Положение христиан в Израиле и в Палестинской автономии

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 18: Строка 18:
{{main|Христианство}}
{{main|Христианство}}
Христианство - авраамическая мировая религия, насчитывающая наибольшее количество последователей - свыше 2,1 миллиарда человек<ref>[http://www.adherents.com/Religions_By_Adherents.html Major Religions of the World
Христианство - авраамическая мировая религия, насчитывающая наибольшее количество последователей - свыше 2,1 миллиарда человек<ref>[http://www.adherents.com/Religions_By_Adherents.html Major Religions of the World
-
Ranked by Number of Adherents]</ref>. Она зародилась на территории современного [[Израиль|Израиля]] и [[Палестинская автономия|Палестинской автономии]] в I в до н.э.-I-II вв н.э.  
+
Ranked by Number of Adherents]</ref>. Она зародилась на территории современного [[Израиль|Израиля]] и [[Палестинская автономия|Палестинской автономии]] в I в до н.э.-I-II вв н.э., испытав на себе первоначально сильное влияние иудаизма<ref>[http://jhistory.nfurman.com/code/05-18.htm ИУДАИЗМ И ХРИСТИАНСТВО. Начало]</ref><ref>[http://www.skeptik.net/religion/christ/jews_chr.htm Пинхас Полонский. Евреи и христианство]</ref>.  
-
Христианство немало почерпнуло от иудаизма<ref>[http://jhistory.nfurman.com/code/05-18.htm ИУДАИЗМ И ХРИСТИАНСТВО. Начало]</ref>, хотя между ними и имеется немало фундаментальных различий<ref>[http://www.skeptik.net/religion/christ/jews_chr.htm Пинхас Полонский. Евреи и христианство]</ref>. Тем не менее, большинство святых для христианства мест находится на территории Израиля. Тем самым существование здесь христианских общин предопределено исторически.
+
Большинство святых для христианства мест находится на территории Израиля. Тем самым существование здесь христианских общин предопределено исторически.
==Краткая история==
==Краткая история==
Строка 62: Строка 62:
==Отношение государства==
==Отношение государства==
-
Ещё со времён Османской империи общины христиан имели внутреннюю автономию. Впоследствии она была подтверждена и британскими мандатными, и израильскими властями. Израиль не вмешивается в управление святыми местами, назначение священнослужителей, школьное образование и судопроизводство внутри общины. Воскресные дни и христианские праздники официально признаны нерабочими днями для христиан. Христиане освобождены от воинской повинности.
+
Ещё со времён Османской империи общины христиан имели внутреннюю автономию. Впоследствии она была подтверждена и британскими мандатными, и израильскими властями.  
 +
 
 +
В силу так называемых «капитуляционных соглашений», заключенных турецкими властями с европейскими державами еще до первой мировой войны и признанных последующими правительствами, церковное имущество освобождено от большей части государственных и муниципальных налогов, пошлин и других сборов.
 +
 
 +
===Отношение Израиля к христианским конфессиям===
 +
Принципиальное отношение государства к религиозному плюрализму нашло свое выражение в Декларации независимости Израиля 1948 года. Здесь говорится: "Государство Израиль... будет основано на принципах свободы, справедливости и мира в соответствии с идеалами пророков Израиля; обеспечит полное равенство общественных и политических прав своих граждан без различия религии, расы или пола; обеспечит свободу вероисповедания, совести, права пользования родным языком, право на образование и культуру..."
 +
 +
Декларация независимости явилась [[Израиль как еврейское и демократическое государство ‎|выражением национальных устремлений еврейского народа и его демократических принципов]], верность которым получила законодательное подтверждение и охраняется законом. Любая община имеет право беспрепятственно следовать своему вероучению, отправлять религиозные службы, соблюдать праздники и еженедельный день отдыха и управлять своими внутренними делами.
 +
 
 +
Израиль подчеркнуто не вмешивается в управление святыми местами, назначение священнослужителей, школьное образование и судопроизводство внутри общины. Воскресные дни и христианские праздники официально признаны нерабочими днями для христиан Израиля. Христианские общины содержат свои начальные и средние школы.
 +
 
 +
По просьбе греко-католической церкви и баптистской церкви Министерство образования и культуры официально признало их школы и приняло на себя выплату заработной платы преподавательскому составу.
 +
 
 +
По традиции, представители высшей церковной иерархии участвуют в израильских общественных и гражданских церемониях (открытие сессий Кнессета, торжества по случаю Дня независимости и т.п.), а представители израильского правительства приглашаются на религиозные церемонии христианских общин (освящение церквей, возведение в сан высших иерархов и т.п.), а также на рождественскую и пасхальную службы. В канун нового года (по григорианскому календарю) президент Израиля дает прием в честь глав христианских церквей страны.
 +
 
 +
Арабы-христиане освобождены от воинской повинности. Христиане, приехавшие вместе с членами семьи-евреями в рамках Закона о возвращении, тем не менее, подлежат воинскому призыву, так как имеют иной статус.
===Правовой статус святых мест===
===Правовой статус святых мест===
Строка 69: Строка 84:
Закон об охране святых мест, принятый в 1976 году, гласит: "Святые места должны быть защищены от осквернения, равно как от любого покушения и от любых действий, могущих нарушить доступ верующих любых религий к святым для них местам, либо оскорбить их чувства по отношению к этим местам"<ref>[http://www.orthodox-jerusalem.ru/publ/1-1-0-71 ХРИСТИАНСКИЕ ОБЩИНЫ ИЗРАИЛЯ]</ref>.
Закон об охране святых мест, принятый в 1976 году, гласит: "Святые места должны быть защищены от осквернения, равно как от любого покушения и от любых действий, могущих нарушить доступ верующих любых религий к святым для них местам, либо оскорбить их чувства по отношению к этим местам"<ref>[http://www.orthodox-jerusalem.ru/publ/1-1-0-71 ХРИСТИАНСКИЕ ОБЩИНЫ ИЗРАИЛЯ]</ref>.
-
Министерство по делам религий, сформированное для решения возникающих проблем конфессий (но не вмешательства во внутренние дела религиозных общин), уполномочено следить за тем, чтобы права верующих не нарушались. Оно также играет важную роль в распределении государственного финансирования на укрепление положения признанных религиозных общин. Так за последние тридцать лет многие святые для христиан места были отреставрированы за государственный счет.
+
Министерство по делам религий, сформированное для решения возникающих проблем конфессий (но не вмешательства во внутренние дела религиозных общин), уполномочено следить за тем, чтобы права верующих не нарушались. Оно также играет важную роль в распределении государственного финансирования на укрепление положения признанных религиозных общин.  
 +
 
 +
Так, начиная с 1960-х гг. в Израиле было сооружено и отреставрировано значительное число церквей, монастырей и религиозных школ. Многие святые места были реставрированы или отремонтированы, значительные строительные работы для обеспечения доступа к святым местам были осуществлены за государственный или муниципальный счет (в Старом городе Иерусалима, у озера Кинерет и в других местах).  
===Признанные конфессии===
===Признанные конфессии===

Версия 22:04, 4 ноября 2010

Тип статьи: Регулярная статья


Положение христиан в Израиле - описание христианских конфессий, действующих на территории Израиля и отношение к ним государства.

Содержание

Обзор

Основная статья: Христианство

Христианство - авраамическая мировая религия, насчитывающая наибольшее количество последователей - свыше 2,1 миллиарда человек[1]. Она зародилась на территории современного Израиля и Палестинской автономии в I в до н.э.-I-II вв н.э., испытав на себе первоначально сильное влияние иудаизма[2][3].

Большинство святых для христианства мест находится на территории Израиля. Тем самым существование здесь христианских общин предопределено исторически.

Краткая история

Основная статья: История христианства

Христианство зародилось как религиозное движение внутри иудаизма, но затем оно приобрело универсальный характер. Первые общины христиан, состоящие поначалу исключительно из евреев, появились здесь еще в I в н.э., и с тех продолжают свое существование.

Начиная с 130 г. н. э., когда император Адриан приказал выстроить на месте Иерусалима город под названием Элиа Капитолина, местная церковь становится по своему составу нееврейской. Вплоть до первых вселенских соборов IV в. н.э. она оставалась единой и неразделенной.

К началу мусульманских завоеваний (VII в н.э.) христианская церковь разделилась на целый ряд направлений, которые совместно содержали святые для христианства места. Споры вокруг них между различными христианскими конфессиями разгорелись только в период крестоносцев, с установлением преимущественного права (predominium) западной католической церкви на Святой земле, и продолжались не затихая в течение всего мамелюкского и оттоманского периодов, вплоть до подписания межцерковного соглашения о "статус-кво" в 1852 году.[4]

Конфессии

Христиане Израиля принадлежат к 35 различным течениям, связанным с четырьмя основными церквями: католической, православной, монофизитской и протестантской[5].

Крупнейшей церковью в Израиле является католическая - она насчитывает около 25 тысяч прихожан, однако вместе с другими церквями, сохраняющими свою структуру и обряды, но признающими главенство папы римского (греко-католическая – около 46 тысяч прихожан, маронитская – около 6 тысяч, армяно-католическая, сиро-католическая, халдейская и коптская – несколько сотен прихожан в каждой) объединяет около 2/3 всех христиан страны. Ей принадлежит разветвленная сеть религиозных, культурных и благотворительных учреждений.

Православная церковь – вторая по величине в Израиле. Внутри ее самая большая – греческая. Во главе последней стоит патриарх, он занимает ведущее положение среди православного духовенства страны.

К православной церкви относится также: основанная в 1874 году Русская духовная миссия Русской Православной Церкви Московской патриархии во главе с архимандритом; миссия Американской Православной Церкви и миссия Румынской Православной Церкви.

Монофизитские церкви представлены в Израиле армянской апостольской (григорианской) – около 1.500 прихожан, из которых приблизительно половина проживает в армянском квартале в Старом городе Иерусалима, коптской – около тысячи прихожан, сирийской (яковистской) – около тысячи прихожан, и эфиопской – несколько сот прихожан.

У протестантской церкви в Израиле имеется порядка 3-4 тысяч прихожан, и она представлена приблизительно 20-ю направлениями[6].

За исключением таких национальных церквей, как например, армянская, большая часть местных христианских общин состоит из этнических арабов и, по всей вероятности, ведет свое происхождение от раннехристианских церквей византийского периода.

Демография

Христиане составляют около 2.1% от общего числа населения Израиля, насчитывающего около 7,6 миллионов человек [7] (евреи - 75,5%, мусульмане - 16,8%, друзы - 1,7% и 3,9% не имеют определенной религиозной принадлежности)[8][9].

Большинство израильских христиан — примерно 74% — проживают на севере страны. Еще 11% живут в районе Иерусалима. Христианское население селится преимущественно в городах, по данным на 2006 год это 98%.

Для сравнения: в городах проживают до 91% иудеев и 93% мусульман. Самая крупная христианская община в Назарете — 20 тысяч человек, за ним следуют Хайфа (17,200), Иерусалим (15 тысяч) и Шфарам (8,800). В Вифлееме живут примерно 6 тыс христиан, что составляет менее 20% городского населения.

Хотя христиане Израиля в основном имеют арабское происхождение, их демографический состав ближе к еврейскому, чем мусульманскому, населению страны. Так, 9% всех христиан Израиля — это люди в возрасте 65 лет и старше (для сравнения, в мусульманском сообществе таких всего 3%); 33% — это молодые люди младше 19 лет, что аналогично соответствующему показателю среди евреев, но значительно ниже, чем у мусульман (52%).

В 2006 году женщины-христианки родили 2,5 тысячи детей, 81% из них — арабы. Рождаемость в христианской общине неуклонно снижается: с 4,6 ребенка на одну женщину в 1960 году до 2,11 — в 2008 году[10]. Это самый низкий показатель в Израиле[11].

Количество христиан в Израиле неуклонно сокращается - так же, как и на всем Ближнем Востоке, хотя и не такими темпами. Это связано не сколько с относительно низкой рождаемостью, а в первую очередь с давлением и насилием, проявляемым со стороны мусульманской общины[12].

Если в 1940 году в Иерусалиме проживало порядка 45 тысяч христиан, то на сегодняшний день их число не составляет и 10 тысяч [13].

Отношение государства

Ещё со времён Османской империи общины христиан имели внутреннюю автономию. Впоследствии она была подтверждена и британскими мандатными, и израильскими властями.

В силу так называемых «капитуляционных соглашений», заключенных турецкими властями с европейскими державами еще до первой мировой войны и признанных последующими правительствами, церковное имущество освобождено от большей части государственных и муниципальных налогов, пошлин и других сборов.

Отношение Израиля к христианским конфессиям

Принципиальное отношение государства к религиозному плюрализму нашло свое выражение в Декларации независимости Израиля 1948 года. Здесь говорится: "Государство Израиль... будет основано на принципах свободы, справедливости и мира в соответствии с идеалами пророков Израиля; обеспечит полное равенство общественных и политических прав своих граждан без различия религии, расы или пола; обеспечит свободу вероисповедания, совести, права пользования родным языком, право на образование и культуру..."

Декларация независимости явилась выражением национальных устремлений еврейского народа и его демократических принципов, верность которым получила законодательное подтверждение и охраняется законом. Любая община имеет право беспрепятственно следовать своему вероучению, отправлять религиозные службы, соблюдать праздники и еженедельный день отдыха и управлять своими внутренними делами.

Израиль подчеркнуто не вмешивается в управление святыми местами, назначение священнослужителей, школьное образование и судопроизводство внутри общины. Воскресные дни и христианские праздники официально признаны нерабочими днями для христиан Израиля. Христианские общины содержат свои начальные и средние школы.

По просьбе греко-католической церкви и баптистской церкви Министерство образования и культуры официально признало их школы и приняло на себя выплату заработной платы преподавательскому составу.

По традиции, представители высшей церковной иерархии участвуют в израильских общественных и гражданских церемониях (открытие сессий Кнессета, торжества по случаю Дня независимости и т.п.), а представители израильского правительства приглашаются на религиозные церемонии христианских общин (освящение церквей, возведение в сан высших иерархов и т.п.), а также на рождественскую и пасхальную службы. В канун нового года (по григорианскому календарю) президент Израиля дает прием в честь глав христианских церквей страны.

Арабы-христиане освобождены от воинской повинности. Христиане, приехавшие вместе с членами семьи-евреями в рамках Закона о возвращении, тем не менее, подлежат воинскому призыву, так как имеют иной статус.

Правовой статус святых мест

В Израиле имеется большое количество святых мест для трех монотеистических религий - иудаизма, христианства и ислама. Свобода доступа к ним и поклонения святыням гарантируется всем верующим, независимо от их религиозной принадлежности.

Закон об охране святых мест, принятый в 1976 году, гласит: "Святые места должны быть защищены от осквернения, равно как от любого покушения и от любых действий, могущих нарушить доступ верующих любых религий к святым для них местам, либо оскорбить их чувства по отношению к этим местам"[14].

Министерство по делам религий, сформированное для решения возникающих проблем конфессий (но не вмешательства во внутренние дела религиозных общин), уполномочено следить за тем, чтобы права верующих не нарушались. Оно также играет важную роль в распределении государственного финансирования на укрепление положения признанных религиозных общин.

Так, начиная с 1960-х гг. в Израиле было сооружено и отреставрировано значительное число церквей, монастырей и религиозных школ. Многие святые места были реставрированы или отремонтированы, значительные строительные работы для обеспечения доступа к святым местам были осуществлены за государственный или муниципальный счет (в Старом городе Иерусалима, у озера Кинерет и в других местах).

Признанные конфессии

Ряд христианских конфессий в Израиле получили статус "признанных государством". По причинам исторического характера, сложившимся еще в оттоманский период, за религиозными судами этих общин сохраняется юрисдикция в вопросах, связанных с личным статусом членов данной конфессии, таких как брак, развод и т.д.

Признанными конфессиями в Израиле являются: греческая православная церковь, армяно-григорианская церковь, сирийская православная церковь, римско-католическая церковь, маронитская, греко-католическая мелькитская церковь, сиро-католическая церковь, армяно-католическая церковь, халдо-католическая, и с 1970 года - англиканская евангелическая церковь.

Ссылки

Примечания

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация