Кайруан (Еврейский аспект)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{Начало_работы}} '''Кайруан''' - город в Тунисе. Находится примерно в ста тридцати километрах…»)
Следующая правка →
Версия 09:21, 28 сентября 2010
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Кайруан - город в Тунисе. Находится примерно в ста тридцати километрах к югу от города Тунис. В раннем средневековье был столицей страны и одним из крупнейших еврейских центров Средиземноморья.
Основание города
Основан в 670 году Укбой ибн Нафи, завоевателем Магриба, как "укрепленный лагерь" и вскоре стал столицей провинции. Арабские, египетские и ливийские евреи поспешили сразу во вновь основанный город.
Арабские историки сообщают, что омейядский калиф Абд аль-Малик ибн Марван (684-705) просил своего брата, Абд аль-Азиза, правителя Египта, послать 1000 коптских или еврейских семей поселиться там.
В конце седьмого века вторая волна еврейских иммигрантов, вероятно, пришла в Kaйруан при Хасане ибн Нумане, победителе берберской царицы Kaхины, и слилась с первыми поселенцами.
Евреи Kaйруана, как у остальных стран Магриба, несомненно, должны были пострадать в последующий период от гнета губернатора Абу Джафара, и от фанатизма мстительного имама Идриса после победы над его противником Аль-Махди. В 793 Имам Идрис был отравлен по приказу калифа Гаруна аль-Рашида - как говорят, врачом губернатора Шаммой, вероятно, евреем.[1]
С тех пор, как евреи потеряли свою политическую власть в результате их подчинения имамом Идрисом, свободные племена из глубины страны переселились в большие города и занялись торговлей. Таким образом, Kaйруан вновь получил пополнение своего еврейского населения.
В 972 вся провинция Магриб провозгласила себя независимой под управлением берберской династии Зиритов, которые правили до 1045 года.
При Аббасидах
Время наибольшего процветания еврейской общины Kaйруана длилось с конца восьмого до начала одиннадцатого века, то есть в период правления Аббасидов, Аглабитов, Фатимидов и Зиритов. Община имела высокую репутацию среди евреев на Востоке. Она имела синагоги, семинарию (президент которой назывался "Рош калла" или просто "Рош"), кладбище, фонды поддержки бедняков и ряд других учреждений. Она выкупала еврейских пленников и поддерживала академии Суры и Пумбедиты столько времени, сколько те были в цветущем состоянии и была важным посредником в передаче денег из Испании в эти академии.
Ученые в Kaйруане изучал ТАНАХ и как галахический, так и агадический разделы Талмуда; старые комментария к Хроникам говорят кстати о "великих ученых Kaйруана".[2] По вопросам религиозной и общественной жизни в течение этого периода были посланы запросы из Kaйруана к авторитетным гаонам в Вавилон. Фактически, между гаонами и учеными Kaйруана велась очень активная переписка. Открытия фрагментов из этих писем в генизах проливают всё больше и больше света на интеллектуальную деятельность города.
Визит Naṭronai b. Ḥabibai.
Это уже было сказано, с большой вероятностью, что Naṭronai b. Ḥabibai, победил в качестве кандидата на exilarchate, и кому письма Sherira (Нойбауэр, "MJC" I. 36) описывает как уйдя в "Запад" (), отправился в Kairwan (Грац, "Геша". V. 175 ; Ф. Лазарь, в Brull's х 176) "Jahrb.". Там он сказал, что написал весь Талмуд по памяти, и послал общины в Испании копии. Хотя Naṭronai b. Hilai был Гаон из Суры (853-856), Натан b. Ханина и Иуда b. Иуда b. Саул были судьями в Kairwan (ср. "Шаарей Цедек" на стр. 84а, № 3; Zunz, "Ритус" на стр. 190), оба из которых соответствовал Naṭronai (на первое см. дополнения Самуила ибн Джама "к" Aruk, С. В. [опубликовано герцогов в 1851, стр. 358 "Ориент, лит."]; Соломон Бубер в "Grätz Jubelschrift" на стр. 17, Hebr части;. на последних см. SD Луццатто , "ставка ха-Озар," И. 59б). В 880 замечательных бен Эльдад Махлия ха-дани появились в Kairwan, и привлекла большое внимание не только на его счетах своих путешествий и его новое и необычное выражения на иврите, но особенно halakic инноваций в его ритуал. В ответ на призыв недоумение евреев Kairwan за просвещение в связи с этими изменениями, Ẓemaḥ Бен Хаим, Гаон из Суры (882-887), лишь заверил их, что они не должны чувствовать тревожишь (см. Е. Эпштейн, "Эльдад га -Дани ", стр. 4 и след., 83 и след., пресбургского, 1891). Это было, вероятно, в Kairwan, что Эльдад встретился ибн филолог Иуды Ḳuraish, который, похоже, сняли с Kairwan из родного города, Tahort.
Исаак израильских.
В пяти экзегетических цитаты из ученых Kairwan, содержащиеся в старых комментарий Хроники упомянутых выше (Р. Kirchheim, LC стр. 16, 18, 22, 27), Иуда ибн Ḳuraish назван в тесной связи с их авторами. Исаак b. Соломон израильских (832-932, согласно другим, 832-942), который родился в Египте, а также удалить с Kairwan. В 904 он был придворным врачом в последние Aghlabite в Kairwan, Ziyadat Аллаха, сохраняя эту должность в соответствии с первым правителем Fatimite, 'Убайд Аллах аль-Махди. Из Kairwan, израильские соответствовали по научной тематике с Саадия, до последнего был вызван в качестве Гаон в Вавилон в 928 (Комментарий к "Сефер Yeẓirah", см. "Ориент, Лит." 1845 г., стр. 563). Известный ученик израильтянин был врач и филолог Dunash ибн Тамим, который родился в Kairwan о начале десятого века и прожил там всю свою жизнь. Как и его учитель, он был врачом в обычные при дворе Fatimites; он посвятил астрономических работу одной из них. Кроме того, эти врачи, философы и филологи, было, несомненно, другие, чьи имена очень, как и названия их книг, которые вряд ли известны (Авраам ибн Эзра, комментарий по Esth. VII. 4 [ред. Джоса Zedner, Лондон, 1850], и Иуда Хадасси, "Эшколь ха-Kofer" на стр. 86а, № 224). Аль-Ḳairuwani (LCP 170) упоминает еврейский историк по имени Ибн аль-Шамма. Саадия, который знал Kairwan хорошо, говорит в его "Сефер ха-Galui" из книги иврите, написанные ученых, живущих в Kairwan в свое время, о "апокрифических писаний" (если это правильное прочтение трудный переход), который должны были быть найдены между ними (см. А. Гаркави, "Zikkaron ла-Ришоним", против 209, Санкт-Петербург, 1891). К сожалению, в его стремление к краткости, Саадия не дал цитаты, так что больше ничего не известно об этой работе.
Талмудических исследований.
Изучение Талмуда и его вспомогательных литература была высоко развита учеными на Kairwan. Это было, вероятно, есть, что второй редакции Симеона Ḳayyara's "Halakot Gedolot" было организовано около 900 (см. "Zeit. Für др.-евр. Библ." VI. 99). Изгнаны exilarch "UKBA, которые искали убежища там, в 920 и оставался там до его смерти, должны, как Naṭronai b. Ḥabibai, внесли свой вклад в эти исследования (см. Лазарь, LCP 178). Евреи Kairwan принял его с большим honorand сделали его своим духовным главой (ср. "Ха-Manhig" на стр. 32а, § 58, с "Сефер Yuḥasin", 120б). Во время Sherira (930-1000), Ẓemaḥ b. Мар Бахлул был президентом семинарии (Гаркави, "Teshubot ха-Geonim", № 48). Несколько позже Иакова b. Nissim Ибн Шахин, автор комментария на арабском "Сефер Yeẓirah," оккупированных же позиции. Он переписывался с часто Sherira Гаон и с Хай Гаон. По просьбе Иакова, Sherira послал ему письмо, касающееся состава Мишна из Талмуда и то, как она была передана в талмудической учителей (см. Sherira, см. также интересный вопрос, адресованный учениками Иакова в Хай о чудотворной силе имя Бога, в "Ṭa'am Ẓeḳenim" на стр. 54; комп также Гаркави, "Teshubot ха-Geonim," 230 пп, 364)..
Прибытие Ḥushiel b. Елханан.
В конце десятого и в начале одиннадцатого века талмудических исследований в Kairwan получили важный стимул от прибытия туда Ḥushiel b. Елханан, который, вероятно, родился в Италии. Он не туда, как заключенный, как Авраам ибн Дауд состояний ("MJC" I. 68), но в качестве гостя своим друзьям в мусульманских землях, как показывают собственноручное письмо опубликовано Шехтера в "JQR" (Xi. 643). Он убедил остаться там со своими друзьями и (возможно, сразу после смерти Иакова В. Nissim's) был избран президентом академии. Ḥushiel левой двух учеников, его сын Хананела, и Ниссим (сын Якова Бен Nissim Ибн Шахин упоминалось выше), оба из которых стали президентами Академии после смерти своего учителя. Хананела, известный в качестве комментатора талмудической, вызвала интерес до сих пор пренебрегали Иерусалимского Талмуда. Nissim пишет "Mafteaḥ," методологической работы по Талмуду, а его потеряли "Сидур", вероятно, содержится информация о ритуал Kairwan. Единственное, что известно об этой службе в это время, что Nissim было почетное место рядом с ковчегом закона в синагогу, и что после Коэн и левит закончил читать еженедельные уроки, свитки закона были приняты к нему, хотя каждый никого не было необходимости идти в свитки (Zunz, "Ритус", стр. 54 и след.). В других местах ссылки сделаны для гражданских обычаев народа Kairwan (Гаркави, "Teshubot ха-Geonim," № 1).
Снижение в одиннадцатом веке.
Интересно отметить, в связи с обширным коммерческих отношений следствие на значение города как караван станция на пути из Испании в Багдад и Дамаск, что письма и полномочия задается купцы Kairwan их представителей бизнеса в отдаленных местах, пользовательских существующих "с древнейших времен", уполномоченным последним собирать деньги от своих должников (Гаркави, "Teshubot ха-Geonim", № 199). Стоит также упомянуть, что Самуил га-Nagid из Кордовы использовал свое влияние в интересах сообщества Kairwan ("седер ха-Дорот", изд. Варшава, I. 191). После смерти Хананела и Ниссим (1050) академии был пуст, и политические события следующего периода дезорганизованы сообщества и его духовной жизни (см. Авраам ибн Дауд в "MJC" Я 73). В 1045 году, под Zirite Аль-Mu'izz (1016-1062), всех инославных сект были жестоко преследовались, и евреев, а остальные, сильно пострадали. Пять лет спустя (1050) Kairwan был захвачен и разорен ордами бедуинов, под Хилал, из Верхнего Египта. Евреи были значительно ослаблены воровать с нуля, и, по сути, сообщества, в значительной степени, как представляется, были рассеяны. Устойчивый рост еврейского населения города Туниса в двенадцатом веке в основном объясняется иммиграцией из Kairwan.
Высылка или отречение.
Фанатичных Альмохадов, которых аль-Хасан, последний из Zirites, вызвали к нему на помощь в 1207 году, назначил Абу Мухаммед аль-Хафс начальником над провинции Тунис. Во время правления династии Ḥafṣite, которая началась в 1236, евреев kairwan пользуются короткую передышку. Однако, когда во время правления Абд-Аллах Мухаммед Абу аль-Mustansir Billah (1249-77), Сент-Луис из Франции провели крестовый поход против Туниса (1270), религиозный фанатизм князя и люди, уже интенсивно, был множество огне, и евреев Kairwan и Ḥamamat, двух святых городов, должны были либо покинуть страну или отказаться от своей веры, а некоторые предпочли последнего курса и номинально принял ислам. Сегодня Есть называются мусульманами в Kairwan которые закрывают свои магазины в субботу, чистая порога их дома в пятницу вечером, и соблюдать другие обычаи, которые по всей видимости, указывают на еврейское происхождение. С этого времени до завоевания Тунисе, Франции, евреев и христиан было запрещено ночевать в любом Kairwan или Ḥamamat, и только путем обеспечения специальное разрешение от губернатора они могли войти в них в течение дня. Старых еврейских надгробий еще существует там свидетельствуют о присутствии в Kairwan в свое время процветающей еврейской общины (Израиль Рахман, "Iyye ха-Ям", № 71, стр. 30, Ливорно, 1869). См. Тунисе.
Библиография:
- Berliner, Migdal Ḥananeel, pp. iv. et seq.;
- D. Cazès, Essai sur l'Histoire des Israélites de Tunisie, Paris, 1889;
- Grätz, Gesch. v. 236, 242, 289, 291; vi. 6, 9 et seq.;
- La Grande Encyclopédie, xxi. 379, xxxi. 476;
- Müller, Der Islam, i. 352, 419, 488; ii. 646, 657;
- Rapoport, Maḥberet he-'Aruk, Introduction, Presburg, 1844;
- там же, Toledot Rabbenu Ḥananeel, in Bikkure ha-'Ittim, xii. 12, 16;
- Steinschneider, in J. Q. R. xi. 608.G. M. Sc.
Источники
Visit of Naṭronai b. Ḥabibai.
It has been stated, with much probability, that Naṭronai b. Ḥabibai, defeated as a candidate for the exilarchate, and whom the Sherira letter (Neubauer, "M. J. C." i. 36) describes as having gone to the "West" (), went to Kairwan (Grätz, "Gesch." v. 175; F. Lazarus, in Brüll's "Jahrb." x. 176). There he is said to have written the entire Talmud from memory, and to have sent the congregations in Spain a copy. While Naṭronai b. Hilai was gaon of Sura (853-856), Nathan b. Ḥanina and Judah b. Judah b. Saul were judges in Kairwan (comp. "Sha'are Ẓedeḳ," p. 84a, No. 3; Zunz, "Ritus," p. 190), both of whom corresponded with Naṭronai (on the former, see the additions of Samuel ibn Jama' to the 'Aruk, s.v. [published by Dukes in "Orient, Lit." 1851, p. 358]; Solomon Buber in "Grätz Jubelschrift," p. 17, Hebr. part; on the latter, see S. D. Luzzatto, "Bet ha-Oẓar," i. 59b). In 880 the remarkable Eldad ben Mahli ha-Dani appeared in Kairwan, and attracted much attention not only by his accounts of his travels and by his new and unusual Hebrew expressions, but especially by the halakic innovations in his ritual. In response to the appeal of the perplexed Jews of Kairwan for enlightenment in regard to these changes, Ẓemaḥ ben Ḥayyim, gaon of Sura (882-887), merely assured them that they need not feel disquieted (see E. Epstein, "Eldad ha-Dani," pp. 4 et seq., 83 et seq., Presburg, 1891). It was probably in Kairwan that Eldad met the philologist Judah ibn Ḳuraish, who appears to have removed to Kairwan from his native city, Tahort.
Isaac Israeli.
In five exegetic citations from scholars of Kairwan contained in the old commentary on Chronicles mentioned above (R. Kirchheim, l.c. pp. 16, 18, 22, 27), Judah ibn Ḳuraish is named in close association with their authors. Isaac b. Solomon Israeli (832-932; according to others, 832-942), who was born in Egypt, also removed to Kairwan. In 904 he was court physician to the last Aghlabite in Kairwan, Ziyadat Allah, retaining that position under the first Fatimite ruler, 'Ubaid Allah al-Mahdi. From Kairwan, Israeli corresponded on scientific subjects with Saadia, before the latter was called as gaon to Babylonia in 928 (Commentary on the "Sefer Yeẓirah"; see "Orient, Lit." 1845, p. 563). A famous pupil of Israeli was the physician and philologist Dunash ibn Tamim, who was born at Kairwan about the beginning of the tenth century and lived there all his life. Like his teacher, he was physician in ordinary at the court of the Fatimites; he dedicated an astronomical work to one of them. Besides these physicians, philosophers, and philologists, there were, doubtless, others whose very names, like the titles of their books, are scarcely known (Abraham ibn Ezra, Commentary on Esth. vii. 4 [ed. Jos. Zedner, London, 1850], and Judah Hadassi, "Eshkol ha-Kofer," p. 86a, No. 224). Al-Ḳairuwani (l.c. p. 170) mentions a Jewish historian by the name of Ibn al-Shamma. Saadia, who knew Kairwan well, speaks in his "Sefer ha-Galui" of a Hebrew book, written by scholars living in Kairwan in his day, concerning the "apocryphal writings" (if this be the correct reading of the difficult passage) which were to be found among them (see A. Harkavy, "Zikkaron la-Rishonim," v. 209, St. Petersburg, 1891). Unfortunately, in his desire for brevity, Saadia gave no citations, so that nothing more is known concerning this work.
Talmudic Study.
The study of the Talmud and of its ancillary literature was highly developed by scholars at Kairwan. It was probably there that a second recension of Simeon Ḳayyara's "Halakot Gedolot" was arranged about 900 (see "Zeit. für Hebr. Bibl." vi. 99). The banished exilarch 'Uḳba, who sought refuge there in 920 and remained there until his death, must, like Naṭronai b. Ḥabibai, have contributed to these studies (see Lazarus, l.c. p. 178). The Jews of Kairwan received him with great honorand made him their spiritual head (comp. "Ha-Manhig," p. 32a, § 58, with the "Sefer Yuḥasin," 120b). During the time of Sherira (930-1000), Ẓemaḥ b. Mar Bahlul was president of the seminary there (Harkavy, "Teshubot ha-Geonim," No. 48). Somewhat later Jacob b. Nissim ibn Shahin, the author of an Arabic commentary on the "Sefer Yeẓirah," occupied the same position. He corresponded frequently with Sherira Gaon and with Hai Gaon. At Jacob's request, Sherira sent him a letter concerning the composition of the Mishnah of the Talmud and the way in which it was transmitted to the Talmudic teachers (See Sherira; see also the interesting question addressed by Jacob's pupils to Hai concerning the miraculous power of the name of God, in "Ṭa'am Ẓeḳenim," p. 54; comp. also Harkavy, "Teshubot ha-Geonim," Nos. 230, 364).
Arrival of Ḥushiel b. Elhanan.
At the end of the tenth and the beginning of the eleventh century Talmudic study in Kairwan received an important stimulus by the arrival there of Ḥushiel b. Elhanan, who probably was born in Italy. He did not go there as a prisoner, as Abraham ibn Daud states ("M. J. C." i. 68), but as a visitor to his friends in Mohammedan lands, as is shown by an autograph letter published by Schechter in "J. Q. R." (xi. 643). He was persuaded to remain there by his friends and (probably immediately after Jacob b. Nissim's death) was made president of the academy. Ḥushiel left two pupils, his son Hananeel, and Nissim (son of the Jacob ben Nissim ibn Shahin mentioned above), both of whom became presidents of the academy after the death of their teacher. Hananeel, famous as a Talmudic commentator, aroused interest in the hitherto neglected Jerusalem Talmud. Nissim wrote the "Mafteaḥ," a methodological work on the Talmud, while his lost "Siddur" probably contained information concerning the ritual of Kairwan. The only things known concerning this service at this time are that Nissim had a seat of honor beside the Ark of the Law in the synagogue, and that, after the Kohen and the Levite had finished reading the weekly lessons, the scrolls of the Law were taken to him, although every one else was required to go to the scrolls (Zunz, "Ritus," pp. 54 et seq.). In other places references are made to the civic customs of the people of Kairwan (Harkavy, "Teshubot ha-Geonim," No. 1).
Decline in the Eleventh Century.
It is interesting to note, in connection with the extensive commercial relations consequent upon the city's importance as a caravan station on the route from Spain to Bagdad and Damascus, that letters and credentials given by the merchants of Kairwan to their business representatives in distant places, a custom existing "from most ancient times," empowered the latter to collect money from their debtors (Harkavy, "Teshubot ha-Geonim," No. 199). It is also worthy of mention that Samuel ha-Nagid of Cordova used his influence in behalf of the community of Kairwan ("Seder ha-Dorot," ed. Warsaw, i. 191). After the death of Hananeel and Nissim (1050) the academy was deserted, and the political events of the following period disorganized the community and its intellectual life (see Abraham ibn Daud in "M. J. C." i 73). In 1045, under the Zirite Al-Mu'izz (1016-1062), all heterodox sects were severely persecuted, and the Jews, with the rest, suffered greatly. Five years later (1050) Kairwan was overrun and ravaged by hordes of Bedouins, under Hilal, from Upper Egypt. The Jews were much weakened by their depredations, and, in fact, the community, to a great extent, appears to have been dispersed. The steady increase in the Jewish population of the city of Tunis during the twelfth century was due largely to immigration from Kairwan.
Expulsion or Recantation.
The fanatical Almohads, whom Al-Ḥasan, the last of the Zirites, summoned to his aid in 1207, appointed Abu Muhammed al-Ḥafṣ governor over the province of Tunis. During the rule of the Ḥafṣite dynasty, which began in 1236, the Jews of kairwan enjoyed a short respite. When, however, during the reign of Abu 'Abd-Allah Muhammed al-Mustanṣir Billah (1249-77), St. Louis of France undertook a crusade against Tunis (1270), the religious fanaticism of prince and people, already intense, was set aflame, and the Jews of Kairwan and Ḥamamat, the two holy cities, were required either to leave or to abandon their faith; some preferred the latter course and nominally embraced Islam. To-day there are said to be Mohammedans in Kairwan who close their shops on Saturday, clean the thresholds of their houses on Friday evening, and observe other customs which appear to indicate a Jewish origin. From that time until the conquest of Tunis by France, Jews and Christians were forbidden to pass the night in either Kairwan or Ḥamamat; and only by securing a special permit from the governor could they enter them during the day. The old Jewish tombstones still in existence there bear witness to the presence in Kairwan at one time of a flourishing Jewish community (Israel Chasan, "Iyye ha-Yam," No. 71, p. 30, Leghorn, 1869). See Tunis.
Bibliography: Berliner, Migdal Ḥananeel, pp. iv. et seq.; D. Cazès, Essai sur l'Histoire des Israélites de Tunisie, Paris, 1889; Grätz, Gesch. v. 236, 242, 289, 291; vi. 6, 9 et seq.; La Grande Encyclopédie, xxi. 379, xxxi. 476; Müller, Der Islam, i. 352, 419, 488; ii. 646, 657; Rapoport, Maḥberet he-'Aruk, Introduction, Presburg, 1844; idem, Toledot Rabbenu Ḥananeel, in Bikkure ha-'Ittim, xii. 12, 16; Steinschneider, in J. Q. R. xi. 608.G. M. Sc. Примечания