Витебск (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Spivach (Обсуждение | вклад)
м (убрана категория «Евреи» с помощью HotCat)
Spivach (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «История евреев Белоруссии» с помощью HotCat)
Строка 93: Строка 93:
== См. также ==
== См. также ==
[[Категория:Населенные пункты по алфавиту]]
[[Категория:Населенные пункты по алфавиту]]
 +
[[Категория:История евреев Белоруссии]]
== Ссылки ==
== Ссылки ==

Версия 19:15, 26 ноября 2010




Ви́тебск (белор. Ві́цебск) — город в Белоруссии, областной центр Витебской области. Население — 347,5 тыс. человек (2009). Площадь — 96 км²

Содержание

Географическая характеристика

Расположен на северо-востоке Беларуси на берегах реки Западная Двина и её притоков Витьба и Лучоса.

История

Археологические исследования свидетельствуют, что в устье витьбы существовали поселения, основанные балтскими племенами, которых к ix веку сменили славянские племена кривичей. согласно летописи михаила панцирного (1760 г.), витебск (дбеск, видбеск, видебск, витепеск, витьбеск) основан киевской княгиней ольгой в 974. по другим версиям — в 947 или 914 году. первое упоминание о витебске в «повести временных лет» — как о владении князя брячислава изяславича, которому ярослав мудрыйпередал витебск в 1021 году. После смерти полоцкого князя всеслава брячиславича в 1101 году витебск стал центром витебского княжества (удел полоцкого княжества). Находясь в составе великого княжества литовского, город пользовался льготами и автономией. С 1506 витебск стал центром витебского воеводства великого княжества литовского, а с 1569 года — речи посполитой.[1]

После первого раздела Польши в 1772 г. Витебск был включен в состав России. В это время еврейская община города насчитывала 1227 человек (около 25 % населения). С 1776 г. Витебск — уездный город Полоцкой губернии, с 1807 г. — центр Витебской губернии. Постройка в 60-х гг. 19 в. железной дороги Орел — Витебск — Двинск превратила Витебск в крупный центр торговли, что привело к бурному росту города. В 1897 г. еврейское население Витебска насчитывало 34 420 человек (52,4% население).[2]

9 ноября 1917: в городе была провозглашена Советская власть.[3]


27 июля 1990: в составе независимой Беларуси.[4]

Еврейская община

Ранний период

Начало образования общины относится к 1627 году, когда воевода Симеон Сангушко разрешил евреям на имя арендатора Юды Якубовича построить синагогу на собственной земле, в замке или городе, соответственно королевским привилегиям и листам прежних вит. воевод. Община была объявлена свободной от постоя и всяких повинностей. Согласно королевской привилегии 1634 г. за евреями Витебска признавалось (кроме общих для всех евреев Литвы прав и льгот в отношении торговли и устройства синагог и кладбищ) право приобретать в Витебска земельную собственность и дома, уплачивая за них обыкновенные налоги; они были подчинены воеводе.[5]

Религоизный и культурный центр

Витебск был оплотом ортодоксального иудаизма. С конца 18 в. город становится одним из основных центров направления Хабад в хасидизме. В 19 в. прибытие в Витебск евреев, выселенных из Москвы, увеличило влияние элементов Хаскалы. Начало развиваться движение Ховевей Цион, а позднее также социалистическое движение (Витебск был одним из первых центров Бунда). Сионистский лидер Г. Брук занимал пост казенного раввина Витебска с 1901 г.

Под воздействием сионистов, главным образом рабочего направления По‘алей Цион, одна из еврейских религиозных школ (талмуд-тора) была преобразована в школу нового типа, где наряду с религиозными предметами преподавались и светские дисциплины и часть занятий велась на иврите. После 1905 г. в Витебске открылось несколько частных гимназий, большинство учащихся которых были евреями. Художник И. Пэн открыл художественную школу, в которой обучались сотни молодых людей, включая М. Шагала и С. Юдовина.[6]

Витебский пинкос

Витебский пинкос(актовая книга еврейской общины) охватывает период около 200 лет; первый протокол датирован 5466 годом (от сотворения мира). Заключая в себе исторические сведения, уже использованные в печати, пинкос приводит также много бытовых данных. Пинкос отмечает долги обществ священникам разных церквей (доминиканцам 2000 злотых из 7—8%); заемный лист написан на пергаменте, с одной стороны на русском языке, a с другой — на польском. Для раскладки налогов на членов общины назначались особые оценщики и ассистенты-домохозяева, которые обязывались присягой производить раскладку пропорционально и по справедливости (приводится текст присяги). — Ввиду того, что многие, живущие в селах и окрестностях Витебска, не платят общественных налогов, связанных с обрядами и культом, и сами устраивают молитвенные дома и свадьбы, было постановлено подвергать таких лиц херему . Обложение начиналось с 1 коп. и доходило до 14 коп. (в месяц или год — неизвестно). В месяце Хешване 1737 г. собрался областной съезд, и постановлено было бойкотировать его, так как участникам съезда от Витебска грозил штраф и лишение права быть избранным на общественную должность. Во избежание недоразумений при распределении "алия" постановлено: все почести, связанные с отправлением культа, продавать и вырученные деньги передавать через главного старосту в пользу благотворительных учреждений. На каждый свадебный обед — которых всего бывало три — дозволялось приглашать не свыше 20 чел., не считая сватов и близких родственников. Каждый из приглашенных мог участвовать только в одном свадебном обеде; очередь же гостей из числа 60, выбираемых устроителями свадьбы, — намечалась жребием. На обряд обрезания дозволено приглашать не больше 30 человек. Пряниками и сластями угощать гостей запрещалось. — Эти ограничения сделаны были во избежание больших пиршеств, благодаря которым люди малоимущие, не будучи в состоянии их устраивать, могли бы почувствовать себя униженными. — Лица, не уплачивающие налога в пользу общества, имеют право приглашать на свадьбу лишь 10 чел. Для свадьбы можно резать две коровы, не платя коробочного сбора; для обрезания — одну корову. — Во избежание могущих возникнуть волнений строго запрещено — под страхом отлучения — арендовать площадь близ костела. — Жалование раввинам определялось заранее, в 1725 году — 250 золот., кроме того, раввин имел доходы от "коробки" — 1 талер, от кабаков — 1 талер и пр. — Пропинационное право ценилось чрезвычайно высоко: община монополизировала право на все кабаки; для того чтобы удовлетворить прежних держателей кабаков, она выбрала двух лиц, a кабатчики со своей стороны также двух лиц; содержание этого постановления было оглашено в синагогах для вызова тех, которые желали бы предъявить какие-либо претензии к общине. В 1729 г. были введены новые правила управления: избирательным правом пользуются те, которые 3 года числятся в общественных реестрах и платят общинные подати; глава — "парнас" — имеет право передать свой голос кому желает; другие могут передать свой голос только тем, кто сам владеет им; содержатели коробки и других сборов, a также ремесленники, не имеют права голоса. При установлении подоходного налога каждый имеет право сослаться на свой реестр и подтвердить его присягой. Особенно сурово преследуется тот, кто не платит общественных сборов: с ним нельзя вступать в брак; ему нельзя продавать кошерного мяса, детей его нельзя обрезать и обучать, и вообще нельзя приблизиться к нему на расстояние 4 локтей в окружности; его хоронят по обряду "ослиного погребения".[7]


Советский Витебск

С установлением советской власти начался упадок еврейской общины Витебска. Тысячи евреев, переселившихся в Витебск из Литвы и Латвии, воспользовались правом вернуться на прежние места жительства и оставили СССР. Евсекция сделала Витебск одним из своих белорусских центров, издавая там газету «Дер ройтер штерн», выходившую вплоть до 1923 г. 12–18 января 1921 г. в Витебске произошел первый показательный процесс против иудаизма. Подобранный состав судей, экспертов, свидетелей, публики в зале обеспечил нужный результат. Судили еврейскую систему начального религиозного образования. В речи прокурора отмечалось, что ни у одного народа нет подобной системы обучения. В защиту хедеров осмелился выступить только бывший ВИТЕБСКий казенный раввин Х. Меламед, заявивший, что благодаря хедерам еврейские дети получали лучшее образование, чем дети окружающих народов. В приговоре говорилось: «Хедеры должны быть закрыты в кратчайшие сроки, а дети отправлены в еврейские школы с преподаванием на идиш». В 1921 г. хедеры были закрыты, и несколько синагог было конфисковано. Полулегальная иешива Хабада находилась в Витебске до 1930 г. В 1921–37 гг. функционировал еврейский педагогический техникум, в 1921–23 гг. еврейский театр, с 1925 г. при Втором государственном театре работал коллектив еврейской драмы и комедии «Ди идише фольксштиме». В 1926 г. в Витебске было 37 013 евреев (около 37,5% всего населения). [8]


Вторая мировая война

Немцы захватили Витебск 11 июля 1941 г. Часть еврейского населения города успела эвакуироваться. В первые дни оккупации был создан юденрат и евреи должны были носить отличительный знак. 24 июля было вывешено объявление, что за поджог города расстреляно 400 евреев. Тогда же был издан приказ о переселении всех евреев на правый берег Двины. Переправа была поручена добровольцам из местного населения, которые «для забавы» топили переселенцев (так погибло, по некоторым сведениям, около двух тысяч человек). В начале сентября 1941 г. было создано гетто закрытого типа. Узников разместили в Доме металлистов и в окружающих (фактически полностью разрушенных) зданиях. По свидетельству очевидцев, «здесь было очень мало подвалов, жить приходилось под навесом, в конурах из кирпичей, жести и горелых кроватей». Евреи соорудили некоторое подобие шалашей. В гетто была очень высокая смертность от голода, холода и эпидемии. Под предлогом борьбы с эпидемией 15–30 сентября было уничтожено около трех тысяч евреев, 20–25 октября еще три тысячи человек. В декабре 1941 г. были расстреляны последние обитатели гетто (4090 человек). Однако и после этого убийства евреев продолжались. В сентябре 1943 г. немцы, чтобы скрыть следы преступлений, раскапывали места расстрелов и сжигали останки своих жертв. Всего во время оккупации Витебска было уничтожено около 20 000 евреев. Сотни бежавших из гетто евреев сражались в партизанских отрядах.[9]


Послевоенный период

После освобождения города многие уцелевшие евреи вернулись в Витебск. В 1970 г. еврейское население Витебска составляло 17 343 человека (7,5% от всего населения), в 1979 г. — 9 328 человек (3,1%).

В послевоенные годы власти, последовательно проводя политику государственного антисемитизма, замалчивали гитлеровский геноцид. В местном краеведческом музее материалы по истории евреев изымались или переводились в «спецхран». Имя М. Шагала подверглось шельмованию.В 1947 г. была открыта синагога, но через год она была закрыта властями. Верующие евреи собирали миньян в частных квартирах[10]


Наше время

По переписи 1989 г. в Витебске зарегистрировано 8139 евреев (2,3% общего населения). В этом же году в городе было учреждено Общество любителей еврейской культуры, в 1992 г. основан Центр еврейской культуры (директор А. Шульман). С 1991 г. газета «Витебский курьер» регулярно публикует материалы на еврейские темы; специальные выпуски были посвящены Дням Шагала, широко отмеченным в республике. С 1993 г. Центр еврейской культуры издает приложение «Шалом» (на белорусском языке) к газете «Выбор». В 1990 г. в Витебске открылись Витебский центр документальных исследований «Евреи в Беларуси: история и современность», отделение научно-просветительского центра «Халакост» (Катастрофа). В 1997 г. был открыт Дом-музей М. Шагала. Проводятся ежегодные Шагаловские чтения (с 1991 г.). Функционирует Витебский еврейский культурный центр «Мишпоха», который с 1995 г. выпускает одноименный художественно-публицистический альманах. С 1995 г. в Витебске проводится фестиваль «Пуримшпиль в Витебске», в котором участвуют молодежные коллективы из Беларуси, России, Украины, стран Прибалтики. Действует еврейский молодежный клуб. С конца 1990-х гг. в городе издается большое количество еврейских книг. В 1991 г. открылась воскресная еврейская школа, в 1992 г. — синагога. В 1992 г. мэр города Н. Федорчук посетил с официальным визитом Хайфу.с 1995 года выходит журнал, посвященный еврейской истории и культуре «Мишпоха».

Массовый выезд евреев в Израиль и другие страны мира привел к резкому сокращению численности еврейского населения. Согласно переписи населения Республики Беларусь 1999 г., в Витебске проживало 2883 еврея (1,7% общего населения).[11]



Витебск - город Марка Шагала

В 1887 году в Витебске родился художник Марк Шагал. Образ Витебска довольно часто встречается в картинах Шагала, воспоминания о городе детства являлись вдохновением для художника. В Витебске регулярно проводятся Международные Шагаловские дни. Имеется Дом-музей Марка Шагала [12]


Известные евреи - жители и уроженцы

Файл:HausChagallW.JPG
Дом-музей Марка Шагала
  • Юрий (Иеhуда) Пэн (1854—1937) — российский и советский художник-живописец.
  • Марк Шагал (1887—1985) — художник-авангардист.
  • Минай Шмырёв (1881—1964) — организатор партизанского движения в Витебской области, Герой Советского Союза.
  • Харель, Иссер -руководитель служб разведки и безопасности Израиля с 1948 по 1963 годы.

Примечания

  1. [1] jewage.org
  2. [2] Электронная еврейская энциклопедия
  3. [3] Электронная еврейская энциклопедия
  4. [4] Электронная еврейская энциклопедия
  5. [5] jewage.org
  6. [6] Электронная еврейская энциклопедия
  7. [7] jewage.org
  8. [8] Электронная еврейская энциклопедия
  9. [9] Электронная еврейская энциклопедия
  10. [10] Электронная еврейская энциклопедия
  11. [11] Электронная еврейская энциклопедия

См. также

Ссылки


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация