Книжник-Ветров, Иван Сергеевич

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4
-
|ТИП СТАТЬИ=
+
| АВТОР1  =  
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
| АВТОР2 =
-
|УРОВЕНЬ=
+
| АВТОР3 =  
-
|КАЧЕСТВО=
+
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
-
|АВТОР1=
+
| ПРОЕКТ =  
-
|АВТОР2=
+
| ПОДТЕМА =  
-
|АВТОР3=
+
| КАЧЕСТВО  =  
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
| УРОВЕНЬ  =  
-
|ПРОЕКТ=
+
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
| ВИКИПЕДИЯ =
-
|ПОДТЕМА=
+
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
}}  
-
}}
+
{{Писатель
{{Писатель

Версия 12:11, 17 ноября 2010

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Иван Сергеевич Книжник-Ветров
Файл:Книжник-Ветров.jpg
Имя при рождении:

Бланк Израиль Самойлович (Соломонович)

Псевдонимы:

А.К.; К.; Кн.-Ветров, И.; Кн.-В-ов, Ив.; Кр., А. Крат., А.; Кратов, А.; Кратов, Андрей; Верусин, Сергей, Ветров, И., И.И.; И.К.; И.К.-В.; И.Н.; Интеллигент из народа; Исаев И.; Надеждин И.[1]

Дата рождения:

7 июня (20 июня) 1878

Место рождения:

Ананьев, Херсонской губернии, Российская империя

Дата смерти:

18 февраля 1965

Место смерти:

Ленинград

Гражданство:

СССР

Род деятельности:

Публицист, историк, библиограф, философ-анархист.

Годы творчества:

1903—1965

Направление:

специалист по истории революционного народничества.

Язык произведений:

русский

Ива́н Серге́евич Кни́жник-Ве́тров (настоящее имя Изра́иль Само́йлович [по другим источникам Соломо́нович] Бланк, 7 (20) июня 1878(18780620), Ананьев, Херсонская губерния, — 18 февраля 1965, Ленинград) — российский публицист, историк, библиограф, философ-анархист. Труды по истории революционного народничества, его связей с 1-м Интернационалом и Парижской Коммуной.

Содержание

На родине

И. С. Книжник-Ветров родился в бедной еврейской раввинской семье. Ценой огромных усилий ему удаётся получить среднее, а затем и высшее образование. С 1897 г., ещё будучи студентом Киевского университета, он начинает участвовать в революционном движении. В период так называемых «ветровских демонстраций» студентов осенью 1898 г. И. С. Книжник принимает псевдоним Ветров в память о петербургской курсистке Марии Ветровой, которая сожгла себя в Петропавловской крепости. За революционную деятельность юноша был в 1902 г. исключён из университета и арестован по делу о тайных студенческих организациях в Киевском университете. Он был посажен в тюрьму, а затем сослан на родину в г. Ананьев под надзор полиции. В революционном движении увлекался учением Л. Н. Толстого, пропагандировал толстовство. В 1903 г. он сдаёт экстерном экзамены за юридический факультет и получает университетский диплом. К 1903—1904 гг. относятся его первые выступления в печати. Это были стихи в киевской газете «Юго-Западная неделя», подписанные псевдонимом Андрей Верусин.

В эмиграции

Шаблон:Анархизм В 1904 г. Книжник-Ветров был призван в армию, где вёл пропаганду против русско-японской войны. Предупрежденный о грозящем ему аресте, эмигрировал во Францию, по паспорту Бланка и прожил в Париже почти 5 лет. Там он встречается с Мережковскими, Дм. Философовым, Н. М. Минским, Андреем Белым, К.Бальмонтом, Б. В. Савинковым и другими. Также он сотрудничает с толстовцами и в социалистических журналах «L’ere nouvelle» («Новая эра»). С осени 1904 под влиянием идей анархизма сблизился с российской анархистской эмиграцией (М. И. Гольдсмит, А. С. Гроссманом, В. И. Федоровым-Забрежневым), изучает работы П. А. Кропоткина. Во время конференции «Союза Освобождения» в октябре 1904 г. И. С. Книжник-Ветров работал курьером между П. Б. Струве и типографией, где печаталось «Освобождение». Позднее он — член редакции кропоткинской анархистской газеты «Листки. Хлеб и Воля», где ведёт раздел «Хроника». (Лондон. 1906—1907).[2]. В 1906 году написал и опубликовал книгу «Анархизм: его теория и практика», (СПб., 1906). В сентябре 1906 участвовал в съезде российских анархистов (Лондон), выступил с докладом «Отношение коммунистов-анархистов к существующим в России политическим партиям».[3]

Суть доклада сводилась к отрицанию роли межпартийных коалиций:

«…Между коммунистами-анархистами, с одной стороны, и либералами или социалистами, с другой — существует непроходимая пропасть. …Хотя социалисты стремятся к социализму подобно нам, но поскольку они и его желают опирать на насилие государства в будущем и поскольку стремятся к нему путём участия в государственной власти в настоящем, постольку они враждебны для нас не меньше либералов. Всем, до сих пор сказанным, сам собою даётся вполне отрицательный ответ на вопрос о возможности какого бы то ни было соглашения между нами и какой-либо из существующих политических партий».

Анархисты. Документы и материалы. Т. 1. М. 1998. С. 261.

Выступал с докладами по теории и истории анархизма, проводил занятия в кружке еврейских рабочих и Народном университете 14-го округа Парижа. Помимо названных газет Книжник-Ветров публикуется в «Буревестнике» — газете «анархистов-коммунистов».[4].

Наряду с именами Бакунина, Лозинского, Кропоткина, Раевского, Гогелия, Книжник-Ветров выдвигается в число ведущих российских теоретиков анархизма. Он — представитель русских анархистов в межпартийной кассе взаимопомощи. Но вскоре его взгляды претерпевают эволюцию: из ортодоксального последователя Кропоткина он становится приверженцем религиозно-мистического направления в анархизме. С 1908—1909 Книжник-Ветров — религиозный или христианский социалист.

Возвращение в Россию

Файл:Заветы.jpg
Орган эсеров журнал «Заветы»

В 1909 г. И. С. Книжник-Ветров возвращается на родину, но по приезде в Петербург он был выдан провокатором, посажен в тюрьму «Кресты», а затем на три года сослан в Тобольскую губернию. В 1912—1917 гг. он принимает участие в собраниях Религиозно-Философского общества, где снова встречается с Д. С. Мережковским, З. Н. Гиппиус, П. Б. Струве и другими богискателями. В эти годы он ещё ведёт переписку с И. С. Гроссманом (Рощиным), Федоровым-Забрежневым, однако отходит от анархизма, пропагандирует толстовство, христианский социализм, о чём опубликовал ряд брошюр. Он много публикуется в либеральной и леворадикальной печати: в «Московском еженедельнике», «Московской газете», кадетской «Речи», эсэровских «Заветах» и т. п. В июле 1915 г. Книжник-Ветров официально принял христианство и стал Иваном Сергеевичем.

«С детства же во мне были взращены религиозные предрассудки, вследствие того, что отец обучал меня Библии и я слушал его разговоры с сектантами-штундистами. Позднее к ним присоединились идеалистические философские и религиозные предубеждения, воспринятые на лекциях профессоров Г. И. Челпанова и князя Е. Н. Трубецкого в Киевском университете и от чтения философских сочинений Вл. Соловьева и Бергсона».

Три встречи с Горьким // Вестник молодых ученых. 2000. № 8. Серия «Филологические науки». С. 78-97.

Книжник-Ветров считал себя учеником Канта и Бергсона. В 1916 г. он снова попадает на военную службу, где также занимается политической агитацией в духе религиозного социализма.

В годы революции

В 1917 Книжник-Ветров — писарь в 178-м запасном пехотном полку, 11 марта 1917 г. он был послан от полкового комитета делегатом в Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. С июня член Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Впервые стал сочувствовать большевикам в июле 1917 г. Октябрьскую революцию встретил с энтузиазмом и сразу стал работать для неё.

Работа в «Правде»

28 ноября 1917 г. «Правда» поместила его открытое «Письмо к Российскому правительству», горячо поддерживавшее все мероприятия Советской власти. Это письмо, подписанное «Интеллигент из народа», одобрил В. И. Ленин. Он много печатался в «Правде», заведовал там отделом «Октябрьская революция и культура»; и даже когда редакция переехала в 1918 г. в Москву, М. И. Ульянова приглашала его сотрудничать в газете. Он помещал там свои статьи, библиографические обзоры и др. В том числе в «Правде» опубликованы две статьи Книжника-Ветрова о Горьком за подписью Интеллигент из народа, на которые Горький отвечает на страницах «Новой жизни». В 1919 году Книжник-Ветров заведует Отделом народного образования Петроградского района г. Петрограда.

Пролеткульт

В апреле 1919 года Книжник-Ветров был делегирован советом Петроградского района на 3-ю общегородскую конференцию пролетарских культурно-просветительных организаций. Там, неожиданно для самого себя он оказывается избранным в Центральный Комитет Пролеткульта и затем в его Президиум. С мая 1919 г. Книжник-Ветров посещает заседания Президиума ЦК, а потом активно включается в работу Пролеткульта. Он редактирует его орган «Грядущее», публикует там статьи и библиографические заметки, заведует Студией пролетарских писателей, читает лекции по советской конституции и политграмоте. Состоя членом редакции журнала «Грядущее», Книжник-Ветров, также заведует научно-литературным отделом и литературной студией Пролеткульта. Вся его организационная деятельность в Пролеткульте продолжается по 15 июня 1921 г. С июня 1921 г. по апрель 1923 г. Книжник-Ветров работает в студиях Пролеткульта уже в качестве лектора.

Встречи с Горьким

К этому времени (1919—1920 гг.) относится его личное знакомство с Горьким. Беседы с Горьким нашли своё отражение в работе «Три встречи с Горьким», вошедшей в позднейшую неопубликованную (храниться в Пушкинском Доме) книгу воспоминаний Книжника-Ветрова «Записки восьмидесятилетнего» (охватывающих с 1870-х годов до 1950 г.). Михаил Агурский, оценивая отношение Книжника-Ветрова к Горькому, так характеризует первого: «Иван Книжник-Ветров, любопытный, но еще не признанный религиозный искатель».[5]

Научная и педагогическая деятельность

Позднее Книжник-Ветров возглавляет Ленинградский государственный институт книговедения, всё свободное время отдаёт научной работе в области истории. Основная тема исследований И. С. Книжника-Ветрова — участие в Парижской Коммуне и I Интернационале русских революционеров.

Он сотрудничает также и в анархистских издательствах (Москва, Петроград), публикует воспоминания в журналах «Красная летопись», «Каторга и ссылка». В 1925 г. была опубликована его монография о П. Л. Лаврове; одновременно он работал над образами русских женщин — участниц I Интернационала и Коммуны, а также над монографией об А. В. Корвин-Круковской. Он написал биографии А. В. Корвин-Круковской (Жаклар), Е. Дмитриевой, Е. Г. Бартеневой. Кандидатскую диссертацию защитил почти в 70-летнем возрасте в 1945 году («Елизавета Дмитриева — деятельница Парижской Коммуны»). В 1946 году диссертация выходит отдельной книжкой.

К 1945 г. из-под пера И. С. Книжника-Ветрова вышло 350 статей и книг. Все его работы отличаются оригинальностью, тщательным отбором материала, широким научным диапазоном. Важная заслуга в изучении наследия П. Л. Лаврова принадлежит именно И. С. Книжнику-Ветрову, предпринявшему попытку полного описания творческого пути революционера. Его заслуга состоит в систематизации массива биографической информации, благодаря чему задача исследователей более узких проблем лавризма значительно упростилась.

Ещё до войны в 1937 г. учёный пытается обратить внимание руководства страны на «биографические недоразумения» в школьных учебниках истории. К его мнению Сталин прислушался только шесть лет спустя в 1943 г. Некоторые нелепости чрезмерно услужливых учёных, вызванные их желанием написать «правильную» партийную историю, были устранены.

Книжник-Ветров не испытал особых трудностей в период массовых репрессий, если не считать того, что его «Указатели лучших книг для начального всестороннего образования», изданные в 20-е годы, попали в библиотечные индексы запрещённых книг по причине имеющихся там рекомендаций работ «врагов народа», а новые книги приходилось писать большей частью в стол. Эту участь разделял не один он. Но саму возможность работать у него никто не отнимал.

После войны

Файл:Лавров в Философском наследии.jpg
Обложка двухтомника П. Л. Лаврова

Несмотря на преклонный возраст, Иван Сергеевич продолжал работать до последних дней своей жизни. В двухтомнике «Протоколы Парижской Коммуны», опубликованном в 1959 г., им написаны краткие биографии свыше ста деятелей Коммуны; в 1964 г. вышла в свет его монография «Русские деятельницы Первого Интернационала и Парижской Коммуны». В начале 1965 г. Иван Сергеевич проводил последнюю правку подготовленного им к изданию двухтомника трудов П. Л. Лаврова, вышедшего в свет в том же году уже после его смерти в издательстве «Мысль» в серии «Философское наследие». После И. С. Книжника-Ветрова осталось много неопубликованных работ. Они представляют немалую ценность и для исторической науки и для широкого читателя.

Адреса

Свыше пятидесяти лет своей жизни учёный жил в Ленинграде. С 1914 г. по двадцатые годы он живёт в Доме писателей на Карповке, 19. В этом доме жили писатели А. П. Чапыгин, В. И. Эрлих, М. Ф. Чумандрин, В.Остров, народовольцы В. И. Засулич, Г. А. Лопатин, Э. А. Серебряков с женой, художник Павел Филонов, комендантом Дома литераторов был молодой художник П. А. Мансуров. Трудные годы блокады также не прервали его научных трудов.

Курьёзы

Газета «Книжное обозрение» в 80-е годы рассказала следующую легенду. По отзывам современников, Иван Сергеевич обладал мягким, душевным характером. Но когда он нашёл в «Словаре псевдонимов» И. Ф. Масанова своё настоящее имя — Израиль Самойлович Бланк, он высказал своё искреннее недоумение: он давно привык считать себя русским человеком.

Библиография

  • Книжник-Ветров И. С., Анархизм, его теория и практика. СПб., издательство «Обновление», 1906.
  • Книжник-Ветров И. С. Интеллигенция и социальная революция. (По поводу книжки Е. Лозинского: что же такое, наконец, интеллигенция) // Листки «Хлеб и Воля». № 15. 24 мая 1907. С. 4 — 6.
  • Книжник-Ветров И. С., Очерк социальной экономии с точки зрения анархического коммунизма. 1908.
  • Книжник-Ветров И. С., (псевдоним Андрей Кратов). Новая Россия и евреи. Книжка религиозно-историческая для солдат, рабочих и крестьян и для духовенства всех религий. 1917.
  • Книжник-Ветров И. С., Подготовка к Учредительному Собранию. 1917.
  • Книжник-Ветров И. С., Борьба за республику Советов и отношение к ней Вл. Короленко и М. Горького. 1918.
  • Книжник-Ветров И. С., Демократическая республика или республика Советов: Борьба за новое право и В. М. Чернов. — Пг., 1919.
  • Книжник-Ветров И. С., Воспоминания о Богрове, убийце Столыпина, — Красная летопись, 1922, № 5.
  • Книжник-Ветров И. С., Воспоминания о П. А. Кропоткине и об одной анархистской эмигрантской группе (Страница из истории нашего революционного движения) // Красная летопись. 1922. № 4. С. 28 — 51.
  • Книжник-Ветров И. С., В помощь начинающему читателю: Указатель лучших книг для начального всестороннего образования. Пособие для крестьян, рабочих, красноармейцев и рабоче-крестьянской молодежи. — Л.: Прибой, 1924. — 96 с. 10 000 экз.
  • Книжник-Ветров И. С., То же. Изд. 2-е — под измененным названием: Спутник читателя. Л.: Прибой, 1925. — 122 с. — 10 125 экз.

<В обоих изданиях в числе лучших книг рекомендованы работы «врагов народа» (Бухарин, Каменев и др.) В разделе «История и теория литературы» — труды опальных литературных критиков и писателей>.

  • Книжник-Ветров И. С., Систематический указатель литературы по общественным наукам. Коммунистическая и марксистская литература. 1917—1923. Пособие для библиотекарей, лекторов, членов марксистско-ленинских кружком и для самообразования. — Пг.: Прибой, 1923. — 206 с. — 6 000 экз.
  • Книжник-Ветров И. С., То же. Изд 2-е — под названием: Что читать по общественным наукам. Систематический указатель политической и марксистской литературы 1917—23 гг. Пособие для библиотек, лекторов, членов марксистских кружков и для самообразования. — Л.: Прибой, 1924. — 492 с. — 10 000 экз.

<Указаны среди прочего очерки и воспоминания о революции и Гражданской войне партийных деятелей (например, К.Радека) и писателей, оказавшихся в спецхранах. По заключению цензора, «…с первой до последней страницы рекомендуются книги Троцкого, Бухарина, Зиновьева, Каменева, Радека, Чаянова и других»> (ГАРФ. Ф.9425. Оп.2. Д.19. Л.114).

  • Книжник-Ветров И. С., П. Л. Лавров. Его жизнь и труды. 1925.
  • Книжник-Ветров И. С., П. Л. Лавров. М., 1930.
  • Книжник-Ветров И. С., Виктор Жаклар — деятель Парижской Коммуны и русский журналист. «Проблемы марксизма», 1930.
  • Книжник-Ветров И. С., А. В. Корвин-Круковская. (Жаклар) Друг Ф. М. Достоевского, деятельница Парижской Коммуны. М., Издательство Политкаторжан и ссыльнопоселенцев. 1931.
  • Книжник-Ветров И. С., Комментарий, библиографический и биографический очерки // П. Л. Лавров, Избранные сочинения на социально-политические темы в восьми томах: Тт. I—IV / Вступ. ст. и общ. ред. И. А. Теодоровича. — М., 1934—1935.
  • Книжник-Ветров И. С., Маскировка популярной революционной литературы в 70-е годы, «Книжные новости», № 22, 1936.
  • Книжник-Ветров И. С., Н. П. Поляков — издатель «Капитала» К. Маркса. Вопросы истории, № 6, 1947 г.
  • Книжник-Ветров И. С., Издатель-демократ 60-х годов XIX века Н. П. Поляков, в сборнике: Книга. Исследования и материалы, в. 8, М., 1963.
  • Книжник-Ветров И. С., Русские деятельницы Первого Интернационала и Парижской коммуны. Е. Л. Дмитриева, А. В. Жаклар, Е. Г. Бартенева. — М.—Л., 1964.
  • Книжник-Ветров И. С., Окулов А. Ф. Вступительная статья. // Лавров П. Л. Философия и социология. T.I. M., 1965.
  • Книжник-Ветров И. С., Три встречи с Горьким // Вестник молодых ученых. 2000. № 8. Серия «Филологические науки». С. 78-97. Публ., вступит. ст. и комментарии М. А. Левченко.

Примечания

  1. Масанов И. Ф, «Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей». В 4-х томах. — М., Всесоюзная книжная палата, 1956—1960 гг.
  2. Общественно-политическая газета. «Орган русских анархистов-коммунистов». Издавалась в Лондоне с 30.10.1906 по 5.7.1907. Вышло 18 номеров. Выходила раз в две недели. Главный редактор П. Кропоткин, члены редакции: М. Гольдсмит, В. Забрежнев, И. Книжник-Ветров, П. Кушнир, А. Шапиро. Распространялся в основном за границей, в России имел небольшое влияние вследствие незначительной части тиража, доставлявшейся в страну. Последний № 18 вышел 05 июля 1907. Объем большинства номеров 8 полос. Издание закрыто из-за отсутствия средств.
  3. Лондонский съезд анархистов-коммунистов проходил в Лондоне 17-18 сентября 1906 г. В них участвовали десять человек: П. А. Кропоткин, С. Г. Кропоткина, А. М. Шапиро с женой, П.Кушнир, Нагель, В. И. Федоров-Забрежнев, С. И. Иванова-Левкович, И. С. Книжник-Ветров (Бланк), М. И. Гольдсмит. Было утверждено название партийной газеты, состав редакции. Принято воззвание «Товарищи» о начале издания новой газеты (подписано «За группу» П.Кропоткиным с датой — 20 сентября 1906 г.).
  4. «Буревестник». Общественно-политическая газета, центральный орган одноимённой группы Анархистов-коммунистов (Женева). Издавалась с 20.7.1906 по февраль 1910 г. Техническая подготовка велась в Париже, печаталась в Женеве. Вышло 19 номеров, два из них сдвоенные (№ 6—7, сентябрь-октябрь 1907) и № 10-11 (март-апрель 1908). К № 6-7 выпущено приложение. Объем издания — 16 стр. и лишь иногда увеличивался (№ 8, ноябрь 1907 — 24 стр.). Тираж — до 5 тыс. экз. (самое массовое анархическое издание). Инициатор издания и главный редактор М. Э. Р. Дайнов, с июля 1908 — Н. И. Музиль (Рогдаев); сотрудники: Н.Дайнова, А. С. Гроссман, М.Рубинштейн, Р.Фелль (А.Каплан), И. С. Книжник-Ветров, А.Николаенко, Странский, Н. Я. Тыш; с середины 1908 Г. И. Гогелиа, З.Нахт, М.Немировский, О. И. Малицкая (Музиль), В.Козловский.
  5. Михаил Агурский, «Великий еретик. (Горький как религиозный тип)». — Вопросы философии, 1991, № 8.

Литература

  • Русская Революция и Анархизм. Доклады, читанные на съезде Коммунистов-Анархистов в окт. 1906 года, Лондон, 1907; МВД. Департамент полиции. Обзор революционного движения в России, СПБ., 1909.
  • Зегжда, Н. А. Список научных печатных работ Ивана Сергеевича Книжника-Ветрова. Ред. А. П. Могилянский. Л., 1960. 39 стр.
  • Некролог. Вопросы истории, 1965, № 5
  • Orientalia christiana periodica: Extracta.-Roma: Pont. Institutum Orientalium Studiorum, 19. Vol. 56, fasc.2: Agursky M. The ordeal of a jewish catholic bolshevik.: Ivan Knizhnik-Vetrov (1878—1965). — 1990. — P. 431—467.

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация