Литваки
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Версия 17:31, 13 февраля 2009
Литваки́ (от идиш ליטװאַק — ли́твак или ли́твэк) — территориально-лингвистическая подгруппа ашкеназских евреев и исторически связанное с ними ортодоксальное течение в иудаизме.
Содержание |
Отличительные особенности
Язык
Литваки как территориально-лингвистическая подгруппа ашкеназских евреев являлись носителями северо-восточного диалекта идиша, обыкновенно в разговорной речи именуемого «литовским» (идиш ליטװיש, ли́твиш). Этот диалект был исторически распространён на территории большей части современной Белоруссии, Литвы, Латвии, в некоторых прилегающих районах России, Украины и Польши. Этот ареал распространения северо-восточного диалекта идиша в еврейских источниках соответственно именуется «Литвой» (идиш ליטע, ли́тэ), а его символическая столица — Вильно — «Литовским Иерусалимом» (ашкеназский иврит и идиш: Ерушола́им д'Лита).
Традиции
Как этнолингвистическая подгруппа, евреи-литваки помимо собственного диалекта идиша и соответствующего ему произношения древнееврейского языка, обладали также некоторыми отличительными особенностями традиционной кухни и приписываемых им черт характера.
В северных областях ареала проживания ашкеназских евреев (т.е. в еврейской Литве, см. выше) хасидизм в период своего расцвета не получил широкого распространения, главным образом благодаря влиянию Виленского Гаона (в литовской традиции: рабби Элийоhу бен Шлеймэ Залменa), сторонников которого в противопоставлении к приверженцам хасидизма называли миснагдим («протестующие»). Впоследствии литваками стали называть всех миснагдим (последователей Виленского Гаона, противников хасидизма) вне зависимости от их местонахождения.
История
С середины ХIХ века последователями Виленского Гаона была развита собственная система религиозного образования, центрами которой стали ешивы Мира, Воложина и Поневежа, называемые обыкновенно ешивами (или ешиботами) литовского толка или направления. Уже в начале ХХ века филиалы этих учебных заведений начали появляться в Америке, а после разрушения традиционных центров религиозного образования литовских евреев и сами ешивы были воссозданы в США (штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси) и Израиле (Иерусалим и Бней-Брак). Эти ешивы объединяет традиционная литовская методика обучения, разработанная в конце ХIХ — начале ХХ века.
Помимо собственно литовского течения в ортодоксальном иудаизме, среди литваков получили значительное распространение и хасидские династии специфически литвакского происхождения — Хабад (любавического и нежинского толка) и Карлинская-Столинская, а также некоторые другие.
Связанные фамилии
Ашкеназская фамилия Литвак (вариант: Литваков) обыкновенно давалась носителям северо-восточного еврейского диалекта, живущим вне его исторического ареала (чаще всего на Украине).
Литература
- Dov Levin, Adam Teller, The Litvaks: A Short History of the Jews of Lithuania, Berghahn Books, 2001.
- Alvydas Nikžentaitis, Stefan Schreiner, Darius Staliūnas, Leonidas Donskis, The Vanished World of Lithuanian Jews, Rodopi, 2004.
- Dovid Katz, Lithuanian Jewish Culture. Вильнюс: Baltos lankos, 2004.
Ссылки
- Проф. Хиршадовид Кац о понятии «литвак»
- Хиршадовид Кац «7 царств литваков»be-x-old:Літвакіlt:Litvakai
pl:Litwacy