Сифре
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 13: | Строка 13: | ||
|ДАТА СОЗДАНИЯ=18/11/2010 | |ДАТА СОЗДАНИЯ=18/11/2010 | ||
}} | }} | ||
- | '''Сифре''' (Сифри, Сифрей, [[арамейский язык|арам]]. סִפְרֵי, соответствует ивритскому "сфарим", «книги») - [[галаха|галахический]] [[мидраш]] на книги книги [[ | + | '''Сифре''' (Сифри, Сифрей, [[арамейский язык|арам]]. סִפְרֵי, соответствует ивритскому "сфарим", «книги») - [[галаха|галахический]] [[мидраш]] на книги книги [[Бемидбар (Числа), библейская книга|Числа]] и [[Второзаконие]]. Во времена [[амораи|амораев]] термин Сифрей обозначал собрание галахических [[барайта|барайт]], а также собрание барайт, содержащих галахические установления, выведенные путем толкования библейских стихов. Вавилонские гаоны, а затем некоторые французские и германские ришоним включали в понятие Сифрей также мидраш [[Мехильта]] (или мехилтот) на книгу [[Шемот (Исход), библейская книга|Исход]]. Однако некоторые североафриканские ученые и после них большинство средневековых ученых употребляли термин Сифрей только применительно к сочинениям о книгах Числа и Второзаконие. Сифрей сформировалась в первых веках н. э. Основы Сифрей на книгу Числа были заложены школой рабби [[Акива|Акивы]], галахические основы Сифрей на книгу Второзаконие — школой рабби [[Ишмаэль бен Элиша (тана)|Ишмаэля]], но [[агада|аггадические]] ее основы — школой рабби Акивы. В галахической части Сифрей встречаются законы, противоречащие Мишне, что указывает на древность источников Сифрей. Сифрей упоминается в [[Вавилонский Талмуд|Вавилонском Талмуде]], материалы Сифрей используются в [[Таргум Онкелос|Таргуме Онкелоса]] (конец 4 в. – начало 5 в.). Вероятно, Сифрей была окончательно отредактирована в [[Страна Израиля|Эрец-Исраэль]] не ранее конца 4 в. Сифрей написана на чисто мишнаитском иврите с вкраплениями греческих слов. |
Сифрей на Второзаконие изучается и исследуется больше, чем Сифрей на книгу Числа. В Сифрей на Второзаконие народ Израиля осуждается за грехи, но в то же время подчеркивается его избранность, говорится о будущем восстановлении могущественного царства, патриархам даются особые характеристики: Авраам — основатель монотеизма, Иаков — прототип еврейского народа, Моисей — вождь, испытывающий личные трудности при выполнении своей миссии. В Сифрей на книги Числа и Второзаконие используются различные способы толкования Библии: кал ва-хомер, гзера шава, hекеш, рибуй, миут и другие. | Сифрей на Второзаконие изучается и исследуется больше, чем Сифрей на книгу Числа. В Сифрей на Второзаконие народ Израиля осуждается за грехи, но в то же время подчеркивается его избранность, говорится о будущем восстановлении могущественного царства, патриархам даются особые характеристики: Авраам — основатель монотеизма, Иаков — прототип еврейского народа, Моисей — вождь, испытывающий личные трудности при выполнении своей миссии. В Сифрей на книги Числа и Второзаконие используются различные способы толкования Библии: кал ва-хомер, гзера шава, hекеш, рибуй, миут и другие. | ||
Строка 22: | Строка 22: | ||
<references /> | <references /> | ||
- | {{ЭЕЭ | + | {{ЭЕЭ|13830|Сифрей}} |
[[Категория:Агадическая литература]] | [[Категория:Агадическая литература]] | ||
[[Категория:Устный Закон]] | [[Категория:Устный Закон]] | ||
[[Категория:Иврит]] | [[Категория:Иврит]] |
Версия 09:40, 18 ноября 2010
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
18/11/2010 | |
Сифре (Сифри, Сифрей, арам. סִפְרֵי, соответствует ивритскому "сфарим", «книги») - галахический мидраш на книги книги Числа и Второзаконие. Во времена амораев термин Сифрей обозначал собрание галахических барайт, а также собрание барайт, содержащих галахические установления, выведенные путем толкования библейских стихов. Вавилонские гаоны, а затем некоторые французские и германские ришоним включали в понятие Сифрей также мидраш Мехильта (или мехилтот) на книгу Исход. Однако некоторые североафриканские ученые и после них большинство средневековых ученых употребляли термин Сифрей только применительно к сочинениям о книгах Числа и Второзаконие. Сифрей сформировалась в первых веках н. э. Основы Сифрей на книгу Числа были заложены школой рабби Акивы, галахические основы Сифрей на книгу Второзаконие — школой рабби Ишмаэля, но аггадические ее основы — школой рабби Акивы. В галахической части Сифрей встречаются законы, противоречащие Мишне, что указывает на древность источников Сифрей. Сифрей упоминается в Вавилонском Талмуде, материалы Сифрей используются в Таргуме Онкелоса (конец 4 в. – начало 5 в.). Вероятно, Сифрей была окончательно отредактирована в Эрец-Исраэль не ранее конца 4 в. Сифрей написана на чисто мишнаитском иврите с вкраплениями греческих слов.
Сифрей на Второзаконие изучается и исследуется больше, чем Сифрей на книгу Числа. В Сифрей на Второзаконие народ Израиля осуждается за грехи, но в то же время подчеркивается его избранность, говорится о будущем восстановлении могущественного царства, патриархам даются особые характеристики: Авраам — основатель монотеизма, Иаков — прототип еврейского народа, Моисей — вождь, испытывающий личные трудности при выполнении своей миссии. В Сифрей на книги Числа и Второзаконие используются различные способы толкования Библии: кал ва-хомер, гзера шава, hекеш, рибуй, миут и другие.
Параллельно Сифрей в тот же период в Эрец-Исраэль был составлен мидраш Сифрей зута (по-арамейски «малые книги»), называемый также Барайта де-Сифрей, Сифрей Иерушалми, Сифрей катан, Сифрей шел-паним ахерим и т. д. Сифрей зута был потерян, но его фрагменты были обнаружены в Каирской генизе. Полный состав Сифрей зута не установлен до сих пор. Подобно Сифрей, Сифрей зута — толкование на книгу Числа; мидраш содержит в основном галахический материал, в том числе законы, не упоминающиеся ни в каких других источниках, а также элементы Аггады. Как и Сифрей, Сифрей зута написан на мишнаитском иврите с использованием греческих слов.
Примечания
Статья «Сифрей» в Электронной еврейской энциклопедии