Санhедрин
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «Иерусалимский храм» на «Иерусалимский Храм») |
|||
Строка 5: | Строка 5: | ||
В отличие от обычного суда из трёх человек, малый Синедрион из 23 человек имел право проводить уголовные процессы с казнью или поркой<ref name="mishnas">Талмуд. Мишна трактата Санхедрин 1:5</ref>, смертный приговор требовал большинства не менее, чем в два голоса, и выносился обязательно наутро после завершения дела. Множество нарочито строгих процессуальных требований делал смертный приговор довольно редким.<ref>Мишна Макот 1:11</ref> Существенным требованием для смертного приговора было наличие Великого Синедриона при Храме. | В отличие от обычного суда из трёх человек, малый Синедрион из 23 человек имел право проводить уголовные процессы с казнью или поркой<ref name="mishnas">Талмуд. Мишна трактата Санхедрин 1:5</ref>, смертный приговор требовал большинства не менее, чем в два голоса, и выносился обязательно наутро после завершения дела. Множество нарочито строгих процессуальных требований делал смертный приговор довольно редким.<ref>Мишна Макот 1:11</ref> Существенным требованием для смертного приговора было наличие Великого Синедриона при Храме. | ||
- | В [[Иерусалим]]е существовал также Великий Синедрион — высшее государственное учреждение (совет) и высший судебный институт иудеев, состоявший из 71 члена<ref>По образцу собрание, собраного Моисеем в книге Чисел 11:16</ref>. По своему составу синедрион представлял собой вид аристократического сената, члены которого назначались, по-видимому, [[кооптация|кооптацией]] из учеников членов Синедриона, членами могли являтся коэны, левиты или евреи с родословной. Прозелиты не допускались.<ref>Мишна Санхедрин</ref> Член Синедриона не должен был также обладать увечьями, помимо Торы желательно было знание языков, основ наук и ремёсел, а также обычаев астрологов и колдунов<ref>[[Маймонид]], [[Мишне Тора]], Законы о Синедрионе</ref> Председателем Синедриона был «''наси''» ({{lang-he|נשיא}}), созывавший собрания, им мог быть первосвященник. Местом собрания был зал ({{lang-he|Lishkat AGazit}}=Зал из тёсаных камней)<ref>Мишна Мидот 2:8</ref> при [[Иерусалимский | + | В [[Иерусалим]]е существовал также Великий Синедрион — высшее государственное учреждение (совет) и высший судебный институт иудеев, состоявший из 71 члена<ref>По образцу собрание, собраного Моисеем в книге Чисел 11:16</ref>. По своему составу синедрион представлял собой вид аристократического сената, члены которого назначались, по-видимому, [[кооптация|кооптацией]] из учеников членов Синедриона, членами могли являтся коэны, левиты или евреи с родословной. Прозелиты не допускались.<ref>Мишна Санхедрин</ref> Член Синедриона не должен был также обладать увечьями, помимо Торы желательно было знание языков, основ наук и ремёсел, а также обычаев астрологов и колдунов<ref>[[Маймонид]], [[Мишне Тора]], Законы о Синедрионе</ref> Председателем Синедриона был «''наси''» ({{lang-he|נשיא}}), созывавший собрания, им мог быть первосвященник. Местом собрания был зал ({{lang-he|Lishkat AGazit}}=Зал из тёсаных камней)<ref>Мишна Мидот 2:8</ref> при [[Иерусалимский Храм|Иерусалимском храме]]<ref>По стиху из Второзакония 17:8</ref>, но в особенных и крайних случаях собирались в доме «''наси''».<ref>[[Евангелие от Матфея|Mф]]. XXVI, 3; [[Евангелие от Иоанна|Иоан]]. [[XVIII]], 24</ref>. Места заседавших распологались в виде полу-окружности, чтобы председательствующий мог видеть всех.<ref >Вавилонский Талмуд, Санхедрин 36А</ref> |
В древний период до 191 года до нового летоисчисления пост «''наси''», видимо, занимал первосвященник, затем мудрецы по списку: | В древний период до 191 года до нового летоисчисления пост «''наси''», видимо, занимал первосвященник, затем мудрецы по списку: |
Версия 18:14, 3 октября 2010
Синедрио́н (ивр. סנהדרין, Санхедри́н; греч. συνέδριον, букв. «совместное заседание») — в Древней Иудее — высший судебный орган в каждом городе, состоявший из 23 человек.
Содержание |
Малый Синедрион и Великий Синедрион
В отличие от обычного суда из трёх человек, малый Синедрион из 23 человек имел право проводить уголовные процессы с казнью или поркой[1], смертный приговор требовал большинства не менее, чем в два голоса, и выносился обязательно наутро после завершения дела. Множество нарочито строгих процессуальных требований делал смертный приговор довольно редким.[2] Существенным требованием для смертного приговора было наличие Великого Синедриона при Храме.
В Иерусалиме существовал также Великий Синедрион — высшее государственное учреждение (совет) и высший судебный институт иудеев, состоявший из 71 члена[3]. По своему составу синедрион представлял собой вид аристократического сената, члены которого назначались, по-видимому, кооптацией из учеников членов Синедриона, членами могли являтся коэны, левиты или евреи с родословной. Прозелиты не допускались.[4] Член Синедриона не должен был также обладать увечьями, помимо Торы желательно было знание языков, основ наук и ремёсел, а также обычаев астрологов и колдунов[5] Председателем Синедриона был «наси» (ивр. נשיא), созывавший собрания, им мог быть первосвященник. Местом собрания был зал (ивр. Lishkat AGazit=Зал из тёсаных камней)[6] при Иерусалимском храме[7], но в особенных и крайних случаях собирались в доме «наси».[8]. Места заседавших распологались в виде полу-окружности, чтобы председательствующий мог видеть всех.[9]
В древний период до 191 года до нового летоисчисления пост «наси», видимо, занимал первосвященник, затем мудрецы по списку:
- Йоси бен Иоезер из Цереды
- Иеошуа бен Перахия
- Иеуда бен Таббай
- Шемайя
- Гиллель, в дальнейшем все главы Синедриона - его потомки, за одним исключением
- Шимон бен Гиллель
- Раббан Гамлиэль 1-ый
- Шимон бен Гамлиэль 1-ый
- Раббан Йоханан бен Заккай (не потомок Гиллеля)
- Гамлиэль из Явны, параллельно с р. Элазаром бен Азария
- Восстание Бар-Кохбы, междувластие
- Шимон бен Гамлиэль 2-ой
- Иехуда ха-Наси - кодификатор Мишны
- Гамлиэль 3-ий
- Иеуда Насиа
- Гамлиэль 4-ый
- Иехуда ха-Наси 2-ой
- Гиллель Насиа
- Гамлиэль 5-ый
- Иеуда Насиа 3-ий
- Гамлиэль 6-ый, прекращение деятельности Синедриона по приказу императора
До покорения Иудеи римлянами Синедриону принадлежало право жизни и смерти, но с этого времени власть его была ограничена: он мог произносить смертные приговоры, но для исполнения их требовалось согласие римского правителя. Согласно Талмуду уже за сорок лет до разрушения Храма Синедрион покинул Храм[10][11], и казни прекратились, хотя поздний комментарий к Талмуду не исключает, что в отдельных случаях Синедрион возвращался на место[12]. Синедрион, по Талмудическому преданию 10 раз сменил место пребывания.[13]
По разрушении Иерусалима Синедрион был восстановлен раббаном Йохананом бен Заккай в Явне уже не судилищем, а школой или академией Закона с законодательными функциями. Известен, например, список постановлений Синедриона в городе Уша. Последний глава Синедриона, Гамалиил VI, при Феодосии II был лишён всех прав, и с его смертью в 425 г. исчез последний след древнего Синедриона.
Обсуждению Синедриона подлежали важнейшие дела (менее важные решались в низших судилищах, которые были в многих городах), например вопросы о войне и мире, о замещении правительственных должностей, установление календаря, учреждения богослужебные, суждения о дееспособности священников, дело о ложном пророке, о расширении Иерусалима, перестройке Храма, суд над целым городом и т. п. Влияние Синедриона простиралось и на царя. Хотя о царе и говорится, что он не судим и не подлежит суду, но в принципе Синедрион удерживал свою судебную власть и касательно царя. Без его согласия царь не мог начинать войны.
Синедрион и христианство
Синедрион в Новом Завете
Согласно Новому Завету, Синедрион во главе с первосвященниками Анной и Каиафой осудил на смерть Иисуса Христа; этот приговор, после первоначальных колебаний, был утверждён римским прокуратором Понтием Пилатом. Среди членов Синедриона были люди, с симпатией относившиеся к Христу и канонизированные в христианстве: Новый Завет называет Никодима, Иосифа Аримафейского и Гамалиила. Последний был учителем апостола Павла. Исторических подтверждений, что Гамалиил присутствовал в Cинедрионе на суде Христа, мы не находим, но можем лишь предполагать.
Иисус в Синедрионе по Талмуду
Талмудические места об Иисусе обычно подвергались в христианских странах цензуре или самоцензуре. В Талмуде Иисус называется Ешу (ивр. ישו), по-видимому, из-за того, что на севере Палестины гортанная буква «айн» не произносилась, так что последнее «а» исчезало.[14] [15] Вторая буква «хей» (ивр. ה), которая есть в имени «Иеошуа» (ивр. יְהוֹשֻׁעַ Иисус Навин) могла отсутствовать и в написании, как в книге Нехемии: Иешуа (ивр. יֵשׁוּעַ Неем.8:17).
По разрозненным талмудическом источникам создаётся биография Ешу, резко отличающаяся от евангельского. По Талмуду, он родился от внебрачной связи его матери с неким человеком по имени Пандира[16] , что повторял в своих нападках на христианство Цельс. Ешу был учеником р. Иеошуа бен Перахия[17], бежал вместе с ним в Египет [18], откуда он вывез приёмы колдовства. Талмуд осуждает р. Иеошуа бен Перахия, что он слишком сильно оттолкнул ученика после ссоры.[19][20] Слово Евангелие Талмуд пишет через букву «айн», что не характерно для заимствованных слов, и видимо, переводит как «листы греха» (авон гилаён).[21]
Суд над Ешу в Талмуде происходит перед судом Санхедрина, римляне не упомянуты, метод казни — побиение камнями за совращения на идолопоклонство вместе с пятью учениками.[22]. Единственные совпадающие детали: время Песаха и имя одного ученика: Маттай. По-видимому, по Талмуду годы жизни Ешу: от 89 год до нового летоисчисления и до 53 до н.л.[23]
Все эти источники относятся к Агаде и не имеют догматического характера.
Иисус и Синедрион в современных еврейских источниках
В новое время некоторые еврейские историки как David Flusser (Давид Флюссер) и Hyam Maccoby (Хиам Маккоби) пытались произвести реконструкцию событий ближе к Евангелиям. Они отмечали тенденцию евангелистов доказать, что Ешу отверг еврейский закон, в то время как по самим деяниям, этого практически не видно. Флюссер объяснил почти все нарушения Галахи у евангельского Иисуса, как мнимые нарушения. Другая тенденция евангелистов — оправдывать римлян и осуждать евреев, объясняется упомянутыми историками политическими соображениями — стремлением получить легитимацию христианства у римских властей.
Подробное исследование процесса над Иисусом проделал известный израильский юрист Haim Cohen (Хаим Коэн, был министром юстиции и членом Верховного суда). Отметив всевозможные нарушения процессуальных норм в суде, как он описан в Евангелиях (самооговор, отсутствие свидетелей, ночное время и др.), он пришёл к выводу, что Санхедрин оправдал Иисуса. Отклонения от процедуры, по его теории, были сделаны, чтобы спасти Иисуса от казни.[24][25] Хаим Коэн отвергает как неосновательную и апологетическую версию, что Синедрион того времени был в руках саддукеев, что, согласно свидетельству Талмуда[26] и Исофифа Флавия[27] имело место в определённые исторические периоды.
Попытки восстановления Синедриона
В XVI веке рабби Jacob Berab (рав Яаков Берав) сделал неудачную попытку восстановления раввинской ординации (Смиха) и Синедриона в Цфате.
При Наполеоне I в Париже заседал Великий Синедрион (фр. le Grand Sanhedrin, 9 февраля 1807 — 9 марта 1807), включавший как раввинов, так и мирян, как консультативный орган по разработке гражданского законодательства Франции, касающегося евреев.
Осенью 2004 группа раввинов объявила в израильском городе Тверии, где был распущен исторический Синедрион, о восстановлении этого органа в составе 72 человек. Бо́льшая часть членов нового Синедриона анонимна, однако его председатель и ещё 7 членов несколько раз делали публичные заявления. Этот Синедрион, однако, не признаётся ни правительством Израиля, ни большинством иудейских общин в мире. Среди приверженцев традиционного иудаизма сам факт его существования малоизвестен.
Ссылки
- Синедрион в Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона
- Статья «Синедрион» в Электронной еврейской энциклопедии
Примечания
- ↑ Талмуд. Мишна трактата Санхедрин 1:5
- ↑ Мишна Макот 1:11
- ↑ По образцу собрание, собраного Моисеем в книге Чисел 11:16
- ↑ Мишна Санхедрин
- ↑ Маймонид, Мишне Тора, Законы о Синедрионе
- ↑ Мишна Мидот 2:8
- ↑ По стиху из Второзакония 17:8
- ↑ Mф. XXVI, 3; Иоан. XVIII, 24
- ↑ Вавилонский Талмуд, Санхедрин 36А
- ↑ Трактат Шабат 15А
- ↑ Трактат Авода Зара 38Б
- ↑ Тосфот к Санхедрин 14Б
- ↑ Тракта Рош Ашана 31А, там же одиночное мнение, что только 6
- ↑ Иерусалимской Талмуд, Берахот, глава 2, 16Б
- ↑ Вавилонский Талмуд, Эрувин 53А
- ↑ Вавилонский Талмуд, Шабат 104Б
- ↑ (ивр. יהושע בן פרחיה, Joshua ben Perachyah)
- ↑ Вавилонский Талмуд, Санхедрин 107Б
- ↑ Вавилонский Талмуд, Шабат 104Б
- ↑ Вавилонский Талмуд, Сота, 47A
- ↑ Вавилонский Талмуд,Шабат 116Б
- ↑ Вавилонский Талмуд, Санхедрин 43А
- ↑ Ивритская Вики
- ↑ Суд над Иисусом: взгляд Хаима Коэна
- ↑ Хаим Коэн. Иисус — суд и распятие. Иерусалим: Иерусалимский издательский центр, 1997. С. 374.
- ↑ Вавилонский Талмуд Санхедрин 52Б
- ↑ «Иудейские древности», XIII, 10
|
||
---|---|---|
События | Страсти Христовы: Арест Иисуса Христа • Поцелуй Иуды • Отречение апостола Петра • Суд Пилата • Бичевание Христа • Крестный путь • Распятие Христово • Слова Иисуса на Кресте | |
Места | Гефсиманский сад • Синедрион • Голгофа | |
Иисус и ученики | Иисус Христос • Дева Мария • Мария Магдалина • Мария Клеопова • Иоанн Богослов • Апостол Пётр • Апостол Марк • Иуда Искариот • Жены-мироносицы | |
Иудеи | Ирод Антипа • Каиафа • Анна • Малх • Раба придверница • Варавва • Симон Киринеянин • Агасфер • Благоразумный и безумный разбойники | |
Римляне | Понтий Пилат • Клавдия Прокула • Сотник Лонгин | |
Предметы | Орудия Страстей: Терновый венец • Риза Господня/Бесшовный хитон • Животворящий Крест • Титло INRI • Копьё Лонгина • Святой Грааль | |
Иконография | Ecce Homo • Форма орудия казни Иисуса • Распятие (декоративно-прикладное искусство) |
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.