Библейская критика
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{IsFromWiki}}[[Файл:Genesis on egg cropped.jpg|thumb|right|Принадлежность Пятикнижия — один из важнейших вопросо…»)
Следующая правка →
Версия 04:35, 13 октября 2010
Этот предварительный набросок статьи взят из Википедии. В Ежевике его еще никто не редактировал.
Оцените эту статью. Если она предварительно подходит для Ежевики в своем нынешнем виде, снимите с нее данный Шаблон {{IsFromWiki}}. Иначе замените его, соответственно, на {{Шаблон:.Сузить тему}}, или {{Шаблон:.Разделить}}, или {{Шаблон:.Искажающая}}, или {{Шаблон:.Неадекватная}}. Эти действия можно сделать с помощью кнопок-подсказок внизу под окном редактирования. |
Библейская критика — научный анализ текста Библии. Библейские критики датируют её части, устанавливают их авторство, изучают обстоятельства их возникновения и литературные особенности[1].
Библейская критика появилась как отрасль богословия. В иудаизме её представителями были Филон Александрийский[2], Хиви аль-Балхи (англ.) и Авраам ибн Эзра[3]. Если Филон защищал истинность библейского вероучения путём аллегорического толкования спорных мест, то Хиви и ибн Эзра часто выступали со скептических и неортодоксальных позиций.
В христианстве библейская критика появилась в самые ранние времена его существования, одновременно с формированием библейского канона. Зачинателем библейской текстологии в христианстве был Ориген, сличивший множество манускриптов с текстами Ветхого завета[4]. Другими первохристианскими библейскими критиками были Дионисий Александрийский, Августин Блаженный, Иероним Стридонский[1][2].
В эпоху раннего Средневековья христианская библейская критика пришла в упадок. На западе её возродителем выступил Абеляр, признавший роль автора и исторических условий в написании священных текстов[5].
Начало нового периода в истории библейской критики произошло в эпоху Реформации, когда протестанты и католики использовали Библию для защиты своих учений. Протестантский анализ Писания впервые представил Мартин Лютер, а антипротестантский — монах Ришар Симон (англ.)[6]. В эпохи Возрождения и Просвещения библейская критика разделилась на высокую (англ.), занимавшуюся вопросами происхождения и авторства текстов, и низкую, предметом которой стало сравнение манускриптов.
В 1893 г. Лев XIII попытался запретить рационалистическую библейскую критику энцикликой Providentissimus Deus, но послание Пия XII Divino Afflante Spiritu, появившееся в 1943 г., разрешало использование современных методов при анализе Писания.
В православии библейская критика не запрещена, но распространена мало[7].
Современная библейская критика использует многие методы текстологии. Выделяются такие отрасли, как критика источников (англ.), форм (англ.), редакций (англ.), канона (англ.), риторическая (англ.), нарративная (англ.), лингвистическая (англ.), психологическая (англ.), социологическая и т. д.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Мень А. В. Критика библейская
- ↑ 2,0 2,1 История библейской критики. I. Древний период
- ↑ Крывелев И. А. Библейская критика как научная дисциплина
- ↑ Мень А. В. Ориген
- ↑ Мень А. В. Абеляр
- ↑ История библейской критики. II. Библейская критика в эпоху Ренессанса и Нового Времени
- ↑ Каллист (Уэр). Священное Предание: источник православной веры.// Предание и Церковь: от смысла к вечности. М., 2007. — С. 10.
ar:نقد كتابي bg:Библейска критика cs:Biblická kritikaeo:Biblia kritikohu:Bibliakritika ia:Critica biblicko:성서비평학 no:Tekstkritisk bibelforskning pl:Krytyka biblijna sv:Textkritisk bibelforskningzh:圣经批判Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.