Мазе, Яков Исаевич
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
212.192.251.30 (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
[[Файл:Yakov Maze.jpg|thumb|250px]] | [[Файл:Yakov Maze.jpg|thumb|250px]] | ||
'''Яков Исаевич Мазе''' ([[1859]]—[[1924]]) — крупный общественный деятель еврейства России, главный раввин [[Москва|Москвы]] с [[27 октября]] [[1893 год]]а по [[20 декабря]] [[1924 год]]а. | '''Яков Исаевич Мазе''' ([[1859]]—[[1924]]) — крупный общественный деятель еврейства России, главный раввин [[Москва|Москвы]] с [[27 октября]] [[1893 год]]а по [[20 декабря]] [[1924 год]]а. | ||
Строка 19: | Строка 5: | ||
Родился в [[хабад]]ской семье в [[Могилёв]]е. Закончил гимназию в [[Керчь|Керчи]]. Увлекся палестинофильскими (ранне-[[сионизм|сионистскими]]) идеями и основал группу «Брах доди». Получил юридическое образование в [[московский университет|московском университете]]. В годы учёбы вступил в «[[Хибат Цион]]». В [[1884 год]]у вмете с [[Усышкин]]ым и [[Членов, Иехиэль|Членовым]] создал кружок «Бней Цион». Мазе принадлежал к закаленному поколению восьмидесятников, взгляды которых формировались в годы разгула [[антисемитизм]]а. Молодежь тех лет активно воспринимала идеи сионизма и стремилась к возрождению национальной культуры. В [[1890 год]]у совершил поездку в [[Палестина|Палестину]] с целью закупки земель. В [[1893 год]]у, при содействии раввина Мазе, в Москве начинает работать Общество любителей древнееврейского языка и в этом же году, после высылки [[Минор, Соломон Алексеевич|Зелика Минора]] назначен казённым раввином Москвы. | Родился в [[хабад]]ской семье в [[Могилёв]]е. Закончил гимназию в [[Керчь|Керчи]]. Увлекся палестинофильскими (ранне-[[сионизм|сионистскими]]) идеями и основал группу «Брах доди». Получил юридическое образование в [[московский университет|московском университете]]. В годы учёбы вступил в «[[Хибат Цион]]». В [[1884 год]]у вмете с [[Усышкин]]ым и [[Членов, Иехиэль|Членовым]] создал кружок «Бней Цион». Мазе принадлежал к закаленному поколению восьмидесятников, взгляды которых формировались в годы разгула [[антисемитизм]]а. Молодежь тех лет активно воспринимала идеи сионизма и стремилась к возрождению национальной культуры. В [[1890 год]]у совершил поездку в [[Палестина|Палестину]] с целью закупки земель. В [[1893 год]]у, при содействии раввина Мазе, в Москве начинает работать Общество любителей древнееврейского языка и в этом же году, после высылки [[Минор, Соломон Алексеевич|Зелика Минора]] назначен казённым раввином Москвы. | ||
- | Выступал как эксперт по иудаизму на [[дело Бейлиса|деле Бейлиса]]; его выступление произвело большое впечатление. [[Бонч-Бруевич, Владимир Дмитриевич|В. | + | Выступал как эксперт по иудаизму на [[дело Бейлиса|деле Бейлиса]]; его выступление произвело большое впечатление. [[Бонч-Бруевич, Владимир Дмитриевич|В. Д. Бонч-Бруевич]], освещавший процесс в качестве журналиста, писал о выступлении Мазе: |
- | {{начало цитаты}} И он, небольшого роста, вставши на стул, чтобы его было видно из-за пюпитра, все громче и громче свидетельствует здесь о религиозном сознании своего народа, о священных обрядах, нравах и обычаях его. ( | + | {{начало цитаты}} И он, небольшого роста, вставши на стул, чтобы его было видно из-за пюпитра, все громче и громче свидетельствует здесь о религиозном сознании своего народа, о священных обрядах, нравах и обычаях его. (…) С первых же слов, взволнованных и страстных, переходящих в гнев пророка, когда говорит он о кощунственных прикосновениях к слову Божию, — в зале воздается настроение жгучее, хватающее за сердце. (…)Глубокий знаток Библии, Талмуда, Каббалы и многих иных книг еврейской письменности, раввин Мазе понятно, ясно, толково разъясняет все то, что интересовало судей и стороны в этом беспримерном, изумительном процессе <ref>[http://ldn-knigi.lib.ru/JUDAICA/Bo_Bru-Beil.htm В. Д. Бонч-Бруевич. Знамение времени]</ref>.{{конец цитаты}} |
В [[1914 год]]у, когда началась [[Первая мировая война]], раввин Мазе от имени евреев Москвы в [[Большой Кремлевский дворец|Большом Кремлевском дворце]] докладывал [[Николай II|Николаю II]] об участии евреев Москвы в деле защиты Отечества, об устройстве в Московской хоральной синагоге лазарета для раненых. | В [[1914 год]]у, когда началась [[Первая мировая война]], раввин Мазе от имени евреев Москвы в [[Большой Кремлевский дворец|Большом Кремлевском дворце]] докладывал [[Николай II|Николаю II]] об участии евреев Москвы в деле защиты Отечества, об устройстве в Московской хоральной синагоге лазарета для раненых. | ||
Строка 28: | Строка 14: | ||
После [[Февральская революция|Февральской революции]] раввина Мазе избрали по еврейскому национальному списку во [[Всероссийское Учредительное собрание]]. В [[1921 год]]у, встречался с [[Максим Горький|Горьким]], а затем, в июле того же года, с [[Ленин]]ым, пытаясь остановить [[погромы на Украине]] и гонения против религии в СССР. В [[1923 год]]у обратился к [[Калинин, Михаил Иванович|Калинину]] и [[Дзержинский, Феликс Эдмундович|Дзержинскому]] с протестом против попыток закрытия хоральной синагоги. | После [[Февральская революция|Февральской революции]] раввина Мазе избрали по еврейскому национальному списку во [[Всероссийское Учредительное собрание]]. В [[1921 год]]у, встречался с [[Максим Горький|Горьким]], а затем, в июле того же года, с [[Ленин]]ым, пытаясь остановить [[погромы на Украине]] и гонения против религии в СССР. В [[1923 год]]у обратился к [[Калинин, Михаил Иванович|Калинину]] и [[Дзержинский, Феликс Эдмундович|Дзержинскому]] с протестом против попыток закрытия хоральной синагоги. | ||
- | Яков Мазе, раввин и общественный деятель скончался [[20 декабря]] [[1924 год]]а. Его тело было перенесено в Большой молитвенный зал Хоральной синагоги и тысячи людей пришли отдать долг памяти этому выдающемуся человеку. Похоронен на [[Дорогомиловское кладбище|Дорогомиловском кладбище]]. В [[1932 год]]у | + | Яков Мазе, раввин и общественный деятель скончался [[20 декабря]] [[1924 год]]а. Его тело было перенесено в Большой молитвенный зал Хоральной синагоги и тысячи людей пришли отдать долг памяти этому выдающемуся человеку. Похоронен на [[Дорогомиловское кладбище|Дорогомиловском кладбище]]. В [[1932 год]]у останки Якова Мазе перезахоронены на [[Востряковское кладбище|Востряковском кладбище]]. |
== Труды == | == Труды == | ||
Строка 44: | Строка 30: | ||
* [http://www.keroor.ru/ru/synagogue/144.html КЕРООР] | * [http://www.keroor.ru/ru/synagogue/144.html КЕРООР] | ||
- | ==Примечания== | + | == Примечания == |
{{Примечания}} | {{Примечания}} | ||
Строка 59: | Строка 45: | ||
[[he:יעקב מזא"ה]] | [[he:יעקב מזא"ה]] | ||
- | |||
- | |||
- |
Версия 04:32, 3 июня 2010
Яков Исаевич Мазе (1859—1924) — крупный общественный деятель еврейства России, главный раввин Москвы с 27 октября 1893 года по 20 декабря 1924 года.
Содержание |
Биография
Родился в хабадской семье в Могилёве. Закончил гимназию в Керчи. Увлекся палестинофильскими (ранне-сионистскими) идеями и основал группу «Брах доди». Получил юридическое образование в московском университете. В годы учёбы вступил в «Хибат Цион». В 1884 году вмете с Усышкиным и Членовым создал кружок «Бней Цион». Мазе принадлежал к закаленному поколению восьмидесятников, взгляды которых формировались в годы разгула антисемитизма. Молодежь тех лет активно воспринимала идеи сионизма и стремилась к возрождению национальной культуры. В 1890 году совершил поездку в Палестину с целью закупки земель. В 1893 году, при содействии раввина Мазе, в Москве начинает работать Общество любителей древнееврейского языка и в этом же году, после высылки Зелика Минора назначен казённым раввином Москвы.
Выступал как эксперт по иудаизму на деле Бейлиса; его выступление произвело большое впечатление. В. Д. Бонч-Бруевич, освещавший процесс в качестве журналиста, писал о выступлении Мазе:
И он, небольшого роста, вставши на стул, чтобы его было видно из-за пюпитра, все громче и громче свидетельствует здесь о религиозном сознании своего народа, о священных обрядах, нравах и обычаях его. (…) С первых же слов, взволнованных и страстных, переходящих в гнев пророка, когда говорит он о кощунственных прикосновениях к слову Божию, — в зале воздается настроение жгучее, хватающее за сердце. (…)Глубокий знаток Библии, Талмуда, Каббалы и многих иных книг еврейской письменности, раввин Мазе понятно, ясно, толково разъясняет все то, что интересовало судей и стороны в этом беспримерном, изумительном процессе [1].
В 1914 году, когда началась Первая мировая война, раввин Мазе от имени евреев Москвы в Большом Кремлевском дворце докладывал Николаю II об участии евреев Москвы в деле защиты Отечества, об устройстве в Московской хоральной синагоге лазарета для раненых.
В 1916 году в Москву приехал поэт Хаим-Нахман Бялик, и во многих залах города проходили его творческие вечера. По инициативе Мазе был основан Детский фонд им. Бялика для издания детской литературы на еврейском языке.
После Февральской революции раввина Мазе избрали по еврейскому национальному списку во Всероссийское Учредительное собрание. В 1921 году, встречался с Горьким, а затем, в июле того же года, с Лениным, пытаясь остановить погромы на Украине и гонения против религии в СССР. В 1923 году обратился к Калинину и Дзержинскому с протестом против попыток закрытия хоральной синагоги.
Яков Мазе, раввин и общественный деятель скончался 20 декабря 1924 года. Его тело было перенесено в Большой молитвенный зал Хоральной синагоги и тысячи людей пришли отдать долг памяти этому выдающемуся человеку. Похоронен на Дорогомиловском кладбище. В 1932 году останки Якова Мазе перезахоронены на Востряковском кладбище.
Труды
- Зихронот (мемуары) в 4-х томах — Тель-Авив, 1936.
Известные высказывания
- «Революцию делают Троцкие, а расплачиваются за неё Бронштейны».
Книги о нём
- Раввин Мазе — Зеэв Рабинер
Ссылки
- Выступление Я.Мазе на процессе Бейлиса — Дело Бейлиса. Стенографический отчет, т.2, стр. 431 слл.
- Статья «Мазе Я‘аков» в Электронной еврейской энциклопедии
- КЕРООР