Еврейские погромы в России

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Pessimist2006 (Обсуждение | вклад)
(Погромы 1905—1907 годов: разрешение неоднозначностей)
Ast-al (Обсуждение | вклад)
м (1 версия)

Версия 17:01, 23 октября 2010

Часть серии статей об
антисемитизме

История · Хронология
Арабы и антисемитизм
Христианство и антисемитизм
Ислам и антисемитизм
Новый антисемитизм
Расовый антисемитизм
Религиозный антисемитизм
Антисемитизм без евреев

Категории:

История еврейского народа

Антисемитизм · Евреи
История иудаизма

п·о·р

Еврейские погромы в России — массовые насильственные акции по отношению к евреям как национальному и религиозному меньшинству. Погромы являются одним из типичных проявлений антисемитизма[1][2].

Еврейские погромы в различное время прокатились по многим странам, в которых жили евреи. Как пишет Краткая еврейская энциклопедия, объясняя происхождение слова «погром», в новой истории особенное распространение погромы получили в России в XIX—начале XX веков. Именно в связи с массовыми погромами в России русское слово «погром» вошло в большинство европейских языков[3].

Содержание

До XIX века

Хотя евреи жили в Древней Руси издавна и в 1113 году в Киеве произошёл крупный еврейский погром, тем не менее, до второй половины XVIII века число евреев в России было невелико[4]. Семён Дубнов указывает, что «в Польше в средние века число евреев все увеличивалось притоком переселенцев с запада, соседняя Русь была почти закрыта для них»[5]. После раздела Речи Посполитой сотни тысяч польских евреев оказались под российской юрисдикцией[6][7][8] В областях компактного проживания еврейского населения была создана черта оседлости, за пределами которой евреям селиться запрещалось. Профессор Шмуэль Эттингер из Иерусалимского университета пишет, что «раздел Польши между Россией, Австрией и Пруссией повлек за собой тяжелые потрясения в жизни еврейского населения».[9]

Погромы 1821—1904 годов

Первый известный погром евреев в Российской империи произошел в 1821 в Одессе. Поводом к нему послужили слухи об причастности евреев к убийству в Стамбуле греческого православного патриарха Григория[3]. В 1859 и 1871 годах произошли погромы в Одессе, где в 1871 году были разгромлены сотни еврейских шинков, лавок и домов (без человеческих жертв), а в 1862 году произошел погром в Аккермане (ныне Белгород-Днестровский, Украина). Их основными участниками были местные греки. Враждебность между греками и евреями возникала на почве торговой конкуренции. Так, погром 1871 года в Одессе был организован греческими купцами в ответ на то, что евреи отняли у них контроль над большинством банков и внешнеторговых операций[10].

Царствование Александра III с самого начала ознаменовалось погромами в 1881—1882 год[11][12]. Погромы на юге Российской империи в 1881—82 годах произошли на фоне нестабильной политической ситуации, сложившейся в России после убийства Александра II народовольцами (1 марта 1881 года).

В 1890-х годах погромы возобновились. По заявлению губернатора Нижнего Новгорода, «… в народе сложилось убеждение в полной безнаказанности самых тяжелых преступлений, если только таковые направлены против евреев»[3]. В Стародубе (Черниговская губерния) 29 сентября 1891 года произошёл погром, основными участниками которого были местные торговцы-старообрядцы, недовольные торговой конкуренцией со стороны евреев. В 1895 году произошёл жестокий погром в Кутаиси. В 1897 году в местечке Шпола Киевской губернии (18—19 февраля) и местечке Кантакузенка Херсонской губернии (16—17 апреля) погромщики из числа местного населения разгромили магазины и квартиры, принадлежавшие евреям. Некоторые жители заранее предупреждали представителей власти о готовящемся погроме, однако губернаторы с отрядами солдат появлялись слишком поздно. 19—21 апреля 1899 года, во время православной Пасхи, произошел трёхдневный погром в Николаеве. Попытка поляков организовать погром в Ченстохове в 1902 году была решительно подавлена русскими войсками; погромщики понесли суровое наказание.

6—7 апреля 1903 года, в дни православной Пасхи, произошел крупный погром в Кишинёве, спровоцированный кровавым наветом в близлежащих Дубоссарах и подстрекательскими антисемитскими статьями в газете «Бессарабец», редактировавшейся П. Крушеваном. Было убито 49 и ранено 586 человек. Еврейские организации России и других стран оказали пострадавшим от погрома значительную материальную помощь. Хаим Бялик, посетивший Кишинёв для сбора информации на месте, написал под впечатлением увиденного поэму «Сказание о погроме». Многие представители русской интеллигенции (Л. Толстой, В. Короленко и др.) осудили кишинёвский погром.

После Кишинёвского погрома в большинстве районов черты оседлости были созданы отряды еврейской самообороны. Самооборона активно действовала во время погрома в Гомеле 29 августа — 1 сентября 1903 года. В августе—сентябре 1904 года в ряде городов и местечек Украины и Белоруссии новобранцы, призванные на русско-японскую войну, учинили ряд погромов. Особенно жестоким был погром в городе Александрия Херсонской губернии, где толпа ворвалась в синагогу в Йом-Киппур и избила молящихся (около 20 евреев погибли).

Погромы 1905—1907 годов

Файл:Ekaterinoslav1905.jpg
Жертвы погрома в Екатеринославе 1905 года (ныне Днепропетровск) — еврейские дети
Файл:Maimon Home.jpg
Наконец-то дома. Открытка с картины Моисея Маймона «Опять на родине» (1906)

В период революции 1905—1907 годов первый погром произошел в Мелитополе 18—19 апреля 1905 года. Самооборона, состоявшая из представителей еврейской и русской молодёжи, остановила погромщиков, которые, получив отпор, стали грабить магазины и лавки христиан. 19 апреля прибывшие войска прекратили погром. Поводом к погрому 22 апреля 1905 года в Симферополе послужил слух об осквернении еврейским мальчиком иконы. Этот погром также был прекращен еврейской самообороной и войсками. Трёхдневный погром в Житомире по своим размерам (около 20 евреев убито в самом Житомире, десять — в Троянове, несколько — в окрестностях города) и по характеру (беспорядки начались после провокационного сообщения о том, что евреи за городом стреляли в царский портрет; солдаты защищали погромщиков и мешали самообороне оказать помощь евреям) явился как бы репетицией волны погромов октября 1905 года. 26 мая в Минске и 29 мая в Брест-Литовске солдаты и казаки стреляли в евреев на улицах.

30 июня в Белостоке еврейский боевик-анархист бросил бомбу в военный патруль на оживлённой улице. Разорвавшийся снаряд ранил офицера, четырех солдат, самого бомбометателя и убил пропагандистку из Бунда[13]. В ответ солдаты расстреливали евреев на улицах Белостока, около 10 человек было убито, десятки ранено.

Во время погрома, начавшегося вечером 20 июля в Екатеринославе, активно действовал еврейский вооружённый отряд самообороны — евреями было убито и ранено больше погромщиков, чем погромщиками — евреев[14].

В конце июля произошёл погром за пределами черты оседлости, в городе Макарьеве Нижегородской губернии. В Керчи 31 июля патриотическая демонстрация (во главе с градоначальником) переросла в еврейский погром. Во время погрома по распоряжению градоначальника был обстрелян отряд самообороны; погибли два его бойца (один из них — русский гимназист П. Кирилленко). В погроме, наряду с портовыми рабочими и другими местными жителями, активно участвовал табор цыган, приехавших в город специально для грабежа еврейского имущества. Вслед за Керчью произошёл погром в Еникале, откуда все евреи вынуждены были бежать.

После опубликования царского манифеста от 17 октября 1905 года крупнейшие в истории царской России еврейские погромы охватили южные и юго-западные губернии черты оседлости. По данным доктора исторических наук С. А. Степанова, приводимым Диной Аманжоловой, в октябре 1905 года произошло до 690 погромов в 102 населенных пунктах. Жертвы были разной этнической принадлежности, но большинство — евреи.[15] 24 погрома произошли за пределами черты оседлости, но они были направлены против революционеров, а не евреев. Наибольшее число погромов произошло в Черниговской губернии.

Во время октябрьских погромов 1905 года было убито более 800 евреев (не считая умерших вскоре от последствий погромов); материальный ущерб оценивался более чем в 70 млн рублей. В Одессе погибло свыше 400 евреев, в том числе, в Ростове-на-Дону — свыше 150[16], в Екатеринославе — 67, Минске — 54, в Симферополе — свыше 40, в Орше — свыше 30; по другим данным — около 4 тыс., ранено — 10 тыс.[17]

В 1906 году в России произошло ещё несколько погромов: в январе — в Гомеле, в июне — в Белостоке (около 80 убитых), в августе — в Седльце (около 30 убитых). Основными участниками этих погромов были солдаты и полицейские. К 1907 году погромы прекратились.

Историки о погромах до революции

Характеризуя погромы с 1880 года и до революции, историки указывают, что они сопровождались поддержкой властей и полиции[18], либо игнорировались ими[19][20]. Попустительская политика властей сочеталась с массовыми слухами о том что существует правительственное указание бить евреев[21][3]. По этому поводу доктор исторических наук Геннадий Костырченко отмечает, что правительство не организовывало погромов, но «принятие антиеврейских законов, спонсирование крайне правых организаций, либеральное отношение к погромщикам» — всё это «создавало атмосферу, в которой погромы смогли принять массовый характер».[22] Аналогичное мнение изложено в энциклопедии «Британника»[23].

Профессор Джон Клиер писал о причинах, стимулировавших политизацию в среде российских евреев:[24]

Юдофобские установки имперского правительства создали условия, стимулировавшие переход евреев в оппозицию — революционную или «буржуазную»… Антиеврейские погромы омрачившие эпоху рассматривались царём как проявление народной поддержки режима, что сподвигло правительство на выражение пусть символического но одобрения действий правых элементов, использовавших антисемитизм в качестве идеологической платформы.

Источники отмечают не только антисемитскую политику властей, но и застарелый глубоко укоренённый в обществе антисемитизм как условие, способствовавшее погромам[3][25].

Характерными чертами погромов погромов 1905—1906 годов стали разнородный состав участников, политическая мотивация и охват всей зоны компактного проживания евреев. Доктор исторических наук Дина Аманжолова в монографии «Из истории межэтнических конфликтов в России (1905—1916 гг.)» пишет:[15]

Длительная идеологически целенаправленная политика антисемитизма реализовалась во время погромов. Этнический фактор в результате для погромщиков выступал как основной признак участников революционного движения: еврей — значит, революционер, и наоборот, революционер — значит, еврей.

Погромы во время революции и гражданской войны

Основная статья: Еврейские погромы во время Гражданской войны в России

7 мая 1916 года произошёл погром в Красноярске[26]. В сентябре 1917 года уходившие с фронта солдаты грабили еврейское имущество, однако эти погромы (наибольшее число их произошло в Киевской, Волынской и Подольской губерниях), как правило, не сопровождались убийствами[3][27].

По данным историка Геннадия Костырченко, за время Гражданской войны в России имело место 1236 случаев антиеврейских выступлений, 887 из которых были отнесены к погромам — к акциям, сопровождавшимся насилием в массовом масштабе. Из них 493 акции (40 %) совершили петлюровцы, 307 (25 %) — зелёные, 213 (17 %) — белогвардейцы и 106 (8,5 %) — части красных[28].

Историк Олег Будницкий полагает эти данные заниженными[29]. Он считает, что в 1918—1920 годах только на Украине приблизительно в 1300 населенных пунктах произошло свыше 1500 еврейских погромов. Было убито и умерло от ран, по разным оценкам, от 50 до 200 тысяч евреев. Около 200 тысяч было ранено и искалечено. Тысячи женщин были изнасилованы. Около 50 тысяч женщин стали вдовами, около 300 тысяч детей остались сиротами[30]. По данным И. Б. Шехтмана, только Добровольческая армия совершила почти 300 погромов, а это 17 % от общего их числа.[31].

В вышедшей в 2009-м году книге «История России. XX век» под редакцией Андрея Зубова, приводится цифра в 887 погромов, но речь идёт не о России в целом, а об Украине. При этом приводятся данные о числе жертв: «Земле была предана 31 071 жертва погромов, но, учитывая без вести пропавших, сожженных, утопленных евреев, число жертв вполне может превысить и 50 тысяч человек»[32].

Историк Норман Кон оценивает общее число евреев убитых в погромах с 1918 по 1920 годы в 100 тысяч человек[33]. Аналогичную цифру называет демограф Сергей Максудов.[34]

По данным Леонида Смиловицкого в одном лишь 1921 году в Белоруссии погромы прошли в 177 населенных пунктах, где проживало 7316 семей (29270 человек). Их жертвами стали 1748 семей, в том числе 1700 убитых, 150 раненых, 1250 изнасилованных[35].

Некоторые авторы отмечают, что погромы делались как белыми, так и красными и тем более отдельными бандами, но в Красной армии эти действия беспощадно подавлялись, включая расстрелы погромщиков, в то время как среди белых таких попыток практически не было[36][27]. Илья Чериковер приводит цитаты генералов Мамонтова, Шифнера-Маркевича, Ирманова, Драгомирова и др., которые он полагает погромными и антисемитскими и прямо связывает бесчинства Добровольческой армии с попустительством и поощрением со стороны начальства. Приказ самого Деникина против погромов был издан лишь 23 января 1920 года[37]. Как пишет доктор Арон Шнеер, сама жизнь заставила евреев «искать защиту у той власти и поддерживать ту власть и ту партию, которые официально объявили антисемитизм и погромщиков вне закона»[38].

Согласно другой точке зрения, которой придерживается, в частности, российский историк Андрей Зубов, командование Белого движения прикладывали все возможные силы к борьбе с погромщиками[32][39]. Так, А. Зубов пишет: «и генерал Мамантов, и генерал Шкуро, и генерал Деникин боролись как могли с еврейскими погромами, наказывали погромщиков, защищали ни в чем не повинных еврейских обывателей.»[40] Видный деятель белого движения А.А. фон Лампе писал, что в частях белой армии имели место нарушения дисциплины, грабежи и иногда даже убийства, за что были расформированы 2-я Кубанская пластунская бригада и Осетинский конный полк, однако они не были направлены исключительно против еврейского населения: "...от этих проявлений отрицательного типа страдало как еврейское, так и христианское население захваченного беспорядками района...Но о несчастных христианах, конечно, никто не кричал в мировой прессе.".[41] П. Н. Врангель в беседе с журналистом Н. Н. Чебышевым из газеты «Великая Россия» объяснял рост антиеврейских настроений в народе распространением большевизма, анархии и произвола:[42]

« В народных массах действительно замечается обострение ненависти к евреям. Чувство это все сильнее развивается в народе. В последних своих проявлениях народные противоеврейские настроения буйно разрастаются на гнойнике большевизма. Народ не разбирается, кто виноват. Он видит евреев-комиссаров, евреев-коммунистов и не останавливается на том, что это часть еврейского населения, может быть оторвавшаяся от другой части еврейства, не разделяющего коммунистических учений и отвергающего советскую власть. »

Особая ненависть населения во время гражданской войны авторами книги «История России. XX век» объясняется участием евреев в красном терроре[32].

В СССР

См. также статью: Антисемитизм в СССР

После окончания гражданской войны погромы полностью прекратились и в дальнейшем ни в СССР, ни в Российской Федерации после его распада еврейских погромов не зафиксировано.

Примечания

  1. Энциклопедия Холокоста. Статья «Антисемитизм»
  2. Энциклопедия Холокоста. Статья «Погромы»
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Статья «Погромы» в Электронной еврейской энциклопедии
  4. «Правда о русских евреях»
  5. Дубнов С. М. Краткая история евреев. Часть 3 Средние века и новое время. Глава 6. Евреи в Польше и Руси (XII—XV вв.)
  6. Евреи России / Составитель и редактор Семёнов Ю. И. // Национальная политика в императорской России. — М.: Центр по изучению межнациональных отношений РАН, Координационно-методический центр Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая, 1997.
  7. Дубнов С. М. Краткая история евреев. Часть 3 Средние века и новое время. Глава 10. Переходное время (1750—1795 гг.)
  8. Будницкий, Олег Витальевич. От редактора. Международный исследовательский центр российского и восточноевропейского еврейства. Проверено 2 января 2010.
  9. Эттингер Ш. Часть 5. Новое время // История евреев. — Еврейский университет в Иерусалиме, 1972.
  10. Ирина Дружкова. Еврейские банкиры в Одессе XIX века.
  11. Александр III // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — Санкт-Петербург: 1890—1907.
  12. Антисемитизм в России как одна из причин возникновения национального еврейского движения. Методические материалы по истории сионизма. Сохнут. Проверено 9 октября 2009.
  13. Альманах. Сборник по истории анархического движения в России. Т 1. Париж, 1909.
  14. (англ.) American Jewish Committee Special Articles (1906-1907) // American Jewish Year Book (1906-1907) = American Jewish Year Book (1906-1907). — Jewish Publication Society. — Т. 8. — P. 47.
  15. 15,0 15,1 Из истории межэтнических конфликтов в России (1905—1916 гг.
  16. Еврейские погромы в Ростове-на-Дону
  17. Первый эксперимент по народовластию
  18. Погромы
  19. Aнтисемитизм
  20. Александр III
  21. Погром в Балте
  22. Выбор
  23. Pogrom
  24. Почему российские евреи не были верноподдаными, стр. 561—562
  25. Русский либерализм в период войн и революций: мифы кадетской партии
  26. Клейнман И. А. Первый еврейский погром в Сибири. — В кн.: Еврейская летопись. Л.; М., 1924, сб. 3, с. 124—134
  27. 27,0 27,1 Будницкий О. В. Русский либерализм в период войн и революций: мифы кадетской партии
  28. Костырченко Г. В. Тайная политика Сталина: Власть и антисемитизм. — М.: Международные отношения, 2001. — С. 56.
  29. Карающий штык добровольца
  30. Будницкий О. В. Российские евреи между красными и белыми (1917-1920). — М.: Российская политическая энциклопедия, 2005. — С. 7, прим. 2. — 1000 экз. — ISBN 5-8243-0666-4
  31. Шехтман И. Б. История погромного движения на Украине. Том 2. Погромы Добровольческой армии на Украине. — 1932. — 394 с.
  32. 32,0 32,1 32,2 «История России. XX век» «2.2.25. Евреи в Гражданской войне»
  33. Норман Кон. «Благословение на геноцид». Москва. Прогресс. 1990
  34. Похищенное слово
  35. Смиловицкий Л. Л. Погромы в Турове // Заметки по еврейской истории : интернет-журнал. — 7 июля 2002. — В. 16.
  36. Задрапировать конформизмом. «Книга погромов, 1918—1922»
  37. История погромного движения на Украине 1917—1921, стр. 16-19
  38. Шнеер А. И. Часть1. Глава 1. Евреи в Красной Армии в годы Гражданской войны 1918–1922 гг. // Плен. — Гешарим — Мосты культуры, 2005. — Т. 2. — 620 с. — ISBN 5-93273-195-8
  39. Один из отзывов на «Книгу погромов»
  40. Ответ Андрея Зубова Аркадию Красильщикову на его статью «Снова о покаянии» в газете «Еврейское слово»
  41. Пути верных. Сборник статей. Париж, 1960. Стр. 83-84.
  42. П. Н. Врангель. Записки. Книга вторая (Глава VI. В северной Таврии)

См. также

Литература

  • Турау Е.Ф. К истории киевского погрома : Всеподданнейший отчет о произвед. по высочайшему повелению сенатором Е.Ф. Турау исслед. причин беспорядков, бывших в г. Киеве в окт. 1905 г. Киев : С.М. Богуславский, 1906.
  • Киевский и Одесский погромы в отчетах сенаторов Турау и Кузминского / С предисл. И. Непомнящего. Санкт-Петербург : Летописец, 1907.
  • Кревер Б.А. Гомельский процесс : Подробный отчет. Санкт-Петербург : тип. т-ва "Обществ. польза", 1907.
  • Клейнершехет И.С. Дело об октябрьском погроме в Симферополе : Судеб. отчет. Симферополь : тип. М.М. Эйдлина, 1907.
  • Материалы к истории русской контрреволюции. Часть 1, Часть 2. Санкт-Петербург, 1908.
  • Будницкий О. В. Российские евреи между красными и белыми (1917-1920). — М.: Российская политическая энциклопедия, 2005. — 1000 экз. — ISBN 5-8243-0666-4
  • Klier J. D. (англ.), Lambroza S. Pogroms: anti-Jewish violence in modern Russian history. — Cambridge: Cambridge University Press, 1991.
  • Шехтман И. Б. История погромного движения на Украине. Том 2. Погромы Добровольческой армии на Украине. — 1932. — 394 с.
  • Солженицын А. И. Двести лет вместе. — 2002. — 512 с. — ISBN 5-85887-151-8

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках