Аксельрод, Любовь Исааковна
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
Sneg1 (Обсуждение | вклад) (→Биография) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Писатель | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
| Имя = Любовь Исааковна Аксельрод | | Имя = Любовь Исааковна Аксельрод | ||
| Оригинал имени = | | Оригинал имени = | ||
Строка 33: | Строка 21: | ||
}} | }} | ||
{{значения|Аксельрод}} | {{значения|Аксельрод}} | ||
- | '''Любо́вь Исаа́ковна Аксельро́д''' ([[1868]] — [[5 февраля]] [[1946]]), литературный [[псевдоним]] ''Ортодокс'', | + | '''Любо́вь Исаа́ковна Аксельро́д''' ([[1868]] — [[5 февраля]] [[1946]]), литературный [[псевдоним]] ''Ортодокс'', — революционерка, философ и литературовед. В своих «Философских очерках» ([[1906]]) Аксельрод с меньшевистских позиций подвергает критике неокантианцев Бердяева, Струве и других. Сотрудничала в газетах «Искра» и «Заря», примкнув к меньшевистской фракции. Во время [[Первая мировая война|Первой мировой войны]] занимала оборонческую позицию. В начале революции [[1917]] была членом ЦК меньшевиков, затем членом ЦК плехановской группы «Единство».<ref>При написании этой статьи использовались материалы «Большой советской энциклопедии» (т. I, 1949 год) и «Краткой Еврейской Энциклопедии» (дополнение II), Иерусалим, 1995.</ref>. |
== Биография == | == Биография == | ||
Строка 40: | Строка 28: | ||
В [[1892]], окончательно порвав с народничеством, перешла на позиции марксизма, вступила в «Группу освобождения труда» и на протяжении многих лет оставалась самым преданным соратником её лидера [[Плеханов, Георгий Валентинович|Г.В Плеханова]] при всех внутренних расколах и раздорах среди русских марксистов, особенно обострившихся после образования в 1903 большевистского крыла во главе с [[Ленин, Владимир Ильич|В. Лениным]]. | В [[1892]], окончательно порвав с народничеством, перешла на позиции марксизма, вступила в «Группу освобождения труда» и на протяжении многих лет оставалась самым преданным соратником её лидера [[Плеханов, Георгий Валентинович|Г.В Плеханова]] при всех внутренних расколах и раздорах среди русских марксистов, особенно обострившихся после образования в 1903 большевистского крыла во главе с [[Ленин, Владимир Ильич|В. Лениным]]. | ||
- | В [[1900]] окончила [[Берн]]ский университет со степенью доктора философии (её [[диссертация]] о мировоззрении [[Толстой, Лев Николаевич|Л. | + | В [[1900]] окончила [[Берн]]ский университет со степенью доктора философии (её [[диссертация]] о мировоззрении [[Толстой, Лев Николаевич|Л. Н. Толстого]] в 1902 была опубликована на немецком языке в Штутгарте) и вскоре стала одним из основных авторов статей на философские темы в социал-демократических газетах «Искра» и «Заря». |
- | В [[1906]] вернулась в Россию (после объявления амнистии членам оппозиционных партий) уже как видный деятель партии меньшевиков и самый авторитетный после [[Плеханов, Георгий Валентинович|Г. | + | В [[1906]] вернулась в Россию (после объявления амнистии членам оппозиционных партий) уже как видный деятель партии меньшевиков и самый авторитетный после [[Плеханов, Георгий Валентинович|Г. В. Плеханова]] эксперт по вопросам марксистской философии. |
- | В [[1906]] вышел в свет сборник «Философские очерки», где с марксистских позиций критиковала изменившиеся филосфские установки [[Бердяев, Николай Александрович|Н. | + | В [[1906]] вышел в свет сборник «Философские очерки», где с марксистских позиций критиковала изменившиеся филосфские установки [[Бердяев, Николай Александрович|Н. А. Бердяева]], [[Струве, Пётр Бернгардович|П. Б. Струве]] и других бывших легальных марксистов, а также гносеологию [[Кант, Иммануил|И. Канта]] и неокантианцев. Благодаря этому сборнику и, особенно, статьям, направленным против [[Богданов, Александр Александрович|A. A. Богданова]] и других «философских отступников» от марксизма (позднее эти статьи вошли в изданный в 1922 сборник «Против идеализма»), в обличении которых опередила В. И. Ленина, она завоевала в среде российской социал-демократии, в том числе и большевиков, репутацию непоколебимого защитника «чистоты» марксистской философии (отсюда и псевдоним «Ортодокс»). |
- | В начале 1920-х гг. Аксельрод преподавала в Институте красной профессуры, затем работала в Институте научной философии Российской ассоциации научно-исследовательских институтов АН СССР и Государственной академии художеств, наук. В советское время был опубликован ряд её работ: «К. Маркс как философ», 1924; «Критика основ буржуазного обществоведения и материалистическое понимание истории», Иваново-Вознесенск, 1924; «Этюды и воспоминания». Ленинград, 1925; «Лев Толстой», 2-е изд., Москва, 1928; «К вопросу о мировоззрении Щедрина», «Литературное наследство», 1933,1—12; «Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса», | + | В начале 1920-х гг. Аксельрод преподавала в [[Институт красной профессуры|Институте красной профессуры]], затем работала в Институте научной философии Российской ассоциации научно-исследовательских институтов АН СССР и Государственной академии художеств, наук. В советское время был опубликован ряд её работ: «К. Маркс как философ», 1924; «Критика основ буржуазного обществоведения и материалистическое понимание истории», Иваново-Вознесенск, 1924; «Этюды и воспоминания». Ленинград, 1925; «Лев Толстой», 2-е изд., Москва, 1928; «К вопросу о мировоззрении Щедрина», «Литературное наследство», 1933,1—12; «Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса», Москва — Ленинград, 1934. Но в начале 1930-х гг. Аксельрод причислили к так называемым «механистам», которых обвиняли в ревизии марксистской философии, после чего её имя было предано забвению. |
- | Аксельрод обвиняли (в частности [[Деборин, Абрам Моисеевич|А. | + | Аксельрод обвиняли (в частности [[Деборин, Абрам Моисеевич|А. М. Деборин]]) в приверженности к «сионистской философии истории», поскольку в одной из статей (журнал «Красная новь», 1925) она согласилась с точкой зрения о еврейских религиозных истоках философской системы [[Спиноза, Бенедикт|Б. Спинозы]]. |
== Примечания == | == Примечания == | ||
Строка 54: | Строка 42: | ||
= Ссылки = | = Ссылки = | ||
- | * | + | * ''Аксельрод Л. И.'' [http://magister.msk.ru/library/revolt/aksel001.htm Курс лекций по историческому материализму] или [http://sovphil.narod.ru/diaistmat/diaistmat001.rar rar] |
- | + | * ''Л. Аксельрод (Ортодокс).'' [http://scepsis.ru/library/id_396.html Господин Бердяев и моя бабушка] // Против идеализма: критика некоторых идеалистических течений философской мысли. — М.-Л.: Гос. соц.-экономич. изд-во, 1933. — С. 109-118. | |
+ | * ''А. Боев.'' [http://scepsis.ru/library/id_395.html Любовь Аксельрод: История неправославного ортодокса] // «Скепсис» | ||
- | + | [[Категория:Философы России]] | |
- | + | [[Категория:Марксисты]] | |
- | + | [[Категория:Меньшевики]] | |
- | + | [[Категория:Литературоведы России]] | |
- | + | [[Категория:Революционерки Российской империи]] | |
+ | [[Категория:Философы СССР]] | ||
- | :[[en:Lyubov Axelrod]] | + | [[de:Ljubow Issaakowna Axelrod]] |
- | + | [[en:Lyubov Axelrod]] | |
- | + | [[sv:Ljubov Axelrod]] | |
- | + |
Версия 07:15, 6 октября 2010
Любовь Исааковна Аксельрод | |
Файл:L Ortodox.JPG | |
Псевдонимы: |
Ортодокс |
---|---|
Дата рождения: |
1868 |
Место рождения: |
Виленковичи, Виленская губерния |
Дата смерти: |
5 февраля 1946 |
Гражданство: | |
Род деятельности: |
публицист, философ, литературовед |
Любо́вь Исаа́ковна Аксельро́д (1868 — 5 февраля 1946), литературный псевдоним Ортодокс, — революционерка, философ и литературовед. В своих «Философских очерках» (1906) Аксельрод с меньшевистских позиций подвергает критике неокантианцев Бердяева, Струве и других. Сотрудничала в газетах «Искра» и «Заря», примкнув к меньшевистской фракции. Во время Первой мировой войны занимала оборонческую позицию. В начале революции 1917 была членом ЦК меньшевиков, затем членом ЦК плехановской группы «Единство».[1].
Биография
В 1887 после неудачного покушения народовольцев на императора Александра III и провала народовольческой организации в Вильне спешно эмигрировала во Францию, затем переехала в Швейцарию.
В 1892, окончательно порвав с народничеством, перешла на позиции марксизма, вступила в «Группу освобождения труда» и на протяжении многих лет оставалась самым преданным соратником её лидера Г.В Плеханова при всех внутренних расколах и раздорах среди русских марксистов, особенно обострившихся после образования в 1903 большевистского крыла во главе с В. Лениным.
В 1900 окончила Бернский университет со степенью доктора философии (её диссертация о мировоззрении Л. Н. Толстого в 1902 была опубликована на немецком языке в Штутгарте) и вскоре стала одним из основных авторов статей на философские темы в социал-демократических газетах «Искра» и «Заря».
В 1906 вернулась в Россию (после объявления амнистии членам оппозиционных партий) уже как видный деятель партии меньшевиков и самый авторитетный после Г. В. Плеханова эксперт по вопросам марксистской философии.
В 1906 вышел в свет сборник «Философские очерки», где с марксистских позиций критиковала изменившиеся филосфские установки Н. А. Бердяева, П. Б. Струве и других бывших легальных марксистов, а также гносеологию И. Канта и неокантианцев. Благодаря этому сборнику и, особенно, статьям, направленным против A. A. Богданова и других «философских отступников» от марксизма (позднее эти статьи вошли в изданный в 1922 сборник «Против идеализма»), в обличении которых опередила В. И. Ленина, она завоевала в среде российской социал-демократии, в том числе и большевиков, репутацию непоколебимого защитника «чистоты» марксистской философии (отсюда и псевдоним «Ортодокс»).
В начале 1920-х гг. Аксельрод преподавала в Институте красной профессуры, затем работала в Институте научной философии Российской ассоциации научно-исследовательских институтов АН СССР и Государственной академии художеств, наук. В советское время был опубликован ряд её работ: «К. Маркс как философ», 1924; «Критика основ буржуазного обществоведения и материалистическое понимание истории», Иваново-Вознесенск, 1924; «Этюды и воспоминания». Ленинград, 1925; «Лев Толстой», 2-е изд., Москва, 1928; «К вопросу о мировоззрении Щедрина», «Литературное наследство», 1933,1—12; «Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса», Москва — Ленинград, 1934. Но в начале 1930-х гг. Аксельрод причислили к так называемым «механистам», которых обвиняли в ревизии марксистской философии, после чего её имя было предано забвению.
Аксельрод обвиняли (в частности А. М. Деборин) в приверженности к «сионистской философии истории», поскольку в одной из статей (журнал «Красная новь», 1925) она согласилась с точкой зрения о еврейских религиозных истоках философской системы Б. Спинозы.
Примечания
- ↑ При написании этой статьи использовались материалы «Большой советской энциклопедии» (т. I, 1949 год) и «Краткой Еврейской Энциклопедии» (дополнение II), Иерусалим, 1995.
Ссылки
- Аксельрод Л. И. Курс лекций по историческому материализму или rar
- Л. Аксельрод (Ортодокс). Господин Бердяев и моя бабушка // Против идеализма: критика некоторых идеалистических течений философской мысли. — М.-Л.: Гос. соц.-экономич. изд-во, 1933. — С. 109-118.
- А. Боев. Любовь Аксельрод: История неправославного ортодокса // «Скепсис»sv:Ljubov Axelrod