Денме
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
|||
Строка 3: | Строка 3: | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
| АВТОР3 = | | АВТОР3 = | ||
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = | + | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2 |
| ПРОЕКТ = | | ПРОЕКТ = | ||
| ПОДТЕМА = | | ПОДТЕМА = | ||
| КАЧЕСТВО = | | КАЧЕСТВО = | ||
- | | УРОВЕНЬ = | + | | УРОВЕНЬ = 1 |
| ДАТА СОЗДАНИЯ = | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
- | }} | + | }} |
[[Файл:Dyonmye.PNG|right|thumb|]] | [[Файл:Dyonmye.PNG|right|thumb|]] | ||
'''Дёнме''' ({{lang-tr|dönme}}, буквально — отступники) — [[каббала|каббалистическая]] секта, вышедшая из [[иудаизм]]а, основанная [[Кверидо, Якоб|Якобом Кверидо]], братом последней жены [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]]. | '''Дёнме''' ({{lang-tr|dönme}}, буквально — отступники) — [[каббала|каббалистическая]] секта, вышедшая из [[иудаизм]]а, основанная [[Кверидо, Якоб|Якобом Кверидо]], братом последней жены [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]]. | ||
Строка 31: | Строка 31: | ||
Обладая хорошим образованием и секулярными взглядами, многие из дёнме активно поддержали революцию и Ататюрка. | Обладая хорошим образованием и секулярными взглядами, многие из дёнме активно поддержали революцию и Ататюрка. | ||
- | В Турции весьма популярны слухи (которые, однако, нигде открыто не обосновывались), что [[Кемаль Ататюрк]] вышел тоже из рядов дёнме, и что его сторонники мстили | + | В Турции весьма популярны слухи (которые, однако, нигде открыто не обосновывались), что [[Кемаль Ататюрк]] вышел тоже из рядов дёнме, и что его сторонники мстили султану Абдул-Хамиду за то, что он препятствовал деятельности [[Герцль, Теодор|Теодора Герцля]] в [[Палестина|Палестине]]. Радикальные исламисты обвиняют в революции трёх врагов — «сионистов, масонов и дёнме». |
- | Так или иначе, дёнме принадлежали к интеллектуальной элите и при этом оставались закрытым сообществом, что приводило к появлению различных слухов и подозрений в | + | Так или иначе, дёнме принадлежали к интеллектуальной элите и при этом оставались закрытым сообществом, что приводило к появлению различных слухов и подозрений в заговорах. К концу XX века дёнме полностью интегрировались в светскую Турцию и перестали заключать браки исключительно внутри общины. Сейчас замкнутый характер имеет только группа каракашларов. |
Отношение ортодоксального еврейства Турции к дёнме было резко отрицательным: члены секты рассматривались как окончательно порвавшие связь с иудаизмом отступники. Однако в быту дёнме и евреи нередко поддерживали нормальные отношения. | Отношение ортодоксального еврейства Турции к дёнме было резко отрицательным: члены секты рассматривались как окончательно порвавшие связь с иудаизмом отступники. Однако в быту дёнме и евреи нередко поддерживали нормальные отношения. | ||
Строка 57: | Строка 57: | ||
[[Категория:Саббатианство,франкизм]] | [[Категория:Саббатианство,франкизм]] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- |
Версия 13:05, 14 декабря 2010
Текст унаследован из Википедии | |
д-р Арье Ольман
|
|
Дёнме (тур. dönme, буквально — отступники) — каббалистическая секта, вышедшая из иудаизма, основанная Якобом Кверидо, братом последней жены Шабтая Цви.
Секта была основана в 1683 в Салониках (отсюда другое принятое в Турции название секты - Selânikli). Согласно учению дёнме, Шабтай Цви является Мессией. Его переход в ислам объяснялся тем, что он должен был опустить душу мессии до самой глубины греховности, чтобы подобрать последние Искры Божественного Света, которые упали в самую бездну. Позже с учением дёнме познакомился Якоб Франк и cам заразился идеей мессианства и Святого Отступничества, вызвав массовый переход польских евреев в католичество.
В конце XVII — начале XVIII в. дёнме раскололись на ветвь из Измира (Измирлар), и ветвь ученика Шабтая Цви Якобом Керидо (Якоблар).
В 1716 часть измирларов объявили главой группы Берахию Руссо (он же Осман- Баба), сына Якоба Керидо, воплощением (Гилгул) Шабтая Цви, так образовалась группа Каракашлар (на турецком — чернобровые). В 1720 году возникла группировка Капанджилар (владельцы весов), отвергающая авторитет Якоба и Берахии.
Различные группы дёнме находились в ссоре и не роднились одна с другой.
Уже в XIX веке немало дёнме ассимилировались.
Браки дёнме заключали только внутри общины, что привело к частичной генетической рецессии. Дёнме поддерживали младотурков в начале XX века, тогда министром финансов стал предводитель каракашларов Джавид-бей (1875–1926).
Во время обмена населением между Грецией и Турцией приверженцы дёнме были причислены к мусульманам и вынуждены были покинуть Салоники.
Обладая хорошим образованием и секулярными взглядами, многие из дёнме активно поддержали революцию и Ататюрка.
В Турции весьма популярны слухи (которые, однако, нигде открыто не обосновывались), что Кемаль Ататюрк вышел тоже из рядов дёнме, и что его сторонники мстили султану Абдул-Хамиду за то, что он препятствовал деятельности Теодора Герцля в Палестине. Радикальные исламисты обвиняют в революции трёх врагов — «сионистов, масонов и дёнме».
Так или иначе, дёнме принадлежали к интеллектуальной элите и при этом оставались закрытым сообществом, что приводило к появлению различных слухов и подозрений в заговорах. К концу XX века дёнме полностью интегрировались в светскую Турцию и перестали заключать браки исключительно внутри общины. Сейчас замкнутый характер имеет только группа каракашларов.
Отношение ортодоксального еврейства Турции к дёнме было резко отрицательным: члены секты рассматривались как окончательно порвавшие связь с иудаизмом отступники. Однако в быту дёнме и евреи нередко поддерживали нормальные отношения.
Сейчас в Турции проживают около 2500 дёнме (по другим оценкам - десятки тысяч, по отдельным оценкам даже миллион ). В частности, к ним принадлежал бывший министр иностранных дел Исмаил Джем.
Турецкие антисемитские движения всегда атаковали дёнме, их также обвиняли в организации всеобщего заговора и в том, что они — тайная сила, которая управляет турецким правительством.
Турецкий журналист и активист дёнме Ильгаз Зорлу, основаваший в 2000 издательство «Zvi Publishers», хотел признания его евреем, но бет дин отказался признавать его евреем без полного обращения в иудаизм, отверг его претензии. Он заявил, что принял иудаизм в Израиле и подал иск об официальном изменении в его документах вероисповедания с ислама на иудаизм. Суд удовлетворил его требования. (7 августа 2000). Это также вызвало скандал, в частности, из-за того, что он сотрудничал с антисемитскими активистами, такими как Мехмед Шевкет Эйги (тур. Mehmed Şevket Eygi).
Ссылки
- Donmeh West — The Neo-Sabbatian Collective of the internet
- Donmeh — Frequently Asked Questions
- Об обвинениях, предъявляемых дёнме радикальными группировками (нем.)
- Об отношении к дёнме в Турции (нем.)
- Ilgaz Zorlu. Evet ben Selanikliyim Шаблон:Tr icon
- Дёнме: криптоиудеи под турецкой властью. Якоб М. Ландау Jewish Political Studies Review 19:1-2, Jerusalem Center for Public Affairs (англ.)
- Статья Эмина Чёлашана Шаблон:Tr icon
- Новая книга Шевкета Эйги о саббатианцах Шаблон:Tr icon
- Саббатианский конфликт между Ахметом Хаканом и М. Шевкет Эйги Шаблон:Tr icon
- Статья «Дёнме» в Электронной еврейской энциклопедии