Субботники
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 11: | Строка 11: | ||
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
- | }} | + | }} |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | {{Полуфабрикат}} | |
- | == | + | '''Субботники''' — специффическое движение в России, перешедшее к иудаизму. |
- | + | ||
+ | (Иногда также этим термином неофициально назвают последователей [[Христианство|христианских]] или околохристианских вероучений, соблюдающих [[Суббота|субботу]]) | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Движение субботников в России в конце XVIII и начале XIX века == | ||
- | |||
=== История === | === История === | ||
- | В конце XVIII века России зародилось религиозное движение «субботников», отличительным характером которого было соблюдении субботы. | + | В конце XVIII века России зародилось религиозное движение «субботников», отличительным характером которого было соблюдении субботы. Начало распространения этого движения в России относится к царствованию Екатерины II. До конца 1820-х годов субботники сосредоточивались преимущественно в [[Губерния|Губерния]]х Воронежской (в [[Уезд|Уезд]]ах Павловском и Бобровском в 1818 г. их было 503 чел., а в 1823 г. — 3771), Орловской, Московской, Тульской, Саратовской. После правительственных мероприятий 1806, 1825 (когда был издан [[Синод|Синод]]ский указ «о мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников» — П. С. 3. т. XL, № 30436а) и 1826 гг. Субботники, открыто признававшие свою принадлежность к этому религиозному движению, были переселены в северное предгорье Кавказа, Закавказье и губернии Иркутскую, Тобольскую, Енисейскую. |
- | Начало распространения этого движения в России относится к царствованию Екатерины II. До конца 1820-х годов субботники сосредоточивались преимущественно в [[ | + | |
На прежних местах жительства осталось, однако, немало «скрытых» субботников. Точно определить число субботников в Европейской России и Сибири невозможно; больше их на окраинах, но ни в одном пункте не насчитывалось их в те годы более 2500. Не установлено вполне и исповедуемое ими учение, тем более, что оно разнится в различных губерниях. | На прежних местах жительства осталось, однако, немало «скрытых» субботников. Точно определить число субботников в Европейской России и Сибири невозможно; больше их на окраинах, но ни в одном пункте не насчитывалось их в те годы более 2500. Не установлено вполне и исповедуемое ими учение, тем более, что оно разнится в различных губерниях. | ||
=== Учение, обычаи === | === Учение, обычаи === | ||
- | Первые официальные данные об их учении (в синодском указе 1825 г. и в сообщении архимандрита Григория) весьма неопределенны. По словам указа, «существо секты не представляет полного тождества с [[ | + | |
+ | Первые официальные данные об их учении (в синодском указе 1825 г. и в сообщении архимандрита Григория) весьма неопределенны. По словам указа, «существо секты не представляет полного тождества с [[Иудаизм|еврейской верой]]», хотя она и признает [[Обрезание|Обрезание]], "устанавливает [[Шаббат|празднование субботы]], допускает [[Произвольный брак|произвольные браки]]. По сообщению [[Архимандрит|Архимандрит]]а Григория, московские субботники не производят [[Обрезание|обрезания]], но вообще держатся чисто еврейских [[Догмат|Догмат]]ов. По позднейшим исследованиям, в одних местах субботники соблюдали обряды по [[Иудаизм|закону Моисееву]], но не признавали [[Талмуд|Талмуд]]а и [[Молитва|молитвы]] читали на русском и церковно-славянском языках; в других (напр. в Пятигорске и Иркутской губ.) носили русскую одежду и вообще придерживались русских [[Обычай|обычаев]]. Одни субботники вовсе не признавали Иисуса как Христа и ждали пришествия [[Мессия|Мессии, Мошиаха, Христа]], как царя земного; другие считали [[Иисус Христос|Иисуса]] [[Святой|святым]] человеком, [[Пророк|Пророк]]ом и смеялись над ожидавшими пришествия царя земного. Одни вовсе не признавали [[Евангелие|Евангелие]], другие только ставили его ниже [[Ветхий Завет|Ветхого Завета]]. Общих признаков учения субботников можно затем установить очень немного: это — [[Обрезание|Обрезание]], признание Божества в одном лице, то есть отрицали [[Троица|Троицу]], наибольшее преклонение пред Ветхим Заветом и [[Празднование субботы|Празднование субботы]], [[Иконоборчество (значения)|отрицание икон]], [[Клир|Клир]]а. Все почти единогласно, и частные, и официальные исследователи, сообщают, что субботники трудолюбивы, грамотны и беспрекословно исполняют требования начальства и что в их среде не замечается пьянства, разврата и бедности. Ср. Н. Астырев, «Субботники в России и в Сибири» («[[Северный вестник|Северный вестник]]», 1891, № 6). | ||
=== Субботники и евреи === | === Субботники и евреи === | ||
- | Уже с самого начала XIX в. субботники вступают в контакты с ашкеназскими евреями, жившими вне [[ | + | |
+ | Уже с самого начала XIX в. субботники вступают в контакты с ашкеназскими евреями, жившими вне [[Черта оседлости|черты оседлости]], и с крымскими [[Караимы (этнос)|караимами]]. В конце XIX — первой половине XX в. почти в каждой общине субботников (иудействующих) жили евреи, выполнявшие обязанности учителей, шойхетов, раввинов. С другой стороны, во многих еврейских общинах за пределами [[Черта оседлости|черты оседлости]] иудействующие, переселявшиеся в города, были приняты в качестве полноправных членов. Однако полной ассимиляции иудействующих ашкеназскими евреями не произошло: вступая в браки с [[Ашкеназы|ашкеназами]] и с горскими евреями, считая себя частью еврейского народа, иудействующие сохранили свое особое групповое самосознание. Это проявляется, в частности, в самоназваниях «[[Гиюр|геры]]» или «гейрим» (ими часто пользуются субботники, чтобы отличить себя от «природных евреев») и в нарративных практиках современных геров и субботников, противопоставляющих свою приверженность религии недостаточно ревностному, с их точки зрения, соблюдению «закона» или даже атеизму нынешних евреев. Эти и другие особенности группового самосознания иудействующих воспринимаются зачастую современными русскими или израильскими евреями (особенно — далекими от религии) как признак «сектантства». | ||
=== Субботники в XX веке === | === Субботники в XX веке === | ||
- | |||
- | + | Манифест о свободе совести (17 апреля 1905 г.) положил конец всем законам, направленным против субботников. Однако администрация, часто смешивая их с евреями, применяла к ним ограничения и министерство внутренних дел было вынуждено в циркулярах от 1908 г. и 1909 г. разъяснить, что иудействующие имеют одинаковые права с коренным населением. К началу XX века общины субботников существовали в 30 губерниях Российской империи и насчитывали десятки тысяч человек. | |
- | В | + | В 1920–21 гг. субботники [[Воронежская губерния|Воронежской губернии]] из селений Озерки, Клеповка, Гвазда, Бутурлиновка, Верхняя Тишанка и др. переселились на бывшие помещичьи земли, где образовали два отдельных селения — [[Ильинка (Таловский район, Воронежская область)|Ильинка]] и поселок Высокий. Изолированность проживания, сплоченность и сильное духовное руководство привели к тому, что большая их часть полностью восприняла ортодоксальный иудаизм и отождествила себя с евреями. В 1920-х гг. в Ильинке возникла сельскохозяйственная коммуна (с субботним выходным днем) под названием «Еврейский крестьянин» (так первоначально назывался и колхоз, который после укрупнения вошел в колхоз «Россия»). В 1920-е гг. туда для помощи в религиозном воспитании и налаживании религиозной жизни неоднократно приезжали евреи. |
- | В | + | В 1937 г. синагога в Ильинке была закрыта, изъяты четыре свитка [[Тора|Торы]], два из которых позже были возвращены. В 1930-е гг. во время оформления документов некоторые жители вышеуказанных поселков (особенно Ильинки) настаивали на записи «[[Евреи|еврей]]» в актах гражданского состояния в графе «национальность». По данным исследования, проведенного в 1960-х гг. [[Институт этнографии АН СССР|Институтом этнографии АН СССР]], даже в менее ортодоксальном Высоком в 1963 г. из 247 мальчиков дошкольного возраста лишь 15 не были обрезаны, а в 1965 г. в [[Йом-Киппур|Йом-Киппур]] в этом поселении никто не вышел на работу. В [[Ильинка (Таловский район, Воронежская область)|Ильинке]] обязательно обрезали всех новорожденных мальчиков (для этого ездили в [[Воронеж|Воронеж]] и на [[Кавказ|Кавказ]]), не было ни одного случая смешанного брака, соблюдались суббота и праздники, а также частично [[Кашрут|Кашрут]] (только в домашних условиях). |
- | + | В 1973–91 гг. большинство жителей [[Ильинка (Таловский район, Воронежская область)|Ильинки]] уехали в [[Израиль|Израиль]]. | |
- | + | ||
- | == | + | == Литература == |
- | + | ||
- | + | *{{источник/ЭСБЕ}} | |
+ | *[[БСЭ|БСЭ]] | ||
- | == | + | == Ссылки == |
- | + | ||
- | + | *{{ЭЕЭ|13964|Субботники}} | |
- | * {{ | + | *[http://lvov.judaica.spb.ru/subbotniki.shtml Субботники] |
- | * [[ | + | *[http://www.russ.ru/layout/set/print//politics/reakcii/russkaya_religiya_car_duhov_i_vozhd_sionskogo_naroda «Русская религия: царь духов и вождь сионского народа»], [[Авраам Шмулевич|Авраам Шмулевич]]. «Русский журнал», 12 февраля 2007 г. |
+ | *[http://old.russ.ru/antolog/vek/1991/09/litvin.htm Андрей Литвин "Еврейский Иван.Русские иудаисты из-под Воронежа"] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | + | {{WikiCopyRight}} | |
- | + | ||
- | + | [[Category:Иудействующие_движения]] | |
+ | [[Категория:История евреев Российской империи]] | ||
+ | [[:Категория:Иудаизм в Российской империи]] | ||
+ | [[:Категория:Иудаизм в СССР]] | ||
- | [[ | + | [[de:Subbotniki|de:Subbotniki]] |
- | + | [[en:Subbotniks|en:Subbotniks]] | |
- | [[en:Subbotniks]] | + | [[fr:Subbotniks|fr:Subbotniks]] |
- | [[fr:Subbotniks]] | + | [[he:סובותניקים|he:סובותניקים]] |
- | [[he:סובותניקים]] | + |
Версия 08:57, 29 октября 2010
Текст унаследован из Википедии | |
Статья-полуфабрикат:
На настоящий момент эта статья является полуфабрикатом для дальнейшей работы. Вы можете помочь проекту, превратив еe в нормальную полноценную статью |
Субботники — специффическое движение в России, перешедшее к иудаизму.
(Иногда также этим термином неофициально назвают последователей христианских или околохристианских вероучений, соблюдающих субботу)
Содержание |
Движение субботников в России в конце XVIII и начале XIX века
История
В конце XVIII века России зародилось религиозное движение «субботников», отличительным характером которого было соблюдении субботы. Начало распространения этого движения в России относится к царствованию Екатерины II. До конца 1820-х годов субботники сосредоточивались преимущественно в Губерниях Воронежской (в Уездах Павловском и Бобровском в 1818 г. их было 503 чел., а в 1823 г. — 3771), Орловской, Московской, Тульской, Саратовской. После правительственных мероприятий 1806, 1825 (когда был издан Синодский указ «о мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников» — П. С. 3. т. XL, № 30436а) и 1826 гг. Субботники, открыто признававшие свою принадлежность к этому религиозному движению, были переселены в северное предгорье Кавказа, Закавказье и губернии Иркутскую, Тобольскую, Енисейскую.
На прежних местах жительства осталось, однако, немало «скрытых» субботников. Точно определить число субботников в Европейской России и Сибири невозможно; больше их на окраинах, но ни в одном пункте не насчитывалось их в те годы более 2500. Не установлено вполне и исповедуемое ими учение, тем более, что оно разнится в различных губерниях.
Учение, обычаи
Первые официальные данные об их учении (в синодском указе 1825 г. и в сообщении архимандрита Григория) весьма неопределенны. По словам указа, «существо секты не представляет полного тождества с еврейской верой», хотя она и признает Обрезание, "устанавливает празднование субботы, допускает произвольные браки. По сообщению Архимандрита Григория, московские субботники не производят обрезания, но вообще держатся чисто еврейских Догматов. По позднейшим исследованиям, в одних местах субботники соблюдали обряды по закону Моисееву, но не признавали Талмуда и молитвы читали на русском и церковно-славянском языках; в других (напр. в Пятигорске и Иркутской губ.) носили русскую одежду и вообще придерживались русских обычаев. Одни субботники вовсе не признавали Иисуса как Христа и ждали пришествия Мессии, Мошиаха, Христа, как царя земного; другие считали Иисуса святым человеком, Пророком и смеялись над ожидавшими пришествия царя земного. Одни вовсе не признавали Евангелие, другие только ставили его ниже Ветхого Завета. Общих признаков учения субботников можно затем установить очень немного: это — Обрезание, признание Божества в одном лице, то есть отрицали Троицу, наибольшее преклонение пред Ветхим Заветом и Празднование субботы, отрицание икон, Клира. Все почти единогласно, и частные, и официальные исследователи, сообщают, что субботники трудолюбивы, грамотны и беспрекословно исполняют требования начальства и что в их среде не замечается пьянства, разврата и бедности. Ср. Н. Астырев, «Субботники в России и в Сибири» («Северный вестник», 1891, № 6).
Субботники и евреи
Уже с самого начала XIX в. субботники вступают в контакты с ашкеназскими евреями, жившими вне черты оседлости, и с крымскими караимами. В конце XIX — первой половине XX в. почти в каждой общине субботников (иудействующих) жили евреи, выполнявшие обязанности учителей, шойхетов, раввинов. С другой стороны, во многих еврейских общинах за пределами черты оседлости иудействующие, переселявшиеся в города, были приняты в качестве полноправных членов. Однако полной ассимиляции иудействующих ашкеназскими евреями не произошло: вступая в браки с ашкеназами и с горскими евреями, считая себя частью еврейского народа, иудействующие сохранили свое особое групповое самосознание. Это проявляется, в частности, в самоназваниях «геры» или «гейрим» (ими часто пользуются субботники, чтобы отличить себя от «природных евреев») и в нарративных практиках современных геров и субботников, противопоставляющих свою приверженность религии недостаточно ревностному, с их точки зрения, соблюдению «закона» или даже атеизму нынешних евреев. Эти и другие особенности группового самосознания иудействующих воспринимаются зачастую современными русскими или израильскими евреями (особенно — далекими от религии) как признак «сектантства».
Субботники в XX веке
Манифест о свободе совести (17 апреля 1905 г.) положил конец всем законам, направленным против субботников. Однако администрация, часто смешивая их с евреями, применяла к ним ограничения и министерство внутренних дел было вынуждено в циркулярах от 1908 г. и 1909 г. разъяснить, что иудействующие имеют одинаковые права с коренным населением. К началу XX века общины субботников существовали в 30 губерниях Российской империи и насчитывали десятки тысяч человек.
В 1920–21 гг. субботники Воронежской губернии из селений Озерки, Клеповка, Гвазда, Бутурлиновка, Верхняя Тишанка и др. переселились на бывшие помещичьи земли, где образовали два отдельных селения — Ильинка и поселок Высокий. Изолированность проживания, сплоченность и сильное духовное руководство привели к тому, что большая их часть полностью восприняла ортодоксальный иудаизм и отождествила себя с евреями. В 1920-х гг. в Ильинке возникла сельскохозяйственная коммуна (с субботним выходным днем) под названием «Еврейский крестьянин» (так первоначально назывался и колхоз, который после укрупнения вошел в колхоз «Россия»). В 1920-е гг. туда для помощи в религиозном воспитании и налаживании религиозной жизни неоднократно приезжали евреи.
В 1937 г. синагога в Ильинке была закрыта, изъяты четыре свитка Торы, два из которых позже были возвращены. В 1930-е гг. во время оформления документов некоторые жители вышеуказанных поселков (особенно Ильинки) настаивали на записи «еврей» в актах гражданского состояния в графе «национальность». По данным исследования, проведенного в 1960-х гг. Институтом этнографии АН СССР, даже в менее ортодоксальном Высоком в 1963 г. из 247 мальчиков дошкольного возраста лишь 15 не были обрезаны, а в 1965 г. в Йом-Киппур в этом поселении никто не вышел на работу. В Ильинке обязательно обрезали всех новорожденных мальчиков (для этого ездили в Воронеж и на Кавказ), не было ни одного случая смешанного брака, соблюдались суббота и праздники, а также частично Кашрут (только в домашних условиях).
В 1973–91 гг. большинство жителей Ильинки уехали в Израиль.
Литература
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — Санкт-Петербург: 1890—1907.
- БСЭ
Ссылки
- Статья «Субботники» в Электронной еврейской энциклопедии
- Субботники
- «Русская религия: царь духов и вождь сионского народа», Авраам Шмулевич. «Русский журнал», 12 февраля 2007 г.
- Андрей Литвин "Еврейский Иван.Русские иудаисты из-под Воронежа"
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.Категория:Иудаизм в Российской империи Категория:Иудаизм в СССР