Аксельрод, Любовь Исааковна
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «}}{{» на «}} {{») |
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
||
Строка 57: | Строка 57: | ||
* [http://magister.msk.ru/library/revolt/aksel001.htm Аксельрод Л. И. Курс лекций по историческому материализму] или [http://sovphil.narod.ru/diaistmat/diaistmat001.rar rar] | * [http://magister.msk.ru/library/revolt/aksel001.htm Аксельрод Л. И. Курс лекций по историческому материализму] или [http://sovphil.narod.ru/diaistmat/diaistmat001.rar rar] | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
:[[en:Lyubov Axelrod]] | :[[en:Lyubov Axelrod]] |
Версия 08:26, 21 октября 2010
Регулярная статья | |
Любовь Исааковна Аксельрод | |
Файл:L Ortodox.JPG | |
Псевдонимы: |
Ортодокс |
---|---|
Дата рождения: |
1868 |
Место рождения: |
Виленковичи, Виленская губерния |
Дата смерти: |
5 февраля 1946 |
Гражданство: | |
Род деятельности: |
публицист, философ, литературовед |
Любо́вь Исаа́ковна Аксельро́д (1868 — 5 февраля 1946), литературный псевдоним Ортодокс, — революционерка, философ и литературовед. В своих «Философских очерках» (1906) Аксельрод с меньшевистских позиций подвергает критике неокантианцев Бердяева, Струве и других. Сотрудничала в газетах «Искра» и «Заря», примкнув к меньшевистской фракции. Во время Первой мировой войны занимала оборонческую позицию. В начале революции 1917 была членом ЦК меньшевиков, затем членом ЦК плехановской группы «Единство».[1].
Биография
В 1887 после неудачного покушения народовольцев на императора Александра III и провала народовольческой организации в Вильне спешно эмигрировала во Францию, затем переехала в Швейцарию.
В 1892, окончательно порвав с народничеством, перешла на позиции марксизма, вступила в «Группу освобождения труда» и на протяжении многих лет оставалась самым преданным соратником её лидера Г.В Плеханова при всех внутренних расколах и раздорах среди русских марксистов, особенно обострившихся после образования в 1903 большевистского крыла во главе с В. Лениным.
В 1900 окончила Бернский университет со степенью доктора философии (её диссертация о мировоззрении Л. Н. Толстого в 1902 была опубликована на немецком языке в Штутгарте) и вскоре стала одним из основных авторов статей на философские темы в социал-демократических газетах «Искра» и «Заря».
В 1906 вернулась в Россию (после объявления амнистии членам оппозиционных партий) уже как видный деятель партии меньшевиков и самый авторитетный после Г. В. Плеханова эксперт по вопросам марксистской философии.
В 1906 вышел в свет сборник «Философские очерки», где с марксистских позиций критиковала изменившиеся филосфские установки Н. А. Бердяева, П. Б. Струве и других бывших легальных марксистов, а также гносеологию И. Канта и неокантианцев. Благодаря этому сборнику и, особенно, статьям, направленным против A. A. Богданова и других «философских отступников» от марксизма (позднее эти статьи вошли в изданный в 1922 сборник «Против идеализма»), в обличении которых опередила В. И. Ленина, она завоевала в среде российской социал-демократии, в том числе и большевиков, репутацию непоколебимого защитника «чистоты» марксистской философии (отсюда и псевдоним «Ортодокс»).
В начале 1920-х гг. Аксельрод преподавала в Институте красной профессуры, затем работала в Институте научной философии Российской ассоциации научно-исследовательских институтов АН СССР и Государственной академии художеств, наук. В советское время был опубликован ряд её работ: «К. Маркс как философ», 1924; «Критика основ буржуазного обществоведения и материалистическое понимание истории», Иваново-Вознесенск, 1924; «Этюды и воспоминания». Ленинград, 1925; «Лев Толстой», 2-е изд., Москва, 1928; «К вопросу о мировоззрении Щедрина», «Литературное наследство», 1933,1—12; «Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса», Москва — Ленинград, 1934. Но в начале 1930-х гг. Аксельрод причислили к так называемым «механистам», которых обвиняли в ревизии марксистской философии, после чего её имя было предано забвению.
Аксельрод обвиняли (в частности А. М. Деборин) в приверженности к «сионистской философии истории», поскольку в одной из статей (журнал «Красная новь», 1925) она согласилась с точкой зрения о еврейских религиозных истоках философской системы Б. Спинозы.
Примечания
- ↑ При написании этой статьи использовались материалы «Большой советской энциклопедии» (т. I, 1949 год) и «Краткой Еврейской Энциклопедии» (дополнение II), Иерусалим, 1995.
Ссылки
- В Библиотке АМК: Аксельрод Л. (Ортодокс), сб. статей «Против идеализма»
- Аксельрод Л. И. Курс лекций по историческому материализму или rar
- sv:Ljubov Axelrod
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.