Евсекция

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Замена текста — «Категория:Евреи в России/СССР/СНГ» на «Категория:Персоналии России/СССР/СНГ»)
Likhtikman (Обсуждение | вклад)
Строка 19: Строка 19:
-
'''ЕвСекция''', '''[[Еврей]]ская секция [[Коммунистическая партия Советского Союза|Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)]]''', а также при Коммунистической партии Украины и Белоруссии — название еврейских коммунистических секций РКП(б), созданных в советское время наряду с другими национальными секциями. Главной задачей таких национальных секций являлось распространение коммунистической идеологии в среде национальных меньшинств на их родном языке и вовлечение их в «строительство социалистического общества».<ref name=kee>{{ЭЕЭ|11538|Евсекция}}</ref>
+
'''ЕвСекция''', '''[[Еврей]]ская секция [[Коммунистическая партия Советского Союза|Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)]]''', а также при Коммунистической партии Украины и Белоруссии — название еврейских коммунистических секций РКП(б), созданных в советское время наряду с другими национальными секциями. Главными задачами таких национальных секций являлись борьба с традиционным образом жизни, распространение коммунистической идеологии в среде национальных меньшинств на их родном языке и вовлечение их в «строительство социалистического общества».<ref name=kee>{{ЭЕЭ|11538|Евсекция}}</ref>
== История создания ==
== История создания ==
-
Первая Евсекция была организована в июле 1918 г. в [[Орёл (город)|Орле]], вторая — в [[Витебск]]е, а затем еще в 11 городах с еврейским населением. Созданная для подавления проявлений религиозности и «буржуазного национализма» в еврейской среде и стремившаяся заменить еврейскую культуру традиционного еврейского местечка ([[идишкайт]]) «[[Пролетарская культура|пролетарской культурой]]». Евсекции внедряли идеи [[Диктатура пролетариата|Диктатуры пролетариата]] в среде еврейского рабочего класса. Первая конференция Евсекций прошла в октябре [[1918]] в [[Москва|Москве]].
+
Первая Евсекция была организована в июле 1918 г. в [[Орёл (город)|Орле]], вторая — в [[Витебск]]е, а затем еще в 11 городах, в которых евреи составляли значительную долю населения. Созданная для подавления проявлений религиозности и «буржуазного национализма» в еврейской среде и стремившаяся заменить еврейскую культуру традиционного еврейского местечка ([[идишкайт]]) «[[Пролетарская культура|пролетарской культурой]]». Евсекции внедряли идеи [[Диктатура пролетариата|Диктатуры пролетариата]] в среде еврейского рабочего класса. Первая конференция Евсекций прошла в октябре [[1918]] в [[Москва|Москве]].
 +
 
 +
На конференции присутствовало 64 делегата (из них 33 беспартийных, главным образом еврейские учителя и работники культуры). Коммунисты создали свою фракцию, избравшую Центральное бюро Евсекции (главным образом из членов Центрального еврейского комиссариата) в составе Ш. Диманштейна (председатель), Ю. Шимелиовича (1890–1919), М. Альского, Ш. Агурского (1884–1947) и А. Криницкого-Бампи (1896–1971). Заседания конференции велись на идиш и русском языке. Некоторые делегаты высказывались за предоставление Евсекции большей самостоятельности.
 +
 
 +
 
== Персоналии ==
== Персоналии ==
Строка 39: Строка 43:
== Газета Дер Эмес ==
== Газета Дер Эмес ==
Центральный орган Евсекций — газета «[[Дер Эмес]]» (на [[идиш]]е). Выходила с 1918 до января 1948.
Центральный орган Евсекций — газета «[[Дер Эмес]]» (на [[идиш]]е). Выходила с 1918 до января 1948.
-
Главный редактор газеты (1921—1937) [http://www.eleven.co.il/article/12475 Мойше Литваков] (Моисей Ильич) (1875 (1880) — 1937 (39)). Редакция Редактора [http://www.eleven.co.il/article/14661 А. Чемерисский] (1880—1942), А. Мережин (1880—1937), [http://www.eleven.co.il/article/15101 Ш. Эпштейн] (1881—1945).
+
Главный редактор газеты (1921—1937) [http://www.eleven.co.il/article/12475 Мойше Литваков] (Моисей Ильич) (1875 (1880) — 1937 (39)). Редактора: [http://www.eleven.co.il/article/14661 А. Чемерисский] (1880—1942), А. Мережин (1880—1937), [http://www.eleven.co.il/article/15101 Ш. Эпштейн] (1881—1945).
== Идеология ==
== Идеология ==
-
Многие евреи-революционеры стремились, придя к власти, ликвидировать национально-культурные предпосылки «[[Еврейский вопрос|Еврейского вопроса]]», который остро стоял в российском обществе, путём культурной интеграции еврейства в общество на «пролетарско-революционной» платформе. По мнению проф. Юрия Слезкина<ref>[http://www.jew.spb.ru/ami/A361/A361-071.html Еврейское столетие]</ref>, одновременно с русской революцией происходила еврейская — за изменение общественного порядка в еврейской среде.
+
Главную свою задачу члены Евсекции видели в «коммунистическом воспитании еврейских масс» и выступали на местах инициаторами ликвидации общинных институций, агитировали за закрытие синагог, шельмовали раввинов, резников (см. Шохет в Словаре терминов) и т. д. как «служителей культа». Сосредоточив в своих руках почти полностью печать на идиш (газеты, журналы, издательства), они закрыли путь изданию книг на иврите, который по их наущению был объявлен «реакционным языком». В 1920-х гг. были ликвидированы или поставлены под надзор Евсекции последние остатки некоммунистических еврейских политических обществ и культурных организаций (Хе-Халуц, театр «Хабима», левые По‘алей Цион, ОРТ). Под контролем Евсекции оказались школы на идиш, кафедры и институты «еврейской пролетарской культуры», еврейские культурные учреждения, объединения писателей и т. д. Борьба Евсекции за создание советской еврейской культуры и внедрение коммунистической идеологии сопровождалась нигилистическим отношением к прошлому еврейского народа, негативной оценкой деятельности «мелкобуржуазных и антисоветских» еврейских левых партий, особенно сионистского движения, с которым Евсекция вела яростную борьбу.  
-
 
+
-
Многие евреи-коммунисты были настроены против традиционной еврейской местечковой культуры ([[идишкайт]]). Как и остальные революционеры-марксисты того времени, они были [[атеизм|атеистами]], сторонниками кардинальных изменений в обществе и верили в пролетарский [[интернационализм]].<ref>«Как только обществу удастся упразднить эмпирическую сущность еврейства, торгашество и его предпосылки, еврей станет невозможным, ибо его сознание не будет иметь больше объекта, <…> ибо конфликт между индивидуально-чувственным бытием человека и его родовым бытием будет упразднён. Общественная эмансипация еврея есть эмансипация общества от еврейства.» — [[Карл Маркс]]. [http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/Marx_EvrVopr.php К еврейскому вопросу.] [[1843 год]]</ref>
+
-
Хотя многие из членов евсекции отрицали еврейский [[национализм]] или [[сепаратизм]] в политике, они, однако, вовсе не стремились к [[Ассимиляция (социология)|ассимиляции]] еврейской культуры.
+
== Создание еврейской пролетарской культуры ==
== Создание еврейской пролетарской культуры ==
Строка 57: Строка 58:
В ряде областей Украины велось судопроизводство на идише. Был создан [[Еврейский пролетарский театр в Москве]], а также сеть театров на идише в Киеве, Одессе и др. городах.
В ряде областей Украины велось судопроизводство на идише. Был создан [[Еврейский пролетарский театр в Москве]], а также сеть театров на идише в Киеве, Одессе и др. городах.
-
В университетах Москвы, Киева, Харькова, Минска и др. городов открыты еврейские кафедры и кабинеты, созданы научно-исследовательские институты для изучения еврейского фольклора, языка и лингвистики.
+
В университетах Москвы, Киева, Харькова, Минска и др. городов открыты еврейские кафедры и кабинеты, были созданы научно-исследовательские институты для изучения еврейского фольклора, языка и лингвистики.
-
При содействии Евсекции были созданы еврейские секции при Союзах писателей России, Украины и Белоруссии и в Средней Азии.
+
При содействии Евсекции были созданы еврейские секции при Союзах писателей России, Украины и Белоруссии и в Средней Азии. Евсекция занималась созданием еврейских коллективных хозяйств и пыталась решать проблемы беднейших слоев еврейского населения.
-
 
+
-
Евсекция занималась созданием еврейских коллективных хозяйств и решением проблем деклассированного еврейского населения.
+
{{начало цитаты}}Если еврей удовлетворяет свои культурные надобности по-еврейски, читает еврейские газеты, еврейские книги, ходит на еврейские лекции, если еврейский учитель обсуждает еврейские и мировые проблемы на еврейском языке, слушают радио по-еврейски, посылают своих детей в современные светские еврейские школы, то они, несомненно, евреи и принадлежат к еврейскому народу{{конец цитаты|источник=[http://www.eleven.co.il/article/11571 Хаим Житловский]}}
{{начало цитаты}}Если еврей удовлетворяет свои культурные надобности по-еврейски, читает еврейские газеты, еврейские книги, ходит на еврейские лекции, если еврейский учитель обсуждает еврейские и мировые проблемы на еврейском языке, слушают радио по-еврейски, посылают своих детей в современные светские еврейские школы, то они, несомненно, евреи и принадлежат к еврейскому народу{{конец цитаты|источник=[http://www.eleven.co.il/article/11571 Хаим Житловский]}}
-
С изменениями в еврейском обществе, появились новые слова и понятия: ''шабесник'', ''пейсаховник'', ''йомкиперник''. Так теперь назывались еврейские выходные дни, связанные с наиболее священными для религиозных евреев днями: [[Шаббат]]ом, [[Песах]]ом и [[Йом-Кипур]]ом. Эти понятия хорошо передавали воинствующий атеизм новой еврейской жизни.
+
В обиход вошли новые слова и понятия: ''шабесник'', ''пейсаховник'', ''йомкиперник''. Так называли дни принудительного труда в священные для евреев дни: [[Шаббат]]ом, праздник [[Песах]]ом и [[Йом-Кипур]]ом. Эти понятия хорошо передавали воинствующий атеизм новой еврейской жизни. Искусственно создавались новые обряды, такие как «ройтер брис» (красное [[обрезание]]), куда евреи приглашали и своих нееврейских товарищей.<ref name="lebed.com"/>
-
 
+
-
«Программа социалистического преобразования советского еврейства» Центрального Бюро Еврейской Секции Коммунистической партии большевиков, написанное в 1926 году бывшей видной деятельницей [[Бунд]]а Малкой Фрумкин (известной в революционных кругах как товарищ Эсфирь), мало отличалась от современных сионистских проектов.<ref name="lebed.com">http://www.lebed.com/2005/art4398.htm</ref>
+
-
 
+
-
Сами евреи активно превращали синагоги в клубы, библиотеки, магазины, кинотеатры, спортзалы. Молодые коммунисты, как и молодые [[киббуц]]ники или бундисты писали свои пасхальные предания [[Агада|Агадот]], создавали новые обряды, как «ройтер брис» (красное [[обрезание]]), куда приглашали и своих нееврейских товарищей.<ref name="lebed.com"/>
+
После закрытия Евсекции культурная деятельность на идише в СССР была постепенно свернута.
После закрытия Евсекции культурная деятельность на идише в СССР была постепенно свернута.
-
== Борьба с идеологическими противниками ==
 
-
[[Ленин]] в статье «[http://libelli.ru/works/24-2.htm  Критические заметки по национальному вопросу]» (1913) писал:
 
-
{{Цитата|Еврейская национальная культура — лозунг раввинов и буржуа, лозунг наших врагов <...> Кто прямо или косвенно ставит лозунг еврейской «национальной культуры», тот (каковы бы ни были его благие намерения) — враг пролетариата, сторонник старого и кастового в еврействе, пособник раввинов и буржуа. Наоборот, те евреи-марксисты, которые сли­ваются в интернациональные марксистские организа­ции с русскими, литовскими, украинскими и пр. ра­бочими, внося свою лепту (и по-русски и по-еврейски) в создание интернациональной культуры рабочего дви­жения, те евреи — вопреки сепаратизму Бунда — продолжают лучшие традиции еврейства, борясь против лозунга «национальной культуры».<ref>Полное собрание сочинений, т. 30, с. 138.</ref>}}
 
-
Большевики считали [[иврит]] «реакционным языком», поскольку он в то время был связан, главным образом, с [[иудаизм]]ом и [[сионизм]]ом. Он был официально запрещён [[Народный комиссариат просвещения|Наркомпросом]] (Комиссариат Образования) в [[1919]]. Книги на иврите и периодические издания прекратили появляться и изъяты из библиотек; последняя светская публикация на этом языке была осуществлена в [[1926 год]]у.
 
-
[[Файл:Yiddish Newspaper.jpg|right|thumb|Первый лист газеты «Биробиджанер штерн» ([[Биробиджанская Звезда]])]]
 
== Роспуск ==
== Роспуск ==
-
Евсекция была расформирована в 1930, после создания [[Еврейская автономная область|Еврейской Автономной Области]]. Многие из её членов погибли во время террора [[1938]] г.
+
Евсекция была расформирована в 1930, после создания [[Еврейская автономная область|Еврейской Автономной Области]]. Бывшие активисты Евсекции, продолжавшие свою деятельность главным образом в еврейской печати, культурных и научных учреждениях, пытались удержать за собой роль руководителей еврейской культуры, но их влияние заметно убывало, а в пору массовых репрессий 1937–38 гг. почти все они были арестованы и уничтожены. В эти же годы начался процесс свертывания еврейских образовательных и культурных учреждений, завершившийся разгромом еврейской советской культуры на идиш в конце 1940-х гг. Деятельность Евсекции была, по-видимому, последней попыткой наладить какие-либо формы еврейской жизни в рамках советского строя и коммунистической идеологии. Опыт Евсекции показал полную несовместимость любой еврейской инициативы, даже носящей коммунистический характер, с партийным и государственным режимом, установленным в Советском Союзе.
 +
 
 +
 
== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 90: Строка 82:
* Simon Dubnow, History of the Jews in Russia and Poland from the earliest times until the present day in three volumes, updated by author in 1938.
* Simon Dubnow, History of the Jews in Russia and Poland from the earliest times until the present day in three volumes, updated by author in 1938.
* Дубнов, Семён Маркович. Новейшая история еврейского народа (1789—1914) в 3х томах. (С эпилогом 1938 г.). Иерусалим-Москва, Мосты культуры, 2002.
* Дубнов, Семён Маркович. Новейшая история еврейского народа (1789—1914) в 3х томах. (С эпилогом 1938 г.). Иерусалим-Москва, Мосты культуры, 2002.
-
* Костырченко, Геннадий. Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм. Москва, 2001.
+
.
* Евреи в Советской России (1917—1967). Иерусалим, Библиотека-Алия, 1975.
* Евреи в Советской России (1917—1967). Иерусалим, Библиотека-Алия, 1975.

Версия 18:19, 2 августа 2010

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии



ЕвСекция, Еврейская секция Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), а также при Коммунистической партии Украины и Белоруссии — название еврейских коммунистических секций РКП(б), созданных в советское время наряду с другими национальными секциями. Главными задачами таких национальных секций являлись борьба с традиционным образом жизни, распространение коммунистической идеологии в среде национальных меньшинств на их родном языке и вовлечение их в «строительство социалистического общества».[1]

Содержание

История создания

Первая Евсекция была организована в июле 1918 г. в Орле, вторая — в Витебске, а затем еще в 11 городах, в которых евреи составляли значительную долю населения. Созданная для подавления проявлений религиозности и «буржуазного национализма» в еврейской среде и стремившаяся заменить еврейскую культуру традиционного еврейского местечка (идишкайт) «пролетарской культурой». Евсекции внедряли идеи Диктатуры пролетариата в среде еврейского рабочего класса. Первая конференция Евсекций прошла в октябре 1918 в Москве.

На конференции присутствовало 64 делегата (из них 33 беспартийных, главным образом еврейские учителя и работники культуры). Коммунисты создали свою фракцию, избравшую Центральное бюро Евсекции (главным образом из членов Центрального еврейского комиссариата) в составе Ш. Диманштейна (председатель), Ю. Шимелиовича (1890–1919), М. Альского, Ш. Агурского (1884–1947) и А. Криницкого-Бампи (1896–1971). Заседания конференции велись на идиш и русском языке. Некоторые делегаты высказывались за предоставление Евсекции большей самостоятельности.


Персоналии

В Евсекцию кроме большевиков вошли многие представители Бунда, Поалей Цион и др. революционных еврейских партий.

Председателем Центрального бюрю Еврейской секции ВКП(б) был С. М. Диманштейн (1886—1937).

Члены ЦБ

  • Ю. Шимелиович (1890—1919)
  • М. Альский.
  • С. Х. Агурский,(1884—1947)
  • А. Криницкий-Бампи (1896—1971).

Видный идеолог движения Эстер (Малка, Мария Яковлевна) Фрумкина (1880—1941) — одна из основательниц Бунда.

Газета Дер Эмес

Центральный орган Евсекций — газета «Дер Эмес» (на идише). Выходила с 1918 до января 1948. Главный редактор газеты (1921—1937) Мойше Литваков (Моисей Ильич) (1875 (1880) — 1937 (39)). Редактора: А. Чемерисский (1880—1942), А. Мережин (1880—1937), Ш. Эпштейн (1881—1945).

Идеология

Главную свою задачу члены Евсекции видели в «коммунистическом воспитании еврейских масс» и выступали на местах инициаторами ликвидации общинных институций, агитировали за закрытие синагог, шельмовали раввинов, резников (см. Шохет в Словаре терминов) и т. д. как «служителей культа». Сосредоточив в своих руках почти полностью печать на идиш (газеты, журналы, издательства), они закрыли путь изданию книг на иврите, который по их наущению был объявлен «реакционным языком». В 1920-х гг. были ликвидированы или поставлены под надзор Евсекции последние остатки некоммунистических еврейских политических обществ и культурных организаций (Хе-Халуц, театр «Хабима», левые По‘алей Цион, ОРТ). Под контролем Евсекции оказались школы на идиш, кафедры и институты «еврейской пролетарской культуры», еврейские культурные учреждения, объединения писателей и т. д. Борьба Евсекции за создание советской еврейской культуры и внедрение коммунистической идеологии сопровождалась нигилистическим отношением к прошлому еврейского народа, негативной оценкой деятельности «мелкобуржуазных и антисоветских» еврейских левых партий, особенно сионистского движения, с которым Евсекция вела яростную борьбу.

Создание еврейской пролетарской культуры

Файл:Jewmuz1920.jpg
Афиша «Открытие летнего сезона Евмуздрамкомедии», Москва, 1920-е годы

Советская власть предпринимали в 1920-30 гг. усилия поощрить «советскую пролетарскую культуру» на идише как контрмера против традиционного еврейского «буржуа» или культуры «штетл». Еврейская газета Дер Эмес («Правда») выходила с 1918 до 1938.

В течение некоторого времени в 1920-ых идиш был одним из четырех официальных языков Белоруссии. В течение 1930-ых 1920-ых, много образовательных учреждений в прежней Черте оседлости, преподавали на идиш. Были созданы еврейские национальные районы Калининдорф, Сталиндорф и Новый Златополь на Украине, Фрейдорф в Крыму.

В ряде областей Украины велось судопроизводство на идише. Был создан Еврейский пролетарский театр в Москве, а также сеть театров на идише в Киеве, Одессе и др. городах.

В университетах Москвы, Киева, Харькова, Минска и др. городов открыты еврейские кафедры и кабинеты, были созданы научно-исследовательские институты для изучения еврейского фольклора, языка и лингвистики.

При содействии Евсекции были созданы еврейские секции при Союзах писателей России, Украины и Белоруссии и в Средней Азии. Евсекция занималась созданием еврейских коллективных хозяйств и пыталась решать проблемы беднейших слоев еврейского населения.

Если еврей удовлетворяет свои культурные надобности по-еврейски, читает еврейские газеты, еврейские книги, ходит на еврейские лекции, если еврейский учитель обсуждает еврейские и мировые проблемы на еврейском языке, слушают радио по-еврейски, посылают своих детей в современные светские еврейские школы, то они, несомненно, евреи и принадлежат к еврейскому народу

Хаим Житловский

В обиход вошли новые слова и понятия: шабесник, пейсаховник, йомкиперник. Так называли дни принудительного труда в священные для евреев дни: Шаббатом, праздник Песахом и Йом-Кипуром. Эти понятия хорошо передавали воинствующий атеизм новой еврейской жизни. Искусственно создавались новые обряды, такие как «ройтер брис» (красное обрезание), куда евреи приглашали и своих нееврейских товарищей.[2]

После закрытия Евсекции культурная деятельность на идише в СССР была постепенно свернута.


Роспуск

Евсекция была расформирована в 1930, после создания Еврейской Автономной Области. Бывшие активисты Евсекции, продолжавшие свою деятельность главным образом в еврейской печати, культурных и научных учреждениях, пытались удержать за собой роль руководителей еврейской культуры, но их влияние заметно убывало, а в пору массовых репрессий 1937–38 гг. почти все они были арестованы и уничтожены. В эти же годы начался процесс свертывания еврейских образовательных и культурных учреждений, завершившийся разгромом еврейской советской культуры на идиш в конце 1940-х гг. Деятельность Евсекции была, по-видимому, последней попыткой наладить какие-либо формы еврейской жизни в рамках советского строя и коммунистической идеологии. Опыт Евсекции показал полную несовместимость любой еврейской инициативы, даже носящей коммунистический характер, с партийным и государственным режимом, установленным в Советском Союзе.


Примечания

  1. Статья «Евсекция» в Электронной еврейской энциклопедии
  2. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок lebed.com не указан текст

Литература

  • Zvi Gitelman, Jewish Nationality and Soviet Politics: The Jewish Sections of the CPSU, Princeton, 1972.
  • Simon Dubnow, History of the Jews in Russia and Poland from the earliest times until the present day in three volumes, updated by author in 1938.
  • Дубнов, Семён Маркович. Новейшая история еврейского народа (1789—1914) в 3х томах. (С эпилогом 1938 г.). Иерусалим-Москва, Мосты культуры, 2002.

.

  • Евреи в Советской России (1917—1967). Иерусалим, Библиотека-Алия, 1975.

Ссылки


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках