Гершфельд, Давид Григорьевич

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
(Delete this category, not in RUB)
Строка 107: Строка 107:
   
   
  {{WikiCopyRight}}
  {{WikiCopyRight}}
-
{{checked}}
+
 
 +
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}

Версия 09:11, 30 ноября 2010

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


Дави́д Григо́рьевич Ге́ршфельд (15 (28) августа 1911, Бобринец Елисаветградского уезда Херсонской губернии — 2005, Брейдентон, Флорида, США) — молдавский советский композитор, музыкальный педагог и организатор, фольклорист, основоположник молдавской национальной оперы и системы музыкального образования Молдавии.

Давид Гершфельд — создатель первой детской музыкальной школы и Национального музыкально-драматического театра в Молдавской АССР (1937), Союза композиторов Молдавии (1940, 1944), Кишинёвской государственной консерватории (ныне Национальная консерватория Молдавии; 1940, 1944), музыкального училища им. Ш. Няги (1945) и детской музыкальной школы-десятилетки им. Е. Коки в Кишинёве, Молдавского государственного театра оперы и балета (ныне Национальный театр оперы и балета Республики Молдова, 1955); автор первой молдавской оперы «Грозован» (1956). Первый Заслуженный деятель искусств Молдавии (1942), Народный артист Молдавской ССР (1961).

Содержание

Биография

Ранние годы. В Тирасполе

Давид Григорьевич Гершфельд родился в потомственной клезмерской семье скрипача и композитора Григория Исааковича Гершфельда в местечке Бобринец (ныне райцентр в Кировоградской области Украины). В детстве жил в различных местечках Украины, где выступал оркестр его отца, пока семья не осела в посёлке Степановка Винницкой области. В это время Д. Гершфельд начал брать профессиональные уроки игры на фортепиано и теории музыки в музыкальном училище в близлежащей Виннице и играл на корнете, малом кларнете, баритоне и флейте-пикколо в руководимом его отцом оркестре местного сахарного завода. После окончания школы-семилетки работал слесарем, играл на различных духовых инструментах в оркестре расквартированной в Бердичеве кавалерийской дивизии имени Г.И. Котовского, других военных оркестрах, затем учился на рабфаке Бердичевского филиала Киевского химико-технологического института.

В 1930 году поступил в Одесский музыкально-театральный институт им. Людвига ван Бетховена по классу фагота и валторны, освоил также фортепиано; композицию и теорию музыки изучал в классе профессора Николая Николаевича Вилинского (1888—1956).

По окончании консерватории в 1934 году был направлен на театральную работу в Молдавскую АССР — сначала в Балту, затем в Тирасполь (тогда столицу Молдавской АССР), где стал заведующим музыкально-постановочной частью Тираспольского Украинского театра. Быстро проявил недюжинные организаторские способности и в течение нескольких лет создал в Тирасполе Молдавский национальный музыкально-драматический театр, Дом художественного воспитания детей (впоследствии Дворец пионеров и школьников), детский симфонический оркестр, а в 1937 году — первую в республике детскую музыкальную школу, которую возглавлял до 1940 года.

В 1937 году возглавил новообразованное при его участии Молдавское отделение Союза композиторов Украины, которое в 1940 году преобразовал в Союз композиторов Молдавии, базирующийся теперь в Кишинёве. Все эти годы вместе с писателем Леонидом Корняну занимался сбором молдавского музыкального фольклора в левобережье Днестра, что увенчалось изданием в 1939 году аннотированной антологии молдавских народных песен с нотами (совместно с Л. Корняну). Опубликовал также собранные им образцы непесенного музыкального фольклора, главным образом традиционных молдавских танцевальных мелодий.

В Кишинёве

В 1940 году Гершфельд встал во главе организованного им Союза композиторов Молдавии, основал и возглавил Молдавскую государственную консерваторию. Однако все образованные институции распались с началом Великой Отечественной войны и оккупации республики. В 1942 году Гершфельдом был организован ансамбль песни и пляски «Дойна», состоявший из собственно оркестра под управлением Шико Аранова, солистов и танцевальной группы под общим художественным руководством Гершфельда. Оркестр концертировал на фронтах Великой Отечественной войны и в эвакогоспиталях, а за его организацию в 1942 году Гершфельд был первым в республике удостоен звания Заслуженного деятеля искусств Молдавии.

По возвращении в Кишинёв в 1944 году Гершфельд воссоздал и вновь возглавил Союз композиторов Молдавии и Кишинёвскую консерваторию, а также стал художественным руководителем Молдавской государственной филармонии, председателем правления Молдавского музыкально-хорового общества и директором организованного им Кишинёвского музыкального училища (впоследствии имени Штефана Няги, 1945) и созданной им на базе музучилища специализированной музыкальной школы-десятилетки имени Е. Коки. Основал также оперную студию при возглавляемой им консерватории.

В 1947 году подвергся разгромной критике в газете «Советская Молдавия» и в самом начале кампании по борьбе с безродными космополитами был уволен со всех занимаемых им должностей. В эти годы, однако, продолжил активно сочинять музыку.

В 1956 году восстановлен главой Союза композиторов Молдавии, директором Кишинёвской консерватории и музыкального училища, стал художественным руководителем Молдавского радиовещания (до 1964 года). В 1955 году, используя свой опыт организации Молдавского музыкально-драматического театра в Тирасполе, Гершфельд впервые основал в Кишинёве Молдавский государственный театр оперы и балета, для которого написал первую молдавскую оперу «Грозован» (на либретто В. Руссу о гайдуке Григории Грозоване).

Первый сезон театра открылся 9 июня 1956 года премьерой оперы «Грозован» с будущей Народной артисткой республики Валентиной Савицкой (сопрано) в роли Флорики.[1] Второй премьерой театра стала другая опера Гершфельда «Аурелия» (1959). Были поставлены классические оперы из мирового репертуара и специально созданные для театра балеты молдавских композиторов. Гершфельд был первым директором театра до 1964 года, когда в связи с нарастающей политикой так называемых национальных кадров вновь вынужден был оставить все посты и в 1966 году поселился в Сочи, где до 1992 года возглавлял Сочинскую филармонию. С 1992 года — в США, поселился в городке Брейдентон на берегу Мексиканского залива Флориды, где и умер в конце января 2005 года.

Творчество

Файл:Grozovan.jpg
Сцена из оперы Давида Гершфельда «Грозован» (Кишинёв, 1956)

Практически всё творчество Давида Гершфельда связано с молдавским национальным фольклором. Он автор трёх опер («Грозован», 1965, в трёх редакциях на протяжении 1960-х годов; «Аурелия», 1959; «Сергей Лазо», 1980), балета «Радда» (1974) по рассказу Максима Горького «Макар Чудра» из раннего бессарабского цикла, оперетты «Поэт и робот», музыкальной комедии «В долине виноградной», трёх кантат («Партия и Ленин» на стихи В.В. Маяковского, «Юбилейная кантата»), концерта для скрипки с оркестром, трёх молдавских танцевальных сюит, множества песен и романсов на стихи молдавских поэтов (более 250 хоровых и сольных) и Сергея Есенина, обработок молдавских народных песен и танцев, музыки к драматическим спектаклям («Платон Кречет» А.Е. Корнейчука, «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Штефан Быркэ» Л.М. Барского, «Аристократы» Н.Ф. Погодина, «Далёкая» А.Н. Афиногенова). В числе прочего он написал известную песню о Сочи «Праздничный Сочи» и ораторию памяти Андрея Сахарова на слова кишинёвского (ныне бостонского) литератора Михаила Хазина. Гершфельд написал музыку к первой кинокомедии киностудии Молдова-филм «Не на своём месте» (1958) по сценарию Иона Друцэ.

Даже после переезда в Сочи и впоследствии в США он продолжил сочинять композиции на слова молдавских (румынских) поэтов. Так уже в США им был написан цикл романсов на слова Михая Эминеску, а первый сезон Молдавского государственного театра оперы и балета в новом помещении открылся в октябре 1980 года премьерой специально написанной Гершфельдом оперы «Сергей Лазо» с Марией Биешу (сопрано) в роли Ольги.

Давид Гершфельд в роли директора консерватории, её оперной студии, музучилища и музыкальных школ воспитал ряд известных в будущем деятелей искусства республики, в том числе таких артистов оперы как Борис Раисов, Мария Биешу, Валентина Савицкая[2], Тамара Чебан и других.

Сын Д. Г. Гершфельда — Альфред Гершфельд — молдавский дирижёр и композитор, главный дирижёр Молдавского театра оперы и балета, основатель Молдавского национального камерного оркестра.

Сочинения

  • Кынтече нородниче молдовенешть (Молдавские народные песни, совместно с Л. Корняну). Госиздат: Тирасполь, 1939.
  • Ла алежерь. Песня на слова Леонида Корняну. Госиздат Молдавии (Едитура де стат а Молдовей): Кишинёв, 1947.
  • Ун ковор: кынтик пентру глас ши пиан (Ковёр: песня для голоса с фортепиано на слова Леонида Корняну). Союз композиторов Молдавии: Кишинёв, 1948.
  • Комсомольцы: солнцу и ветру навстречу. На слова Льва Ошанина. Союз композиторов Молдавии: Кишинёв, 1949.
  • Об этом пела Иляна. Молдавская песня. Музгиз: Москва, 1949.
  • Шуточная. Молдавская наторная песня. Музгиз: Москва, 1949.
  • Песня о Кишинёве. Союз композиторов Молдавии: Кишинёв, 1950.
  • Жокул боецилор (Молдавский танец для мальчиков). Союз композиторов Молдавии: Кишинёв, 1951.
  • Бэтута бэтрыняска. Молдавский народный танец в обработке Д.Г. Гершфельда и переложении для баяна И. Бирбрайера. Союз композиторов Молдавии: Кишинёв, 1951.
  • Колыбельная: уснули ласточки давно. На слова С.Я. Маршака. Музгиз: Москва, 1951.
  • С'а дус омул ла кирие (Молдавский танец в переложении для баяна И. Бирбрайера). Союз композиторов Молдавии: Кишинёв, 1951.
  • Букурие. Жок народник, прелукраре де Д.Г. Гершфельд (Радость, молдавский народный танец в переложении Д.Г. Гершфельда). Союз композиторов Молдавии: Кишинёв, 1951.
  • Хангу. Молдавский танец в переложении Д.Г. Гершфельда. Союз композиторов Молдавии: Кишинёв, 1951.
  • Молдавская фантазия. Госиздат Молдавии: Кишинёв, 1956.
  • Сорок вёсен. Советский композитор: Москва, 1958.
  • Опера Д. Гершфельда «Грозован». Составители Е.М. Ткач и З.Л. Столяр. Советский композитор: Москва, 1960.
  • Аурелия. Отрывки из оперы. Для голоса в сопровождении фортепиано. Советский композитор: Москва, 1961.
  • Скрецо. Картя молдовеняскэ: Кишинёв, 1961.
  • Песня о Кишинёве. Приезжайте к нам в Молдову. Советский композитор: Москва, 1962.
  • Лирические песни и романсы. Составление Зиновия Столяра. Советский композитор: Москва, 1963.
  • Грозован. Опера в восьми картинках с приложением либретто В. Руссу (партитура). Советский композитор: Москва, 1976.
  • Ария Флорики из оперы «Грозован». Избранные арии из опер советских композиторов. Ленинград, 1985.

Ссылки

Литература

  • Е.М. Ткач, З.Л. Столяр. Опера Д. Гершфельда «Грозован». Путеводитель. Москва: Советский композитор, 1960.
  • З.Л. Столяр. Композитор Давид Гершфельд. Кишинёв: Картя молдовеняскэ, 1961.
  • Е.С. Клетинич. Композиторы Советской Молдавии (о Д. Гершфельде, Л.С. Гурове, В.Г. Загорском, С.Б. Лунгу и Г.С. Няге). Кишинёв: Литература артистикэ, 1987.

Примечания

  1. Партию Флорики композитор написал специально для этой исполнительницы.
  2. В. С. Савицкая: Среди людей, сыгравших заметную роль в ее творческой биографии, Валентина Савицкая называет имя композитора Давида Гершфельда: "Этот дорогой нам человек, который с консерваторских лет всегда интересовался нашей с Тамарой (Т. С. Чебан — ред.) судьбой, поддерживал нас морально, а после смерти родителей - и материально. Впервые выступив в роли Флорики, благодаря Гершфельду я сделала первые шаги на пути к успеху. Благодарность и признательность этому человеку я пронесла через всю свою жизнь. Он был для нас с Тамарой вторым отцом! К тому же это один из моих любимых композиторов".








Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная  статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA,  http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация