Талмуд

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 11: Строка 11:
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
|ПОДТЕМА=
|ПОДТЕМА=
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=11/10/2010
+
|ДАТА СОЗДАНИЯ=14/10/2010
}}
}}
 +
{{Полуфабрикат}}
{{Полуфабрикат}}
Строка 18: Строка 19:
'''Талмуд''' - существительное, образованное от ивр.глагола «למד» –  «учить», «изучать», «толковать».  
'''Талмуд''' - существительное, образованное от ивр.глагола «למד» –  «учить», «изучать», «толковать».  
-
Представляет собой запись дискуссий [[амораев]], мудрецов Израиля, живших в  период 3-7 вв н.э. -  как тех, кто проживал в Вавилонии, так и тех, кто проживал в Земле Израиля. Построен, в основном, как толкования высказываний прежних поколений мудрецов: Мишны и [[барайты]].
+
Представляет собой запись дискуссий [[Амораи|амораев]], мудрецов Израиля, живших в  период 3-7 вв н.э. -  как тех, кто проживал в Вавилонии, так и тех, кто проживал в Земле Израиля. Построен, в основном, как толкования высказываний прежних поколений мудрецов: [[Мишна|Мишны]] и [[барайты]].
Талмуд интересует, прежде всего, установление принципов, системы ценностей, из которых впоследствии рождается [[галаха]] - практическое поведение человека в той или иной жизненной ситуации.  
Талмуд интересует, прежде всего, установление принципов, системы ценностей, из которых впоследствии рождается [[галаха]] - практическое поведение человека в той или иной жизненной ситуации.  

Версия 16:25, 14 октября 2010

Тип статьи: Регулярная статья
Дата создания: 14/10/2010





Талмуд - существительное, образованное от ивр.глагола «למד» – «учить», «изучать», «толковать».

Представляет собой запись дискуссий амораев, мудрецов Израиля, живших в период 3-7 вв н.э. - как тех, кто проживал в Вавилонии, так и тех, кто проживал в Земле Израиля. Построен, в основном, как толкования высказываний прежних поколений мудрецов: Мишны и барайты.

Талмуд интересует, прежде всего, установление принципов, системы ценностей, из которых впоследствии рождается галаха - практическое поведение человека в той или иной жизненной ситуации.

Содержание

История Талмуда

Виды Талмуда

Вавилонский Талмуд

Иерусалимский Талмуд

Диалектика талмуда

В Талмуде принято открывать рассуждение мудрецов, касающееся определенной темы (сугии) цитатой из Мишны или брайты. Высказывания из них образуют стержень преемственности и авторитетности. Мудрецы Талмуда в своем большинстве не считают себя вправе спорить с ними, только истолковывать. После введения в виде цитаты чаще всего задается несколько вопросов: откуда взято суждение, приведенное в вводной цитате, не противоречит ли оно суждению, содержащемуся в другом источнике, не содержит ли оно внутреннего противоречия, можно ли выучить из него дополнительные вещи и другие подобные вопросы.

Иногда Талмуд приходит к заключению, что мишну необходимо понимать иначе, чем по простому смыслу,реконструирует изначальный вариант мишны, дополняя или сокращая ее текст. Дискуссия и приведение тех или иных высказываний мудрецов (меймрот) или галахических высказываний (шмуот) намечают направления возможных галахических решений поставленной этической, правовой, общефилософской и пр. проблемы, уточняют контуры проблемы и ее объем.

Талмудическое рассуждение развивается диалектически и ассоциативно, когда на каждый из вопросов дается ответ, в свою очередь вызывающий вопрос. Иногда имена задающих вопросы указываются, иногда нет. Рассуждение в Талмуде не всегда находит разрешение в галахическом постановлении, что вызывает споры в последующих поколениях ученых Торы. Решения даются не на все поставленные проблемы, нерешенные проблемы остаются в статусе «кашья»- затруднение или «тиювта»-возражение.

Талмуд широко пользуется прояснениями галахот по методам «толкований» старца Гилеля и раби Ишмаэля, так называемые «принципы толкования Торы». В традиции считается, что они были переданы Моше на Синае.


Аггада в талмуде

В талмуде содержится много аггады. Часть аггадических отрывков получила широкую известность и стала неотъемлимой частью литературного наследия Израиля. Некоторые из них загадочны и удивительны, как, например, аггадот Равы бар бар Ханы в трактате Бава Батра, комментаторы истолковывают их в русле тайного учения. Аггадот содержат много исторического материала, хотя его достоверность часто вызывает сомнения. Отрывки из агады, в которых упоминается Иисус, были удалены из изданий талмуда христианскими цензорами и вернулись в него только в новейших изданиях.

Мнения комментаторов расходятся в том, какой степенью авторитетности обладает аггада. Многие из ришоним, как например раби Шмуэль а Нагид, раби Ицхак Абаранель и другие (предположительно также и Рамбан) считают, что у них нет той авторитетности, какая присуща галахическим частям Талмуда. Но во всяком случае, все согласны в том, что, в принципе, из аггады нельзя учить галаху.

Иногда аггада иллюстрирует или выделяет какой либо галахический принцип. Яркий пример этому - сугия «печь Ахная». Рамбам в своем предисловии к Перек Хелек приводит несколько подходов к аггаде. Он отвергает ошибочные подходы понимания аггады буквально, об аггаде нельзя сказать ложь она или правда. Рамбам придерживается подхода, утверждающего, что ее следует понимать аллегорически.

Цензура и антисемитские обвинения

Часть сугиет были уделены из Гмары из-за опасений преследований со стороны христиан, однако найденные рукописи и старые версии печатных изданий талмуда, как например венецианского издания, были собраны в отдельные сборники и в наши дни печатаются в ряде изданий талмуда. Большая часть купюр и искажений касается основателя христианства, Иисуса. Например, например из подвергнувшегося цензуре трактата Сангедрин были изъяты упоминания о Иисусе (Ешу) и его учителе Иегошуа бен Перахьи, описание того как Иисуса приговаривают к побиванию камнями «за колдовство и подстрекание к отступничеству» (43:А) и др подобные отрывки.

С момента завершения редактирования талмуда против него восставали многочисленные ненавистики Израиля. Они вырывают некоторые высказывания талмуда из их контекста и выставляют их как высказывания выражающие ненависть к нееврею (гою), или подстрекающие к тому, чтобы грабить его или не спасать его жизнь.


Изучение талмуда

В течении многих поколений талмуд составлял главный предмет изучения в большинстве ешив. Талмуд представляет собой плодородную почву для развития как теоретических возможностей галахи, таких как пилпул (метод доказательства в талмуде), так и псика – конкретного вынесения галахических решений.

Сегодня как и в прежние времена талмуд представляет собой главный предмет учебы в большинстве религиозных учебных заведений, в мире ешив. Однако в колелях часто больше сосредоточены на изучении собственно галахических сочинений.

(статья на основе статьи из ивритской википедии)

Ссылки:

http://www.eleven.co.il/article/14021

http://mifoteka.ru/books/talmud/talmud.htm

http://he.wikisource.org/wiki/%D7%AA%D7%9C%D7%9E%D7%95%D7%93_%D7%91%D7%91%D7%9C%D7%99

http://www.e-daf.com/

http://kodesh.snunit.k12.il/

http://www.mechon-mamre.org/i/0.htm

http://www.come-and-hear.com/tcontents.html

http://khazarzar.skeptik.net/thalmud/_tb_ru/index.htm

http://www.evreyatlanta.org/medias.aspx?type=5

http://lamerkhav.wordpress.com/ПОСИДЕЛКИ-С-ТАЛМУДОМ/

http://www.evrey.com/sitep/talm/index.php3? trkt=berakhot&anchor=194.1#194.1

http://www.come-and-hear.com/talmud/rabbis.html

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация