Менаше Бен-Исраэль
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «описание Менаше́ (Манассе) БЕН ИСРАЭ́ЛЬ (Menasseh ben Israel; 1604, Мадейра, Порт…») |
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
||
Строка 20: | Строка 20: | ||
* [http://cf.uba.uva.nl/en/collections/rosenthaliana/menasseh/ Menasseh Ben Israel collection in the Amsterdam University Library] | * [http://cf.uba.uva.nl/en/collections/rosenthaliana/menasseh/ Menasseh Ben Israel collection in the Amsterdam University Library] | ||
* [http://jhom.com/personalities/ben_israel/index.htm Jewish Heritage Online Magazine] | * [http://jhom.com/personalities/ben_israel/index.htm Jewish Heritage Online Magazine] | ||
+ | {{checked}} |
Версия 19:57, 7 ноября 2010
Менаше́ (Манассе) БЕН ИСРАЭ́ЛЬ (Menasseh ben Israel; 1604, Мадейра, Португалия, – 1657, Мидделбург, Голландия), апологет иудаизма (см. Апологетическая литература), общественный деятель и издатель. Родился в семье марранов и получил при крещении имя Мануэл Диас Суэйру. Когда из-за преследований инквизиции семья бежала в Амстердам, ее члены взяли себе еврейские имена.
С 12 лет Менаше бен Исраэль отдается изучению еврейских наук и уже в 17 лет заканчивает свою первую книгу (оставшуюся в рукописи) — грамматический трактат на иврите «Сафа брура» («Ясный язык»). В 1622 г. Менаше бен Исраэль становится синагогальным проповедником общины «Неве-Шалом». В 1626 г. он основывает первую в Амстердаме еврейскую типографию и до конца жизни занимается изданием книг на иврите, латинском, испанском и португальском языках. Был лично дружен с Гроциусом и Рембрандтом; последний написал и выгравировал его портрет.
В 1640 г. на Менаше бен Исраэля был наложен херем из-за его вмешательства в конфликт между лидерами общины и его шурином Ионой Абраванелем. Менаше сыграл значительную роль в переговорах о возвращении евреев в Англию (см. Великобритания) после происшедшей там пуританской революции (1649). Менаше бен Исраэль видел в возвращении евреев в Англию завершение рассеяния евреев «до конца земли» (кце ха-арец, что является также средневековым ивритским переводом названия Англии — Angle-terre), после чего должен наступить приход Мессии. Желая снискать благоволение английского парламента, Менаше бен Исраэль посвятил ему латинское издание своей книги «Надежда Израиля» (1650) об обнаружении в Южной Америке десяти колен исчезнувших.
В 1655 г. Менаше посетил Англию и подал О.Кромвелю петицию с просьбой об отмене запрета на въезд евреев в страну. Хотя просьба была формально отклонена, последующая петиция о разрешении открыть синагогу и основать еврейское кладбище была удовлетворена, что означало фактическое разрешение евреям селиться в Англии. Во время своего пребывания в Англии Менаше бен Исраэль написал трактат «Vindiciae Judaeorum» («В защиту евреев»), дававший отповедь антиеврейским нападкам. Разочаровавшись в своих надеждах, Менаше покинул Англию, несмотря на благоволение Кромвеля, пожаловавшего его рентой в 100 фунтов в год. Осенью 1657 г. на пути в Амстердам Менаше бен Исраэль скончался в Мидделбурге.
Менаше бен Исраэль был в первую очередь апологетом и публицистом: его сочинения были большей частью рассчитаны на христианского читателя и стремились представить иудаизм в приемлемой для христианского мира форме. В этом Менаше предвосхитил еврейских апологетов 19 в. В числе его трудов, написанных на латыни: «О цели жизни» (1634), «О творении» (1635), «О воскресении мертвых» (1636), «О человеческой слабости» (1642).
Менаше бен Исраэль составил кодекс еврейских законов для возвратившихся в лоно иудаизма марранов «Сокровищница законов» (португальский язык, 1645–47). Его трактат «Камень славы» (португальский, 1655) был иллюстрирован гравюрами Рембрандта. Природе души посвящен трактат на иврите «Нишмат хаим» («Дух жизни», 1651).
Источники