Бен-Йеhуда, Эльазар
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «'''Эльаза́р бен Йеhу́да из Ворсмса''' (бен Калонимус; около 1165 г., Майнц, – около 1230 г., Вормс), е…»)
Следующая правка →
Версия 19:28, 14 декабря 2010
Эльаза́р бен Йеhу́да из Ворсмса (бен Калонимус; около 1165 г., Майнц, – около 1230 г., Вормс), еврейский ученый и поэт, последний значительный представитель движения Хасидей Ашкеназ.
События жизни
Сын Йеhуды бен Калонимуса, одного из крупнейших ученых своего поколения, Эльазар бен Йеhуда учился во многих центрах еврейской учености Германии и Северной Франции и был наиболее выдающимся учеником Йеhуды бен Шмуэля hе-Хасида.
Эльазар бен Йеhуда был свидетелем и сам пострадал от учиненных крестоносцами еврейских погромов в конце XII в. – начале XIII в. В одном из своих главных трудов, комментарии к молитвам «Сод hа-тфилла» («Тайна молитвы») Эльазар бен Йеhуда неоднократно упоминает трагические события в Вормсе, в особенности гонения, обрушившиеся на евреев города после потери крестоносцами Иерусалима. Во время одного из таких погромов погибли жена, сын и дочь Эльазара бен Йеhуды, а сам он был тяжело ранен.
Личные бедствия и катастрофическое положение еврейских общин Германии привели Эльазара бен Йеhуду к пессимистическим выводам относительно будущего евреев в германских землях. Эльазар бен Йеhуда видел, что в его дни германское еврейство — лишь незначительный остаток общин, уничтоженных в 1096 г. и последующие годы, и что этот остаток подвергается систематическому уничтожению. Этот взгляд Эльазар бен Йеhуда выразил во введении к написанной им в 1217 г. после смерти Йеhуды бен Шмуэля hе-Хасида «Книге мудрости» («Сефер hа-хохма»).
Творческое наследие
Сочинения Эльазара бен Йеhуды включают галахические труды, литургическую поэзию, работы по теологии и морали, а также труды экзегетического характера. В своих галахических сочинениях Эльазар бен Йеhуда развивал традиции северофранцузских и германских тосафистов. Однако, в отличие от них, включал также рекомендованные минхагим.
В своих разъяснениях галахических законов и их талмудической основы Эльазар бен Йеhуда широко опирался на труды своих германских предшественников, цитируя более чем 40 ученых прошлых поколений. Центральный мотив пиютов Эльазара бен Йеhуды, сложенных в духе тогдашней ашкеназской традиции — преданность и поклонение Богу. Вместе с тем, в пиютах Эльазар бен Йеhуда протестует перед Богом против страданий народа Израиля и выражает надежду на искупление и кару его мучителям.
Лишь некоторые произведения Эльазара бен Йеhуды были изданы, значительная часть его наследия сохранилась в рукописях, многие сочинения утрачены. Главное теологическое сочинение Эльазара бен Йеhуды «Содей разая» («Тайны таинств»). Его первая часть, посвященная Творению, представляет собой экзегезу, основанную на 22-х буквах еврейского алфавита, и содержит обширный материал, почерпнутый из сифрут hа-меркава (`литературы колесницы`). Здесь Эльазар бен Йеhуда опирается на традицию, согласно которой алфавит — слово Бога, источник бытия.
Вторая часть книги посвящена таинствам ангелов, Святого трона, Божественного гласа, вещающего пророкам, и открытой им Божественной славы, а также пророчеству и откровению в целом. В этой части книги Эльазар бен Йеhуда широко пользуется учениями Саадии Гаона.
Третья и наиболее обширная часть «Содей разая» в основном посвящена систематическому истолкованию имен Бога при помощи практиковавшихся Хасидей Ашкеназ экзегетических и гомилетических методов.
Четвертая часть представляет собой трактат о душе — ее связи с Божественным миром и о ее посмертной судьбе.
Пятая и последняя часть содержит комментарий на «Сефер-иецира» и подробные инструкции по созданию голема и необходимые для этого акта словесные и буквенные формулы и мистический ритуал. Эльазар бен Йеhуда в другом важном теологическом сочинении — вышеупомянутом «Сефер hа-хохма» — определяет различные области и методы теологического исследования.
Основной вклад Эльазара бен Йеhуды в этическую литературу Хасидей Ашкеназ содержится в двух первых главах галахического сочинения «Сефер hа-рокеах» («Книга смесителя благовоний»). В первой главе Эльазар бен Йеhуда обсуждает центральные моральные ценности Хасидей Ашкеназ — любовь к Богу, богобоязненность, молитва, смирение и др., а во второй — детально описывает пути раскаяния.
Из многочисленных экзегетических работ Эльазара бен Йеhуды сохранились, среди прочего, краткий комментарий к Торе, комментарии к Хаггаде пасхальной и к различным пиютам. Многочисленные цитаты из экзегетических сочинений Эльазара бен Йеhуды приводятся в труде его ученика Аврахама бен Азриэля. В своем основном экзегетическом труде — комментарии к молитвам «Сод hа-тфилла» — Эльазар бен Йеhуда пользуется тремя экзегетическими методами: объяснением содержания, теологической интерпретацией и выявлением скрытой связи каждой данной молитвы с остальной священной литературой путем гематрии.
Как и другие ведущие ученые движения Хасидей Ашкеназ, Эльазар бен Йеhуда превратился в легенду. Согласно восходящей к 13 в. традиции, Эльазар бен Йеhуда путешествовал с места на место на туче. Его считали одним из ранних мудрецов, обладавших знанием тайного учения, и в последующие столетия — автором множества идей и анонимных трактатов.