Дов-Бер из Межерича

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Architect (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «{{IsFromWiki}}'''Дов-Бер из Межерича''' (известен также как '''Магид из Межерича''', 1704—1772) — вто…»)
Следующая правка →

Версия 00:29, 3 ноября 2010

Дов-Бер из Межерича (известен также как Магид из Межерича, 1704—1772) — второй лидер хасидского движения. Наследник Баала Шем-Това.

Время деятельности Дов-Бер из Межерича в истории иудаизма

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

Содержание

Биография

Родился около 1710 года в местечке Лукач возле Ровно в Речи Посполитой. Отца звали Аврум. По семейному преданию, происходил из потомков царя Давида. Работал меламедом, случайно познакомился с рабби Баалом Шем-Товом и стал вскоре его ярым последователем. Через год после смерти учителя был избран единогласно его наследником, однако перевёл свою резиденцию из Меджибожа в Межерич. В отличие от учителя, не практиковал объездов еврейских местечек, а предпочитал, чтобы все желающие приезжали к нему. Умер в 1772 в Аннополе, где и похоронен.

После смерти Магида движение распалось. Наиболее выдающиеся ученики Магида стали лидерами движения в следующем поколении. Наиболее знаменитые среди них: р. Элимелех из Лежайска (основатель польской ветви), р. Леви Ицхак из Бердичева (основатель Волынской ветви), р. Менахем Мендель из Витебска и создатель Хабада: р.Шнеур Залман из Ляд (основатели восточно белорусской и литовской ветви), р. Аарон из Карлина — основатель западно-белорусской ветви.

Подробнее

По обыкновению, Дов-Бер предался изучению Талмуда и сделал в нём значительные успехи. Его натура влекла его к мистическому: он долго занимался Каббалой, и с большим ещё успехом, нежели Талмудом. Выработав в себе определенные убеждения, он, подобно всем страстным натурам того времени, сделался ревностным поклонником практической Каббалы Исаака Лурия. Это скорбное, меланхолическое учение, смотревшее на человека как на сосуд зла, пороков и нечистоты, вечно стращавшее муками ада, требовавшее от своих приверженцев презрения ко всему земному, постоянных очищений от грехов постом и молитвою, истязания плоти и душевного сокрушения, — это учение оказало решительное влияние на характер Дов-Бера. Оно сделало его замкнутым, суровым и мрачным. Беспрестанный пост (иногда «от субботы до субботы») изнурил его организм и сделал его крайне болезненным. Жил он очень бедно и кормился с семейством только скудными заработками от проповедничества. Он обладал и даром слова и умел горячо и увлекательно говорить. Прозвище «магид» осталось за ним на всю жизнь.

Бер был уже в пожилых летах, когда слава Бешта как чудотворца и проповедника нового учения проникла из Подолии в Волынь (около 1750 г.). Проповедник-каббалист сначала не хотел верить всем слухам. В противоположность Бешту, который любил жизнь странствований и приключений, шумную жизнь в толпе и мог уживаться лучше всего именно с простым людом, Дов-Бер был человек кабинетный, любил уединение и постоянное углубление в книги и свысока смотрел на невежественную толпу, снующую на базаре житейской суеты в погоне за греховными земными благами. Первая встреча Дов-Бера с Бештом произошла между 1755 и 1760 годами - то ли с целью испытать его или полечиться у него, или же ради того и другого вместе. Бешт разъяснил ученому-проповеднику истинное значение некоторых пунктов практической Каббалы и, наконец, поведал ему своё собственное учение, в котором действительно было нечто новое и поразительное для человека, считавшего долгом вечно изнурять себя, истязать свое тело и в мрачном настроении сокрушаться о грехах. Он принял учение Бешта и вскоре, переработав это учение в себе и внеся в него свои элементы, стал проповедовать его миру.

После смерти Бешта проповедник из Межерича сделался верховным главою многочисленного ордена хасидов. Его признала таковым не столько вся хасидская масса, но и товарищи его, непосредственные ученики Бешта.

Сделавшись верховным главою хасидов, Дов-Бер сделал своей резиденцией Межерич, в котором почти безвыездно прожил больше 12 лет. В противоположность Бешту, который вел по большей части кочевую жизнь, то и дело разъезжая по городам, местечкам и деревням, Дов-Бер вел совершенно оседлый, отчасти даже келейный образ жизни.

Главное значение деятельности рабби Дов-Бера заключается в роли учителя, непосредственно подготовившего целое поколение деятелей хасидизма и цадиков, впоследствии приобретших громкую известность. В отличие от Бешта, которого истые раввины не уважали за слишком простой нрав и «неучёность», Дов-Бер при жизни пользовался в раввинском мире репутацией отличного талмудиста и каббалиста, — что в связи со славою верховного главы хасидов привлекало к нему массу ученого люда.

Институт эмиссаров, игравших очень важную роль в истории первоначального хасидизма, было всецело изобретением Дов-Бера. Не будучи в состоянии, вследствие своей болезни, сам разъезжать и распространят учение, Бер рассылал людей энергичных и горячо к нему привязанных в разные города с целью вербовки последователей и привлечения массы посетителей в Межерич. Результатом такой агитации было то, что отовсюду стекались массы людей.

Вот как рассказывают о его жизни. Всю неделю Дов-Бер не выходил из комнаты, куда могли войти к нему только его ближайшие ученики, а по субботам он появлялся на общей молитве в одеждах белого цвета, даже в ботинках из белой кожи, потому что по Каббале белый цвет является символом милости. После молитвы Дов-Бер устраивал общую трапезу для всех желающих, а затем он просил каждого из присутствующих сказать какой-либо отрывок из Торы. Эти отрывки, взятые из различных мест, он связывал в своей проповеди в одно целое, и всякий гость находил в том месте проповеди, которое касалось выбранного им отрывка, ответ на те проблемы, что беспокоили его и требовали умного совета.

В последние годы своей жизни рабби Дов-Бер сильно болел и подолгу находился в постели. В декабре 1772 года он скончался, оставив после себя сына — известного впоследствии цадика Авраама Малаха — и многочисленных учеников, которым предстояло ещё играть немаловажную роль в дальнейшей истории хасидизма.

Подобно Бешту, Дов-Бер сам писал очень мало, по крайней мере не излагал письменно своих воззрений в систематическом порядке, а только дал своим ученикам устную систему, представив им облечь её в литературную форму. Обыкновенно он читал свои вдохновенные проповеди по субботним вечерам, а наиболее ревностные из его учеников или слушателей записывали впоследствии существенное содержание этих проповедей. Около 1781 года в Кореце учеником и родственником Дов-Бера, Соломоном из Луцка, была выпущена книга под заглавием «Возвещающий слова свои Яакову» или «Собрание изречений». Книга эта служит главным сводом воззрений второго хасидского главы.

Изречения

  • Прежде чем вечером лечь спать, вспомните всё, что вы сделали за день. Но учтите: когда человек разбирает часы прожитой жизни и видит, что не провёл в праздности ни одной минуты, его сердце начинает переполняться гордостью — и тогда на Небесах берут все добрые дела этого человека, лепят из них снежок и бросают в бездну.
  • Всякий раз когда произносишь речь, остановись, не дойдя до конца.

Ссылки

«Магид из Межерича»

Магид из Межерича Эли Визель, "Рассыпанные искры"

См. также

  • Пинхас из Кореца

Литература

  • Лавский В. В. Хасидская мудрость — М.:Алетейа, Х24 1999. — 280с.



pl:Dow-Ber z MiędzyrzecaУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках