Бухарские евреи
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Obersachsebot (Обсуждение | вклад) м (русификация параметров) |
Ast-al (Обсуждение | вклад) м (1 версия) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{Народ | + | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 1 |
- | | | + | | АВТОР1 = |
- | | | + | | АВТОР2 = |
- | | | + | | АВТОР3 = |
- | | | + | | СУПЕРВАЙЗЕР = |
- | | | + | | ПРОЕКТ = |
- | + | | ПОДТЕМА = | |
- | | | + | | КАЧЕСТВО = |
- | {{ | + | | УРОВЕНЬ = |
- | {{Флаг ЕС}} [[Европейский союз]]: <br /> | + | | ДАТА СОЗДАНИЯ = |
- | {{Узбекистан}} [[Узбекистан]]: <br /> | + | | ВИКИПЕДИЯ = |
- | {{Таджикистан}} [[Таджикистан]]: <br /> | + | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = |
- | + | }} {{Народ | |
- | + | |group = Бухарские евреи | |
- | | | + | |image = [[Изображение:Jewish_Children_with_their_Teacher_in_Samarkand.jpg|333px]] |
- | + | |caption = Группа еврейских мальчиков с учителем в Самарканде ([[Прокудин-Горский, Сергей Михайлович|С. М. Прокудин-Горский]]) | |
- | + | |poptime = 85000 ([[1987]]) | |
- | | | + | |popplace = {{Израиль}} [[Израиль]]: <br /> 100,000-120,000 <br /> |
- | | | + | {{США}} [[США]]: <br /> 50,000-60,000 <br /> |
- | | | + | {{Флаг ЕС}} [[Европейский союз]]: <br /> 5,000-10,000 <br /> |
- | | | + | {{Узбекистан}} [[Узбекистан]]: <br /> 100-1,000 <br /> |
+ | {{Таджикистан}} [[Таджикистан]]: <br /> 50-100 <br /> | ||
+ | {{Монако}} [[Монако]]: <br /> неизвестно <br /> | ||
+ | {{Нидерланды}} [[Нидерланды]]: <br /> неизвестно <br /> | ||
+ | |rels = [[Иудаизм]], [[ислам]], [[агностицизм]] | ||
+ | |язык = [[Еврейско-таджикский диалект|Еврейско-таджикский]], [[Русский язык|русский]], [[иврит]] | ||
+ | |входит = [[Семиты]] | ||
}} | }} | ||
- | '''Бухарские евреи''' (среднеазиатские евреи, бухори, исроил или яхуди) | + | '''Бухарские евреи''' (среднеазиатские евреи, бухори, исроил или яхуди) — этнографическая группа [[евреи|евреев]], традиционно проживавшая в оазисах [[Мавераннахр]]а. Название происходит от названия государства — [[Бухарский эмират]]. |
- | + | == Языки общения == | |
- | + | Говорят на [[еврейско-таджикском диалект]]е (еврейском говоре самаркандско-бухарского диалекта [[фарси]] (''бухори'')), а также на узбекском и русском языках. Потомки бухарских евреев, уехавших на ПМЖ в страны Запада в 70-е XX века, переходят на местные языки общения вследствие неизбежных и, зачастую, необратимых процессов их ассимиляции в местных культурных средах<ref>В США, Канаде и странах и Западной Европы — космополитно-светская культурная среда, а в Израиле также и в религиозно-ортодоксальная.</ref>. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
== Основные общины == | == Основные общины == | ||
- | Основные общины расположены в таких городах как (в порядке убывания численности): [[Самарканд]] (Узб.), [[Ташкент]] (Узб.), [[Душанбе]] ([[Таджикистан]]), [[Бухара]] (Узб.), [[Коканд]], [[Андижан]], [[Маргилан]], [[Хатырчи]], [[Шахрисабз]], а также в [[Южно-Казахстанская область|Южном Казахстане]] и в столице Киргизии, [[Бишкек]]. | + | Основные общины расположены в таких городах как (в порядке убывания численности): [[Самарканд]] (Узб.), [[Ташкент]] (Узб.), [[Душанбе]] ([[Таджикистан]]), [[Бухара]] (Узб.), [[Коканд]], [[Андижан]], [[Маргилан]], [[Хатырчи]], [[Шахрисабз]], а также в [[Южно-Казахстанская область|Южном Казахстане]] и в столице Киргизии, [[Бишкек]]. |
== Численность == | == Численность == | ||
- | На основе имеющихся статистических данных о населении [[Средняя Азия|Средней Азии]] число бухарских евреев может быть оценено | + | На основе имеющихся статистических данных о населении [[Средняя Азия|Средней Азии]] число бухарских евреев может быть оценено следующим образом: |
- | * в конце | + | * в конце XIX в. - 16 тысяч, |
- | * в 1910-е гг. | + | * в 1910-е гг. — 20 тысяч, |
- | * в конце 1920- | + | * в конце 1920-х — начале 1930-х гг. — также 20 тысяч, |
- | * в конце 1950-х гг. | + | * в конце 1950-х гг. — 25 тысяч, |
- | * в конце 1960- | + | * в конце 1960-х — начале 1970-х гг. — 30 тысяч человек. |
- | В [[1970-е]] годы около 10 тысяч бухарских евреев выехали в [[Израиль]]. | + | В [[1970-е]] годы около 10 тысяч бухарских евреев выехали в [[Израиль]]. |
- | На основе переписи | + | На основе переписи 1979 г. численность бухарских евреев в Советском Союзе к началу 1980-х гг. определяется в 40 тысяч человек. На 1987 г. общая численность бухарских евреев в мире (включая третье поколение в Израиле и на Западе) — 85 тысяч, из них около 45 тысяч жили в Советском Союзе, 32 тысячи — в Израиле и около 3 тысяч — в остальных странах. |
- | В Израиле под эгидой Бухарско-еврейского конгресса ежегодно проходит однодневный фестиваль | + | В Израиле под эгидой Бухарско-еврейского конгресса ежегодно проходит однодневный фестиваль "Бухара а-яффа" - "Красавица Бухара" ([http://www.buchara.org.il/Index.asp?ArticleID=266&CategoryID=23]). Обычно его посещают не только бухарские евреи иммигранты из Средней Азии, но и рождённые в Израиле. Количество посетителей достигает 400 000 человек. Это число и является индикатором численности бухарских евреев. |
== Миграционные потоки == | == Миграционные потоки == | ||
- | После распада [[СССР|Советского Союза]] [[эмиграция]] усилилась и значительное количество бухарских евреев выехало в [[Израиль]], [[США]], [[Австралия|Австралию]] и другие страны. Из 17 тысяч бухарских евреев, покинувших Советский Союз, 15,5 тысяч поселились в Израиле, | + | После распада [[СССР|Советского Союза]] [[эмиграция]] усилилась и значительное количество бухарских евреев выехало в [[Израиль]], [[США]], [[Австралия|Австралию]] и другие страны. Из 17 тысяч бухарских евреев, покинувших Советский Союз, 15,5 тысяч поселились в Израиле, остальные — в США, Канаде и Австрии. На конец [[XX век]]а в Средней Азии оставалось менее 10% от былого бухарско-еврейского населения. Так, в Самарканде проживало лишь около 100 семей бухарских евреев. |
В [[Россия|России]] [[Национальный состав населения России в 2002 году|по переписи 2002 года]] 54 человека идентифицировали себя как '''бухарские евреи'''. | В [[Россия|России]] [[Национальный состав населения России в 2002 году|по переписи 2002 года]] 54 человека идентифицировали себя как '''бухарские евреи'''. | ||
== История == | == История == | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | + | Предки бухарских евреев переселились в Мавераннахр (из Восточной [[Персия|Персии]], главным образом из [[Мешхед]]а), видимо, не позднее начала 1-го тыс. н.э., однако обособленная община сформировалась намного позднее. | |
- | В [[ | + | В XII в. [[Биньямин из Туделы]] говорит о большой еврейской общине в [[Самарканд]]е. В XIII в. впервые упоминается еврейская община в Бухаре, которая с XVI в. становится основным центром сосредоточения еврейского населения в Средней Азии. |
- | + | До начала XVI в. общины евреев Ирана, Средней Азии и Афганистана представляли собой фактически единую общину. Распад этой большой общины в начале XVI в. на общину [[персидские евреи|персидских евреев]] и общину евреев Афганистана и Средней Азии и распадение этой последней на [[афганские евреи|афганских]] и бухарских евреев во второй половине XVIII в. связано с рядом событий политической истории, резко ослабившими контакты между евреями, проживавшими в соответствующих регионах. | |
- | + | В городе [[Бухара]] евреи проживали отдельно от [[Ислам|мусульман]] в трёх кварталах-[[махалля]]: Махалляи-Кухна (Старая махалля), Махалляи-Нав (Новая махалля) и Амиробод. | |
- | + | В [[Самарканд]]е еврейский квартал (Махалляи-Яхудиён) находился в восточной части города. Самаркандская [[синагога]] Канесои Гумбаз, построенная в [[1891]] году, сохранилась до наших дней. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | В [[Самарканд]]е еврейский квартал (Махалляи-Яхудиён) находился в восточной части города. Самаркандская [[синагога]] | + | |
В [[Бухарский эмират|Бухарском эмирате]] постройки, принадлежащие евреям по закону должны были быть ниже на пол-[[аршин]]а, чем соответствующие постройки мусульман, запрещалось покупать землю и дома мусульман, продавать им продукты питания, заниматься земледелием. | В [[Бухарский эмират|Бухарском эмирате]] постройки, принадлежащие евреям по закону должны были быть ниже на пол-[[аршин]]а, чем соответствующие постройки мусульман, запрещалось покупать землю и дома мусульман, продавать им продукты питания, заниматься земледелием. | ||
- | В середине | + | В середине XVIII в. происходит первое [[Принудительное обращение|массовое насильственное обращение]] бухарских евреев в [[ислам]] и возникает община [[чала]] (буквально «ни то, ни сё») — евреев, продолжающих тайно исповедовать [[иудаизм]]. В первой половине XIX в. вторая волна массовых насильственных обращений в ислам значительно увеличивает число членов этой общины. Остатки общины чала существуют в Средней Азии, в основном в Бухаре, до настоящего времени. Большинство членов её по паспорту являются [[узбеки|узбеками]]. |
- | После установления российского протектората все запреты и ограничения, существовавшие для евреев Бухарского эмирата, были отменены. Взамен было введено разделение на ''туземных евреев'', сумевших документально | + | После установления российского протектората все запреты и ограничения, существовавшие для евреев Бухарского эмирата, были отменены. Взамен было введено разделение на ''туземных евреев'', сумевших документально поддтвердить своё пребывание на территории [[Среднеазиатские владения Российской империи|Туркистанского края]] на момент российского завоевания и местное происхождение предков и ''бухарских евреев''. Туземные евреи считались российскими подданными, [[купец|купцам]] разрешили свободно торговать по всему краю и в крупнейших городах европейской России. |
На ''бухарских евреев'', даже если они были ближайшими родственниками официально ''туземных'' законы Российской империи не распространялись, они считались иностранцами и были лишены права приобретать землю или недвижимость, открывать собственное дело. | На ''бухарских евреев'', даже если они были ближайшими родственниками официально ''туземных'' законы Российской империи не распространялись, они считались иностранцами и были лишены права приобретать землю или недвижимость, открывать собственное дело. | ||
- | В [[1920-е]] годы в [[Узбекистан]]е действовал ряд еврейских культурных, научных, образовательных организаций, еврейские [[колхоз]]ы. В [[1930-е|1930-х]] годах все они были закрыты, бухарско-еврейская [[интеллигенция]] [[Сталинские репрессии|репрессирована]]. В [[ | + | В [[1920-е]] годы в [[Узбекистан]]е действовал ряд еврейских культурных, научных, образовательных организаций, еврейские [[колхоз]]ы. В [[1930-е|1930-х]] годах все они были закрыты, бухарско-еврейская [[интеллигенция]] [[Сталинские репрессии|репрессирована]]. В [[1951]] году закрывается последняя школа с преподаванием на бухарско-еврейском языке. Единственным действующим культурным центром оставалась самаркандская синагога [[Канесои Гумбаз]]. |
== Традиционные занятия == | == Традиционные занятия == | ||
Строка 100: | Строка 83: | ||
Основными традиционными занятиями бухарских евреев были [[красильщик|окраска]] шерсти и ткани, а также мелкая торговля. | Основными традиционными занятиями бухарских евреев были [[красильщик|окраска]] шерсти и ткани, а также мелкая торговля. | ||
- | Название красильщиков ''кабудгари'' происходит от таджикского ''кабуд'' | + | Название красильщиков ''кабудгари'' происходит от таджикского ''кабуд'' — синий. Краски изготавливались самостоятельно и секреты их производства передавались из поколения в поколение. Среди мусульман эмирата даже выражение «идти к еврею» означало намерение отдать пряжу для окраски в синий цвет. |
== Известные бухарские евреи == | == Известные бухарские евреи == | ||
+ | * [[Леваев, Лев Авнерович]] | ||
+ | * [[Фазылов, Маркиэл Аронович]] - советский/узбекский шашист, гроссмейстер, двукратный чемпион мира и трехкратный чемпион СССР по русским шашкам, председатель бухарско-еврейского общества г. Самарканда. | ||
- | + | == Версия о [[прозелит]]ском происхождении бухарского [[иудейство|еврейства]] == | |
- | + | {{достоверность|принадлежность бухарских евреев шиитской секте}} | |
- | + | Согласно данной версии, последние [[иудаизм|иудейские]] общины в [[Средняя Азия|Средней Азии]] прекратили своё существование во времена нашествия варварских орд из монгольских степей. Эти иудеи говорили на иранском и арабском языках. Скорей всего они иммигрировали в [[Польское королевство]] где правил [[Казимир Великий]]. Глубоко влюбившись в иудейку Эстерку, он пригласил иудеев со всего мира на проживание в свою страну. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | К восстановлению [[иудаизм]]а в Средней Азии причастен некий [[:he:יוסף ממן|Йосеф Маман]]. Йосеф Маман, известный также как Йосеф Магрибский, забрёл в 1793 году в [[Бухара|Бухару]] во время путешествия по [[османская империя|османскому]] и [[Хорасан|персидскому]] миру. Судя по его биографии, Йосеф Магрибский обладал такими [[лидерство|лидерскими]] качествами как [[харизма]], образованность, общительность, убедительность. Не даром он был выбран [[диаспора|общиной]] арабоизированных [[Сефарды|сефардских]] иудеев города [[Цфат]], что в [[ | + | К восстановлению [[иудаизм]]а в Средней Азии причастен некий [[:he:יוסף ממן|Йосеф Маман]]. Йосеф Маман, известный также как Йосеф Магрибский, забрёл в 1793 году в [[Бухара|Бухару]] во время путешествия по [[османская империя|османскому]] и [[Хорасан|персидскому]] миру. Судя по его биографии, Йосеф Магрибский обладал такими [[лидерство|лидерскими]] качествами как [[харизма]], образованность, общительность, убедительность. Не даром он был выбран [[диаспора|общиной]] арабоизированных [[Сефарды|сефардских]] иудеев города [[Цфат]], что в [[Земля Израильская|Палестине]], на задание по сборке денежных средств для функционирования иудаизма на [[Святая земля|Святой земле]]. По законам иудаизма, каждый правоверный иудей обязан жертвовать 10 % от своих доходов нуждающимся соплеменикам. Йосеф Маман отправился на сбор этих 10 % у своих соплеменников-сефардов. Сефарды это группа испанских иудеев, которые после [[Изгнание евреев из Испании|изгнания из Испании]] в 1492, расселились в странах, прилегающих к бассейну [[Средиземное море|Cредиземного моря]]. Известно, что Йосеф Магрибский бывал в [[Магриб|северной Африке]], в [[Крым]]у, в [[Иран]]е и наконец оказался в Бухаре в 1793 году. В Бухаре он, якобы, встретил иудеев(?). Та была весьма зажиточная [[иранцы|ираноязычная]] группа правящего [[Социальный класс|класса]], члены которого называли себя "[[Елена (царица Адиабены)|исроил]]". Йосеф Магрибский остался в Бухаре и женился на местной девушке, у них были потомки. Как видно из биографии Йосефа Магрибского, он имел влияние на двор эмира и мусульмане называли его "великий мулло". Камнем преткновения является вопрос. Были ли они последователями иудаизма до Йосефа Магрибского? Или же Йосеф Маман обратил в сефардский иудаизм представителей мусульманской [[секта|секты]], члены которой называют себя "исроил", наподобие [[пуштуны|пуштунской]] секты [[афганские евреи|"бани исраэль"]]([http://word.co.il/news/2005/01/21/sambation/])? Ответ на данные вопросы даёт нам европейский путешественник Эфраим Неймарк, который являлся по происхождению немецким евреем. В 1886 году он совершил путешествие в бухарский регион и составил записи в своём журнале,{{цитата|''...по окончании каждой молитвы, после [того как произносили на иврите молитву] "Алейну лешабеах", они усаживались в молитвенном доме в единое место, старейшина собравшихся произносил [на иврите текст молитвы]: "Боне Ерушалайим Адонай, нидхей йисраэль еканэс вехоль йисраэль мемызрах умемаарав мицафон умиям бихлаль абраха". После этого зачитывали [на иврите молитву]: "Шир лемаалот эса эйни"... Когда я стал исследовать об основе данного обычая, их старики рассказали мне, что прежде, чем прибыл туда мулла Юсуф Аль-Магриби, был их обычай наподобие обычая магометан - читать несколько просьб по-фарси, и в конце своих слов произносили "Аллаху Акбар". А мулла Юсуф Аль-Магриби вправил им вместо этого [и ввёл] чтение [на иврите молитву] "Шир лемаалот".''}} |
- | Эта выписка была опубликована в ивритском журнале | + | Эта выписка была опубликована в ивритском журнале "האסיף" - "А-асиф", 1889 г., стр. 70.([http://www.buchara.org.il/Index.asp?CategoryID=60]). |
- | + | Как видно из описаний, бухарские евреи являются потомками правящего класса Бухарского эмирата, которые по недоразуменнию приняли испанский иудаизм, посчитав его за божественную истину. При завоевании Средней Азии Российской империи многие из бухарских богачей бежали в Афганистан, Иран и Палестину. В Иерусалиме в 1894 году они основали так называемый "[[Бухарский квартал]]". Это был самый роскошный квартал за пределами старого города Иерусалима. Некоторые поселились у стариного города Яффа. Потомки тех поселенцев в Яффе ассимилировались в арабское языковое окружение, сохраняя бухарскую самоиндефикацию. Некоторые из сегодняшних их потомков до сих пор говорят дома на ряду с ивритом также на арабском. Из тех поселений у Яффы выросли Тель-авивские кварталы; Кирьят Шалом, Шапиро, Абу Кабир и другие. | |
- | + | ||
- | В | + | |
- | + | ||
- | + | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* [http://www.bjews.com/?newlang=rus Портал бухарских евреев (рус., англ.)] | * [http://www.bjews.com/?newlang=rus Портал бухарских евреев (рус., англ.)] | ||
- | * [http://www.boojle.com/ogonek/index.php?issue=34&article=1 БУХАРСКИЕ | + | * [http://www.boojle.com/ogonek/index.php?issue=34&article=1 БУХАРСКИЕ ЕВРЕИ - ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ- ДОЛГИЙ ПУТЬ ЕВРЕЕВ УЗБЕКИСТАНА] |
- | * [http://www.eleven.co.il/article/10799 Статья | + | * [http://www.eleven.co.il/article/10799 Статья "Бухарские евреи"] в Электронной еврейской энциклопедии |
* [http://www.sem40.ru/religion/narod_tori/society/communities/6419/?print=1 Евреи-мусульмане в Средней Азии. Бухарские евреи] | * [http://www.sem40.ru/religion/narod_tori/society/communities/6419/?print=1 Евреи-мусульмане в Средней Азии. Бухарские евреи] | ||
* [http://maps.google.com/maps/ms?ie=UTF8&hl=ru&msa=0&msid=107078080806989286586.00000112ead8478773db1&ll=39.764791,64.420846&spn=0.008066,0.020514&t=h&z=16&iwloc=00000112ec02bd6d65334 Еврейское кладбище в Бухаре. Google Maps] | * [http://maps.google.com/maps/ms?ie=UTF8&hl=ru&msa=0&msid=107078080806989286586.00000112ead8478773db1&ll=39.764791,64.420846&spn=0.008066,0.020514&t=h&z=16&iwloc=00000112ec02bd6d65334 Еврейское кладбище в Бухаре. Google Maps] | ||
- | + | ||
- | + | == Примечания == | |
+ | <references/> | ||
[[Категория:Еврейские этносы]] | [[Категория:Еврейские этносы]] | ||
- | |||
[[Категория:Народы Узбекистана]] | [[Категория:Народы Узбекистана]] | ||
[[Категория:Народы Таджикистана]] | [[Категория:Народы Таджикистана]] | ||
+ | [[Категория:Евреи стран СНГ]] | ||
[[de:Bucharische Juden]] | [[de:Bucharische Juden]] | ||
Строка 174: | Строка 124: | ||
[[no:Bukhariske jøder]] | [[no:Bukhariske jøder]] | ||
[[pt:Judeus Bukharan]] | [[pt:Judeus Bukharan]] | ||
- | [[tr:Buhara Yahudileri]] | + | [[tr:Buhara Yahudileri]]{{WikiCopyRight}} |
- | + |
Версия 10:26, 22 октября 2010
Регулярная статья | |
Язык | |
---|---|
Входит в |
Бухарские евреи (среднеазиатские евреи, бухори, исроил или яхуди) — этнографическая группа евреев, традиционно проживавшая в оазисах Мавераннахра. Название происходит от названия государства — Бухарский эмират.
Содержание |
Языки общения
Говорят на еврейско-таджикском диалекте (еврейском говоре самаркандско-бухарского диалекта фарси (бухори)), а также на узбекском и русском языках. Потомки бухарских евреев, уехавших на ПМЖ в страны Запада в 70-е XX века, переходят на местные языки общения вследствие неизбежных и, зачастую, необратимых процессов их ассимиляции в местных культурных средах[1].
Основные общины
Основные общины расположены в таких городах как (в порядке убывания численности): Самарканд (Узб.), Ташкент (Узб.), Душанбе (Таджикистан), Бухара (Узб.), Коканд, Андижан, Маргилан, Хатырчи, Шахрисабз, а также в Южном Казахстане и в столице Киргизии, Бишкек.
Численность
На основе имеющихся статистических данных о населении Средней Азии число бухарских евреев может быть оценено следующим образом:
- в конце XIX в. - 16 тысяч,
- в 1910-е гг. — 20 тысяч,
- в конце 1920-х — начале 1930-х гг. — также 20 тысяч,
- в конце 1950-х гг. — 25 тысяч,
- в конце 1960-х — начале 1970-х гг. — 30 тысяч человек.
В 1970-е годы около 10 тысяч бухарских евреев выехали в Израиль.
На основе переписи 1979 г. численность бухарских евреев в Советском Союзе к началу 1980-х гг. определяется в 40 тысяч человек. На 1987 г. общая численность бухарских евреев в мире (включая третье поколение в Израиле и на Западе) — 85 тысяч, из них около 45 тысяч жили в Советском Союзе, 32 тысячи — в Израиле и около 3 тысяч — в остальных странах.
В Израиле под эгидой Бухарско-еврейского конгресса ежегодно проходит однодневный фестиваль "Бухара а-яффа" - "Красавица Бухара" ([1]). Обычно его посещают не только бухарские евреи иммигранты из Средней Азии, но и рождённые в Израиле. Количество посетителей достигает 400 000 человек. Это число и является индикатором численности бухарских евреев.
Миграционные потоки
После распада Советского Союза эмиграция усилилась и значительное количество бухарских евреев выехало в Израиль, США, Австралию и другие страны. Из 17 тысяч бухарских евреев, покинувших Советский Союз, 15,5 тысяч поселились в Израиле, остальные — в США, Канаде и Австрии. На конец XX века в Средней Азии оставалось менее 10% от былого бухарско-еврейского населения. Так, в Самарканде проживало лишь около 100 семей бухарских евреев.
В России по переписи 2002 года 54 человека идентифицировали себя как бухарские евреи.
История
Предки бухарских евреев переселились в Мавераннахр (из Восточной Персии, главным образом из Мешхеда), видимо, не позднее начала 1-го тыс. н.э., однако обособленная община сформировалась намного позднее.
В XII в. Биньямин из Туделы говорит о большой еврейской общине в Самарканде. В XIII в. впервые упоминается еврейская община в Бухаре, которая с XVI в. становится основным центром сосредоточения еврейского населения в Средней Азии.
До начала XVI в. общины евреев Ирана, Средней Азии и Афганистана представляли собой фактически единую общину. Распад этой большой общины в начале XVI в. на общину персидских евреев и общину евреев Афганистана и Средней Азии и распадение этой последней на афганских и бухарских евреев во второй половине XVIII в. связано с рядом событий политической истории, резко ослабившими контакты между евреями, проживавшими в соответствующих регионах.
В городе Бухара евреи проживали отдельно от мусульман в трёх кварталах-махалля: Махалляи-Кухна (Старая махалля), Махалляи-Нав (Новая махалля) и Амиробод.
В Самарканде еврейский квартал (Махалляи-Яхудиён) находился в восточной части города. Самаркандская синагога Канесои Гумбаз, построенная в 1891 году, сохранилась до наших дней.
В Бухарском эмирате постройки, принадлежащие евреям по закону должны были быть ниже на пол-аршина, чем соответствующие постройки мусульман, запрещалось покупать землю и дома мусульман, продавать им продукты питания, заниматься земледелием.
В середине XVIII в. происходит первое массовое насильственное обращение бухарских евреев в ислам и возникает община чала (буквально «ни то, ни сё») — евреев, продолжающих тайно исповедовать иудаизм. В первой половине XIX в. вторая волна массовых насильственных обращений в ислам значительно увеличивает число членов этой общины. Остатки общины чала существуют в Средней Азии, в основном в Бухаре, до настоящего времени. Большинство членов её по паспорту являются узбеками.
После установления российского протектората все запреты и ограничения, существовавшие для евреев Бухарского эмирата, были отменены. Взамен было введено разделение на туземных евреев, сумевших документально поддтвердить своё пребывание на территории Туркистанского края на момент российского завоевания и местное происхождение предков и бухарских евреев. Туземные евреи считались российскими подданными, купцам разрешили свободно торговать по всему краю и в крупнейших городах европейской России.
На бухарских евреев, даже если они были ближайшими родственниками официально туземных законы Российской империи не распространялись, они считались иностранцами и были лишены права приобретать землю или недвижимость, открывать собственное дело.
В 1920-е годы в Узбекистане действовал ряд еврейских культурных, научных, образовательных организаций, еврейские колхозы. В 1930-х годах все они были закрыты, бухарско-еврейская интеллигенция репрессирована. В 1951 году закрывается последняя школа с преподаванием на бухарско-еврейском языке. Единственным действующим культурным центром оставалась самаркандская синагога Канесои Гумбаз.
Традиционные занятия
Основными традиционными занятиями бухарских евреев были окраска шерсти и ткани, а также мелкая торговля.
Название красильщиков кабудгари происходит от таджикского кабуд — синий. Краски изготавливались самостоятельно и секреты их производства передавались из поколения в поколение. Среди мусульман эмирата даже выражение «идти к еврею» означало намерение отдать пряжу для окраски в синий цвет.
Известные бухарские евреи
- Леваев, Лев Авнерович
- Фазылов, Маркиэл Аронович - советский/узбекский шашист, гроссмейстер, двукратный чемпион мира и трехкратный чемпион СССР по русским шашкам, председатель бухарско-еврейского общества г. Самарканда.
Версия о прозелитском происхождении бухарского еврейства
Согласно данной версии, последние иудейские общины в Средней Азии прекратили своё существование во времена нашествия варварских орд из монгольских степей. Эти иудеи говорили на иранском и арабском языках. Скорей всего они иммигрировали в Польское королевство где правил Казимир Великий. Глубоко влюбившись в иудейку Эстерку, он пригласил иудеев со всего мира на проживание в свою страну.
К восстановлению иудаизма в Средней Азии причастен некий Йосеф Маман. Йосеф Маман, известный также как Йосеф Магрибский, забрёл в 1793 году в Бухару во время путешествия по османскому и персидскому миру. Судя по его биографии, Йосеф Магрибский обладал такими лидерскими качествами как харизма, образованность, общительность, убедительность. Не даром он был выбран общиной арабоизированных сефардских иудеев города Цфат, что в Палестине, на задание по сборке денежных средств для функционирования иудаизма на Святой земле. По законам иудаизма, каждый правоверный иудей обязан жертвовать 10 % от своих доходов нуждающимся соплеменикам. Йосеф Маман отправился на сбор этих 10 % у своих соплеменников-сефардов. Сефарды это группа испанских иудеев, которые после изгнания из Испании в 1492, расселились в странах, прилегающих к бассейну Cредиземного моря. Известно, что Йосеф Магрибский бывал в северной Африке, в Крыму, в Иране и наконец оказался в Бухаре в 1793 году. В Бухаре он, якобы, встретил иудеев(?). Та была весьма зажиточная ираноязычная группа правящего класса, члены которого называли себя "исроил". Йосеф Магрибский остался в Бухаре и женился на местной девушке, у них были потомки. Как видно из биографии Йосефа Магрибского, он имел влияние на двор эмира и мусульмане называли его "великий мулло". Камнем преткновения является вопрос. Были ли они последователями иудаизма до Йосефа Магрибского? Или же Йосеф Маман обратил в сефардский иудаизм представителей мусульманской секты, члены которой называют себя "исроил", наподобие пуштунской секты "бани исраэль"([2])? Ответ на данные вопросы даёт нам европейский путешественник Эфраим Неймарк, который являлся по происхождению немецким евреем. В 1886 году он совершил путешествие в бухарский регион и составил записи в своём журнале,
...по окончании каждой молитвы, после [того как произносили на иврите молитву] "Алейну лешабеах", они усаживались в молитвенном доме в единое место, старейшина собравшихся произносил [на иврите текст молитвы]: "Боне Ерушалайим Адонай, нидхей йисраэль еканэс вехоль йисраэль мемызрах умемаарав мицафон умиям бихлаль абраха". После этого зачитывали [на иврите молитву]: "Шир лемаалот эса эйни"... Когда я стал исследовать об основе данного обычая, их старики рассказали мне, что прежде, чем прибыл туда мулла Юсуф Аль-Магриби, был их обычай наподобие обычая магометан - читать несколько просьб по-фарси, и в конце своих слов произносили "Аллаху Акбар". А мулла Юсуф Аль-Магриби вправил им вместо этого [и ввёл] чтение [на иврите молитву] "Шир лемаалот". |
Эта выписка была опубликована в ивритском журнале "האסיף" - "А-асиф", 1889 г., стр. 70.([3]).
Как видно из описаний, бухарские евреи являются потомками правящего класса Бухарского эмирата, которые по недоразуменнию приняли испанский иудаизм, посчитав его за божественную истину. При завоевании Средней Азии Российской империи многие из бухарских богачей бежали в Афганистан, Иран и Палестину. В Иерусалиме в 1894 году они основали так называемый "Бухарский квартал". Это был самый роскошный квартал за пределами старого города Иерусалима. Некоторые поселились у стариного города Яффа. Потомки тех поселенцев в Яффе ассимилировались в арабское языковое окружение, сохраняя бухарскую самоиндефикацию. Некоторые из сегодняшних их потомков до сих пор говорят дома на ряду с ивритом также на арабском. Из тех поселений у Яффы выросли Тель-авивские кварталы; Кирьят Шалом, Шапиро, Абу Кабир и другие.
Ссылки
- Портал бухарских евреев (рус., англ.)
- БУХАРСКИЕ ЕВРЕИ - ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ- ДОЛГИЙ ПУТЬ ЕВРЕЕВ УЗБЕКИСТАНА
- Статья "Бухарские евреи" в Электронной еврейской энциклопедии
- Евреи-мусульмане в Средней Азии. Бухарские евреи
- Еврейское кладбище в Бухаре. Google Maps
Примечания
- ↑ В США, Канаде и странах и Западной Европы — космополитно-светская культурная среда, а в Израиле также и в религиозно-ортодоксальная.
eo:Bukaraj judoj
fa:یهودی بخارایی fi:Buharanjuutalaisetja:ブハラ・ユダヤ人 no:Bukhariske jøder pt:Judeus Bukharan tr:Buhara YahudileriУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.