Иисус из Назарета

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 62: Строка 62:
Оправдание от грехов связано с познанием Мессии ({{Библия|Ис|53:11|}}).
Оправдание от грехов связано с познанием Мессии ({{Библия|Ис|53:11|}}).
-
Соответственно этому, в [[Новый Завет|Новом Завете]] жизнь Иисуса  описана как исполнение этих пророчеств и приводятся многочисленные цитаты этих пророчеств из Ветхого Завета, как евангелистами, так и самим Иисусом Христом.
+
Соответственно этому, в [[Новый Завет|Новом Завете]] жизнь Иисуса  описана как исполнение этих пророчеств и приводятся многочисленные цитаты этих пророчеств из Ветхого Завета, как евангелистами, так и самим Иисусом.
-
== Иисус с точки зрения христианства ==
 
-
{{main|Христология}}
 
-
{{Стиль}}
 
-
[[Файл:Christ pantocrator daphne1090-1100.jpg|thumb|Иисус на [[мозаика|мозаике]] [[XI век]]]]
 
-
Согласно вероучению большинства [[Христианская церковь|христианских церквей]] Иисус Христос совмещал в себе природу божественную и человеческую, являясь не промежуточным существом ниже Бога и выше человека, но будучи и Богом и человеком по своей сущности.<ref>Ряд течений христианства ([[монофизитство|монофизиты]], [[монофелитство|монофелиты]], [[монархианство|монархиане]] и др.) имеют другие взгляды на сущность Иисуса.</ref> Посланный Богом к [[Человечество|людям]], он должен был исцелить повреждённую [[грех]]ом человеческую природу, соединив её в себе самом с божественной. Распятый на [[Животворящий Крест|кресте]], Иисус затем [[Воскресение|воскрес]] и [[Вознесение|вознёсся]] в [[Царство Небесное]].
 
-
Христиане верят в то, что Иисус является [[Сын]]ом Божиим, Сыном Человеческим (так он сам себя именовал, согласно евангелистам). В ряде христианских конфессий по отношению к Иисусу применяются следующие эпитеты: Агнец (жертва) [[Вселенная|мира]], Предвечное [[Слово]], Сладчайший [[Жених]], [[Премудрость]] Божия, Солнце правды, Мздовоздаятель ({{Библия|Рим|12:19}}).
+
== Историчность Иисуса  ==
-
По определению [[Халкидонский собор|IV Вселенского Собора]] ([[451]] г.), в Иисусе Христе [[Бог]] соединился с человеческой природой ''«неслитно, непревращённо, неразделимо, неразлучимо»''<ref>{{lang-el|ασυγχυτως, ατρεπτως, αδιαιρετως, αχωριστως}} Карташёв А. В. Вселенские соборы. Клин., 2004. С. 343</ref>, то есть во Христе признаются две природы (божественная и человеческая), но одна [[личность]] (Бог-Сын). При этом ни природа бога, ни природа человеческая не претерпели никакого изменения, но остались по-прежнему полноценными.
+
[[Иосиф Флавий]] первым из нехристианских авторов сообщает о существовании Иисуса:
-
 
+
-
[[Великие каппадокийцы]] подчёркивали, что Христос равен Богу-Отцу и Духу Святому по божеству, и при этом равен всем людям по человеческой природе.
+
-
 
+
-
Некоторые старинные и современные христианские течения придерживались и придерживаются других взглядов на природу Христа.
+
-
 
+
-
Сам же Иисус, согласно Библии, характеризовал себя так: {{НЗ2|[[Я]] есть [[путь]], [[истина]] и [[жизнь]]|Ин|14:6}}, — а также:
+
-
* [[Альфа]] и [[Омега]] ([[начало]] и [[конец]]),
+
-
* [[хлеб]] небесный,
+
-
* [[свет]] [[Вселенная|миру]] ({{Библия|Ин|9:5}}),
+
-
* [[воскресение]] и [[жизнь]] ({{Библия|Ин|11:25}}),
+
-
* [[пастырь добрый]] ({{Библия|Ин|10:11}}),
+
-
* сеятель,
+
-
* господин виноградника,
+
-
* [[судья]]
+
-
Иисус также называет себя «от начала [[Сущий]]» ({{Библия|Ин|8:25}}) — так, как должен был называться Мессия согласно Ветхому Завету ({{Библия|Мих|5:2}}). В других приведённых фрагментах Иисус называет себя «Я есмь» ({{Библия|Ин|8:24}}, {{Библия2|Ин|8:28|28}}, {{Библия2|Ин|8:58|58}}). В {{Библия|Ин|18:6}} такое [[самоназвание]] повергает в [[ужас]] иудейскую стражу.
+
-
 
+
-
 
+
-
некоторые критики Нового Завета сомневаются в аутентичности любых сообщений о рождении Иисуса, ибо Евангелия были написаны как минимум через 60—70 лет после Рождества Христова, причём не по письменным документам, а по преданиям, передававшимся из уст в уста.
+
-
 
+
-
Дата рождения Иисуса  определена весьма приблизительно. Самым ранним обычно называется 12 год до н. э. (год прохождения кометы Галлея, которая, по некоторым предположениям, могла быть т. н. [[Вифлеемская звезда|Вифлеемской звездой]]), а самым поздним — 4 год до н. э. (год смерти [[Ирод Великий|Ирода Великого]]).
+
-
 
+
-
=== Крещение ===
+
-
[[Файл:Iskushenie.jpg|thumb|240px||<center>Икона «Крещение Господне» с сюжетами искушений. [[Палех]], [[XIX век]]</center>]]
+
-
Согласно евангельскому рассказу, примерно в 30-летнем возрасте ({{Библия|Лк|3:23}}) Иисус вышел на общественное служение, которое начал с принятия крещения от [[Иоанн Креститель|Иоанна Крестителя]] на реке Иордан.
+
-
Когда к Иоанну, много проповедовавшему о скором пришествии Мессии, пришёл Иисус, то удивлённый Иоанн сказал: «''мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?''».
+
-
На это Иисус ответил, что «''надлежит нам исполнить всякую правду''» и принял крещение от Иоанна.
+
-
Во время крещения {{НЗ2|отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!|Лк|3:21|-22}}.
+
-
 
+
-
После своего крещения ([[Евангелист Марк|Марк]] в своём Евангелии ставит акцент, что это произошло немедленно после крещения) Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой пришёл на землю.
+
-
По истечении сорока дней Иисус {{НЗ2|был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал|Лк|4:2}}.
+
-
Тогда к Иисусу приступил дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить на [[грех]], как всякого человека.
+
-
Выдержав все искушения дьявола, Иисус приступил к своей проповеди и общественному служению.
+
-
 
+
-
=== Проповедь ===
+
-
{{main|Евангелие|Нагорная проповедь|Чудеса Христовы}}
+
-
Иисус выступил с проповедью о покаянии перед лицом наступления Царства Божьего ({{Библия|Мф|4:13}}).
+
-
Иисус начал учить, что Сыну Божьему предстоит жестоко пострадать и умереть на [[крест]]е, и что Его [[жертва]] — есть [[пища]], необходимая всем для вечной жизни.
+
-
Кроме того, Христос подтвердил и расширил [[закон Моисея]]: потребовал от всех, прежде всего, всем [[существо]]м своим любить Бога (в постоянном [[покаяние|покаянии]] ({{Библия|Лк|15:1|—32}}, {{Библия|Лк|18:10|—14}})); затем любить ближних своих (всех людей) как самого себя (в делах [[милосердие|милосердия]] ({{Библия|Мф|25:31|—46}})); и, наконец, любить себя как творение Божие и Его [[образ]] (посредством [[причащение|причащения]] ({{Библия|Ин|6:48|—58}})). При этом не любить мира и всего, что в мире (т. е. чрезмерно не привязываться к ценностям материального мира) и «не бояться убивающих [[тело]], души же не могущих убить» ({{Библия|Мф|10:28}}).
+
-
 
+
-
Несмотря на то, что центром проповеди Христа был священный [[город]] [[Иерусалим]], Он дольше всего со своей проповедью путешествовал по [[Галилея|Галилее]], где Его принимали более радостно. Также Иисус проходил и по [[Самария|Самарии]], [[Десятиградие|Десятиградию]], бывал в пределах [[Тир]]а и [[Сидон]]а.
+
-
 
+
-
Вокруг Христа собралось много последователей, из которых Он избрал сначала 12 ближайших учеников — [[апостол]]ов ({{Библия|Лк|6:13}}-16), затем других 70 ({{Библия|Лк|10:1}}-17) уже менее приближённых, которых также называют апостолами, некоторые из них, впрочем, уже вскоре отошли от Христа ({{Библия|Ин|6:66}}). Апостол Павел сообщает, что на момент крестной смерти и воскресения Христа у Него было более 500 последователей ({{Библия|1Кор|15:6}}).
+
-
 
+
-
Своё [[учение]] Иисус подкреплял различными [[Чудеса Христовы|чудесами]] и прославляется как [[пророк]] и [[целитель]] неизлечимых болезней. Он воскрешал мёртвых, укрощал бурю, превращал воду в [[вино]], пятью [[хлеб]]ами насытил 5.000 [[человек]] и многое другое.
+
-
 
+
-
В [[Евангелие от Иоанна|Евангелии от Иоанна]] указывается, что Иисус 4 раза был в [[Иерусалим]]е на ежегодном праздновании [[Пасха|Пасхи]], отсюда делается вывод, что общественное служение Христа продолжалось примерно три с половиной года.
+
-
 
+
-
=== Страсти Христовы ===
+
-
[[Файл:Roermondse passie.jpg|thumb|240px|<center>«Страсти Христовы», анонимный художник XV в., Нидерланды </center>]]
+
-
{{main|Страсти Христовы}}
+
-
События последних дней земной жизни Иисуса , принёсшие ему физические и духовные [[Страдание|страдания]], относят к Страстям (страданиям) Христовым.
+
-
[[Христианская церковь|Церковь]] вспоминает их в последние дни перед [[Пасха|Пасхой]], в [[Страстная седмица|Страстную седмицу]].
+
-
 
+
-
Особое место среди Страстей Христовых занимают события, произошедшие после [[Тайная Вечеря|Тайной Вечери]]: арест, суд, бичевание и казнь.
+
-
[[Распятие Христово|Распятие]] — кульминационный момент Страстей Христовых.
+
-
Христиане верят, что многие из Страстей были предсказаны [[Библейские пророки|пророками]] [[Ветхий Завет|Ветхого Завета]] и самим Иисусом Христом.
+
-
 
+
-
=== Суд ===
+
-
[[Файл:Eccehomo1.jpg|thumb|230px|left|<center> «[[Ecce Homo]]». <br /> [[Понтий Пилат|Пилат]] обращается к толпе [[Иудея (римская провинция)|иудеев]], призывая помиловать Христа <br />(Антонио Чезери, 1862)</center>]]
+
-
{{main|Суд Пилата}}
+
-
Иудейские первосвященники, осудив на [[Синедрион]]е Иисуса  на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без утверждения римским наместником.
+
-
По мнению некоторых исследователей, Синедрион признал Иисуса [[лжепророк]]ом на основании слов Второзакония: {{НЗ2|но пророка, который дерзнёт говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти.|Втор|18:20-22}}.
+
-
 
+
-
После неудачных попыток первосвященников обвинить Иисуса в формальном нарушении иудейского закона (см. [[Ветхий Завет]]), Иисус был передан римскому прокуратору Иудеи [[Понтий Пилат|Понтию Пилату]] (25—36 гг.).
+
-
На суде прокуратор спросил: «''Ты Царь иудейский?''».
+
-
Этот вопрос был обусловлен тем, что притязание на власть в качестве Царя Иудейского, согласно римским законам, квалифицировалось как опасное преступление против Римской империи.<ref name="syd">
+
-
[http://www.pravoslavie.ru/put/040409102211 Суд над Иисусом Христом: богословский и юридический взгляд]:
+
-
Со смертью в [[4 г. до н. э.]] Ирода старшего титул царя Иудеи был уничтожен, а управление перешло римскому наместнику.
+
-
</ref>
+
-
Ответом на этот вопрос стали слова Христа: {{НЗ2|Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать о истине|Ин|18:29|—38}}. Пилат, не найдя в Иисусе вины, склонился к тому, чтобы отпустить его и сказал первосвященникам: {{НЗ2|Я не нахожу никакой вины в этом человеке|Лк|23:4}}.
+
-
 
+
-
Решение Понтия Пилата вызвало волнение иудейской толпы, направляемой старейшинами и первосвященниками. Стараясь не допустить беспорядков, Пилат обратился к толпе с предложением отпустить Христа, следуя давнему обычаю отпускать на Пасху одного из преступников. Но толпа кричала: {{НЗ2|Да будет распят|Мф|27:22}}. Видя это, Пилат вынес смертный приговор — приговорил Иисуса к [[Распятие (казнь)|распятию]], а сам «''умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего''». На что народ воскликнул: «''кровь Его на нас и на детях наших''» ({{Библия|Мф|27:24|-25}}).
+
-
 
+
-
=== Распятие ===
+
-
[[Файл:Mathis Gothart Grünewald 047.jpg|thumb|180px|<center>Распятие <br />[[Грюневальд, Маттиас|Маттиас Грюневальд]], (1500—1508).</center>]]
+
-
По приговору Понтия Пилата Иисус был [[распятие (казнь)|распят]] на [[Голгофа|Голгофе]], куда он, согласно евангельскому рассказу, сам [[крестный путь|нёс свой крест]].
+
-
Вместе с ним были распяты [[меж двух разбойников|два разбойника]]:
+
-
{{НЗ|Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую [сторону] Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтён.|Мк|15:25|-28}}
+
-
В момент смерти Иисуса в Иерусалимском храме разодралась завеса, которая отделяла святое святых от остальной части храма.
+
-
{{НЗ|И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.|Лк|23:45}}
+
-
 
+
-
После смерти Иисуса на кресте его тело было взято с разрешения Пилата [[Иосиф Аримафейский|Иосифом Аримафейским]] для погребения, которое он совершил вместе с несколькими учениками Иисуса в ранее не использованной гробнице, которая была вырублена в скале, находившейся на земле в собственности Иосифа, около сада, близкого к Голгофе.
+
-
 
+
-
Согласно христианскому преданию, после погребения Иисус спустился в [[ад]] и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю свою [[евангелие|евангельскую]] проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех [[Ветхий Завет|ветхозаветных]] праведников, в том числе [[Адам]]а и [[Ева|Еву]].<ref>
+
-
[http://slovari.yandex.ru/dict/religion/article/rel/rel-0068.htm?text=сошествие_во_ад Ад (Энциклопедия «Религия»)]
+
-
</ref>
+
-
[[Файл:Meister des Wittingauer Altars 002.jpg|thumb|left|200px|<center>Воскресение Христово <br />(створка [[Тржебоньский алтарь|Тржебоньского алтаря]])</center>]]
+
-
 
+
-
=== Воскресение ===
+
-
Момент обнаружения опустевшего гроба Христова в разных [[Евангелие|Евангелиях]] описан с различиями.
+
-
Согласно [[Иоанн (евангелист)|Иоанну]] ({{Библия|Ин|20:1|-15}}): [[Мария Магдалина]] одна (по другим версиям, [[жёны-мироносицы|жён-мироносиц]] было больше) пришла после субботы к гробу Христа и увидела, что он пуст.
+
-
Ей были видения двух [[ангел]]ов и Иисуса, которого она не сразу узнала.
+
-
Вечером Христос явился своим ученикам (среди которых не было [[Фома Близнец|Фомы Близнеца]]).
+
-
Фома, пришедши, не поверил в рассказы о его воскресении, пока не увидел собственными глазами раны от гвоздей и пробитые копьём рёбра Христа.
+
-
 
+
-
Воскресная [[стихира]] [[Октоих]]а указывает, что момент воскресения Иисуса (так же, как и момент его рождения) не видели не только люди, но даже ангелы.
+
-
Этим подчёркивается непостижимость тайны Христа.
+
-
 
+
-
После своего воскресения Христос дал апостолам [[Великое поручение]] проповедовать его учение о спасении по всем странам и народам.
+
-
 
+
-
=== Вознесение ===
+
-
{{main|Вознесение Господне}}
+
-
Иисус собрал апостолов в Иерусалиме и сказал им не расходиться, но ожидать крещения Святым Духом ({{Библия|Деян|1:2-11}}).
+
-
 
+
-
{{НЗ2|Сказав сиё, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их|Деян|1:9}}.
+
-
Вознесение, произошедшее на Елеонской горе, сопровождали {{НЗ2|два мужа в белой одежде|Деян|1:10}}, которые объявили о втором пришествии {{НЗ2|таким же образом|Деян|1:11}}.
+
-
 
+
-
=== Второе пришествие ===
+
-
Иисус неоднократно говорил о Своём скором втором пришествии на землю
+
-
({{Библия|Мф|16:27}},
+
-
{{Библия2|Мф|24:27}},
+
-
{{Библия2|Мф|25:31}},
+
-
{{Библия|Мк|8:38}},
+
-
{{Библия|Лк|12:40}}),
+
-
о нём ясно учат и [[апостолы]]
+
-
({{Библия|1Ин|2:28}},
+
-
{{Библия|1Кор|4:5}},
+
-
{{Библия|1Фес|5:2|—6}})
+
-
и потому оно было общим убеждением Церкви во все времена.
+
-
Догмат о втором пришествии зафиксирован в [[Никео-Цареградский символ веры|Никео-Цареградском Символе веры]], в его 7-м члене:
+
-
{{цитата|
+
-
И во единого Господа Иисуса Христа <…> опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, царству Которого не будет конца
+
-
{{oq|el|
+
-
Πιστεύω εἰς ἕνα Κύριον Ἰησοῦν Χριστόν <…> πάλιν ἐρχόμενον μετὰ δόξης κρῖναι ζῶντας καὶ νεκρούς, οὗ τῆς βασιλείας οὐκ ἔσται τέλος
+
-
}}
+
-
}}.
+
-
 
+
-
== Учение Иисуса  ==
+
-
 
+
-
=== Основные особенности ===
+
-
# Вера в Единого Бога: {{НЗ2|Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи|Мф|4:10}}
+
-
# Прежде всего — Любовь к Богу и любовь ко всем людям ({{Библия|Мф|22:37}}—40)
+
-
 
+
-
=== Спасение ===
+
-
# Необходимость рождения свыше силой Духа Святого ({{Библия|Ин|3}} глава)
+
-
# Необходимость рождения от воды и Духа: {{НЗ2|Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие|Ин|3:5}}
+
-
# Необходимость вкушения тела и крови Христовых в таинстве [[причащение]] ({{Библия|Ин|6:48—58}})
+
-
# Для принятия дарованного спасения от человека требуется и личная воля, которая проявляется в приложении собственных усилий в следовании за Богом ({{Библия|Мф|11:12}}).
+
-
 
+
-
=== Личное благочестие ===
+
-
# {{НЗ2|Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки|Мф|7:12}}
+
-
# Критика лицемерия: {{НЗ2|Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие|Лк|12:1}}
+
-
# Необходимость отречения от самого себя (самопожертвование).
+
-
# Терпение:
+
-
#* {{НЗ2|любите врагов ваших|Мф|5:44}};
+
-
#* {{НЗ2|терпением вашим спасайте души ваши|Лк|21:19}}.
+
-
# Развод с целью заключения нового брачного союза и брак с разведёнными является нарушением заповеди «Не прелюбодействуй». {{НЗ2|Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведённой с мужем, прелюбодействует|Лк|16:18}}
+
-
# Необходимость проповедования Евангелия всем людям (всем народам), последующего их крещения «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», чтобы они соблюдали все повеления Христа.({{Библия|Мф|28:19,20}}).
+
-
 
+
-
=== Эсхатология ===
+
-
# Учение о последних временах ({{Библия|Мф|24:3|—44}})
+
-
# Предречение конца бед в новом свете: «Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трёх» ({{Библия|Лк|12:51|-52}})
+
-
 
+
-
=== Учение Иисуса и христианство ===
+
-
В результате проповеди Иисуса Христа в Палестине возникло новое религиозное направление под названием [[Христианство]].
+
-
 
+
-
В [[2008 год]]у в мире насчитывается более 1 млрд человек, называющих себя христианами.
+
-
Существуют [[Ветви христианства|различные христианские конфессии]], отличающиеся друг от друга во взглядах на некоторые вопросы вероучения.<ref>
+
-
Патриарх Алексий II: ''После столетий разделения между христианами вряд ли легко будет объединить в одну Церковь православных, католиков и протестантов разных конфессий. За это время успели появиться принципиальные различия в вероучении, нравственных нормах, молитвенной практике.'' [http://orthodox.etel.ru/2002/40/a_changewrld.shtml Из интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II журналу «Экономические стратегии»]
+
-
</ref>
+
-
 
+
-
 
+
-
=== В Библии ===
+
-
 
+
-
В [[Новый Завет|Новом Завете]] многие воспринимают Христа как обычного человека, странника, сына простого плотника:
+
-
{{НЗ2|не Иосифов ли это сын?|Лк|4:22}}.
+
-
{{НЗ2|Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?|Мк|6:3}}.
+
-
Поэтому Его обвиняют в богохульстве за то, что Он назвал Себя Сыном Божьим (Мк.14:61-62).
+
-
 
+
-
В Откровении даётся описание преображенного образа Христа в Царстве Божием: {{НЗ2|Я увидел подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом. Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его - как пламень огненный… и лице Его - как солнце, сияющее в силе своей|Откр|1:12|-16}}.
+
-
В [[Ветхий Завет|Ветхом Завете]], в пророчестве Исаии о будущем Мессии, призванном принять на себя грехи человечества и обезобразиться этим, говорится:
+
-
{{НЗ2|Нет в Нём ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему.|Ис|53:2}}.
+
-
Эти слова цитировал для описания не столько внешности, сколько символического облика страдающего Иисуса [[Иустин Философ|Юстин Мученик]] во [[II век]]е.<ref>
+
-
Юстин. Первая апология 50 = Книга Исайи 53, 2-3
+
-
</ref>
+
-
Подробнее см. [[Муж скорбей]].
+
-
 
+
-
 
+
-
== Историчность Иисуса Христа ==
+
-
{{main|Историчность Иисуса Христа}}
+
-
Древнееврейский историк [[I век]]а [[Иосиф Флавий]] первым из нехристианских авторов сообщает о существовании Иисуса Христа:
+
<blockquote>
<blockquote>
«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлёк к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали любить его и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени.»<ref>
«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлёк к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали любить его и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени.»<ref>
Строка 293: Строка 107:
</ref>.
</ref>.
-
== Иисус Христос с точки зрения других религий ==
+
== Иисус с точки зрения других религий ==
=== Иудаизм ===
=== Иудаизм ===
{{также|Иудаизм и христианство|Мессия}}
{{также|Иудаизм и христианство|Мессия}}

Версия 23:16, 13 ноября 2010

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Дата создания: 13/11/2010


Шаблон:Искажающая статья из Википедии

Иисус из Назаре́та,; не позже 4 до н. э. — 26-36 н. э.) — еврейский харизматический проповедник, послуживший основой для создания христианства.

Содержание

Происхождение и значение имени

Йехошуа/Йешуа — одно из самых распространённых еврейских имён того периода. Оно давалось в основном в память об ученике Моисея и завоевателе Земли Израильской Йехошу́а бин Нун (ок. XV—XIV вв. до н. э.), которого русская синодальная Библия также называет Иисусом — Иисус Навин.

Христос — эпитет и титул, указывающий на характер миссии Иисуса с точки зрения христианства. Греческое слово Χριστός есть перевод ивритского משׁיח (Маши́ах) и арамейского משיחא (Меши́ха) и означает «помазанник» (мессия).

Эпитет «помазанник» употреблялся в древнем Израиле по отношению к царям и священникам. Поставление царей на трон и священников на служение совершалось в Израиле через торжественное помазание елеем.

Изначально «помазанными» называли священников, а после установления монархии в Израиле слово «помазанник» начали употреблять по отношению к царям.

Соответственно, иудейские пророки предвозвещали пришествие царя из рода Давида, «помазанника», который, являясь одновременно священником и царём, исполнит всё то, что Израиль ожидает от истинного Царя мира.

Ветхозаветные пророчества, по мнению хрисьтианства, исполнившиеся в Иисусе Христе

Иисус в христианстве — это Мессия, обещанный в различных пророчествах Ветхого Завета.

С точки зрения христианского богословия, эти пророчества указывают время его прихода, описывают его родословную, обстоятельства жизни и служения, его миссию, смерть и воскресение из мёртвых.

Так, Мессия должен быть потомком Авраама, Исаака и Иакова. Происходить из колена Иудина (Быт.49:10). Быть «корнем Иессея» и потомком Давида (ЗЦар 2:4) [1].

Текст Быт.49:10 указывает на то, что Мессия должен прийти до утраты самоуправления и законодательства древней Иудеей [2].

В книге пророка Даниила (Дан.9:25) указан год прихода Мессии, исчисляя от указа о восстановлении Иерусалима (указ Артаксеркса Неемии, 444 г. до н. э. Неем.2:1-8). В последующих двух стихах предсказывается разрушение Иерусалима и Храма после смерти Мессии. Христиане считают, что это пророчество исполнилось в 70 году н. э., когда Иерусалим и Храм были разрушены войсками римского военачальника Тита, таким образом Мессия должен был прийти до этого разрушения. Произведённые расчёты[3] указывают на 30 марта (10 нисана) 33 г. — на дату торжественного въезда Иисуса в Иерусалим.

Тот, которого происхождение от дней вечных и кто должен быть Владыкою в Израиле, должен родиться в Вифлееме (Мих.5:2).

Вера в то, что Мессия должен родиться от девы, основана на тексте Книги пророка Исайи (Ис.7:14). Об этом же предсказывает текст Быт.3:15, согласно которому будущий победитель дьявола родится без семени мужчины. Это пророчество в христианской традиции условно называют «первоевангелием» — первым евангелием, первой благой вестью.

Мессия должен быть оценён в 30 серебряных монет, которые будут брошены на пол Храма. (Зах.11:12-13).

Вера в то, что Мессия должен пострадать, опирается на ряд пророчеств. В этой связи наиболее известна 53 глава Книги пророка Исайи, которая содержит описание отвержения, страданий и смерти Мессии. Страдания Мессии описывают также пророк Захария (Зах.12:10) и израильский царь Давид (Пс.21:17) предсказывая, что Мессия будет пронзён.

Вера в то, что Мессия воскреснет из мёртвых, основывается на Псалме 15, а также на завершающих стихах 53 главы Книги пророка Исайи, которые описывают жизнь Мессии после казни (Пс.15:10), (Ис.53:10,12).

Оправдание от грехов связано с познанием Мессии (Ис.53:11).

Соответственно этому, в Новом Завете жизнь Иисуса описана как исполнение этих пророчеств и приводятся многочисленные цитаты этих пророчеств из Ветхого Завета, как евангелистами, так и самим Иисусом.


Историчность Иисуса

Иосиф Флавий первым из нехристианских авторов сообщает о существовании Иисуса:

«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлёк к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали любить его и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени.»[4]

Это известие написано в 90-х гг. Однако, по мнению ряда учёных, этот фрагмент в тексте греческой рукописи является благочестивой вставкой христианского переписчика, сфабрикованной на рубеже III и IV веков[5].

В самом деле, Иосиф Флавий, фарисей и правоверный последователь иудаизма, потомок Маккавеев, член известного рода первосвященников, якобы сообщает, что Иисус был Мессией, что, распятый, Он воскрес на третий день. По мнению критиков, если бы Иосиф действительно поверил, что Иисус был Мессией, он бы не довольствовался таким маленьким отрывком, а, как минимум, написал бы отдельную книгу об Иисусе.

Однако в 1912 году русский учёный А. Васильев опубликовал арабский текст сочинения христианского епископа и историка X века Агапия Манбиджского «Книга титулов» («Китаб аль-унван»), а в 1971 году израильский учёный Шломо Пинес обратил внимание на цитату Агапия из Иосифа Флавия, которая расходится с общепризнанной греческой версией Testimonium Flavianum:

В это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из числа иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть; однако те, которые стали его учениками, не отреклись от своего ученичества. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В соответствии с этим он-де и был Мессия, о котором пророки предвещали чудеса[6] (перевод С. С. Аверинцева).


Тем не менее, по поводу приведённого отрывка также нет единого мнения среди исследователей. Он может отражать подлинный текст Иосифа Флавия, сохранившийся благодаря ранним переводам его сочинений на сирийский язык, а может быть вариацией христианской вставки, адаптированной для мусульманского окружения, в котором жил Агапий[7].

Другим автором, упоминающим о Христе, является крупнейший римский историк Корнелий Тацит:

«Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается всё наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев.»[8]

Это свидетельство было написано около 115 года.

Другой знаменитый римский историк Гай Светоний Транквилл в книге «Жизнь двенадцати цезарей», в главе Клавдий 25.4 пишет: Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима. Это известие написано на несколько лет раньше свидетельств Тацита.

До нашего времени дошла переписка правителя Вифинии и Понта Плиния Младшего с императором Траяном.

Из письма Плиния к Траяну:

Всяких тебе благ! У меня уже вошло в привычку приносить для твоего рассмотрения всякое дело, в котором я не уверен или сомневаюсь. Потому что кто может лучше тебя управлять моими нерешительными суждениями или же пополнить мою некомпетентность в познаниях? До моего вступления в управление этой провинцией я никогда не вёл допроса христиан. Я в этом некомпетентен и не могу решить, какова цель судебного расследования и наказания в этом деле… Между тем, я поступал с такими, которых приводили ко мне, как христиан, так: я спрашивал, действительно ли они христиане. Если они упрямо настаивали на своём, то я приказывал их уничтожить… Другие же сначала объявляли, что они христиане, а затем отрекались от Него… О их прежней религии они говорили… и сообщали следующее: они имели в определённый день перед восходом солнца собираться вместе и совместно воспевать гимны Христу, как Богу, давать перед Ним обеты никогда не делать нечестия, не заниматься кражей, воровством или блудом, не нарушать данного слова, не удерживать данного им в залог. После же этого их обыкновением было принимать участие в безобидной трапезе, на которой все они поступали без какого-либо нарушения порядка. И этот последний обычай они исполняют, несмотря на то что по твоему повелению обнародован мною указ, запрещающий всем общинам поступать так… Число обвиняемых так велико, что дело заслуживает серьёзного разбирательства… Не только города, но и малые деревни, и полупустынные места переполнены этими иноверцами…

Все упомянутые сообщения объединяет одна общая черта. Их авторы пишут о Христе либо со слов христиан, либо по слухам, бытующим в околохристианских кругах. Таким образом, все эти сообщения могут свидетельствовать лишь о древности христианских представлений об Иисусе, но ничего не добавляют к вопросу об историчности Иисуса.

Мифологическая школа признаёт образ Иисуса Христа мифическим, созданным на основе тотемических верований или земледельческих культов (особенно культов умирающего и воскресающего бога), подобно культу Осириса, Диониса, Адониса и др., представлений о самопожертвовании божеств в таких культах, или интерпретирует образ с точки зрения солярно-астральных представлений [9].

Иисус с точки зрения других религий

Иудаизм

Для современного иудаизма личность Иисуса не имеет никакого религиозного значения и признание его мессианской роли (и, соответственно, использование титула «Христос» по отношению к нему) абсолютно неприемлемо.[10]

В иудейских текстах той эпохи нет ни одного упоминания его личности, которое можно было бы достоверно идентифицировать с Иисусом из Назарета.

В нецензурированной версии Вавилонского Талмуда упоминается проповедник по имени ивр. ‎יש"ו‎ (Иешу), которого некоторые еврейские исследователи отождествляют с Иисусом из Назарета [11], несмотря на значительные фактологические и временны́е расхождения между сведениями о нём и евангельской фабулой.

А потом возникла другая [разновидность преследователей], новая секта, которая с особым рвением отравляет нам жизнь обоими способами сразу: и насилием, и мечом, и наветами, ложными доводами и толкованиями, утверждениями о наличии [несуществующих] противоречий в нашей Торе.

Эта секта вознамерилась извести наш народ новым способом. Её глава коварно замыслил объявить себя пророком и создать новую веру, помимо Божественного учения — Торы, и провозгласил публично, что оба учения — от Бога. Целью его было заронить сомнение в сердца наши и посеять в них смятение.

Тора едина, а его учение — её противоположность. Утверждение, что оба учения от единого Бога, направлено на подрыв Торы. Изощрённый замысел этого весьма дурного человека отличался необыкновенным коварством: вначале попытаться извести своего врага так, чтобы самому остаться в живых; но если все старания останутся напрасны, предпринять попытку погубить своего врага ценой собственной гибели.

Злоумышленник этот был Йешуа из Ноцрата[12] — еврей. Хотя отец его был нееврей и только мать была еврейка, закон гласит, что родившийся от нееврея (даже раба) и дочери Израиля — еврей[13]. Имя же, которым его нарекли[14], потворствовало его безмерной наглости. Он выдавал себя за посланца Божьего, который явился, чтобы разъяснить неясности в Торе, утверждая, что он Машиах[15], обещанный нам всеми пророками. Его истолкование Торы, в полном соответствии с его замыслом, вело к упразднению её и всех её заповедей и допускало нарушение всех её предостережений. Мудрецы наши, благословенна их память, разгадали его замысел прежде, чем он достиг широкой известности в народе, и поступили с ним так, как он того заслуживал.

Спустя немалое время после его смерти возникла религия, основоположником которой его считают. Она распространилась среди сынов Эйсава[16], об обращении которых он сам и не помышлял.

Рамбам. ч. 1 // Послание в Йемен, или Врата Надежды.

Иногда Иисус отождествляется (вслед за античным философом Цельсом) с Йешу бен Пантира, сыном римского солдата Пантеры или Пандиры и парикмахерши (завивающей волосы женщинам [מגדלא נשיא, по-еврейски megadela, намёк на евангельскую Марию Магдалину[17]]).

С точки зрения иудаизма, в Ветхом Завете (ТаНаХе) главным критерием прихода Мессии является изложенное в пророчестве Исайи:

« И перекуют [все народы] мечи на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться воевать.
»
« Притеснителя не станет, грабёж прекратится, попирающие исчезнут с земли
»

Поскольку вскоре за проповедью Иисуса последовало разрушение Храма и рассеяние евреев, евреи не могли признать Иисуса Мессией в традиционной для иудаизма интерпретации.

С точки же зрения христианского богословия, окончание войн будет последствием второго пришествия Мессии, (то есть при своём Втором пришествии Иисус выполнит еврейские пророчества о Мессии) в то время как после первого прихода должны быть войны, разрушение Иерусалима и Храма и утверждение нового завета (на основании Дан.9:26,27). Разрушение Иерусалима и Храма римлянами в 70 году, вскоре после распятия Иисуса римлянами, возникновение христианства как религии Нового Завета, рассматривается христианами как исполнение цепи пророчеств Даниила о Мессии:

«

Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределённая гибель постигнет опустошителя.

»

Иудаизм считает такое понимание Даниила (и особенно вписывание в текст Книги Даниила, жившего за пять столетий до н. э., имени «Христос») ложным. «Христос» переводится как «машиах», то есть «мессия» («помазанник», «царь Иудейский»), поэтому не является личным именем Иисуса и может быть применено к любому еврейскому царю, в том числе к ожидаемому иудеями Мессии.

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация