Лурия Шломо бен Йехиэль (Маhаршал)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Kofman (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «ЛУ́РИЯ Шломо бен Иехиэль (Luria; родился, по-видимому, в 1510 г., Познань?, – умер в конце 1573, Любл…») |
Kofman (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{О_статье | |
+ | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
+ | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
+ | |УРОВЕНЬ= | ||
+ | |КАЧЕСТВО= | ||
+ | |АВТОР1= | ||
+ | |АВТОР2= | ||
+ | |АВТОР3= | ||
+ | |ВИКИПЕДИЯ= | ||
+ | |ПРОЕКТ= | ||
+ | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
+ | |ПОДТЕМА= | ||
+ | |ДАТА СОЗДАНИЯ=05/12/2010 | ||
+ | }} | ||
+ | '''ЛУРИЯ Шломо бен Иехиэль''' (Luria; родился, по-видимому, в 1510 г., Познань?, – умер в конце 1573, Люблин), законоучитель и комментатор Талмуда. Известен преимущественно как רַשַׁ"ל, Рашал, или מַהֲרְשַׁ"ל, Маhаршал — акроним словосочетания морену hа-рав Шломо Лурия. | ||
+ | |||
+ | |||
Строка 20: | Строка 36: | ||
Однако необычайной твердостью в отстаивании своего мнения, резкими суждениями как о современниках, так и о предшественниках, а также публичным порицанием ученых-ригористов, которые, по его мнению, слишком строго толковали Галаху из корыстных побуждений, Лурия нажил много врагов. | Однако необычайной твердостью в отстаивании своего мнения, резкими суждениями как о современниках, так и о предшественниках, а также публичным порицанием ученых-ригористов, которые, по его мнению, слишком строго толковали Галаху из корыстных побуждений, Лурия нажил много врагов. | ||
- | Не менее настойчиво Лурия выступал против конкретных решений проблем, приводимых И. Каро в его капитальном труде «Бет Иосеф» («Дом Иосефа», 1555), достоинства которого не отрицал, но отвергал метод автора, разрешавшего спорные вопросы по большинству голосов авторитетных кодификаторов и не считавшегося ни с мнением тосафистов | + | Не менее настойчиво Лурия выступал против конкретных решений проблем, приводимых И. Каро в его капитальном труде «Бет Иосеф» («Дом Иосефа», 1555), достоинства которого не отрицал, но отвергал метод автора, разрешавшего спорные вопросы по большинству голосов авторитетных кодификаторов и не считавшегося ни с мнением [[тосафот|тосафистов]], ни с толкованием более поздних ученых Германии и Франции. Сокращенную версию «Бет Иосеф» — кодекс [[Шулхан Арух ]]— Лурия вообще не упоминает, хотя едва ли мог не знать ее. |
Строка 26: | Строка 42: | ||
== Труды == | == Труды == | ||
Огромная эрудиция и широта интересов Лурии отразились в составленных им глоссах, комментариях и уточнениях текста к первым тогда печатным изданиям Талмуда, в исследованиях постановлений галахических сводов (от [[Маймонид|Маймонида]] до [[Каро, Йосеф|И. Каро]]), вопросов литургии, проблем иврита и каббалы, к которой он склонялся. | Огромная эрудиция и широта интересов Лурии отразились в составленных им глоссах, комментариях и уточнениях текста к первым тогда печатным изданиям Талмуда, в исследованиях постановлений галахических сводов (от [[Маймонид|Маймонида]] до [[Каро, Йосеф|И. Каро]]), вопросов литургии, проблем иврита и каббалы, к которой он склонялся. | ||
- | Лурия был ярым противником изучения философии и ожесточенно спорил об этом со своим свояком [[Иссерлес,Моше|Моше Иссерлесом]], с которым, впрочем, очень дружил. | + | Лурия был ярым противником изучения философии и ожесточенно спорил об этом со своим свояком [[Иссерлес, Моше|Моше Иссерлесом]], с которым, впрочем, очень дружил. |
Из трудов Лурии до нас дошли: «Ям шел Шломо» («Соломоново море»), задуманный как свод всего галахического материала Вавилонского Талмуда, но после выхода в свет «Бет Иосеф» Лурия придал ему форму комментариев ко многим трактатам Талмуда (издан в 1616–18 гг.); «Хохмат Шломо» («Соломонова мудрость», 1582 г. или 1587 г.) — глоссы и краткие примечания к тексту Талмуда; «Аммудей Шломо» («Соломоновы столпы», 1600) — комментарии к «Сефер мицвот гадол» («Большая книга заповедей») Моше бен Я‘акова из Куси; «Иери‘от Шломо» («Соломоновы завесы», 1609) — глоссы на комментарии Раши к Пятикнижию и комментарии Э. Мизрахи к этому труду; «Атерет Шломо» («Соломонов венец», 1599) — комментарии к книге «Ша‘арей Дура» («Врата Дюрена», 1539) Ицхака бен Меира из Дюрена (вторая половина 13 в.); «Респонсы» (1574–75), содержащие также ценные сведения о культурной и общинной жизни польского и литовского еврейства 16 в., статусе раввината и его моральном уровне, а также хронологические данные о еврейских ученых 10–14 вв. | Из трудов Лурии до нас дошли: «Ям шел Шломо» («Соломоново море»), задуманный как свод всего галахического материала Вавилонского Талмуда, но после выхода в свет «Бет Иосеф» Лурия придал ему форму комментариев ко многим трактатам Талмуда (издан в 1616–18 гг.); «Хохмат Шломо» («Соломонова мудрость», 1582 г. или 1587 г.) — глоссы и краткие примечания к тексту Талмуда; «Аммудей Шломо» («Соломоновы столпы», 1600) — комментарии к «Сефер мицвот гадол» («Большая книга заповедей») Моше бен Я‘акова из Куси; «Иери‘от Шломо» («Соломоновы завесы», 1609) — глоссы на комментарии Раши к Пятикнижию и комментарии Э. Мизрахи к этому труду; «Атерет Шломо» («Соломонов венец», 1599) — комментарии к книге «Ша‘арей Дура» («Врата Дюрена», 1539) Ицхака бен Меира из Дюрена (вторая половина 13 в.); «Респонсы» (1574–75), содержащие также ценные сведения о культурной и общинной жизни польского и литовского еврейства 16 в., статусе раввината и его моральном уровне, а также хронологические данные о еврейских ученых 10–14 вв. | ||
- | Среди многочисленных учеников Лурии особую известность получили М. Яффе и видный посек [[Фалк, | + | Среди многочисленных учеников Лурии особую известность получили М. Яффе и видный посек [[Фалк, Йеhошуа|Йеhошуа Фалк ]](1555–1614). |
+ | |||
+ | |||
+ | == Источники == | ||
+ | |||
+ | Статья о Маhаршале в Электронной Еврейской Энциклопедии | ||
+ | |||
+ | |||
+ | http://www.eleven.co.il/article/12512 |
Версия 18:35, 5 декабря 2010
Регулярная статья | |
05/12/2010 | |
ЛУРИЯ Шломо бен Иехиэль (Luria; родился, по-видимому, в 1510 г., Познань?, – умер в конце 1573, Люблин), законоучитель и комментатор Талмуда. Известен преимущественно как רַשַׁ"ל, Рашал, или מַהֲרְשַׁ"ל, Маhаршал — акроним словосочетания морену hа-рав Шломо Лурия.
Содержание |
Биография
Осиротев в раннем детстве, Лурия воспитывался у деда по матери, эрудированного талмудиста Ицхака Клойбера. Позднее его занятиями руководил раввин города Острог и глава местной иешивы Калонимус бен Яков Хаберкастн, на дочери которого Лурия женился.
Уже в молодости Лурия прославился ученостью, и многие раввины, в том числе и из-за рубежа, с той поры стали обращаться к нему за решением вопросов в области Галахи.
В 1539 г. Лурия занимал пост раввина в Брест-Литовске (см. Брест), но, по некоторым сведениям, Шаломом Шахной бен Иосефом иешиву. Из-за разногласий с сыном последнего покинул эту иешиву и в 1567 г. основал с особого разрешения властей свою собственную иешиву, в которой вел преподавание по особой методике.
Методика Маhаршаля
Шломо Лурия выделялся уникальной для своего времени независимостью в толковании галахических постановлений и своеобразием методов критического сопоставления комментаторского и галахического материала с талмудическими источниками. Обнаруживая исключительную глубину мысли, он противился изощренной казуистике пилпуля, распространенной в то время в иешивах Польши, особенно в иешиве Шалома Шахны. В своей иешиве Лурия применял пилпул лишь в педагогических целях. Его решения признавались большинством авторитетов, с которыми он переписывался и обменивался респонсами.
Однако необычайной твердостью в отстаивании своего мнения, резкими суждениями как о современниках, так и о предшественниках, а также публичным порицанием ученых-ригористов, которые, по его мнению, слишком строго толковали Галаху из корыстных побуждений, Лурия нажил много врагов.
Не менее настойчиво Лурия выступал против конкретных решений проблем, приводимых И. Каро в его капитальном труде «Бет Иосеф» («Дом Иосефа», 1555), достоинства которого не отрицал, но отвергал метод автора, разрешавшего спорные вопросы по большинству голосов авторитетных кодификаторов и не считавшегося ни с мнением тосафистов, ни с толкованием более поздних ученых Германии и Франции. Сокращенную версию «Бет Иосеф» — кодекс Шулхан Арух — Лурия вообще не упоминает, хотя едва ли мог не знать ее.
Труды
Огромная эрудиция и широта интересов Лурии отразились в составленных им глоссах, комментариях и уточнениях текста к первым тогда печатным изданиям Талмуда, в исследованиях постановлений галахических сводов (от Маймонида до И. Каро), вопросов литургии, проблем иврита и каббалы, к которой он склонялся. Лурия был ярым противником изучения философии и ожесточенно спорил об этом со своим свояком Моше Иссерлесом, с которым, впрочем, очень дружил.
Из трудов Лурии до нас дошли: «Ям шел Шломо» («Соломоново море»), задуманный как свод всего галахического материала Вавилонского Талмуда, но после выхода в свет «Бет Иосеф» Лурия придал ему форму комментариев ко многим трактатам Талмуда (издан в 1616–18 гг.); «Хохмат Шломо» («Соломонова мудрость», 1582 г. или 1587 г.) — глоссы и краткие примечания к тексту Талмуда; «Аммудей Шломо» («Соломоновы столпы», 1600) — комментарии к «Сефер мицвот гадол» («Большая книга заповедей») Моше бен Я‘акова из Куси; «Иери‘от Шломо» («Соломоновы завесы», 1609) — глоссы на комментарии Раши к Пятикнижию и комментарии Э. Мизрахи к этому труду; «Атерет Шломо» («Соломонов венец», 1599) — комментарии к книге «Ша‘арей Дура» («Врата Дюрена», 1539) Ицхака бен Меира из Дюрена (вторая половина 13 в.); «Респонсы» (1574–75), содержащие также ценные сведения о культурной и общинной жизни польского и литовского еврейства 16 в., статусе раввината и его моральном уровне, а также хронологические данные о еврейских ученых 10–14 вв.
Среди многочисленных учеников Лурии особую известность получили М. Яффе и видный посек Йеhошуа Фалк (1555–1614).
Источники
Статья о Маhаршале в Электронной Еврейской Энциклопедии
http://www.eleven.co.il/article/12512