «Livres de Jostice et de Plet» (1260 г.), созданном на основе Дигест Юстиниана, говорится о «казни в мешке» с петухом, собакой и змеёй (обезьяна не упомянута, видимо, по причинам редкости этого животного для средневековой Европы).

Несколько позже казнь, основанная на poena cullei, появилась и в Германии, где применялась в виде повешения преступника (вора) вверх ногами (иногда подвешивание осуществлялось за одну ногу) вместе (на одной виселице) с собакой (либо двумя собаками, повешенными справа и слева от казнимого). Данная казнь получила название «еврейской казни», поскольку со временем стала применяться исключительно к преступникам-евреям (к христианам применялась в редчайших случаях в XVI—XVII вв.).

Файл:Jewish-execution-1553.jpg
«Еврейская казнь». Средневековая миниатюра.

«Еврейская казнь» применялась в Германии вплоть до Нового времени. При этом еврей, приговорённый к данному виду наказания, мог его избежать, приняв христианство. В таком случае его либо миловали, либо заменяли мучительную «еврейскую казнь» отрубанием головы.

Во время колиивщины "в Лысянке мы нашли на одной виселице трупы ксендза, шляхтича, еврея и собаки с надписью: "всё одна вера"[5]

Средневековые глоссаторы, комментируя соответствующие положения римского права, так объясняли символизм poena cullei:

  • Собака означает, что преступник не относился с должным уважением к своим родителям (поскольку собака бывает слепа первые девять дней своей жизни);
  • Петух означает само преступление;
  • Змея означает горе родителей казнимого;
  • Обезьяна символизирует самого преступника (внешнее сходство с человеком, но отсутствие права называться человеком в силу чудовищности совершённого преступления).

Собака приобретала дополнительное символическое значение именно в контексте «еврейской казни», поскольку как в иудейской, так и в христианской традициях собака рассматривалась как нечистое животное, олицетворявшее грех зависти.[6] Кроме того, собака (наряду с ослом, кошкой, свиньёй и некоторыми другими животными) включалась средневековыми теологами в т. н. «Дьявольский бестиарий», то есть перечень живых существ, являющихся помощниками Дьявола в земном мире.

Примечания

  1. Цицерон. Речь в защиту Секста Росция из Америи. (XXV)
  2. Цицерон. Диалоги: О законах. Книга 2. (22)
  3. Рудоквас А. Д. Очерки религиозной политики Римской империи времени императора Константина Великого — Публикации Центра антиковедения СПбГУ
  4. Сб. История Византии. Т. 1. Отв. ред. С. Д. Сказкин — Гл. 11 — Законодательные реформы Юстиниана
  5. Ф.Кандель. Очерки времен и событий, 1:16
  6. См.: Тогоева О. И. «Истинная правда». Языки средневекового правосудия. М., 2006. С. 240.

Источники

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация