Происхождение еврейского народа
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 23: | Строка 23: | ||
== Оговорки к традиционной точке зрения == | == Оговорки к традиционной точке зрения == | ||
- | Уже в [[Танах]]е содержится информация о присоединении к еврейскому народу людей, не являющихся по крови потомками еврейских праотцев. Так, при исходе евреев из Египта {{ | + | Уже в [[Танах]]е содержится информация о присоединении к еврейскому народу людей, не являющихся по крови потомками еврейских праотцев. Так, при исходе евреев из Египта {{Библия|многочисленная толпа иноплеменников вышла с ними|Исх|12:38}}. [[Мидраш]] называет их [[геры|герами]] <ref>Мехильта де-раби Шимон бар Йохай 12:38</ref>, и нигде не сказано, что они впоследствии оставили еврейский народ. Присоединились к еврейскому народу в библейские времена [[Рут]]-моавитянка ({{Библия|Руфь|1:16}}) и Наама-аммонитянка ({{Библия|3Цар|14:21}}), и от них происходят все еврейские цари дома [[Давид]]а после [[Шломо]]. Согласно еврейской традиции, стали евреями [[Итро]] и [[Рахав]] <ref>Иерусалимский Талмуд, Брахот 2:8</ref>, и их потомство было известно в народе <ref>Мехильта де-раби Ишмаэль, Амалек 2; Вавилонский Талмуд, Мегила 14б</ref>. После разрушения [[Израильское царство|Северного царства]] ассирийцы переселили на захваченные ими территории иноплеменников из Куты и других районов, т.н. [[кутим]] ({{Библия|4Цар|17:24}}), и те слились с остатками евреев Израильского царства. Впоследствии многие мудрецы Мишны считали кутим полноценными евреями <ref>напр., Вавилонский Талмуд, Кидушин 75б</ref>). В Книге Эстер ({{Библия|Эсф|8:17}}) говорится о подданных Персидского царства, охватывавшего весь Ближний Восток, многие из которых перешли в иудаизм и стали евреями (комментаторы расходятся по вопросу о том, стали ли они действительно полностью евреями, или только проеврейски ориентированными людьми). В мишнаитские времена известно много примеров [[гиюр]]а (напр. [[Онкелос]], переводчик [[Пятикнижие|Торы ]]на [[арамейский язык]]), и потомки геров вливались в еврейский народ <ref>Мидраш танаим Дварим 23:9</ref>. Кроме того, царь [[Хасмонеи|хасмонейской ]]династии [[Йоханан Гиркан]] насильственно обратил в иудаизм народ [[Идумеи|идумеев]] <ref>Иосиф Флавий, Иудейские древности 13:9:1 [http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti/13.html]</ref>, а царь [[Аристобул]] – итуреев <ref>Иосиф Флавий, Иудейские древности 13:11:3 [http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti/13.html]</ref>. В Мишне говорится, что среди вернувшихся из [[Вавилонское изгнание|вавилонского изгнания]] были геры и освобождённые [[Раб-нееврей|рабы]], и герам разрешены браки с евреями <ref>Мишна Кидушин 4:1</ref>. О жителях многих общин [[Вавилония|Вавилонии]] во времена Талмуда было известно, что они происходят от геров <ref>Вавилонский Талмуд, Кидушин 73а</ref>. |
Уже в талмудические времена задавался вопрос, может ли гер называть Авраѓама, Ицхака и Яакова своими «отцами», и [[Раби Йеѓуда|р.Йеѓуда]] отвечал – может <ref>Мишна Бикурим 1:4</ref>, так как гер повторил путь Авраѓама, а Авраѓама Бог сделал «отцом множества народов» ({{Библия|Быт|17:5}}). Таково же мнение Рамбама в Письме к Овадии-геру [http://www.chassidus.ru/library/giur/2.htm]. Таким образом, из именования Авраѓама, Ицхака и Яакова «отцами» и «предками» не следует, что именующий их так является их прямым потомком. Генетическое единство еврейского народа не находит подтверждения даже в еврейской традиции. | Уже в талмудические времена задавался вопрос, может ли гер называть Авраѓама, Ицхака и Яакова своими «отцами», и [[Раби Йеѓуда|р.Йеѓуда]] отвечал – может <ref>Мишна Бикурим 1:4</ref>, так как гер повторил путь Авраѓама, а Авраѓама Бог сделал «отцом множества народов» ({{Библия|Быт|17:5}}). Таково же мнение Рамбама в Письме к Овадии-геру [http://www.chassidus.ru/library/giur/2.htm]. Таким образом, из именования Авраѓама, Ицхака и Яакова «отцами» и «предками» не следует, что именующий их так является их прямым потомком. Генетическое единство еврейского народа не находит подтверждения даже в еврейской традиции. |
Версия 20:54, 11 октября 2010
Регулярная статья | |
Арье Ольман | |
11/10/2010 | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Содержание |
Постановка проблемы
Согласно еврейской традиции, все еврейские общины мира являются потомками евреев, живших в Стране Израиля и изгнанных оттуда сначала в VI в. до н.э. вавилонянами, а затем в I-III вв. н.э. римлянами. Эти евреи, в свою очередь, были потомками народа, вышедшего из Египта и завоевавшего страну Кнаан, а этот народ происходил от двенадцати сыновей патриарха Яакова. Таким образом, все прошлые и современные евреи – это прямые потомки одного праотца, и еврейский народ генетически един. Эта точка зрения закреплена в Танахе, литературе Мишны и Талмуда и в еврейской литургии, где евреи называют себя «сыновьями», «потомками» и «семенем» Авраѓама, Ицхака и Яакова, а их называют своими «отцами» и «родителями». [1]
Некоторые ученые подвергли критике эту концепцию и предположили, что сегодняшние евреи происходят не от одного праотца и даже не от одного народа, жившего в Палестине в римские времена, а от различных народов, обращенных в иудаизм. См. Хазарская теория, Кто и как изобрёл еврейский народ.
Оговорки к традиционной точке зрения
Уже в Танахе содержится информация о присоединении к еврейскому народу людей, не являющихся по крови потомками еврейских праотцев. Так, при исходе евреев из Египта [[|многочисленная толпа иноплеменников вышла с ними.]]Исх12:38. Мидраш называет их герами [2], и нигде не сказано, что они впоследствии оставили еврейский народ. Присоединились к еврейскому народу в библейские времена Рут-моавитянка (Руфь.1:16) и Наама-аммонитянка (3Цар.14:21), и от них происходят все еврейские цари дома Давида после Шломо. Согласно еврейской традиции, стали евреями Итро и Рахав [3], и их потомство было известно в народе [4]. После разрушения Северного царства ассирийцы переселили на захваченные ими территории иноплеменников из Куты и других районов, т.н. кутим (4Цар.17:24), и те слились с остатками евреев Израильского царства. Впоследствии многие мудрецы Мишны считали кутим полноценными евреями [5]). В Книге Эстер (Эсф.8:17) говорится о подданных Персидского царства, охватывавшего весь Ближний Восток, многие из которых перешли в иудаизм и стали евреями (комментаторы расходятся по вопросу о том, стали ли они действительно полностью евреями, или только проеврейски ориентированными людьми). В мишнаитские времена известно много примеров гиюра (напр. Онкелос, переводчик Торы на арамейский язык), и потомки геров вливались в еврейский народ [6]. Кроме того, царь хасмонейской династии Йоханан Гиркан насильственно обратил в иудаизм народ идумеев [7], а царь Аристобул – итуреев [8]. В Мишне говорится, что среди вернувшихся из вавилонского изгнания были геры и освобождённые рабы, и герам разрешены браки с евреями [9]. О жителях многих общин Вавилонии во времена Талмуда было известно, что они происходят от геров [10].
Уже в талмудические времена задавался вопрос, может ли гер называть Авраѓама, Ицхака и Яакова своими «отцами», и р.Йеѓуда отвечал – может [11], так как гер повторил путь Авраѓама, а Авраѓама Бог сделал «отцом множества народов» (Быт.17:5). Таково же мнение Рамбама в Письме к Овадии-геру [3]. Таким образом, из именования Авраѓама, Ицхака и Яакова «отцами» и «предками» не следует, что именующий их так является их прямым потомком. Генетическое единство еврейского народа не находит подтверждения даже в еврейской традиции.
Оговорки к точке зрения противников генетического единства
Известно, что в эллинистические времена многие сотни тысяч, если не миллионы (к I в.н.э.) жителей Средиземноморья приняли основы иудаизма, прежде всего единобожие. Они назывались sebomenoi (Деян. 13:43,13:50,16:14,17:4,17:17,18:7; Иудейские древности. 14.7.2) и phobeomenoi (Лук. 1:50,18:2-4; Деян. 10:2,10:22,10:35,13:16,13:26; 1 Петра 2:17; Откр. 14:7, 19:5) (греч.) или metuentes (лат.) – «боящиеся». Учёные предполагают, что многие из них впоследствии стали христианами, но у нас нет сведений о массовом принятии их в еврейские общины [4]. Правящая верхушка царств Адиабены, Химьяра и Хазарии принимала иудаизм, но массовое обращение населения этих стран в иудаизм нигде не зафиксировано, а в случае Хазарии – и не подтверждается археологическими находками. На протяжении всей истории после разрушения Второго Храма ни в одной стране и ни в одно время статус еврея не был так благоприятен и так притягателен, чтобы привлекать массы неевреев к принятию иудаизма. Даже в самые благоприятные времена — в Золотой век еврейства Испании, в Речи Посполитой в XVI—XVII вв. — евреи были дискриминируемой социально-религиозной группой. Наоборот, нам известно о многих «выходах» из еврейства. Если в I в. н. э., как предполагается, в мире жило около 4 200 000 евреев, то во время путешествий Биньямина из Туделы в XII в. их было в мире не более 750 000 — и это после пятисот лет без больших войн и изгнаний после завершения арабских завоеваний; об опустошительных эпидемиях в исламском мире за эти пятьсот лет тоже неизвестно. При этом, по подсчётам Дж.Расселла, к началу XI в. только в европейской части Средиземноморья жило 17 млн. человек[5]. (см. Численность еврейского народа). Согласно С.Д.Гойтейну, «еврейское население Египта или Испании в период позднего средневековья составляло не более одного процента всего населения»[12]. Для сравнения: по оценкам Теодора Моммсена, в I в. н.э. в Египте жил 1 миллион евреев из 8 миллионов населения страны. 4 200 000 евреев, живших в мире в I в. н.э., сравнимы с данными переписи Августа в 25 г. до. н.э., по которой в римском государстве насчитывалось 4-5 млн. полноправных граждан[6]. Эти данные могут быть объяснены только массовым переходом в христианство и ислам, что подтверждается также этнографическими и историческими источниками.
Генетические данные
См. Генетические исследования еврейского народа
В связи с развитием генетики в настоящее время появилась возможность прямой проверки выдвинутых гипотез. Проанализировав генетический тип евреев из всех основных еврейских общин, генетики пришли к однозначному заключению о том, что все эти общины имеют общее происхождение из народа, обитавшего в районе Леванта, т.е. Восточного Средиземноморья. Согласно недавним исследованиям с использованием различных методов (полиморфизм Y-хромосом, микросателлитные исследования и генотипинг методом bead array), существует ясная генетическая связь между главными еврейскими общинами, включая ашкеназов, азербайджанских, грузинских, иранских, иракских, марокканских, болгарских и турецких евреев. У всех этих общин прослеживаются общие корни в Леванте. Они тесно связаны с самаритянами и друзами. Кроме того, они намного больше похожи друг на друга, чем на соседнее нееврейское население. Нужно отметить, однако, что у эфиопских и индийских евреев прослеживается малое генетическое подобие другим евреям и сильное сходство с соседним населением, хотя по отцовской линии индийские евреи связаны с населением Леванта. Из этого можно сделать вывод, что эти две небольшие группы действительно образовались из потомков прозелитов.
Основное разделение между генотипами еврейских общин произошло примерно в V в. до н.э. – то есть во время Вавилонского плена. При этом в разных группах евреев есть различное количество прозелитов, которое генетически можно измерить на популяции в целом. Исследования показали, что генотип ашкеназских евреев на две трети происходит от евреев древности, а примерно одну треть составляют обратившиеся в иудаизм. Согласно генетическим данным, наибольшую часть добавлений этих 30% ашкеназских евреев составляют представители Южной Европы. Они присоединились к еврейскому народу, в основном, во времена поздней античности. Исследования показали, что генотип всех групп ашкеназов резко отличается от генотипа всех окружающих народов и не имеет ярко выраженных связей ни со славянским генотипом, ни с тюркским. Поскольку хазары, как предполагается, были тюркским народом, то это опровергает также «хазарскую» гипотезу происхождения ашкеназов. Среди евреев восточных стран добавлений меньше, а именно – около 90% происхождение от древних евреев и 10% от обращенных. Различие между ашкеназами и другими еврейскими группами следует также из “эффекта бутылочного горлышка”: еврейское население Европы увеличилось более чем в 100 раз в течение четырех столетий между XV и XIX столетиями, и поэтому у ашкеназов было очень небольшое количество предков, что уменьшало генетическое разнообразие и сходство с другими общинами. [13] [14] [15] [16]
Происхождение палестинских арабов
В связи с происхождением евреев поднимался также вопрос о происхождении арабов, живущих в Стране Израиля. Из этнографических исследований давно известно, что некоторые кланы арабов, проживающих в Стране Израиля (это касается живущих в деревнях Хевронского нагорья и Галилеи) происходят от евреев, обращенных в ислам. Память об этом имеется у этих кланов и давно была исследована этнографами. По данным генетических исследований, у ашкеназов, если исключить гаплогруппы Н и К, максимальная корреляция по митохондриальной ДНК среди всех народов Средиземноморья наблюдается с палестинцами. Это может означать, что среди палестинцев есть потомки евреев по женской линии [7].
Однако эти кланы составляют очень небольшую часть того, что сегодня называется палестинским арабским населением. Согласно этнографам, бóльшая часть этого населения пришла из соседних стран: Египта, Сирии, нынешней Иордании в конце 19 – начале 20 века[8]. Генотип палестинских арабов совершенно отличается от того общего генотипа евреев разных стран, который, согласно генетическим исследованиям, лежит в основе нынешнего еврейского народа. Наоборот, он хорошо соответствует генотипам жителей окрестных стран, что подтверждает предположение их эмиграции в Палестину из этих стран.
- ↑ Например, «Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сару, родившую вас» (Йешаяѓу 51:2); «Говорящий ‘клянусь не получать выгоды от семени Авраамова’ не может получать выгоду от евреев, но может от всех народов мира» (Мишна Недарим 3:11); “Мы же - народ твой, с которым ты заключил союз, потомки любимого тобой Авраама, которому дал Ты свою клятву на горе Мориа; потомство (досл. «семя») Ицхака, единственного его сына, который был связан и возложен на жертвенник; община Иакова, твоего сына, первенца твоего, которого по любви своей к нему и за то, что он радовал тебя, назвал ты Израилем и Йешуруном” (из утренней молитвы).
- ↑ Мехильта де-раби Шимон бар Йохай 12:38
- ↑ Иерусалимский Талмуд, Брахот 2:8
- ↑ Мехильта де-раби Ишмаэль, Амалек 2; Вавилонский Талмуд, Мегила 14б
- ↑ напр., Вавилонский Талмуд, Кидушин 75б
- ↑ Мидраш танаим Дварим 23:9
- ↑ Иосиф Флавий, Иудейские древности 13:9:1 [1]
- ↑ Иосиф Флавий, Иудейские древности 13:11:3 [2]
- ↑ Мишна Кидушин 4:1
- ↑ Вавилонский Талмуд, Кидушин 73а
- ↑ Мишна Бикурим 1:4
- ↑ С.Д.Гойтейн Еврейское общество и учреждения под властью ислама (русский) // Социальная жизнь и социальные ценности еврейского народа. — . Иерусалим: Библиотека-Алия, 1977. — С. 246.
- ↑ Atzmon G, Hao L, Pe'er I, Velez C, Pearlman A, Palamara PF, Morrow B, Friedman E, Oddoux C, Burns E, Ostrer H. Abraham's children in the genome era: major Jewish diaspora populations comprise distinct genetic clusters with shared Middle Eastern Ancestry (англ.) // Am J Hum Genet. — 2010 Jun 11. — В. 86(6). — С. 850-9.
- ↑ Behar DM, Yunusbayev B, Metspalu M, Metspalu E, Rosset S, Parik J, Rootsi S, Chaubey G, Kutuev I, Yudkovsky G, Khusnutdinova EK, Balanovsky O, Semino O, Pereira L, Comas D, Gurwitz D, Bonne-Tamir B, Parfitt T, Hammer MF, Skorecki K, Villems R. The genome-wide structure of the Jewish people (англ.) // Nature. — 2010 Jul 8. — В. 466(7303). — С. 238-42.
- ↑ MF, Behar DM, Karafet TM, Mendez FL, Hallmark B, Erez T, Zhivotovsky LA, Rosset S, Skorecki K. Hammer Extended Y chromosome haplotypes resolve multiple and unique lineages of the Jewish priesthood (англ.) // Hum Genet.. — 2009 Nov. — В. 126(5). — С. 707-17.
- ↑ Kopelman NM, Stone L, Wang C, Gefel D, Feldman MW, Hillel J, Rosenberg NA. Genomic microsatellites identify shared Jewish ancestry intermediate between Middle Eastern and European populations (англ.) // BMC Genet.. — 2009 Dec 8. — В. 10. — С. 80.