Сатана
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
|||
Строка 3: | Строка 3: | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
| АВТОР3 = | | АВТОР3 = | ||
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = | + | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2 |
| ПРОЕКТ = | | ПРОЕКТ = | ||
| ПОДТЕМА = | | ПОДТЕМА = | ||
- | | КАЧЕСТВО = | + | | КАЧЕСТВО = 1 |
| УРОВЕНЬ = | | УРОВЕНЬ = | ||
| ДАТА СОЗДАНИЯ = | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
Строка 12: | Строка 12: | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
}} | }} | ||
- | |||
- | |||
- | + | '''Сатана́''' — от {{lang-he|שָׂטָן}}, ''сатан'' — «противник», «обвинитель». В ряде книг [[Ветхий Завет|Ветхого Завета]] Сатаной называется [[ангел]], испытывающий веру праведника (см. {{Библия|Иов|1:6|—12}}). | |
- | |||
- | |||
== Библейская концепция Сатаны == | == Библейская концепция Сатаны == | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
В своём первоначальном значении «Сатана» — имя нарицательное, обозначающее того, кто препятствует и мешает. В Библии это слово относится к людям ({{Библия|1Цар|29:4}}, {{Библия|2Цар|19:22}}; {{Библия|3Цар|5:18}}; {{Библия2|3Цар|11:14|11:14, 23, 25}}). Исключение, вероятно, составляет {{Библия|1Пар|21:1}}.{{нет АИ|14|08|2009}} | В своём первоначальном значении «Сатана» — имя нарицательное, обозначающее того, кто препятствует и мешает. В Библии это слово относится к людям ({{Библия|1Цар|29:4}}, {{Библия|2Цар|19:22}}; {{Библия|3Цар|5:18}}; {{Библия2|3Цар|11:14|11:14, 23, 25}}). Исключение, вероятно, составляет {{Библия|1Пар|21:1}}.{{нет АИ|14|08|2009}} | ||
В качестве имени определённого ангела Сатана впервые появляется в [[Зах.|книге пророка Захарии]] ({{Библия|Зах|3:1}}), где Сатана выступает обвинителем на небесном суде. | В качестве имени определённого ангела Сатана впервые появляется в [[Зах.|книге пророка Захарии]] ({{Библия|Зах|3:1}}), где Сатана выступает обвинителем на небесном суде. | ||
- | В [[Иов.|книге Иова]] Сатана подвергает сомнению праведность Иова и предлагает Господу испытать его. Сатана явно подчинен Богу, и является одним из Его слуг (''бней | + | В [[Иов.|книге Иова]] Сатана подвергает сомнению праведность Иова и предлагает Господу испытать его. Сатана явно подчинен Богу, и является одним из Его слуг (''бней hа-Элоhим'' — «сынов Божьих», в древнегреческой версии — [[ангел]]ов) ({{Библия|Иов|1:6}}) и не может действовать без Его позволения. Он может предводительствовать народами и низводить огонь на Землю ({{Библия|Иов|1:15|-17}}), а также влиять на атмосферные явления ({{Библия|Иов|1:18}}), насылать болезни ({{Библия|Иов|2:7}}). Тем не менее, Сатана нигде не выступает соперником Бога. |
== В иудаизме == | == В иудаизме == | ||
Согласно представлениям [[иудаизм]]а, Сатана не является силой, равной [[Бог]]у. Творец позволяет Сатане действовать в мире с тем, чтобы у человека был выбор между добром и злом. | Согласно представлениям [[иудаизм]]а, Сатана не является силой, равной [[Бог]]у. Творец позволяет Сатане действовать в мире с тем, чтобы у человека был выбор между добром и злом. | ||
- | В литературе [[таннаи|таннаев]] Сатана упоминается нечасто, и почти всюду он выступает лишь как безличная сила зла. В период [[амораи|амораев]] Сатана, однако, стал играть более заметную роль в [[Талмуд]]е и [[Мидраш]]е. Он часто именуется Самаэль, но далее в том же тексте встречается и имя Сатан. Сатана отождествляется с [[ | + | В литературе [[таннаи|таннаев]] Сатана упоминается нечасто, и почти всюду он выступает лишь как безличная сила зла. В период [[амораи|амораев]] Сатана, однако, стал играть более заметную роль в [[Талмуд]]е и [[Мидраш]]е. Он часто именуется Самаэль, но далее в том же тексте встречается и имя Сатан. Сатана отождествляется с [[йецер hа-ра]] (дурными наклонностями) и с ангелом смерти<ref>[[Талмуд]], Баба Батра 16а</ref>, но часто наделяется собственной индивидуальностью. |
== Примечания == | == Примечания == | ||
Строка 48: | Строка 37: | ||
* Krivoshein B., The angels of light and the powers of darkness, L., 1954; | * Krivoshein B., The angels of light and the powers of darkness, L., 1954; | ||
* Werblowsky R.J.Z. Lusefer and Prometheus. A study of Milton’s Satan, L., 1952. | * Werblowsky R.J.Z. Lusefer and Prometheus. A study of Milton’s Satan, L., 1952. | ||
- | |||
- | |||
== См. также == | == См. также == | ||
- | |||
* [[Чёрт]] | * [[Чёрт]] | ||
Строка 61: | Строка 47: | ||
* [http://www.mifinarodov.com/d/dyavol.html Статья «Дьявол» на сайте «Мифы народов мира. Энциклопедия.»] | * [http://www.mifinarodov.com/d/dyavol.html Статья «Дьявол» на сайте «Мифы народов мира. Энциклопедия.»] | ||
* [http://baal.net.ru/publ/12-1-0-136 Сатана в Ветхом Завете] | * [http://baal.net.ru/publ/12-1-0-136 Сатана в Ветхом Завете] | ||
- | |||
- | |||
[[Категория:Иудаизм]] | [[Категория:Иудаизм]] | ||
- | + | [[Категория:Библейские сюжеты]] | |
- | [[ | + | [[Категория:Демоны в иудаизме]] |
- | [[ | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + |
Версия 06:59, 24 ноября 2010
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Сатана́ — от ивр. שָׂטָן, сатан — «противник», «обвинитель». В ряде книг Ветхого Завета Сатаной называется ангел, испытывающий веру праведника (см. Иов.1:6—12).
Содержание |
Библейская концепция Сатаны
В своём первоначальном значении «Сатана» — имя нарицательное, обозначающее того, кто препятствует и мешает. В Библии это слово относится к людям (1Цар.29:4, 2Цар.19:22; 3Цар.5:18; 11:14, 23, 25). Исключение, вероятно, составляет 1Пар.21:1.
В качестве имени определённого ангела Сатана впервые появляется в книге пророка Захарии (Зах.3:1), где Сатана выступает обвинителем на небесном суде.
В книге Иова Сатана подвергает сомнению праведность Иова и предлагает Господу испытать его. Сатана явно подчинен Богу, и является одним из Его слуг (бней hа-Элоhим — «сынов Божьих», в древнегреческой версии — ангелов) (Иов.1:6) и не может действовать без Его позволения. Он может предводительствовать народами и низводить огонь на Землю (Иов.1:15-17), а также влиять на атмосферные явления (Иов.1:18), насылать болезни (Иов.2:7). Тем не менее, Сатана нигде не выступает соперником Бога.
В иудаизме
Согласно представлениям иудаизма, Сатана не является силой, равной Богу. Творец позволяет Сатане действовать в мире с тем, чтобы у человека был выбор между добром и злом.
В литературе таннаев Сатана упоминается нечасто, и почти всюду он выступает лишь как безличная сила зла. В период амораев Сатана, однако, стал играть более заметную роль в Талмуде и Мидраше. Он часто именуется Самаэль, но далее в том же тексте встречается и имя Сатан. Сатана отождествляется с йецер hа-ра (дурными наклонностями) и с ангелом смерти[1], но часто наделяется собственной индивидуальностью.
Примечания
Литература
- Аверинцев С. Сатана // Мифы народов мира. Т. 2, М., 1992, с. 412—414
- Sholem G., Gut und Bose in der Kabbala, «Eranos-Jahrbuch 1961», Z., 1962, S. 29-62;
- Krivoshein B., The angels of light and the powers of darkness, L., 1954;
- Werblowsky R.J.Z. Lusefer and Prometheus. A study of Milton’s Satan, L., 1952.
См. также
- Чёрт
Ссылки
Сатана на Викискладе? |
- Статья «Сатана» в Электронной еврейской энциклопедии
- Р. Хазарзар «Сатана» в Библии(PDF). Сколько раз слово «Сатана» встречается в Библии?
- Статья «Дьявол» на сайте «Мифы народов мира. Энциклопедия.»
- Сатана в Ветхом Завете