Сатана
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Версия 20:46, 1 декабря 2009
- У этого термина существуют и другие значения, см. Сатана (значения) и Дьявол (значения)
- Сатана́ — от ивр. שָׂטָן, сатан — «противник», «обвинитель». В ряде книг Ветхого Завета Сатаной называется ангел, испытывающий веру праведника (см. Иов.1:6—12). В Евангелиях указывается, что Сатана пал с неба (Лк.10:18). Апостол Павел утверждает, что Сатана способен преображаться (transfigurat) в ангела света (in angelum lucis) (2Кор.11:14). В Апокалипсисе Сатана выступает как Дракон и Дьявол — предводитель темных ангелов в битве с архангелом Михаилом (Откр.12:7—9; 20:2,3, 7—9).
- Люцифер, Луцифер (лат. Lucifer, слав. Денница) — «светоносец», «сын зари», «несущий свет» (см. Ис.14:12).
- Дьявол (от греч. διαβολος) — лукавый, клеветник. В Новом Завете выступает как «князь мира сего». (Иоан.12:31).
- Веельзевул (ивр. בעל זבוב, Вельзевул, Баальзвув, Баал-Зебуб — «Повелитель мух») — имя одного из ханаанейских божеств, упоминающегося в Ветхом Завете. В период написания Нового Завета было одним из принятых имен Сатаны в иудаизме (Матф.10:25; Матф.12:24).
Содержание |
Библейская концепция Сатаны
Образ Сатаны в Библии
Библейские тексты довольно четко обрисовывают образ Сатаны. В начале Библии, в книге Бытия, Дьявол появляется в образе змея, обольщающего первых людей.[2]
Также Библия приводит описание Левиафана, часто отождествляемого с Сатаной.[3] Здесь он — огромное морское существо или летающий дракон.[4]
В Апокалипсисе Сатана описывается, как «большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем» [5]
В Ветхом Завете
В своём первоначальном значении «Сатана» — имя нарицательное, обозначающее того, кто препятствует и мешает. В Библии это слово относится к людям (1Цар.29:4, 2Цар.19:22; 3Цар.5:18; 11:14, 23, 25). Исключение, вероятно, составляет 1Пар.21:1.
В качестве имени определённого ангела Сатана впервые появляется в книге пророка Захарии (Зах.3:1), где Сатана выступает обвинителем на небесном суде.
В книге Иова Сатана подвергает сомнению праведность Иова и предлагает Господу испытать его. Сатана явно подчинен Богу, и является одним из Его слуг (бней Ха-Элохим — «сынов Божьих», в древнегреческой версии — ангелов) (Иов.1:6) и не может действовать без Его позволения. Он может предводительствовать народами и низводить огонь на Землю (Иов.1:15-17), а также влиять на атмосферные явления (Иов.1:18), насылать болезни (Иов.2:7). Тем не менее, Сатана нигде не выступает соперником Бога.
В Новом Завете
В апокрифах и апокалиптической литературе Сатана не играет важной роли; там, где он упоминается, он почти не наделён личными свойствами, а просто представляет силы зла и противления Христу.
- В Евангелии Сатана говорит о себе «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лк.4:6).
Но в другой главе Нового Завета о Сатане говорится нечто другое, Евангелии Иоанна 8:44 — «Ваш отец Диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». Значит, когда Сатана что то говорит — он лжет, потому что: власть, слава, царства — все это на самом деле принадлежит Богу и Он, кому захочет, тому и даст или отнимет.
- Апостол Иоанн о падении Сатаны говорит, что его низвергнет на Землю архангел Михаил после того как Сатана попытается съесть младенца, который должен стать пастырем народов (Откр.12:4—9). Вслед за ним последует часть ангелов, называющихся в Библии «нечистыми духами» или «ангелами Сатаны».
- Апостол Павел указывает место обитания Сатаны: он «князь, господствующий в воздухе» (Еф.2:2), его слуги — «мироправители тьмы века сего», «духи злобы поднебесные» (Еф.6:12).
- «Ваш отец - диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи.» (Ин.8:44).
- Библия также говорит, что в Судный день Дьявол («змий древний») будет низвергнут в бездну на тысячу лет ангелом, владеющим ключом от бездны (Откр.20:2—3). После второй битвы Сатана навечно будет ввержен в «озеро огненное и серное» (Откр.20:7—10).
Имена Сатаны в Библии
Сатана имеет в Библии следующие имена:
- Аваддон, Аполлион и Ангел Бездны (Отк.9:11)
- Большой Красный Дракон (Отк.12:3)
- Веельзевул (Мат.12:24)
- Велиар (2Кор.6:15)
- Великий Дракон (Отк.12:9)
- Диавол (Лук.8:12; 1Пет.5:8)
- Дракон (Отк.20:2)
- Древний змий (Отк.12:9; Отк.20:2)
- Жестокий ангел (Прит.17:11)
- Злой ангел (Пс.77:49)
- Злой дух от Бога (1Цар.16:14, 16:23; 1Цар.18:10; 1Цар.19:9)
- Искуситель (Мат.4:3; 1Фес.3:5)
- Князь бесовской (Мат.12:24)
- Князь Мира Сего (Иоан.12:31; Иоан.14:30; Иоан.16:11)
- Лживый дух (3Цар.22:22)
- Лукавый (Мат.13:19)
- Отец лжи (Иоан.8:55).
В иудаизме
Согласно представлениям иудаизма, Сатана не является силой, равной Богу. Творец позволяет Сатане действовать в мире с тем, чтобы у человека был выбор между добром и злом.
В литературе таннаев Сатана упоминается нечасто, и почти всюду он выступает лишь как безличная сила зла. В период амораев Сатана, однако, стал играть более заметную роль в Талмуде и Мидраше. Он часто именуется Самаэль, но далее в том же тексте встречается и имя Сатан. Сатана отождествляется с иецер ха-ра (дурными наклонностями) и с ангелом смерти[6], но часто наделяется собственной индивидуальностью.
В христианстве
- Большинство христианских исследователей Библии относят пророчество Иезекииля о царе Тира (Иез.28:12-19) к Сатане. Согласно этой трактовке, Сатана был сотворён ангелом в чине херувима; он был «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты» и обитал в Эдеме среди «огнистых камней», но возгордившись (Иез.28:17) и пожелавши быть равным Богу (Ис.14:13-14), был низвержен на землю. Пророк Исаия называет первоначальное имя Сатаны — Денница (Люцифер) (Ис.14:12), переводимое как «Светоносный».
Возможно, что Исаия говорит не о Люцифере, а о царе Вавилонском. Однако большинство христианских исследователей придерживаются мнения о том, что Люцифер и есть «царь Вавилонский», ссылаясь на то, что город зла в Откровении Иоанна Богослова называется «Вавилоном». Следует принять, однако, во внимание, что Откровение Иоанна было написано много столетий спустя после Исаии.
В христианской традиции, Люцифер после падения стал «князем тьмы», отцом лжи, человекоубийцей (Ин.8:44) — предводителем мятежа против Бога.
Христианство считает грехом и безумием любое обращение к диаволу в колдовстве, гаданиях и других суевериях. Церковный тропарь христианским мученикам подчёркивает немощь дерзостей демонов [7],[8].
Христианин должен презирать сатану: «дунь и плюнь на него» — обязательное действие, совершаемое во время православного крещения.
В исламе
В сатанизме
Сатана́ (ивр. שָׂטָן противник, обвинитель) — термин, ведущий своё происхождение из Библии, где относится к ангелу, в исламе — Иблису.
Храм Черного Света (Temple of Black Light) видит Сатану, как восстановителя полной и первородной формы Хаоса и супруга Лилит, одного из 11 высших демонов.[9]
В сатанизме ЛаВея библейский Сатана расценивается как аллегория, которая выражает отсутствие веры, индивидуализм, добрую волю, мудрость и просвещение.
Некоторые другие сатанисты воспринимают Сатану как архетип и эгрегор, а также как природную силу, изменяющую мир.
Сатанинские символы
Сатанинская символика и эстетика начали формироваться в глубокой древности. К собственно сатанизму они были отнесены позднее.
Наиболее распространенные символы сатанизма:
- Перевернутый крест.[10]
- Пентаграмма Сатаны (два луча направлены вверх).[10]
- Печать Бафомета
- Три шестерки (666).[10]
- Рога козла.[10]
- Козёл.[10]
Прямая пентаграмма в древнее время считалась символом совершенства[11].
Изображение перевернутой пентаграммы (с двумя «восходящими лучами») стало считаться сатанинским в XIX веке после книги Элифаса Леви.
Шабаш — ведьмовские собрания с поклонением верховному богу с козлиной головой (Сатане) и групповыми сексуальными ритуалами.[12]
История возникновения подобных собраний теряется в глубинах веков. Чрезвычайно сходные ритуалы существовали в Древней Греции и Риме[13], включая поклонение одному из богов — Пану, сыну Гермеса, также имеющему козлиную голову и ноги, а также рога.[14] Для христиан Пан является одним из демонов.
Рога, современный атрибут Сатаны, изначально воспринимались как символ божественности и плодородия [15]. При этом существовали козлорогие и бараноголовые боги (египетский бараноголовый бог Хнум и греческий бог Пан с козлиной), а также богиня Хатхор с рогами коровы.
С кризисом католической церкви многое, что перед этим трактовалось как негативное, стало восприниматься как позитивное. Романтизм принес элементы очарованности злом[16], при этом некоторые сатанисты ЛаВея воспринимают Сатану как символ земной жизни и протеста против «лицемерия общественной морали».[17]
Взаимоотношения с Сатаной
Современные сатанисты различаются в восприятии Сатаны.
Валентин Скавр в «Книге Десяти Воззваний» (лат. Codex Decium) [18] пишет про Сатану:
Безбрежная Сила Мрака, Всемогущий Родитель Хаоса, Ты наше неизмеримое Первоначало, породившее дьявольский и хищнический источник наших душ.
Храм Черного Света (Temple of Black Light) видит Сатану, как восстановителя полной и первородной формы Хаоса и супруга Лилит, одного из 11 высших демонов.[9]
Храм Черного Света (Temple of Black Light, TOTBL) называет Сатану высшим Дьяволом, целью которого является уничтожение текущей формы мироздания и окончание всех эонов времени.
Когда откроются глаза Танинивера, Сатана и Танинсам Лилит соединятся, и одиннадцать углов также будут едины, потому что имя Азерате открывает макрокосмические порталы в тёмные измерения хаоса. Это будет началом антикосмического вторжения и тотального уничтожения космического порядка на всех духовных и материальных планах. Когда открываются глаза дракона, тот, чьи глаза открыты, превращается в физическое воплощение сильнейшего потомка Сатаны и Лилит, который пробуждённым чёрным огнём хаоса ввергает космос в пожар. Либер Азерате (Liber Azerate) [9]
Сатана, как и Лилит, не имеет формы:
Первые три силы предстоят Сатане — это хаос, пустота и тьма. Сам Сатана состоит из этих трёх сил, и сам он — совершенно бесформенный, без какого-то подобия формы тела. Таким образом, он не может своей рукой влиять на события на космическом плане.[9]
Для сатанизма Майкла Форда (автора книг «Люциферианское ведьмовство» («Luciferian Witchcraf») и «Книга HVHI» («Liber HVHI») характерно восприятие Сатаны, как высшего Противника, освобождающего человека и дарующего ему инициацию и магические способности, а также точное отождествление Сатаны и зороастрийского Дьявола Аримана [19].
Для членов Церкви Сатаны (Church of Satan) и последователей Антона Шандора ЛаВея. Сатана — символ земной жизни и протеста против «лицемерия общественной морали».[17]
Сатана — это символ, ничего более. Сатана символизирует нашу любовь ко всему земному и отрицание бледного бесплодного образа Христа на кресте. (Антон ЛаВей)
В «Сатанинской библии» («The Satanic Bible») Антона Шандора ЛаВея Сатана является «духом прогресса, вдохновителем всех великих движений, причастным к развитию цивилизации и прогрессу человечества. Он — дух восстания, ведущего к свободе, воплощение всех освобождающих ересей».[20]
Сатана в искусстве
Образ Сатаны
Средневековые описания образа Сатаны чрезвычайно детальны, наделяя его исполинскими размерами, смешением антропоморфных и животных черт и т. д. Пасть Сатаны часто отождествлялась с входом в ад, так что войти в ад означало быть сожранным им.
В иконописи существует композиция «Падение денницы», основанная на 14-й главе книги пророка Исаии. В этой композиции показаны ангелы в различных стадиях преображения в демонов и собственно Люцифер (Денница), в данном случае естественно отождествляемый с Сатаной. [21]
В «Божественной комедии» Данте («Ад», XXXIV) Сатана — гигантских размеров падший ангел с ужасающей внешностью: у него шесть крыльев летучей мыши и три лица, красное, бело-желтое и «как у пришедших с водопадов Нила» (комментарии в конце книги обозначают цвет, как цвет кожи эфиопа). Его зубы терзают Иуду Искариота — предателя Христа, и Брута с Кассием — убийц Гая Юлия Цезаря, знаменитого римского правителя, выдающегося полководца и писателя.[22][23]
Напротив, Дж. Мильтон в «Потерянном рае» придаёт образу Сатаны мрачное величие, делающее его пригодным для роли эпического героя.
Отрывок из речи Сатаны в «Потерянном рае»[24]:
….А я пущусь в полет, за берега
Бесформенного мрака, чтобы всех
Освободить. Попытку предприму
Один; опасный этот шаг никто
Со мною не разделит!" Кончив речь,
Монарх поднялся, наложив запрет на возраженья….
Мильтон в «Потерянном рае» также описывает Хаос как третью силу, не связанную с восставшими ангелами и дружественную Сатане. Сатана также обращается к Ночи, как к «Несозданной».[24]
В этом же направлении идёт трагическая поэма нидерландского поэта Йоста ван ден Вондела «Люцифер», герой которой умеет быть импозантным в своем тщеславии и рассуждает о необходимости исправить ошибку Ягве на пользу самому Ягве.
В поэме Байрона «Каин» главный герой, Каин, является единомышленником и соратником Люцифера-Сатаны в битве против творца мира. Люцифер здесь положительный герой, благосклонный к человеку, поскольку его бунт и бунт людей сродни друг другу.
Люцифер ведет Каина по «безднам пространства». Каин следует за ним, чтоб уйти от ужаса земной жизни и там познать средство для преодоления этого ужаса. Но оказывается, что весь его земной опыт — «блаженнейший эдем» во всей его невинности в сравнении с тем, что ему в «безднах пространства» предстоит скоро постичь. Истина есть знание зла, и потому счастье со знанием несовместимо. Перед человеком выбор: или верить и спастись или сомневаться и погибнуть. Верить Каину больше не дано, он сомневается и познает. [25]
Только после романтизма (Дж. Байрон, М. Ю. Лермонтов и др.), в струе либерализма и антиклерикализма, образ Сатаны как вольнолюбивого мятежника может стать однозначно положительным героем, обретая черты древнегреческого божества: «К Сатане» Карддучи, «Люцифер» Марио Раписарди, «Литания Сатане» Ш. Бодлера.
Для А. Франса, как наследника этой традиции, уже аксиоматично что Сатана — идеал, и он играет этой аксиомой в «Восстании ангелов», доказывая, что Бога следует уничтожать в себе, «ибо мы не понимали, что победа — дух и, что в нас, и только в нас самих, должны мы побороть и уничтожить Иалдаваофа».
Булгаков в «Мастере и Маргарите» изображает Дьявола свидетелем евангельских событий, излагающим их как «Евангелие от себя», при этом Иисус («Иешуа») выступает как нищий философ-мечтатель, лишённый божественной глубины. Характерно, что поведение свиты Воланда (страх креста, петушиного крика и т. д.) выдаёт лукавый характер дьявольского повествования — таким образом, Булгаков пародирует представления«Исторической школы» в библеистике. Воланд — ироничный критик современной Булгакову реальности, окруженный свитой демонов и насмехающийся над человечеством. Балу у Сатаны также посвящен немалый отрывок романа.[26]
Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг. Азазелло, расставшись со своим современным нарядом, то есть пиджаком, котелком, лакированными туфлями, одетый, как и Воланд, в черное, неподвижно стоял невдалеке от своего повелителя, так же как и он не спуская глаз с города.
Воланд заговорил:
— Какой интересный город, не правда ли?
Азазелло шевельнулся и ответил почтительно:
— Мессир, мне больше нравится Рим!
— Да, это дело вкуса, — ответил Воланд.
В современном искусстве
Многие металлические группы прибегают к символике сатанизма и имени Сатаны, а также других демонов.
Известны группы, включающие сатанистов или состоящие только из них, в частности, Dissection [27]:
So, therefore I only wanted Satanists in the band and consequently the old members were out of the question. And having set up this goal, I didn’t make things easy for me.
Перевод:
Таким образом, я желал видеть только сатанистов в своей группе и следовательно старые участники не могли присоединиться к нам. Поставив перед собой такую цель, я отнюдь не облегчил себе жизнь.
При этом изображение Сатаны, идеи и образы, символика сатанизма в настоящее время активно используются при продвижении некоторых музыкальных групп — прежде всего, с целью привлечения внимания к себе (эпатаж).
У группы Bloodrain в альбоме Ultimatum есть песня «Под звездой Люцифера». В песне упоминаются Сатана и Люцифер:
….Гордо смотрю я на черное небо - Свою жизнь посвятил я Тебе, Сатана.
Аналоги Сатаны в литературе
- У Даниила Андреева — Гагтунгр, Люцифер и в некоторой степени Уицраор.
- У Булгакова — Воланд и вся его свита.
- Мефистофель — дьявол у Гёте («Фауст»), Ф. М. Достоевского («Братья Карамазовы») и Т. Манна («Доктор Фаустус»).
- У Генриха Гейне — Гаррис, нотариус («Флорентийские ночи»).
- Мистер Трёч — в повести Джеймса Крюса «Тим Талер, или проданый смех».
В фэнтези
В фэнтези разных авторов появляются персонажи, по статусу аналогичные Сатане, то есть олицетворяющие и/или возглавляющие злые силы. Примеры:
- У Роберта Джордана Тёмный является абсолютным злом, повелевает огромной армией троллоков, мурдраалов, приспешниками Тёмного, Тёмными Айями и Отрёкшимися.
- В произведении Г. Л. Олди «Пасынки восьмой заповеди» — Великий Здрайца. Обладая инфернальными качествами и способностью скупать души, тем не менее, не является владыкой злых сил: «Многие зовут меня Князем Тьмы. Я не князь. Я — крепостной Тьмы».
- В серии «Меч истины» Терри Гудкайнда — Владетель, он же Безымянный, является аналогом Сатаны
- В произведении Дж. Р. Р. Толкиена «Сильмариллион» Мелькор является воплощением зла и темных замыслов, изначально будучи одним из Валар, детей Эру (Бога).
В фантастике
- Во вселенной Warhammer 40000 — Кхорн, Слаанеш, Нургл, Тзинч.
- В сатирическом мультсериале Южный Парк Сатана — добрый, мягкий, любящий и умеющий сострадать гомосексуалист.
Примечания
- ↑ Библейская энциклопедия. — 3-е изд. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. — 768 с.: ил. — (Библиотека энциклопедических словарей).[1]
- ↑ Российский гуманитарный энциклопедический словарь, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002, Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2002 [2]
- ↑ Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия/ Авт.-сост. д-р ист. наук, проф. В. Э. Багдасарян, д-р ист. наук, проф. И. Б. Орлов, д-р ист. наук В. Л. Телицын; под общ. ред. В. Л. Телицына. — 2-е изд. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. — 494, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил. , статья «Левиафан» [3]
- ↑ Малый академический словарь, статья «Левиафан»
- ↑ Библия, Откровение Святого Иоанна Богослова (Апокалипсис) .
- ↑ Талмуд, Баба Батра 16а
- ↑ http://www.liturgy.ru/nav/trop/trop18.php
- ↑ http://p-blagovest.narod.ru/Reading/Nikon-Belyaev-15.htm
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 Liber Azerate, Temple of Black Light (TOTBL , Храм Черного Света), офиц. перевод E.T. [4]
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 Ричард Кавендиш. Черная магия (THE BLACK ARTS), изд. Терра.
- ↑ Толковый словарь Ушакова.
- ↑ Шабаш ведьм, Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.
- ↑ Вячеслав Иванов, Дионис и прадионисийство
- ↑ Исторический словарь, http://dic.academic.ru/dic.nsf/hist_dic/12706
- ↑ Египетская мифология, энциклопедия. М.: ЭКСМО, 2002.
- ↑ Метаморфозы образа Сатаны в творчестве английских романтиков
- ↑ 17,0 17,1 «Anton LaVey: America’s Satanic Master of Devils, Magic, Music and Madness» // The Washington Post Magazine. — February 23, 1986(англ.)
- ↑ Книге Десяти Воззваний (Codex Decium), на англ. и лат. языках опубликовано в издании «A.M.S.G.», V.Scavr, русская публикация[5]
- ↑ Luciferian Witchcraft, Форд М, Succubus Publishing, MMV
- ↑ Сатанинская библия, Антон Шандор ЛаВей
- ↑ Ерминия Дионисия Фурноаграфиота
- ↑ Данте Алигьери, Божественная Комедия, Ад, XXXIV, в переводе М.Лозинского, Издательство «Правда», М.: 1982 [6]
- ↑ Большая советская энциклопедия, статья «Цезарь»
- ↑ 24,0 24,1 Мильтон, Потерянный Рай, перевод Аркадия Штейнберга
- ↑ Литературная энциклопедия, статья «Каин»
- ↑ Булгаков, Мастер и Маргарита.
- ↑ Блог группы Dissection, Final Interview with Jon Nödtveid, http://blogs.myspace.com/index.cfm?fuseaction=blog.view&friendId=5881056&blogId=123933879]
Литература
- Аверинцев С. Сатана // Мифы народов мира. Т. 2, М., 1992, с. 412—414
- Sholem G., Gut und Bose in der Kabbala, «Eranos-Jahrbuch 1961», Z., 1962, S. 29-62;
- Krivoshein B., The angels of light and the powers of darkness, L., 1954;
- Werblowsky R.J.Z. Lusefer and Prometheus. A study of Milton’s Satan, L., 1952.
- Мария Корелли. Скорбь Сатаны (Ад для Джеффри Темпеста)
- М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
См. также
- Шайтан
- Чёрт
Ссылки
Сатана на Викискладе? |
- Статья «Сатана» в Электронной еврейской энциклопедии
- Р. Хазарзар «Сатана» в Библии(PDF). Сколько раз слово «Сатана» встречается в Библии?
- Статья «Дьявол» на сайте «Мифы народов мира. Энциклопедия.»
- Сатана в Ветхом Заветеar:الشيطان في اليهودية
bg:Сатана ca:Satan cs:Satan cu:Сотона́ da:Sataneo:Satanoet:Saatan fa:شیطان fi:Saatanafur:Satane gl:Demoniohi:शैतान hr:Sotona hu:Sátán id:Setanja:サタン ka:ეშმაკი ko:사탄 la:Satanas lt:Šėtonas ms:Syaitan nl:Satan nn:Satan no:Satan pl:Szatan pt:Satanás qu:Satanas ro:Satansk:Satan sv:Satan szl:Šatan ta:சாத்தான் th:ซาตาน tr:Şeytanzh:撒旦