Борьба караимов и рабанитов в средневековом иудаизме

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «{{О_статье |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР=2 |УРОВЕНЬ=1 |КАЧЕСТВО= |АВТОР1= |АВТОР2= |АВТОР3= |ВИКИПЕДИЯ…»)
Следующая правка →

Версия 13:44, 25 ноября 2010

Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 25/11/2010



Основная статья: Караизм

Борьба караимов и раббанитов (рабанитов) продолжалась, то разгораясь, то затухая, с самого образования движения караимов, и её отголоски ощущаются по сей день.

10 в. был периодом консолидации караимской доктрины, последователи которой развернули активную миссионерскую деятельность среди раббанитов. В среде караимов появляются многочисленные теологи, законоучители, комментаторы Библии, грамматики и лексикографы, пишущие преимущественно на арабском языке. Придавая особое значение изучению Библии, караимы с большим рвением занимались масоретским (см. Масора, Ахарон Бен-Ашер) и грамматическим исследованиями библейского текста. В это время был обвинён в караизме знаменитый грамматист Менахем бен Сарук.

Миссионерская деятельность караимов побудила раббанитов к вступлению в начатую караимами полемику, основной мишенью которой служил антропоморфизм Аггады и еврейской мистической литературы.

Первым значительным автором, выступившим против караимов, был Са‘адия Гаон. Борьба Са‘адии Гаона с караимами, начатая им, по свидетельству Аврахама Ибн Эзры, в 915 г. полемическим сочинением против Анана, была решительной и беспощадной. Полемика Са‘адии Гаона с караимами, с одной стороны, стимулировала консолидацию караимского учения: появление в 10 в. – первой половине 11 в. трудов караимских авторов было вызвано необходимостью защищаться от обвинений Са‘адии Гаона. С другой стороны, Са‘адии Гаону удалось приостановить распространение караимства в Эрец-Исраэль и странах Востока. Аврахам ибн Эзра также много полемизировал с караимами.

Одним из наиболее активных оппонентов раббанитов, и в первую очередь Са‘адии Гаона, был Салман (Шломо) бен Иерохам (середина 10 в.). Другим выдающимся караимским полемистом этого времени был Сахл бен Мацлиах ха-Кохен, составивший на арабском языке сборник поучений «Сефер диним» («Книга законов»).

В 12 в. единственной процветающей общиной караимов была египетская. В Египте караимы пользовались расположением властей, и им удалось привлечь на свою сторону часть раббанитов, община которых подвергалась гонениям. Другая часть еврейской общины, хотя формально и не приняла караимскую доктрину, подпала под влияние караимов и почти перестала соблюдать талмудические предписания. Лишь с прибытием в Египет Маймонида авторитет Талмуда среди раббанитов был восстановлен. Начиная с 13 в. караизм теряет свою притягательную силу в еврейской среде и начинается его упадок.

Во время погромов Б. Хмельницкого (1648) караимы большей частью разделяли участь евреев-раббанитов. Общность судьбы сплачивала обе общины, между которыми в этот период существовали дружественные отношения. Так, раббаниты пришли на помощь караимам во время попытки в местечке Шаты близ Трок (1679/80) обвинить караимов в убийстве христианского ребенка.

Самым выдающимся караимским ученым 19 в. и наиболее активным борцом за уравнение караимов в правах был Аврахам бен Шмуэль Фиркович, составивший во время своих поездок по Крыму, Кавказу, Эрец-Исраэль, Сирии и Египту уникальную коллекцию старинных еврейских рукописей, перешедшую впоследствии в собственность Императорской библиотеки в Санкт-Петербурге. Тенденциозный характер писаний Фирковича, его склонность к фальсификации истории и построению необоснованных гипотез уменьшают научную ценность его исследований, которые, тем не менее, внесли важный вклад в изучение истории караимов и в научную иудаистику. Утверждая, что караимы являются потомками израильтян, поселившихся в Крыму за несколько столетий до н. э. и построивших там три города — Солхат, Онхат и Села-ха-Иехудим (см. выше), Фиркович стремился доказать, что караимы не разделяют вины евреев в распятии Христа и заслуживают иного отношения к себе христиан, чем евреи-раббаниты. К Фирковичу же восходит идея о караимском вероисповедании хазар. После смерти Фирковича караимская ученость пришла в упадок.

На протяжении почти всей своей истории караимы считали себя евреями и боролись за признание их особой общиной в рамках иудаизма. Исключение составляли лишь крымско-литовские караимы в России и Австрии (см. выше). Отношение евреев-раббанитов к караимам было двойственным: некоторые поским в разные периоды рассматривали караимов то как еврейскую общину (вплоть до того, что допускали браки между караимами и раббанитами), то отрицали их принадлежность к еврейству и воздвигали различные преграды между ними и евреями-раббанитами. В настоящее время в иудаизме преобладает тенденция к признанию караимов частью еврейского народа.

Статья «Караимы» в Электронной еврейской энциклопедии

Примечания

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация