Кугель, Александр Рафаилович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{IsFromWiki}}'''Алекса́ндр Рафаи́лович Ку́гель''' (14 (26) августа 1864, Мозырь — [[5 ок…»)
Следующая правка →
Версия 19:09, 16 октября 2010
Этот предварительный набросок статьи взят из Википедии. В Ежевике его еще никто не редактировал.
Оцените эту статью. Если она предварительно подходит для Ежевики в своем нынешнем виде, снимите с нее данный Шаблон {{IsFromWiki}}. Иначе замените его, соответственно, на {{Шаблон:.Сузить тему}}, или {{Шаблон:.Разделить}}, или {{Шаблон:.Искажающая}}, или {{Шаблон:.Неадекватная}}. Эти действия можно сделать с помощью кнопок-подсказок внизу под окном редактирования. |
Алекса́ндр Рафаи́лович Ку́гель (14 (26) августа 1864, Мозырь — 5 октября 1928, Ленинград) — российский театральный критик, создатель театра «Кривое зеркало».
Брат Ионы Кугеля.
Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1886). Публиковал театральные рецензии и фельетоны в «Петербургской газете», газетах «Русь», «День» и других; пользовался псевдонимами «Homo Novus», «Н. Негорев» и «Квидам». Часть опубликованных статей собрал в вышедшие отдельными изданиями книги «Без заглавия» (1890), «Под сенью конституции» (1907), «Театральные портреты» (1923, одна из первых советских публикаций о Надежде Плевицкой).
В 1897—1918 гг. главный редактор журнала «Театр и искусство».
Согласно характеристике, данной Кугелю Энциклопедией Брокгауза и Ефрона,
Будучи «старовером» в вопросах театра и считая самым существенным на сцене актерскую «смелость, яркость и силу, то есть способность экспрессии и выразительности», Кугель горячо выступил в конце прошлого века против «символизма, декадентства и фантастических сказаний в театре», которые, по его мнению, «совершенно чужды и художественным вопросам вообще, и нашим национальным в особенности». Резко отрицательно относясь к «новым течениям» в театральной жизни, Кугель является, вместе с тем, одним из самых выдержанных идейных противников московского Художественного театра.
Как поясняет современный специалист,
Кугель, остроумный и язвительный критик, был последовательным сторонником актёрского театра и непримиримым борцом с «режиссёрским засильем». Он не принимал режиссуры в принципе — будь то реалистическая эстетика МХТ или поиски Мейерхольда в области формы[1].
Свои взгляды на театральное искусство Кугель предполагал систематизировать в серии книг, однако их подготовку прервали Первая мировая война и последовавший революционный период, так что Кугель успел выпустить только книгу «Утверждение театра» (1923).
В 1908 вместе с женой, актрисой Зинаидой Холмской, основал театр пародий «Кривое зеркало». Руководил театром до его закрытия в 1918 г., сотрудничал с Николаем Евреиновым, Александром Измайловым, Тэффи и др. В 1922 г. предпринял попытку восстановить театр и работал с возобновлённым «Кривым зеркалом» до смерти.
Выпустил мемуарные книги «Литературные воспоминания (1882—1896)» (1923) и «Листья с дерева. Воспоминания» (1926, охватывают период 1896—1908 гг.).
Содержание |
Факты
В 2002 году «Театральное товарищество 814» стало учредителем нового конкурса для театральных критиков. Победителям конкурса вручается премия им. Александра Кугеля[2][3].
Сочинения
Литература
Примечания
- ↑ Татьяна Шабалина. «Кривое зеркало» // Энциклопедия «Кругосвет»
- ↑ Театральная премия им. А. Кугеля. От практики к теории
- ↑ Обозреватель Ъ получил золотое перо «Коммерсантъ» № 10/П (3094) от 24.01.2005
Ссылки
Это незавершённая статья о писателе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.