Бухарские евреи
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Eytil2 (Обсуждение | вклад) |
Obersachsebot (Обсуждение | вклад) м (русификация параметров) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Народ | |
- | + | | название = Бухарские евреи 1905-1915 г. | |
- | + | | изображение = Jewish_Children_with_their_Teacher_in_Samarkand.jpg | |
- | + | | ширина = | |
- | + | | подпись = Группа еврейских мальчиков с учителем в Самарканде ([[Прокудин-Горский, Сергей Михайлович|С. М. Прокудин-Горский]]) | |
- | + | | самоназвание = | |
- | + | | численность = 465,000([[2010]]) | |
- | + | | расселение = {{США}} [[США]]: <br /> 200,000<br /> | |
- | + | {{Израиль}} [[Израиль]]: <br /> 250,000 <br /> | |
- | + | {{Флаг ЕС}} [[Европейский союз]]: <br /> 15,000 <br /> | |
- | + | {{Узбекистан}} [[Узбекистан]]: <br /> 2,000<br /> | |
- | + | {{Таджикистан}} [[Таджикистан]]: <br /> 500 <br /> | |
- | + | | вымер = | |
- | | | + | | архкультура = |
- | | | + | | язык = |
- | | | + | | раса = |
- | | | + | | религия = [[Иудаизм]], [[Ислам]] |
- | | | + | | родственные = |
- | {{ | + | | входит = |
- | {{Флаг ЕС}} [[Европейский союз]]: <br /> | + | | включает = |
- | {{Узбекистан}} [[Узбекистан]]: | + | | происхождение = |
- | {{Таджикистан}} [[Таджикистан]]: | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | | | + | |
- | | | + | |
- | | | + | |
}} | }} | ||
- | '''Бухарские евреи''' (среднеазиатские евреи, бухори, исроил или яхуди) | + | '''Бухарские евреи''' (среднеазиатские евреи, бухори, исроил или яхуди) — субэтническая группа [[евреи|евреев]], живших на момент завоевания Россией Средней Азии в городах [[Кокандское ханство|Кокандского ханства]], [[Бухарский эмират|Бухарского эмирата]] и [[Хивинское ханство|Хивинского ханства]]; исторически носители [[Еврейско-таджикский диалект|бухарско-еврейского диалекта]]. |
- | + | [[Файл:Bukharanjews.jpg|thumb|left|700px|[[Махалля]] среднеазиатских евреев. Фотография 1890 г.]] | |
- | + | == Происхождение термина «''бухарские евреи''» == | |
+ | Европейские путешественники, до российского периода посещавшие [[Бухара|Бухару]], где была иудейская школа ([[ешива]]) и молитвенный дом (бейт кнессет), называли их ''бухарскими иудеями''. Однако при установленнии российской власти, когда Бухарский эмират ещё оставался полунезависимым вассалом, в российских документах появился термин ''бухарские евреи''. Им называли граждан Бухарского эмирата, бежавших, вследствие религиозных притеснений, из эмирата, в приграничные районы, полностью контролируемые русскими властями. Позднее в советское время термин закрепился как этническое определение, хотя в паспортах записывались просто евреями. | ||
+ | [[Файл:Bukharan3.jpg|thumb|left|400px|Большое канесо в Бухаре. Фотография 1901—1906 г.]] | ||
+ | |||
+ | == Языки общения == | ||
+ | Традиционный разговорный язык, называемый ''бухарским'', представляет из себя ''бухарско-еврейскую разновидность самаркандско-бухарского диалекта [[фарси]]'' или [[Бухарско-еврейский язык|еврейский диалект авганского языка]]. Другие языки: иврит, узбекский и русский, а также языки стран проживания. | ||
== Основные общины == | == Основные общины == | ||
- | Основные общины расположены в таких городах как (в порядке убывания численности): [[Самарканд]] (Узб.), [[Ташкент]] (Узб.), [[Душанбе]] ([[Таджикистан]]), [[Бухара]] | + | Основные общины расположены в таких городах как (в порядке убывания численности): [[Самарканд]] (Узб.), [[Ташкент]] (Узб.), [[Душанбе]] ([[Таджикистан]]), [[Бухара]] (Узб.), [[Коканд]], [[Андижан]], [[Маргилан]], [[Хатырчи]], [[Шахрисабз]], а также в [[Южно-Казахстанская область|Южном Казахстане]] и в столице Киргизии, [[Бишкек]]. |
== Численность == | == Численность == | ||
- | На основе имеющихся статистических данных о населении [[Средняя Азия|Средней Азии]] число бухарских евреев может быть оценено | + | На основе имеющихся статистических данных о населении [[Средняя Азия|Средней Азии]] число бухарских евреев может быть оценено так: |
- | * в конце | + | * в конце XIX в. — 16 тысяч, |
- | * в 1910-е гг. | + | * в 1910-е гг. — 20 тысяч, |
- | * в конце 1920- | + | * в конце 1920-х — начале 1930-х гг. — также 20 тысяч, |
- | * в конце 1950-х гг. | + | * в конце 1950-х гг. — 25 тысяч, |
- | * в конце 1960- | + | * в конце 1960-х — начале 1970-х гг. — 30 тысяч человек. |
- | В [[1970-е]] годы около 10 тысяч бухарских евреев выехали в [[Израиль]]. | + | В [[1970-е]] годы около 10 тысяч бухарских евреев выехали в [[Израиль]]. |
- | На основе переписи | + | На основе переписи 1979 г. численность бухарских евреев в Советском Союзе к началу 1980-х гг. определяется в 40 тысяч человек. На 1987 г. общая численность бухарских евреев в мире (включая третье поколение в Израиле и на Западе) — 85 тысяч, из них около 45 тысяч жили в Советском Союзе, 32 тысячи — в Израиле и около 3 тысяч — в остальных странах. |
- | В Израиле под эгидой Бухарско-еврейского конгресса ежегодно проходит однодневный фестиваль | + | В Израиле под эгидой Бухарско-еврейского конгресса ежегодно проходит однодневный фестиваль «Бухара а-яффа» — «Красавица Бухара» ([http://afula.israelinfo.ru/news/513]). Обычно его посещают не только бухарские евреи иммигранты из Средней Азии, но и рождённые в Израиле. Количество посетителей достигает 400 000 человек. Это число и является индикатором численности бухарских евреев. |
== Миграционные потоки == | == Миграционные потоки == | ||
- | После распада [[СССР|Советского Союза]] [[эмиграция]] усилилась и значительное количество бухарских евреев выехало в [[Израиль]], [[США]], [[Австралия|Австралию]] и другие страны. Из 17 тысяч бухарских евреев, покинувших Советский Союз, 15,5 тысяч поселились в Израиле, | + | После распада [[СССР|Советского Союза]] [[эмиграция]] усилилась и значительное количество бухарских евреев выехало в [[Израиль]], [[США]], [[Австралия|Австралию]] и другие страны. Из 17 тысяч бухарских евреев, покинувших Советский Союз, 15,5 тысяч поселились в Израиле, остальные — в США, Канаде и Австрии. На конец [[XX век]]а в Средней Азии оставалось менее 10 % от былого бухарско-еврейского населения. Так, в Самарканде проживало лишь около 100 семей бухарских евреев. |
В [[Россия|России]] [[Национальный состав населения России в 2002 году|по переписи 2002 года]] 54 человека идентифицировали себя как '''бухарские евреи'''. | В [[Россия|России]] [[Национальный состав населения России в 2002 году|по переписи 2002 года]] 54 человека идентифицировали себя как '''бухарские евреи'''. | ||
== История == | == История == | ||
+ | [[Файл:Kingdoms of Israel and Judah map 830.svg|thumb|right|400px|Царство Иудея 927 по 526 гг. до н. э. Отсюда иудеи были сосланы завоевателями в [[Вавилон]]ский регион.]] | ||
+ | [[Файл:NeoBabylonianEmpire ru.svg|thumb|right|400px|Нововавилонское царство 626 по 539 гг. до н. э. Здесь вокруг царской [[столица|столицы]] иудеи жили среди арамеоязычного населения как бесправные пленники до вторжения персов.]] | ||
+ | [[Файл:Achaemenid Empire ru.svg|thumb|right|400px|Ахеменидская империя 550 по 330 гг до н. э. При персах иудеи получили равноправие, восстановили автономию в исторической Иудеи и интегрировались в государственный аппарат, затем расселились по всей империи.]] | ||
+ | [[Файл:MacedonEmpire.jpg|thumb|right|400px|Македонская империя 359 по 323 гг до н. э.]] | ||
+ | [[Файл:Greco-BactrianKingdomMap.jpg|thumb|right|400px|Греко-бактрийское царство 256 по 125 гг до н. э.]] | ||
+ | [[Файл:Indo-Sassanid.jpg|thumb|right|400px|Сасанидская империя]] | ||
+ | [[Файл:Chasaren.jpg|thumb|right|400px|Хазарский каганат]] | ||
+ | [[File:Age of Caliphs.png|thumb|right|400px|Исламский халифат при Аббасидах]] | ||
+ | [[Файл:Asia history map 0001.png|thumb|right|400px|Великий Сельджукский султанат]] | ||
- | + | Самым ранним археологическим свидетельством о пребывании иудеев на территории среднеазиатского региона являются руины древних синагог и черепки с [[иврит]]скими надписями и именами от II века до н.э., обнаруженные при раскопках в городах [[Мерв]] и [[Байрам-Али]] в 1954−1956 гг. | |
- | В | + | В [[ахеменидская империя|Персидской империи Ахеменидов]] иудеи жили в Вавилонии, в Малой Азии, в Иудеи и в Египте. В среднеазиатский же регион иудеи проникли вместе с греками из Вавилонии и жили в [[греко-бактрийское царство|Греко-Бактрийском царстве]]. Это было время, когда иудеям было характерно жить в греческих колониях по всему эллинистическому миру. Если со временем среднеазиатские греки ассимилировались и расстворились, то иудеи смогли сохранить свою религиозную идентичность. |
- | + | В IV веке иудейский учённый Шмуэль бар Бисна, который являлся членом Талмудической академии в городе [[Пумбедита]], совершил путешествие в среднеазиатский регион [[Маргиана]] (современный Мерв) и упомянул о местных иудеях. Это было время когда и Мерв и Помпедита входили в состав персоязычной [[Сасанидская империя|Сасанидской империи]]. То есть иудеи жившие в этом государстве были уже персоязычны. Персы, которые исповедовали [[зороастризм]] хорошо были знакомы с иудаизмом и последователей иудейской религии называли ''джухут''. Это персидское слово является искажённым простонародным названием иудеев от самоназвания ''йехуди''. Иудаизм был широко распространён в Сасанидской империи. | |
- | + | С V по X в. существовал клан иудейских купцов [[раданиты]], которые контролировали глобальную торговую империю. Родным языком этого клана был персидский язык, однако многие из них владели различными языками. Их торговые пути проходили также через среднеазиатский регион. В это время существовало государство [[Хазарский каганат]], в состав которого входили некоторые среднеазиатские земли. Влияние и количество евреев в этом государстве было настолько велико, что царская тюркоязычная [[язычники|языческая]] династия под их влиянием перешла в иудейскую веру. | |
- | В [[Самарканд]]е еврейский квартал (Махалляи-Яхудиён) находился в восточной части города. Самаркандская [[синагога]] | + | В XII в. европейский путешественник [[Вениамин Тудельский]] совершил путешествие на Восток и в своей книге упомянул о евреях живущих в среднеазиатских городах, {{цитата|''...От Исбагана ([[Исфахан]]) четыре дня пути до персидской земли Шипаз, где около десяти тысяч евреев. Оттуда на расстоянии семи дней пути стоит на берегу реки Гозан большой город Гина ([[Хива]]), в нем до восьми тысяч евреев; город торговый, в который съезжаются с товарами купцы всех на свете наций; расположен на обширной равнине. В расстоянии пяти дней пути лежит на границе персидского царства большой город Самаркут ([[Самарканд]]), в нем до пятидесяти тысяч евреев, между которыми есть люди ученые и богатые. Начальствует над этой общиной [[наси]] [[раввин]] Обадия.''}} |
+ | Это было время, когда контроль над среднеазиатским регионом уже перешёл от [[Аббасиды|Аббасидов]] и [[газневидское государство|Газневидов]] к [[Сельджуки|Сельджукам]], которые подчинили под свою власть и [[Государство Хорезмшахов|Хорезмшахов]]. О взаимоотношениях мусульман с евреями в сельджукской столице Багдад и о взаимоотношениях столичных евреев с провинциальными евреями [[Вениамин Тудельский]] писал следующее, {{цитата|''...В Багдаде десять академий ([[иешива|иешив]]); глава самой главной из них есть раввин Самуил бен Али, который вместе с начальниками прочих академий (иешив) разбирает тяжебные дела всех евреев, живущих в этой стране, каждый день в неделе, кроме второго дня, или понедельника. Раввин Даниил, сын Хасдая, называемый "реш-галута ([[экзиларх]])", имеет родословные акты, доказывающие происхождение его от царя [[Давид]]а. Евреи называют его "адонену - рош га-гола ({{lang-he|господин наш - глава изгнания}})", а измаильтяне (арабы) именуют "сайидна бен-Дауд ([[арабский язык|араб.]] господин наш - потомок Давида)", и он имеет неограниченную власть над всеми общинами израильскими во владениях "повелителя правоверных ([[Халиф]]а)", владыки измаильтян. Так завещал [[Халиф]] и своему потомству и вручил [[экзиларх]]у печать для утверждения власти его над всеми живущими во владениях Халифа еврейскими общинами. Он приказал также всем израильтянам и евреям и всем народам своего царства вставать пред [[экзиларх]]ом и ему кланяться, под опасением наказания ослушника ста ударами. Когда же экзиларх едет на поклонение к царю, то сопровождают его всадники из евреев и других наций, кричат впереди его по-арабски: "Амилу тарик ли-сайидна бен-Дауд", что значит: "Дайте дорогу господину нашему, сыну Давида!" Сам он едет тоже на коне, в шелковой вышитой одежде, с высоким на голове тюрбаном, на который накинут большой белый платок, а сверху цепь. Власть [[экзиларх]]а распространяется на все еврейские общины следующих стран: земли сеннаарской, Персии, Хорасана, Сабы, или Йемена, Диарбекира, всей Месопотамии, земли Кут, жители которой обитают на горах Араратских, земли Алании, окруженной горами и не имеющей другого выхода, кроме Железных ворот (Укрепления в [[Дербент]]е), жители которой называются аланами, земли Сикарии, всех стран тогармских (турецких) до гор Асны, страны гергенов до реки Тихона, они же древние гергесеи и исповедуют веру христиан, и далее до границ земли Тибета и Индии. Живущие во всех этих землях еврейские общины получают от одного только [[экзиларх]]а разрешение назначать в синагоги раввинов и [[хазан]]ов, которые и должны являться к нему за получением рукоположения и права на должность, и по этому случаю приносятся ему дары, а также известный ежегодный налог со всех концов света. Во владении [[экзиларх]]а находятся многие большие гостиницы с рощами и садами в Вавилонии; кроме того, он имеет обширные поместья, доставшиеся ему по наследству и которые у него никто отнять не может. В Багдаде он содержит гостиницы для евреев, получает определенную годовую подать с рынков и с торговли вообще, кроме того, что приносится ему из отдаленных стран, так что князь очень богат. Притом же он очень ученый человек, знаток Святого Писания и Талмуда и гостеприимен: за столом у него ежедневно обедают много евреев. Во время назначения в должность [[экзиларх]]а расходуются огромные суммы на подарки Халифу, князьям и вельможам его, и это в тот именно день, когда Халиф рукоположением своим утверждает его в должности. После чего его сажают во вторую царскую колесницу и везут, при звуках барабанов и флейт, из царского дворца в его собственный дом, где он в свою очередь возложением рук утверждает в должностях глав и членов академий (иешив).''}} | ||
+ | |||
+ | В XIII в. впервые упоминается еврейская община в Бухаре, которая с XVI в. становится основным центром сосредоточения еврейского населения в Средней Азии. | ||
+ | |||
+ | До начала XVI в. общины евреев Ирана, Средней Азии и Афганистана представляли собой фактически единую общину. Распад этой большой общины в начале XVI в. на общину [[персидские евреи|персидских евреев]] и общину евреев Афганистана и Средней Азии и распадение этой последней на [[афганские евреи|афганских]] и бухарских евреев во второй половине XVIII в. связано с рядом событий политической истории, резко ослабившими контакты между евреями, проживавшими в соответствующих регионах. | ||
+ | |||
+ | В городе [[Бухара]] евреи проживали отдельно от [[Ислам|мусульман]] в трёх кварталах-[[махалля]]: Махалляи-Кухна (Старая махалля), Махалляи-Нав (Новая махалля) и Амиробод (город Эмира). | ||
+ | |||
+ | В [[Самарканд]]е еврейский квартал (Махалляи-Яхудиён) находился в восточной части города. Самаркандская [[синагога]] «Канесои Гумбаз», построенная в [[1891 год]]у, сохранилась до наших дней. | ||
В [[Бухарский эмират|Бухарском эмирате]] постройки, принадлежащие евреям по закону должны были быть ниже на пол-[[аршин]]а, чем соответствующие постройки мусульман, запрещалось покупать землю и дома мусульман, продавать им продукты питания, заниматься земледелием. | В [[Бухарский эмират|Бухарском эмирате]] постройки, принадлежащие евреям по закону должны были быть ниже на пол-[[аршин]]а, чем соответствующие постройки мусульман, запрещалось покупать землю и дома мусульман, продавать им продукты питания, заниматься земледелием. | ||
- | В середине | + | В середине XVIII в. происходит первое [[Принудительное обращение|массовое насильственное обращение]] бухарских евреев в [[ислам]] и возникает община [[:en:Chala (Jews)|чала]] (буквально «ни то, ни сё») — евреев, продолжающих тайно исповедовать [[иудаизм]]. В первой половине XIX в. вторая волна массовых насильственных обращений в ислам значительно увеличивает число членов этой общины. Остатки общины чала существуют в Средней Азии, в основном в Бухаре, до настоящего времени. Большинство членов её по паспорту являются [[узбеки|узбеками]]. |
- | После установления российского протектората все запреты и ограничения, существовавшие для евреев Бухарского эмирата, были отменены. Взамен было введено разделение на ''туземных евреев'', сумевших документально | + | После установления российского протектората все запреты и ограничения, существовавшие для евреев Бухарского эмирата, были отменены. Взамен было введено разделение на ''туземных евреев'', сумевших документально подтвердить своё пребывание на территории [[Среднеазиатские владения Российской империи|Туркестанского края]] на момент российского завоевания и местное происхождение предков и ''бухарских евреев''. Туземные евреи считались российскими подданными, [[купец|купцам]] разрешили свободно торговать по всему краю и в крупнейших городах европейской России. |
На ''бухарских евреев'', даже если они были ближайшими родственниками официально ''туземных'' законы Российской империи не распространялись, они считались иностранцами и были лишены права приобретать землю или недвижимость, открывать собственное дело. | На ''бухарских евреев'', даже если они были ближайшими родственниками официально ''туземных'' законы Российской империи не распространялись, они считались иностранцами и были лишены права приобретать землю или недвижимость, открывать собственное дело. | ||
- | В [[1920-е]] годы в [[Узбекистан]]е действовал ряд еврейских культурных, научных, образовательных организаций, еврейские [[колхоз]]ы. В [[1930-е|1930-х]] годах все они были закрыты, бухарско-еврейская [[интеллигенция]] [[Сталинские репрессии|репрессирована]]. В [[ | + | В [[1920-е]] годы в [[Узбекистан]]е действовал ряд еврейских культурных, научных, образовательных организаций, еврейские [[колхоз]]ы. В [[1930-е|1930-х]] годах все они были закрыты, бухарско-еврейская [[интеллигенция]] [[Сталинские репрессии|репрессирована]]. В [[1951 год]]у закрывается последняя школа с преподаванием на бухарско-еврейском языке. Единственным действующим культурным центром оставалась самаркандская синагога «[[Канесои Гумбаз]]». |
== Традиционные занятия == | == Традиционные занятия == | ||
Строка 83: | Строка 100: | ||
Основными традиционными занятиями бухарских евреев были [[красильщик|окраска]] шерсти и ткани, а также мелкая торговля. | Основными традиционными занятиями бухарских евреев были [[красильщик|окраска]] шерсти и ткани, а также мелкая торговля. | ||
- | Название красильщиков ''кабудгари'' происходит от таджикского ''кабуд'' | + | Название красильщиков ''кабудгари'' происходит от таджикского ''кабуд'' — синий. Краски изготавливались самостоятельно и секреты их производства передавались из поколения в поколение. Среди мусульман эмирата даже выражение «идти к еврею» означало намерение отдать пряжу для окраски в синий цвет. |
== Известные бухарские евреи == | == Известные бухарские евреи == | ||
- | |||
- | |||
- | + | * [[Юдаков, Сулейман]] — советский композитор и музыкант, народный артист СССР{{нет АИ|1|09|2010}}, написал музыки гимн Таджикской ССР | |
- | {{ | + | * [[Шамаева, Мухаббат (Любовь)]] — известная певица, народная артистка Узбекской ССР ([http://www.youtube.com/watch?v=v11MMKcfDJs&feature=related]){{нет АИ|1|09|2010}} |
- | + | * [[Маллаев Натан Мурадович]] — профессор-филолог, автор 20 книг, посвящённых творчеству А. Навои, 200 статей по узбекской литературе. Подготовил 20 докторов и 30 кандидатов наук.{{нет АИ|1|09|2010}} | |
+ | * [[Муллоджанова, Шоиста Рубиновна]] — легендарная певица Шашмаком, народная артистка Таджикской ССР и известная как «Королева Шашмаком» ([http://www.youtube.com/watch?v=cEfxDXSKn0k&feature=related]){{нет АИ|1|09|2010}} | ||
+ | * [[Колонтарова, Мазол (Малика) Яшуваевна]] — легендарная балерина, Заслуженная Артистка Таджикской ССР, народная артистка Таджикской ССР, народная артистка СССР (1984 г.) ([http://www.youtube.com/watch?v=b_9x7gA2Ukc]){{нет АИ|1|09|2010}} | ||
+ | * [[Калантаров Исак Ариевич]] – профессор, доктор с/х наук, главный агроном Узбекистана, автор 65 работ, в т.ч. монографий, учебников для вузов.{{нет АИ|1|09|2010}} | ||
+ | * [[Леваев, Лев Авнерович]] — филантроп и миллиардер, президент Федерации еврейских общин СНГ, президент Конгресса бухарских евреев Израиля, президент Всемирного конгресса бухарских евреев{{нет АИ|1|09|2010}} | ||
+ | * [[Шамалова-Беркович, Юлия]] — депутат израильского парламента{{нет АИ|1|09|2010}} | ||
+ | * [[:en:Dorrit Moussaieff|Муссаиеф, Доррит]] — [[Первая Дама Исландии]]{{нет АИ|1|09|2010}} | ||
+ | * [[Фазылов, Маркиэл Аронович]] — советский/узбекский шашист, гроссмейстер, двукратный чемпион мира и трёхкратный чемпион СССР по русским шашкам, председатель бухарско-еврейского общества г. Самарканда.{{нет АИ|1|09|2010}} | ||
+ | * [[Бабаханов, Леви]] — известный мастер шашмакома из Бухары, Узбекистана (известный как «Левича»), был музыкант для Амирхана, последного Эмира Бухарского эмирата.{{нет АИ|1|09|2010}} | ||
+ | * [[Бабаханов, Ари]] — известный мастер шашмакома из Узбекистана{{нет АИ|1|09|2010}} | ||
+ | * [[Галибова, Рена (Раъно)]] — артистка кинофильма и певица, народная артистка Таджикской ССР.{{нет АИ|1|09|2010}} | ||
+ | * [[Гавриэлов, Миэрхаим]] — журналист — был убит в Таджикистане в 1998-м году{{нет АИ|1|09|2010}} | ||
+ | * [[Хахам, Шимон]] — бухарско-израильский раввин и писатель, один из основателя Бухарско-Еврейского квартала в Иерусалиме{{нет АИ|1|09|2010}} | ||
+ | * [[Коенова, Фатима]] — легендарная певица Шашмаком, заслуженная артистка Таджикской ССР.{{нет АИ|1|09|2010}} | ||
+ | * [[Маллаев, Ильёс (Ильёмани)]]- легендарный поэт, музыкант, певец, и драматург, заслуженный артист Узбекской ССР.{{нет АИ|1|09|2010}} | ||
+ | * [[Муссаиэф, Шломо (Раввин)]] — один из основателя Бухарско-Еврейского квартала в Иерусалиме{{нет АИ|1|09|2010}} | ||
+ | * [[Муллоджанов, Юдик]] — музыкантский учитель и певец, известный как «бухарский Паворотти»{{нет АИ|1|09|2010}} | ||
+ | * [[Муллоджанова, Роза]] — певица оперы, заслуженная артистка Таджикской ССР{{нет АИ|1|09|2010}} | ||
+ | * [[Муллокандов, Гавриэл]] — легендарный певец и музыкант Шашмаком, народный артист Узбекской ССР{{нет АИ|1|09|2010}} | ||
+ | * [[Ехошуа, Ицхак]] — Гглавный раввин бухарских евреев США и Канады{{нет АИ|1|09|2010}} | ||
+ | * [[Давыдова, Берта]] — известная певица, народная артистка Узбекской ССР.{{нет АИ|1|09|2010}} | ||
+ | * [[Владимир Устаев]] — председатель совета директоров банка "Ольгинский".{{нет АИ|1|09|2010}} | ||
+ | * [[Алексей Устаев]] — председатель правления ЗАО КАБ "Викинг".{{нет АИ|1|09|2010}} | ||
+ | * [[Борис Кандинов]] — гендиректор отеля "Ольгино"{{нет АИ|1|09|2010}} | ||
+ | * [[Борис Давид Кандов]] —владелец компании Agrotec H.m.b.H., Austria.{{нет АИ|1|09|2010}} | ||
+ | |||
+ | <!-- == Версия о [[прозелит]]ском происхождении бухарского [[иудейство|еврейства]] == | ||
+ | {{достоверность|принадлежность бухарских евреев мусульманской касте}} | ||
+ | {{нет источников в разделе}} | ||
+ | {{орисс}} | ||
+ | {{стиль}} | ||
+ | |||
+ | Как известно, иудеи народ мигрантов, на одном месте не сидит, а движется в более благополучные регионы. Издревле в городах Центральной Азии существовали многочисленные иудейские общины. Сохранилось множество документальных свидетельств об иудеях Центральной Азии разных исторических периодов. А вот в период [[монгольская империя|монгольского правления]] уменьшилась численность иудеев. Связано это с тем, что монгольские варвары истребляли население завоёвываемых городов. Последние остатки иудеев живших в Центральной Азие с [[Империя Ахеменидов|ахеменидского]] периода исчезли. Эти иудеи говорили на персидском и арабском языках и исповедовали [[Саадия Гаон|вавилонский иудаизм]]. Скорее всего они иммигрировали по старым дорогам [[раданиты|раданитов]] в [[Польское королевство]], где правил [[Казимир Великий]]. Согласно преданию, влюбившись в иудейку Эстерку, Казимир пригласил иудеев со всего мира на проживание в свою страну. В Польше центральноазиатские иудеи влились в состав [[ашкеназы|германоязычных иудеев]]. | ||
- | К восстановлению [[иудаизм]]а в Средней Азии причастен некий [[:he:יוסף ממן|Йосеф Маман]]. Йосеф Маман, известный также как Йосеф Магрибский, забрёл в 1793 году в [[Бухара|Бухару]] во время путешествия по [[османская империя|османскому]] и [[Хорасан|персидскому]] миру. Судя по его биографии, Йосеф Магрибский обладал такими [[лидерство|лидерскими]] качествами как [[харизма]], образованность, общительность, убедительность. Не даром он был выбран [[диаспора|общиной]] арабоизированных [[Сефарды|сефардских]] иудеев города [[Цфат]], что в [[ | + | К восстановлению [[иудаизм]]а в Средней Азии причастен некий [[:he:יוסף ממן|Йосеф Маман]]. Йосеф Маман, известный также как Йосеф Магрибский, забрёл в 1793 году в [[Бухара|Бухару]] во время путешествия по [[османская империя|османскому]] и [[Хорасан|персидскому]] миру. Судя по его биографии, Йосеф Магрибский обладал такими [[лидерство|лидерскими]] качествами как [[харизма]], образованность, общительность, убедительность. Не даром он был выбран [[диаспора|общиной]] арабоизированных [[Сефарды|сефардских]] иудеев города [[Цфат]], что в [[османская империя|Османской империи]], на задание по сборке денежных средств для функционирования иудаизма на [[Святая земля|Святой земле]]. По законам иудаизма, каждый правоверный иудей обязан жертвовать 10 % от своих доходов нуждающимся соплеменикам. Йосеф Маман отправился на сбор этих 10 % у своих соплеменников-сефардов. Сефарды это группа испанских иудеев, которые после [[Изгнание евреев из Испании|изгнания из Испании]] в 1492 году, расселились в странах, прилегающих к бассейну [[Средиземное море|средиземного моря]]. Известно, что Йосеф Магрибский бывал в [[Магриб|северной Африке]], в [[Крым]]у, в [[Иран]]е и наконец оказался в Бухаре в 1793 году. В Бухаре он, якобы, встретил иудеев(?). Та была весьма зажиточная фарси-язычная группа, члены которой называли себя «[[Колена Израилевы|исроил]]». Йосеф Магрибский остался в Бухаре и женился на местной девушке, у них были потомки. Как видно из биографии Йосефа Магрибского, он имел влияние на двор эмира и мусульмане называли его «великий мулло». Камнем преткновения является вопрос. Были ли «исроил» последователями иудаизма до Йосефа Магрибского? Или же Йосеф Маман обратил в сефардский иудаизм представителей мусульманского клана, члены которого называют себя «исроил», наподобие [[пуштуны|пуштунского]] клана «[[:en:Theory of Pashtun descent from Israelites|бани исраэль]]»([http://word.co.il/news/2005/01/21/sambation/])? Ответ на данные вопросы даёт нам европейский путешественник Эфраим Неймарк, который являлся по происхождению германоязычным иудеем. В 1886 году он совершил путешествие в бухарский регион и составил записи в своём журнале,{{цитата|''...по окончании каждой молитвы, после [того как произносили на иврите молитву] "Алейну лешабеах", они усаживались в молитвенном доме в единое место, старейшина собравшихся произносил [на иврите текст молитвы]: "Боне Ерушалайим Адонай, нидхей йисраэль еканэс вехоль йисраэль мемызрах умемаарав мицафон умиям бихлаль абраха". После этого зачитывали [на иврите молитву]: "Шир лемаалот эса эйни"... Когда я стал исследовать об основе данного обычая, их старики рассказали мне, что прежде, чем прибыл туда мулла Юсуф Эль-Магрибий (Йосеф Магрибский), был их обычай наподобие обычая магометан - читать несколько просьб по-фарси, и в конце своих слов произносили "Аллаху Акбар". А мулла Юсуф Эль-Магрибий вправил им вместо этого [и ввёл] чтение [на иврите молитву] "Шир лемаалот".''}} |
- | Эта выписка была опубликована в ивритском журнале | + | Эта выписка была опубликована в ивритском журнале «האסיף» — «А-асиф», 1889 г., стр. 70.([http://www.buchara.org.il/Index.asp?CategoryID=60]). |
- | + | Итак, в 1793 году после того, как 20-ти летний мулла Юсуф Эль-Магрибий твёрдо закрепился как вождь ''бухарцев-израильтян'' и женился на местной девушке, он принялся внедрять религиозное образование своим подопечным. Помимо того, что он хорошо разбирался в иудейском богословии, мулла Юсуф Эль-Магрибий также был хорошо осведомлён в мусульманском богословии. Среди его клиентов были помимо ''израильтян'', также и бухарцы-мусульмане. Молодой и энергичный Юсуф оказывал позитивное воздействие на всех своих учеников и чиновников бухарского эмира. | |
+ | |||
+ | В 1802 бухарцы-израильтяне наладили контакты с евреями-ашкеназами. Вот что писал Биньямин Сет на иврите своим европейским единоверцам,{{цитата|''Мир и благословение всей еврейской общине; шлю вам привет. Я слышал от бухарских купцов, что в городах России живет много евреев; здесь, в Кизил-Гаре, мы не знаем, от каких евреев вы происходите. Для наших торговых дел нам надо бывать в России, но сюда дошли слухи, что там очень притесняют и преследуют наших единоверцев. Если вы полагаете, что мы не будем терпеть притеснений и убытков, то известите нас... Мир вам, всем детям вашим и вашим близким. Призывающий на Израиль благословение.''}} | ||
+ | |||
+ | Это письмо было адресовано евреям белорусского города [[Шклов]]. Шкловские евреи после ознакомления с содержимом письма написали ответ на иврите,{{цитата|''нашим единоверцам, преданным и верным служителям Всевышнего": "Как были мы удивлены, получив из дальней земли привет от наших братьев-евреев, которые не известили нас о месте своего жительства, о стране своего пребывания, так что мы не знаем, кому ответить... Правда, в письме упомянут город Кизил-Гар, но нам неизвестно, в какой стране он находится. После долгих поисков на карте земного шара... мы отыскали вашу страну и окружающие ее земли: это Бухара — Большая и Малая, граничащая с востока с Китаем, с юга — со страной Великого Могола, с запада — с Каспийским, морем, а с севера — с Сунгари и Киргиз-Казацкими степями... Приезжайте к нам, благословенные Богом, и мы сподобимся увидеть вас; и да спасет вас Всевышний от всяких страхов и ужасов, и вместе возблагодарим мы Его.''}}--> | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* [http://www.bjews.com/?newlang=rus Портал бухарских евреев (рус., англ.)] | * [http://www.bjews.com/?newlang=rus Портал бухарских евреев (рус., англ.)] | ||
- | * [http://www.boojle.com/ogonek/index.php?issue=34&article=1 БУХАРСКИЕ | + | * [http://www.boojle.com/ogonek/index.php?issue=34&article=1 БУХАРСКИЕ ЕВРЕИ — ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ- ДОЛГИЙ ПУТЬ ЕВРЕЕВ УЗБЕКИСТАНА] |
- | * [http://www.eleven.co.il/article/10799 Статья | + | * [http://www.eleven.co.il/article/10799 Статья «Бухарские евреи»] в Электронной еврейской энциклопедии |
* [http://www.sem40.ru/religion/narod_tori/society/communities/6419/?print=1 Евреи-мусульмане в Средней Азии. Бухарские евреи] | * [http://www.sem40.ru/religion/narod_tori/society/communities/6419/?print=1 Евреи-мусульмане в Средней Азии. Бухарские евреи] | ||
* [http://maps.google.com/maps/ms?ie=UTF8&hl=ru&msa=0&msid=107078080806989286586.00000112ead8478773db1&ll=39.764791,64.420846&spn=0.008066,0.020514&t=h&z=16&iwloc=00000112ec02bd6d65334 Еврейское кладбище в Бухаре. Google Maps] | * [http://maps.google.com/maps/ms?ie=UTF8&hl=ru&msa=0&msid=107078080806989286586.00000112ead8478773db1&ll=39.764791,64.420846&spn=0.008066,0.020514&t=h&z=16&iwloc=00000112ec02bd6d65334 Еврейское кладбище в Бухаре. Google Maps] | ||
- | + | * [http://www.ca-c.org/journal/rus-04-2001/22.degprimru.shtml Об археологических раскопках руин древних синагог в Туркмении.] | |
- | + | * [http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Veniamin_Tudel/frametext.htm Книга Странствий Раввина Вениамина.] | |
- | + | ||
[[Категория:Еврейские этносы]] | [[Категория:Еврейские этносы]] | ||
+ | [[Категория:Национальные меньшинства]] | ||
[[Категория:Народы Узбекистана]] | [[Категория:Народы Узбекистана]] | ||
[[Категория:Народы Таджикистана]] | [[Категория:Народы Таджикистана]] | ||
- | |||
[[de:Bucharische Juden]] | [[de:Bucharische Juden]] | ||
Строка 124: | Строка 174: | ||
[[no:Bukhariske jøder]] | [[no:Bukhariske jøder]] | ||
[[pt:Judeus Bukharan]] | [[pt:Judeus Bukharan]] | ||
- | [[tr:Buhara Yahudileri]] | + | [[tr:Buhara Yahudileri]] |
+ | [[uk:Бухарські євреї]] |
Версия 12:00, 3 октября 2010
Бухарские евреи 1905-1915 г. | |
Файл:Jewish Children with their Teacher in Samarkand.jpg Группа еврейских мальчиков с учителем в Самарканде (С. М. Прокудин-Горский) |
|
Общая численность |
465,000(2010) |
---|---|
Расселение |
США: |
Религия |
Бухарские евреи (среднеазиатские евреи, бухори, исроил или яхуди) — субэтническая группа евреев, живших на момент завоевания Россией Средней Азии в городах Кокандского ханства, Бухарского эмирата и Хивинского ханства; исторически носители бухарско-еврейского диалекта.
Содержание |
Происхождение термина «бухарские евреи»
Европейские путешественники, до российского периода посещавшие Бухару, где была иудейская школа (ешива) и молитвенный дом (бейт кнессет), называли их бухарскими иудеями. Однако при установленнии российской власти, когда Бухарский эмират ещё оставался полунезависимым вассалом, в российских документах появился термин бухарские евреи. Им называли граждан Бухарского эмирата, бежавших, вследствие религиозных притеснений, из эмирата, в приграничные районы, полностью контролируемые русскими властями. Позднее в советское время термин закрепился как этническое определение, хотя в паспортах записывались просто евреями.
Языки общения
Традиционный разговорный язык, называемый бухарским, представляет из себя бухарско-еврейскую разновидность самаркандско-бухарского диалекта фарси или еврейский диалект авганского языка. Другие языки: иврит, узбекский и русский, а также языки стран проживания.
Основные общины
Основные общины расположены в таких городах как (в порядке убывания численности): Самарканд (Узб.), Ташкент (Узб.), Душанбе (Таджикистан), Бухара (Узб.), Коканд, Андижан, Маргилан, Хатырчи, Шахрисабз, а также в Южном Казахстане и в столице Киргизии, Бишкек.
Численность
На основе имеющихся статистических данных о населении Средней Азии число бухарских евреев может быть оценено так:
- в конце XIX в. — 16 тысяч,
- в 1910-е гг. — 20 тысяч,
- в конце 1920-х — начале 1930-х гг. — также 20 тысяч,
- в конце 1950-х гг. — 25 тысяч,
- в конце 1960-х — начале 1970-х гг. — 30 тысяч человек.
В 1970-е годы около 10 тысяч бухарских евреев выехали в Израиль.
На основе переписи 1979 г. численность бухарских евреев в Советском Союзе к началу 1980-х гг. определяется в 40 тысяч человек. На 1987 г. общая численность бухарских евреев в мире (включая третье поколение в Израиле и на Западе) — 85 тысяч, из них около 45 тысяч жили в Советском Союзе, 32 тысячи — в Израиле и около 3 тысяч — в остальных странах.
В Израиле под эгидой Бухарско-еврейского конгресса ежегодно проходит однодневный фестиваль «Бухара а-яффа» — «Красавица Бухара» ([1]). Обычно его посещают не только бухарские евреи иммигранты из Средней Азии, но и рождённые в Израиле. Количество посетителей достигает 400 000 человек. Это число и является индикатором численности бухарских евреев.
Миграционные потоки
После распада Советского Союза эмиграция усилилась и значительное количество бухарских евреев выехало в Израиль, США, Австралию и другие страны. Из 17 тысяч бухарских евреев, покинувших Советский Союз, 15,5 тысяч поселились в Израиле, остальные — в США, Канаде и Австрии. На конец XX века в Средней Азии оставалось менее 10 % от былого бухарско-еврейского населения. Так, в Самарканде проживало лишь около 100 семей бухарских евреев.
В России по переписи 2002 года 54 человека идентифицировали себя как бухарские евреи.
История
Самым ранним археологическим свидетельством о пребывании иудеев на территории среднеазиатского региона являются руины древних синагог и черепки с ивритскими надписями и именами от II века до н.э., обнаруженные при раскопках в городах Мерв и Байрам-Али в 1954−1956 гг.
В Персидской империи Ахеменидов иудеи жили в Вавилонии, в Малой Азии, в Иудеи и в Египте. В среднеазиатский же регион иудеи проникли вместе с греками из Вавилонии и жили в Греко-Бактрийском царстве. Это было время, когда иудеям было характерно жить в греческих колониях по всему эллинистическому миру. Если со временем среднеазиатские греки ассимилировались и расстворились, то иудеи смогли сохранить свою религиозную идентичность.
В IV веке иудейский учённый Шмуэль бар Бисна, который являлся членом Талмудической академии в городе Пумбедита, совершил путешествие в среднеазиатский регион Маргиана (современный Мерв) и упомянул о местных иудеях. Это было время когда и Мерв и Помпедита входили в состав персоязычной Сасанидской империи. То есть иудеи жившие в этом государстве были уже персоязычны. Персы, которые исповедовали зороастризм хорошо были знакомы с иудаизмом и последователей иудейской религии называли джухут. Это персидское слово является искажённым простонародным названием иудеев от самоназвания йехуди. Иудаизм был широко распространён в Сасанидской империи.
С V по X в. существовал клан иудейских купцов раданиты, которые контролировали глобальную торговую империю. Родным языком этого клана был персидский язык, однако многие из них владели различными языками. Их торговые пути проходили также через среднеазиатский регион. В это время существовало государство Хазарский каганат, в состав которого входили некоторые среднеазиатские земли. Влияние и количество евреев в этом государстве было настолько велико, что царская тюркоязычная языческая династия под их влиянием перешла в иудейскую веру.
В XII в. европейский путешественник Вениамин Тудельский совершил путешествие на Восток и в своей книге упомянул о евреях живущих в среднеазиатских городах,
...От Исбагана (Исфахан) четыре дня пути до персидской земли Шипаз, где около десяти тысяч евреев. Оттуда на расстоянии семи дней пути стоит на берегу реки Гозан большой город Гина (Хива), в нем до восьми тысяч евреев; город торговый, в который съезжаются с товарами купцы всех на свете наций; расположен на обширной равнине. В расстоянии пяти дней пути лежит на границе персидского царства большой город Самаркут (Самарканд), в нем до пятидесяти тысяч евреев, между которыми есть люди ученые и богатые. Начальствует над этой общиной наси раввин Обадия. |
Это было время, когда контроль над среднеазиатским регионом уже перешёл от Аббасидов и Газневидов к Сельджукам, которые подчинили под свою власть и Хорезмшахов. О взаимоотношениях мусульман с евреями в сельджукской столице Багдад и о взаимоотношениях столичных евреев с провинциальными евреями Вениамин Тудельский писал следующее,
...В Багдаде десять академий (иешив); глава самой главной из них есть раввин Самуил бен Али, который вместе с начальниками прочих академий (иешив) разбирает тяжебные дела всех евреев, живущих в этой стране, каждый день в неделе, кроме второго дня, или понедельника. Раввин Даниил, сын Хасдая, называемый "реш-галута (экзиларх)", имеет родословные акты, доказывающие происхождение его от царя Давида. Евреи называют его "адонену - рош га-гола (ивр. господин наш - глава изгнания)", а измаильтяне (арабы) именуют "сайидна бен-Дауд (араб. господин наш - потомок Давида)", и он имеет неограниченную власть над всеми общинами израильскими во владениях "повелителя правоверных (Халифа)", владыки измаильтян. Так завещал Халиф и своему потомству и вручил экзиларху печать для утверждения власти его над всеми живущими во владениях Халифа еврейскими общинами. Он приказал также всем израильтянам и евреям и всем народам своего царства вставать пред экзилархом и ему кланяться, под опасением наказания ослушника ста ударами. Когда же экзиларх едет на поклонение к царю, то сопровождают его всадники из евреев и других наций, кричат впереди его по-арабски: "Амилу тарик ли-сайидна бен-Дауд", что значит: "Дайте дорогу господину нашему, сыну Давида!" Сам он едет тоже на коне, в шелковой вышитой одежде, с высоким на голове тюрбаном, на который накинут большой белый платок, а сверху цепь. Власть экзиларха распространяется на все еврейские общины следующих стран: земли сеннаарской, Персии, Хорасана, Сабы, или Йемена, Диарбекира, всей Месопотамии, земли Кут, жители которой обитают на горах Араратских, земли Алании, окруженной горами и не имеющей другого выхода, кроме Железных ворот (Укрепления в Дербенте), жители которой называются аланами, земли Сикарии, всех стран тогармских (турецких) до гор Асны, страны гергенов до реки Тихона, они же древние гергесеи и исповедуют веру христиан, и далее до границ земли Тибета и Индии. Живущие во всех этих землях еврейские общины получают от одного только экзиларха разрешение назначать в синагоги раввинов и хазанов, которые и должны являться к нему за получением рукоположения и права на должность, и по этому случаю приносятся ему дары, а также известный ежегодный налог со всех концов света. Во владении экзиларха находятся многие большие гостиницы с рощами и садами в Вавилонии; кроме того, он имеет обширные поместья, доставшиеся ему по наследству и которые у него никто отнять не может. В Багдаде он содержит гостиницы для евреев, получает определенную годовую подать с рынков и с торговли вообще, кроме того, что приносится ему из отдаленных стран, так что князь очень богат. Притом же он очень ученый человек, знаток Святого Писания и Талмуда и гостеприимен: за столом у него ежедневно обедают много евреев. Во время назначения в должность экзиларха расходуются огромные суммы на подарки Халифу, князьям и вельможам его, и это в тот именно день, когда Халиф рукоположением своим утверждает его в должности. После чего его сажают во вторую царскую колесницу и везут, при звуках барабанов и флейт, из царского дворца в его собственный дом, где он в свою очередь возложением рук утверждает в должностях глав и членов академий (иешив). |
В XIII в. впервые упоминается еврейская община в Бухаре, которая с XVI в. становится основным центром сосредоточения еврейского населения в Средней Азии.
До начала XVI в. общины евреев Ирана, Средней Азии и Афганистана представляли собой фактически единую общину. Распад этой большой общины в начале XVI в. на общину персидских евреев и общину евреев Афганистана и Средней Азии и распадение этой последней на афганских и бухарских евреев во второй половине XVIII в. связано с рядом событий политической истории, резко ослабившими контакты между евреями, проживавшими в соответствующих регионах.
В городе Бухара евреи проживали отдельно от мусульман в трёх кварталах-махалля: Махалляи-Кухна (Старая махалля), Махалляи-Нав (Новая махалля) и Амиробод (город Эмира).
В Самарканде еврейский квартал (Махалляи-Яхудиён) находился в восточной части города. Самаркандская синагога «Канесои Гумбаз», построенная в 1891 году, сохранилась до наших дней.
В Бухарском эмирате постройки, принадлежащие евреям по закону должны были быть ниже на пол-аршина, чем соответствующие постройки мусульман, запрещалось покупать землю и дома мусульман, продавать им продукты питания, заниматься земледелием.
В середине XVIII в. происходит первое массовое насильственное обращение бухарских евреев в ислам и возникает община чала (буквально «ни то, ни сё») — евреев, продолжающих тайно исповедовать иудаизм. В первой половине XIX в. вторая волна массовых насильственных обращений в ислам значительно увеличивает число членов этой общины. Остатки общины чала существуют в Средней Азии, в основном в Бухаре, до настоящего времени. Большинство членов её по паспорту являются узбеками.
После установления российского протектората все запреты и ограничения, существовавшие для евреев Бухарского эмирата, были отменены. Взамен было введено разделение на туземных евреев, сумевших документально подтвердить своё пребывание на территории Туркестанского края на момент российского завоевания и местное происхождение предков и бухарских евреев. Туземные евреи считались российскими подданными, купцам разрешили свободно торговать по всему краю и в крупнейших городах европейской России.
На бухарских евреев, даже если они были ближайшими родственниками официально туземных законы Российской империи не распространялись, они считались иностранцами и были лишены права приобретать землю или недвижимость, открывать собственное дело.
В 1920-е годы в Узбекистане действовал ряд еврейских культурных, научных, образовательных организаций, еврейские колхозы. В 1930-х годах все они были закрыты, бухарско-еврейская интеллигенция репрессирована. В 1951 году закрывается последняя школа с преподаванием на бухарско-еврейском языке. Единственным действующим культурным центром оставалась самаркандская синагога «Канесои Гумбаз».
Традиционные занятия
Основными традиционными занятиями бухарских евреев были окраска шерсти и ткани, а также мелкая торговля.
Название красильщиков кабудгари происходит от таджикского кабуд — синий. Краски изготавливались самостоятельно и секреты их производства передавались из поколения в поколение. Среди мусульман эмирата даже выражение «идти к еврею» означало намерение отдать пряжу для окраски в синий цвет.
Известные бухарские евреи
- Юдаков, Сулейман — советский композитор и музыкант, народный артист СССР, написал музыки гимн Таджикской ССР
- Шамаева, Мухаббат (Любовь) — известная певица, народная артистка Узбекской ССР ([2])
- Маллаев Натан Мурадович — профессор-филолог, автор 20 книг, посвящённых творчеству А. Навои, 200 статей по узбекской литературе. Подготовил 20 докторов и 30 кандидатов наук.
- Муллоджанова, Шоиста Рубиновна — легендарная певица Шашмаком, народная артистка Таджикской ССР и известная как «Королева Шашмаком» ([3])
- Колонтарова, Мазол (Малика) Яшуваевна — легендарная балерина, Заслуженная Артистка Таджикской ССР, народная артистка Таджикской ССР, народная артистка СССР (1984 г.) ([4])
- Калантаров Исак Ариевич – профессор, доктор с/х наук, главный агроном Узбекистана, автор 65 работ, в т.ч. монографий, учебников для вузов.
- Леваев, Лев Авнерович — филантроп и миллиардер, президент Федерации еврейских общин СНГ, президент Конгресса бухарских евреев Израиля, президент Всемирного конгресса бухарских евреев
- Шамалова-Беркович, Юлия — депутат израильского парламента
- Муссаиеф, Доррит — Первая Дама Исландии
- Фазылов, Маркиэл Аронович — советский/узбекский шашист, гроссмейстер, двукратный чемпион мира и трёхкратный чемпион СССР по русским шашкам, председатель бухарско-еврейского общества г. Самарканда.
- Бабаханов, Леви — известный мастер шашмакома из Бухары, Узбекистана (известный как «Левича»), был музыкант для Амирхана, последного Эмира Бухарского эмирата.
- Бабаханов, Ари — известный мастер шашмакома из Узбекистана
- Галибова, Рена (Раъно) — артистка кинофильма и певица, народная артистка Таджикской ССР.
- Гавриэлов, Миэрхаим — журналист — был убит в Таджикистане в 1998-м году
- Хахам, Шимон — бухарско-израильский раввин и писатель, один из основателя Бухарско-Еврейского квартала в Иерусалиме
- Коенова, Фатима — легендарная певица Шашмаком, заслуженная артистка Таджикской ССР.
- Маллаев, Ильёс (Ильёмани)- легендарный поэт, музыкант, певец, и драматург, заслуженный артист Узбекской ССР.
- Муссаиэф, Шломо (Раввин) — один из основателя Бухарско-Еврейского квартала в Иерусалиме
- Муллоджанов, Юдик — музыкантский учитель и певец, известный как «бухарский Паворотти»
- Муллоджанова, Роза — певица оперы, заслуженная артистка Таджикской ССР
- Муллокандов, Гавриэл — легендарный певец и музыкант Шашмаком, народный артист Узбекской ССР
- Ехошуа, Ицхак — Гглавный раввин бухарских евреев США и Канады
- Давыдова, Берта — известная певица, народная артистка Узбекской ССР.
- Владимир Устаев — председатель совета директоров банка "Ольгинский".
- Алексей Устаев — председатель правления ЗАО КАБ "Викинг".
- Борис Кандинов — гендиректор отеля "Ольгино"
- Борис Давид Кандов —владелец компании Agrotec H.m.b.H., Austria.
Ссылки
- Портал бухарских евреев (рус., англ.)
- БУХАРСКИЕ ЕВРЕИ — ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ- ДОЛГИЙ ПУТЬ ЕВРЕЕВ УЗБЕКИСТАНА
- Статья «Бухарские евреи» в Электронной еврейской энциклопедии
- Евреи-мусульмане в Средней Азии. Бухарские евреи
- Еврейское кладбище в Бухаре. Google Maps
- Об археологических раскопках руин древних синагог в Туркмении.
- Книга Странствий Раввина Вениамина.eo:Bukaraj judoj
fa:یهودی بخارایی fi:Buharanjuutalaisetja:ブハラ・ユダヤ人 no:Bukhariske jøder pt:Judeus Bukharan tr:Buhara Yahudileri